План-конспект урока "Оксиды"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Урок ао учебнику Г.Е.Рудзитиса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oksidy.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок химии

8 класс

Тема «Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, применение»

Тип урока: 

 Урок усвоения новых знаний.

Цель урока:

Образовательная – сформировать понятие об оксидах  как об одном из классов химических соединений, изучить физические свойства и классификацию оксидов; изучить основные правила  номенклатуры оксидов, определить значение оксидов в природе и жизни человека; познакомить учащихся с основными способами получения оксидов.

 Развивающая – формировать умения сравнивать, выявлять общие признаки веществ, делать выводы, продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с различными источниками информации.

 Воспитательная – воспитывать ответственность, самостоятельность,  формировать коммуникативные качества обучающихся при организации работы в группах; формировать познавательный интерес, ценностное отношение  к химии как науке и учебному предмету.

Методы: объяснительно-иллюстративный (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации по теме урока); частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, справочника, учебного пособия,  заполнение таблицы и чтении схем); контроль знаний.

Основные понятия: оксиды, номенклатура оксидов, кислотный оксид, основный оксид, амфотерный оксид, солеобразующие оксиды, несолеобразующие оксиды, физические свойства оксидов, способы получения оксидов.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока; таблица, химический стакан с водой; коллекция оксидов (на демонстрационном столе учителя).

Используемый учебник:  Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия  8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва, «Просвещение», 2016г.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы, цели, задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.
  3. Актуализация опорных знаний учащихся.  Проверка домашнего задания.
  4. Изучение нового материала.
  5. Первичный контроль, проверка понимания усвоенного материала.
  6. Первичное закрепление усвоенного материала.
  7. Дифференцированное домашнее задание, инструктаж  по его выполнению.
  8. Подведение итогов урока. Проведение рефлексии.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Определение готовности обучающихся к уроку. Позитивный настрой на урок.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы, цели, задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем изучать химические соединения, значение которых сложно переоценить для нашей планеты и для людей.  Сейчас я приведу примеры веществ, которые мы будем изучать на нашем уроке. И попрошу вас, глядя на слайд, назвать приведенные на нем вещества.

Перед вами химический стакан с жидкостью. Древний философ Фалес из Милета еще в VI веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего.

Она и дождь, и град, и снег,

Туман и гололед,

Носитель благ, предвестник бед -

И радуга и лед.

Что это за вещество? Ответ прост – это вода. (Слайд с формулами оксидов). Запишите формулу воды в тетрадь. Скажите ее химическое название.

Второе вещество вы определите сами:

-  газ, выделяемый нами при выдохе;

-  газ, необходимый растениям для фотосинтеза.

Конечно, это углекислый газ. Запишите формулу углекислого газа. Дайте химическое название этому веществу.(Слайд с формулами оксидов).

А вот вещество, которое ассоциируется у вас с летом, рекой или морем. Конечно, это обыкновенный песок. Но химическое название его (скажите, глядя на слайд?)

Какое слово объединяет названия этих веществ?

Правильно — оксиды. Я думаю вы уже поняли, какие вещества мы будем   изучать на нашем уроке.  Оксиды. (Слайд с темой урока)

Что такое оксиды? Вы знаете это из темы «кислород». Напомните мне, пожалуйста.

Правильно. А сейчас мы более подробно познакомимся с оксидами.

        Совместное определение целей урока. Что бы вы хотели узнать об оксидах? Ученики определяют цели. Запись учителем целей урока на доске под диктовку обучающихся.

Корректирование учителем целей, обозначенных учениками.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.  Проверка домашнего задания.

Мы с вами сказали, что оксиды — это сложные вещества Почему мы называем их сложными? Какие вещества называются простыми? (Слайд). 

Для правильного написания формул оксидов вспомним:

Что такое валентность химического элемента?

Правило определения валентности элементов в бинарном соединении на примере  Na2O?

Порядок действий при составлении химических формул на примере Al(III)O(II)? 

  1. Изучение нового материала.
  1. Классификация химических соединений. Общая формула оксидов.

Все сложные вещества подразделяют на группы (классы). Вещества, которые относятся к определенному классу сложных веществ, сходны по составу и химическим свойствам. При изучении нового материала учитель демонстрирует таблицу «Классификация химических соединений». 

  1. Названия оксидов.

