Урок-игра по теме "Металлы", 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Урок-игра по теме "Металлы", 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_po_teme_metally_9klass.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-ИГРЫ ПО ХИМИИ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛЫ»

Комозина Н.В.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», г. Прокопьевск

Цель: Обобщение и углубление знаний по теме «металлы», привитие интереса к предмету

Подготовка к игре: Повторить материал по теме «Металлы», написать химическую сказку, оду или стихотворение о металлах.

В игре принимают участие 2 команды по 10 человек, болельщики, ведущий-учитель, жюри-2 учащихся. Приготовить звёзды, цифры (1-5)-10шт, вопросы на электронную доску (3-5тур)

     ТУР 1 Разминка

За 1 мин каждая команда должна ответить на 15 вопросов. За каждый правильный ответ участник команды получает звезду

     Вопросы для 1 команды

1)Заряженная частица вещества (ион)

2)Какой вид связи характерен для металлов? (металлическая)

3)Как называется однородная система, состоящая из нескольких металлов? (сплав)

4)От соединений, каких  металлов зависит зелёная окраска растений и красный цвет крови? (магний, железо)

5)Почему свежий надрез яблока становится бурым? (окисляется)

6)Какой металл может болеть «чумой»? (олово)

7) Какой металл  летает? (алюминий)

8)Назовите одно из семи чудес света, сделанное из металла. (кутибская колонна в Индии)

9)Название какого металла переводится с латинского языка как «зола растений». (калий)

10)Как называется цветной сплав меди с цинком? (латунь)

11)Какой из семи металлов древности символизировал сны, раны, грабежи? (серебро)

12)Какой металл назван в честь острова? (медь)

13) Какой сплав используют для изготовления посуды, украшений, а также чеканят монеты «серебро»? (мельхиор)

14)Как называется природная минеральная краска на основе гидроксида железа (III)(охра)

15)Какой металл можно расплавить в руке? (цезий)

      Вопросы для 2 команды

1)Мельчайшая частица химического элемента (атом)

2)Какой металл самый распространённый на Земле? (алюминий)

3)Какой металл можно «зажечь» холодной водой? (калий)

4)Как называется процесс разрушения металла под действием условий окружающей среды? (коррозия)

5)Ионы, какого металла обладают бактерицидными свойствами? (серебра)

6)Соединения, какого металла придаёт твёрдость костной ткани? (кальция)

7)Сплав какого металла с медью дал название целой эпохи человеческого развития.? (олово –бронза)

8)Почему алюминиевую посуду нельзя мыть содой? (разрушается оксидная плёнка)

9)Какой металл защищает от рентгеновского излучения? (свинец)

10)В какой водке растворяются благородные металлы? (в царской)

11)Название какого элемента переводится с латинского «утренняя заря». (золото)

12)Какой металл самый твёрдый? (хром)

13) Как в Древней Руси называли кроваво-красный кристалл оксида алюминия? (яхонт)

14) Назовите 2 металла, к которым подходит определение «недотрога» (цезий, рубидий)

15) Из какого сплава отлиты Знаменитые Царь-пушка и Царь-колокол в Московском Кремле? (бронза)

В игре остаются учащиеся, которые  заработали звёзды

    ТУР 2 Кто быстрее

Игроки поднимают таблички с номерами веществ, которые, по их мнению, ему соответствуют (У каждого участника таблицы с цифрами)

1

5

2

1

3

2

4

3

5

4

Цифры, выделенные цветным шрифтом, соответствуют ответам на вопросы. При ответе учащиеся поднимают таблички с порядковыми номерами. Кто не зарабатывает ни одной звезды – выбывает.

