Урок-викторина для 8 класса на тему "Первоначальные химические понятия"
тренажёр по химии (8 класс)

Золаева Кристина Владимировна

Химия – довольно сложный предмет и развить интерес детей к изучению науки не простая задача. Применение игровых технологий может помочь в этом вопросе, так как игра способствует активации деятельности учащихся, что непременно вызывает интерес к предмету. Особенно важно это для учащихся восьмых классов, потому что этот предмет у них впервые и упустив первоначальные основы науки изучение следующего материала будет очень сложным и наверняка пропадет интерес и мотивация ученика.

Вашему вниманию представляю разработку урока-викторины для 8 класса на тему «Первоначальные химические понятия».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение игровых технологий в процессе обучения в школе

В настоящее время игровые технологии широко используются в образовательной деятельности как младших, так и старших классов. В отечественной и в мировой педагогической практике накоплено большое количество информации, которая может быть использована на уроках. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Интерес к такому виду деятельности вызван развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, сложностью восприятия информации учащимися. В философии игра рассматривается как средство постижения окружающего мира. В педагогической науке игра рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения. В психологии, игра рассматривается как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен. 

На уроках игровые технологии применяют по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. [1]

Для эффективного использования игровых технологий на уроках необходимо соблюдать следующий ряд правил:

  • соответствие тематики игр учебно-воспитательным целям урока;
  • соответствие правил и сложности игры возрасту учеников;
  • не стоит применять игровые технологии очень часто, так как это может привести к несерьезному отношению учащихся к предмету.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как способствуют активизации деятельности учащихся, прививают интерес к изучению предмета, а также выполняют ряд других функций (тренировка памяти, развитие внимания, вырабатываются речевые умения и навыки, преодоление пассивности слабоуспевающих и неуспевающих учеников). Основная функция игры – это самореализация учащихся как личности. Детям важен сам процесс игры, а не достижение результата и призы. [2]

Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива. [3]

Химия – довольно сложный предмет и развить интерес детей к изучению науки не простая задача. Применение игровых технологий может помочь в этом вопросе, так как игра способствует активации деятельности учащихся, что непременно вызывает интерес к предмету. Особенно важно это для учащихся восьмых классов, потому что этот предмет у них впервые и упустив первоначальные основы науки изучение следующего материала будет очень сложным и наверняка пропадет интерес и мотивация ученика.

Вашему вниманию представляю разработку урока-викторины для 8 класса на тему «Первоначальные химические понятия».


Разработка урока по химии в 8 классе

по теме: «Первоначальные химические понятия»

учитель химии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»

имени Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло города Краснодара

Золаева Кристина Владимировна

Цель урока: закрепление и обобщение материала по темам раздела «Первоначальные химические понятия».

Задачи урока:

обучающие: содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между химией и другими естественными науками, между веществом и физическим телом, между формами существования химического элемента, повторить и закрепить материал;

развивающие: способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей по средствам работы в малых группах;

воспитательные: содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Форма урока: викторина с работой в группах.

Оборудование: раздаточный материал (наборы для создания атомно-молекулярные моделей), интерактивная доска, презентация), флажки для обозначения готовности к ответу, кружки в качестве баллов.

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и вида урока. Деление учащихся на 4 группы по 7-8человек (важно, чтобы в каждой команде был сильный ученик и отстающий). Объяснение правил викторины:

  •  сообщать о готовности к ответу поднятием флажков;
  • отвечает на вопросы не капитан команды, а тот, кого спросит учитель (важно, чтобы все ученики принимали участие и слабоуспевающие в первую очередь);
  • за правильный ответ 2 балла, за неполный ответ 1 балл.

Мотивация учеников – приз для победителей (по усмотрению учителя).

Действия учащихся: приветствие учителя, образование групп, выбор капитана и названия команды, подготовка письменных принадлежностей, ознакомление с правилами викторины.

2. Викторина (вопросы представляют на интерактивной доске в презентации)

  1. Дайте определение понятию «моль»

Действия учащихся: обсуждение задания, объяснение задания всем участникам группы, поднятие флажка, сигнализирующее о готовности к ответу.

Действия учителя: оценивание ответа команды, которая раньше других справилась с заданием.

  1. Как называется химический элемент, который находится в VI A группе 4 периода

Действия учащихся: обсуждение задания, объяснение задания всем участникам группы, поднятие флажка, сигнализирующее о готовности к ответу.

Действия учителя: оценивание ответа команды, которая раньше других справилась с заданием. При желании учитель может привести еще одно задание данного типа для не ответивших команд.