 Любое вещество имеет определенное химическое название.  Мы с вами уже наз0ывали оксиды и я думаю, вы мне поможете выяснить, как их называть по правилам международной номенклатуры:

1.Для элемента с постоянной валентностью название оксида складывается из:

«оксид» + название химического элемента в родительном падеже;

2.  Для элемента с переменной валентностью ее указывают словами, а при написании –  римскими цифрами в скобках после названия химического элемента:

 «оксид» + название химического элемента в родительном падеже + валентность элемента

Выполнение тренировочного упражнения:

Na2O,  К2О,  СаО,  СuО,  Р2O3,  Р2O5,  CrO,  Cr2O3,  Аl2O3,  SO2,  SO3,  MnO, Mn2O7.

  1. Работа в группах. Задания для групп предложены на карточках. После работы над заданиями  группы презентуют изученный материал.

Задание группе №1.

 Используя материал учебника, справочника по химии, учебного пособия, найдите определение «оксид». Сравните  определения, приведенные в различных источниках. Выпишите в тетрадь более понятное для вас определение.

Задание группе №2.

Физические свойства оксидов. При обсуждении с классом физических свойств оксидов учитель демонстрирует классу образцы оксидов.

Пользуясь материалом учебника §40 (стр.132), определите, какими физическими свойствами обладают оксиды. Запишите в тетрадь.

Задание группе 3

Классификация оксидов по составу.

Пользуясь схемой 5 учебника §40 (стр.132), выпишите три группы оксидов, приведите примеры к  каждой группе.

         Таким образом ,к основным оксидам относятся оксиды металлов с валентностью I и II. К кислотным – оксиды неметаллов и металлов с валентностью больше IV (V, VI, VII). К амфотерным – оксиды металлов с валентностью III и IV, и некоторые с валентностью II (например, Be, Zn). 

Способы получения оксидов.

Новый рисунок (2)

        Химические свойства оксидов

        В физике есть правило — противоположные заряды притягиваются. Так же и в химии — вещества с противоположными свойствами вступают во взаимодействие.

Поэтому вещества, проявляющие кислотные свойства будут взаимодействовать с веществами, обладающими кислотными свойствами.Какими же свойствами обладают оксиды (слайд)

Опережающее обучение. Выступление ученика с подготовленной заранее презентацией «Применение оксидов».

5.   Первичный контроль, проверка понимания усвоенного материала.

1) Какое из двух веществ можно отнести к оксидам. Ответ мотивируйте. Дайте названия оксидам.

 а) N2O3     или   Ca3N2;

б) Ca(OH)2  или   CaO?

2) Выберите из предложенного  перечня  химических формул веществ формулы оксидов. 1 ряд выбирает оксиды основные, второй кислотные, третий амфотерные.  Самопроверка, ответы на слайде.

SO3, Ca(OH)2, FeO, H2CO3, Al2О3, KOH, CO2, FeCl3, Na2O, H2SO4, ZnO.

Учитель осуществляет проверку понимания усвоенного материала.

  1. Первичное закрепление усвоенного материала

Первичное закрепление усвоенного материала учитель проводит с использованием раздаточного материала. Учащиеся выполняют тестовую работу по вариантам с взаимопроверкой и взаимооцениванием. Ответы – на слайде.

  1. Определите лишнее химическое вещество.

1 вариант

1.        СаО, СН4, N2О;

2.        КОН, РbО, СО2;

2 вариант

1.        SiО2, О2, Н2О;

2.        Al2О3, ZnО, Н2СО3.

2) «Найди соответствие».

Найдите соответствие между формулой оксида и его названием.

1 вариант

1.        N2О5           а. оксид азота (IV)

2.        ZnО            b.  оксид азота (V)

3.        NО2             с. оксид цинка (VI)

2  вариант

1.        SО2              а.  оксид серы (VI)

2.        Nа2О            b.  оксид серы (IV)

3.           SО3               с.  оксид натрия

 

  1. Дифференцированное домашнее задание. Инструктаж по его выполнению.

Изучить §40, упр.1 (устно), 2 (письменно).

*Подготовить презентацию «Оксиды в природе».

  1. Подведение итогов урока. Проведение рефлексии.

Наш урок подошел к завершению. Посмотрите, какие цели поставили в начале урока. Можно ли считать, что наши цели на урок достигнуты?

 Надеюсь, что теперь вы можете ответить на вопрос, что объединяет воду, речной песок, негашеную известь и углекислый газ, который мы выдыхаем..
     Закончите, пожалуйста,  предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Какую оценку вы поставите классу за работу на уроке и почему? Оцените свою деятельность на уроке и класса, нарисуйте в тетради смайлик веселый, грустный или нейтральный.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...