1)Сколько р- электронов на наружном слое в атоме германия? (3)

2)Какова валентность железа Fe3O4? (3,4)

3)Сколько электронов находится на внешнем уровне щелочных металлов? (2)

4)Чему равна степень окисления мышьяка в соединении As2O5(1)

●Наиболее растворимое в воде основание  1. LiOH   2.RbOH    3. CsOH   4.FrOH

●Амфотерные оксиды:          1.CO2  2.N2O5  3Al2O3   4.MgO  5.Cr2O3

●Кислотные оксиды:              1.R2O  2.Mn2O7  3.CaO  4.BaO  5.Al2O3

●Эти элементы не расположены в порядке возрастания металлических свойств

1.Li, Na, K     2. Si, Al, Mg      3.Ca, K, Rb     4.Mg, Al, Ca

     Игра со зрителями

Составить названия химических элементов, используя только эти буквы. Победит тот, кто составит самое длинное слово (празеодим)

Р

Д

М

Н

Е

И

О

П

А

З

Т

     ТУР 3 Составить выражение

В повседневной жизни мы часто слышим выражения, в которых свойства каких либо предметов или объектов сравниваются со свойствами металлов. Например: золотые руки, свинцовое небо.

Задание. В течение одной минуты каждому игроку написать максимальное количество таких словосочетаний. (За 2 словосочетания – звезда)

     ТУР 4  Это интересно

1)Древний историк Плиний Старший рассказывает об интересном событии, которое произошло 2000лет назад. Однажды к Римскому императору Тиберию пришёл незнакомец, принеся в дар изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, металла, полученного из глинистой земли. Должно быть чувство благодарности редко обременяло императора, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившееся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством «опасного металла». Из какого металла была изготовлена чаша? (алюминий)

2)Однажды некий американский миллионер заказал себе яхту для морских прогулок. Яхту построили богатую, прекрасно отделанную. Подводную часть сделали железной, а сверху яхту обшили красивым сплавом меди с никелем. Недёшево обошлась она хозяину. Но очень скоро, не успев сделать и одного длительного рейса, яхта пришла в полную негодность. Стали расследовать причину столь удивительного случая. И что же выяснилось? (произошла коррозия)

3)Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковые, а вот посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? (серебро)

     ФИНАЛ   Реши задачу (Контексные задачи)  2учащихся

1)17дека6ря1916г. князь Феликс Юсупов с сообщниками пытался отравить Григория Распутина, который пользовался неограниченным влиянием на семью последнего  российского императора и которого считают одной из самых одиозных фигур российской истории. Для этого заговорщики до6авили яд Х в пирожные. Однако яд не подействовал и Распутин 6ыл  убит 11 выстрелами. Проведённый  анализ  позволил определить состав яда. Он состоял из калия (60%), углерода(18,46%) и азота (21,54%).

Задание: выведите формулу вещества, которым пытались отравить Распутина.

2)В Англии в последние десятилетия наблюдается снижение смертности от болезней сосудов головного мозга. Это связано с увеличением потребления свежих фруктов и овощей. В свежих овощах и фруктах всегда много калия и мало натрия. Натрий задерживает воду в организме, повышая артериальное давление, а калий, напротив, способствует его снижению. Вот почему увеличение потребления овощей, фруктов, в частности яблок, можно рассматривать как существенную меру предупреждения болезней сосудов головного мозга.

Задание:1.Составьте уравнения электролитической диссоциации хлорида калия, хлорида натрия. 2.Какова биологическая роль ионов натрия и калия в живом организм? Подведение итогов игры, выставление отметок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок-игра в 8-м классе по теме «Авария с выбросом радиоактивных веществ» по типу игры «Домино» Филатова Т.Н.

Урок-игра в 8-м классе по теме «Авария с выбросом радиоактивных веществ» по типу игры «Домино» Филатова Т.Н.Цель:1.       В занимательной форме провести контроль знаний у...

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" Оборудование: компьютерное обеспечение (презентация), раздаточный материал для каждого ученика.ЦЕЛИ И ЗАД...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК-ИГРА «ОЛИМПИАДА» В 3 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А

АННОТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК-ИГРА «ОЛИМПИАДА» В 3 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А...

Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными"

Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными"  Тип урока. Урок применений знаний и умений.Цели урока.Образовательная.Закрепить умение решать системы ...

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

План-конспект урока на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....