  1. Напишите химическую формулу оксида фосфора (III)

Действия учащихся: обсуждение задания, объяснение задания всем участникам группы, поднятие флажка, сигнализирующее о готовности к ответу.

Действия учителя: оценивание ответа команды, которая раньше других справилась с заданием.

  1. Напишите химическую формулу сульфида натрия

Действия учащихся: обсуждение задания, объяснение задания всем участникам группы, поднятие флажка, сигнализирующее о готовности к ответу.

Действия учителя: оценивание ответа команды, которая раньше других справилась с заданием.

  1. Определите валентность хлора в следующем соединении Cl2O5

Действия учащихся: обсуждение задания, объяснение задания всем участникам группы, поднятие флажка, сигнализирующее о готовности к ответу.

Действия учителя: оценивание ответа команды, которая раньше других справилась с заданием.

  1. Сколько молей содержится в 20г углекислого газа СО2

Действия учащихся: обсуждение задания, объяснение задания всем участникам группы, поднятие флажка, сигнализирующее о готовности к ответу.

Действия учителя: оценивание ответа команды, которая раньше других справилась с заданием.

  1. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции CO2+NaOH=Na2CO3+H2O

Действия учащихся: обсуждение задания, объяснение задания всем участникам группы, поднятие флажка, сигнализирующее о готовности к ответу.

Действия учителя: оценивание ответа команды, которая раньше других справилась с заданием. При желании учитель может привести еще одно задание данного типа для не ответивших команд.

  1. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции N2O3+H2O=HNO3

Действия учащихся: обсуждение задания, объяснение задания всем участникам группы, поднятие флажка, сигнализирующее о готовности к ответу.

Действия учителя: оценивание ответа команды, которая раньше других справилась с заданием.

  1. Какие типы реакций вы знаете. Приведите примеры реакций.

Действия учащихся: обсуждение задания, объяснение задания всем участникам группы, поднятие флажка, сигнализирующее о готовности к ответу.

Действия учителя: оценивание ответа команды, которая раньше других справилась с заданием.

Раздать каждой команде наборы для создания атомно-молекулярные моделей), интерактивная доска, презентация.

  1. Соберите молекулы H2S и NH3.

Действия учащихся: обсуждение задания, объяснение задания всем участникам группы, поднятие флажка, сигнализирующее о готовности к ответу.

Действия учителя: оценивание ответа команды, которая раньше других справилась с заданием. Если позволяет время учитель может привести еще одно задание данного типа для не ответивших команд.

 

3. Подведение итогов викторины. Вручение призов.

Подсчитать количество баллов в каждой команде. Объявить победителей. Вручить приз. Поблагодарить все команды за участие и за старание.

В качестве итога к уроку можно привести несколько интересных фактов из науки:

  1. При температуре 5000 oC железо переходит в газообразное состояние;
  2. Д.И. Менделеев открыл систему химических элементов;
  3. В луке содержится сера, которая вызывает слезы у человека;
  4. Чтобы покрасить огонь в зеленый цвет используют бор;
  5. В компьютерных микросхемах используют кремний.[4]

Список используемых источников

  1. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
  2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
  3. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.
  4. https://100-faktov.ru/100-interesnyx-faktov-o-ximii/
  5. Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. К учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия: неорганическая химия. 8 класс». – 4-е издание.,доп. – М.,2015. –191с.
  6. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. –4-е издание. –М. «Просвещение», 2016г. –207с



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина по теме "Класс Млекопитающие".

Урок обобщения  в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие" в игровой форме....

Урок-викторина в 6 классе к Дню Знаний: «В кругу семьи».

Урок-викторина в 6 классе                к Дню Знаний:        «В кругу семьи». ...

Разработка урока по литературе Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс

Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й классЦель урока:Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова....

тесты для 8 класса по темам химические понятия и строение веществ.

данные тесты включают по 20 вопросов разного уровня сложности и подхоят для использования в итоговом оценивании и в текущем....

Урок-викторина для 3 класса. Английский язык. Brilliant, 3 класс, Ю.А. Комарова. 8-9 раздел

Английский язык. Brilliant, 3 класс, Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт, ООО «ТИД «Русское слово - РС»: Макмиллан, 2013г.Закрепление лексических единиц. Разделы 8-9...

Контрольная работа по химии, 8 класс. Раздел "Первоначальные химические понятия"

Контрольная работа проводится в 8 классе после изучения раздела "Первоначальные химические понятия"...