Открытый урок по теме:«Решение задач с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»»
материал по химии (8 класс)

Открытый урок по теме:

 «Решение задач с использованием понятия 

«массовая доля    вещества в растворе»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rastvory.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

                            Открытый урок по теме:

 «Решение задач с использованием понятия «массовая доля    вещества в растворе»»

Класс: 8

Морозова Ольга Александровна, учитель химии, МБОУ "Полянская СШ"

Цели:

Дидактическая – обобщить знания по теме «Массовая доля вещества в растворе», закрепить теоретические представления о данной величине;

Обучающие – проверить степень усвоения учебного материала, знание формул, определений, величин измерения концентрации.

Развивающие – способствовать развитию творческого мышления (умения выделять главное, анализировать условия задачи, обобщать изученные факты), стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету;

Воспитательные – воспитание умения применять полученные знания на практике; воспитание аккуратности, прилежания, продолжить формирование навыков работы в небольших группах;

Здоровьесберегающая – создание благоприятных гигиенических и эстетических условий для проведения урока.

Ход урока:

Что такое раствор? (однородная система, состоящая из частиц растворителя и частиц растворённого вещества).

Какое значение имеют растворы? (почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д.; получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах).

Что такое растворитель и растворенное вещество? (растворитель – это компонент раствора, содержащийся в большем количестве и имеющем тоже агрегатное состояние, что и конечный раствор; все остальные вещества в растворе называются растворенными веществами).

Что такое массовая доля? (отношение количества растворенного вещества к общей массе раствора).

Процентная концентрация? (массовая доля вещества, выраженная в процентах).

Формула для расчета массовой доли? (W=mв-ва/mр-ра * 100%).

На столе стоит бутылка с уксусом. Обратите внимание на этикетку. На ней указано процентное содержание уксусной кислоты (растворенного вещества) в растворе. Что это означает?

Ответ: в 100 г раствора содержится 9 г уксусной кислоты – 91 г H2О

- 5% спиртовой раствор йода;

- 3% перекиси водорода;

.

    Великий русский ученый Д.И. Менделеев так писал о значении измерений для науки: “Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры”. Химик должен правильно считать и логически мыслить”.

Химик-органик Н.Н. Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть».

Задача урока:

- научиться решать задачи, использовать полученные знания в быту, подготовка к практической работе.

(Учащиеся получают технологические карты урока)

Задачи у доски:

Задача 1.

В воде массой 200 г, растворим сахар массой 40 г. Определите массовую долю сахара в полученном растворе? (16,7%)

Задача 2.

Дана вода массой 500 г и соль массой в 20 г. Определите массовую долю соли в полученном растворе? (3,8%)

Задача 3

 Рассчитайте массы воды и соли, которые нужно взять для приготовления 350 г раствора с массовой долей соли 20%(70 г;280 г)

Задача 4.

 К 200 г 40 %-ного раствора серной кислоты добавили 80г  воды. Каково процентное содержание серной кислоты во вновь полученном растворе? (28,6%)

Задача 5

 Смешали два раствора серной кислоты: 80 г 40%-го и 160 г 10%-го. Найдите  массовую долю кислоты в полученном растворе (20%)

Самостоятельная работа:

1. Вычислите массовую долю растворенного вещества, если в 77г воды растворили 13 г соли.(14%)

2. Рассчитайте массы воды и соли, которые нужно взять для приготовления 250 г раствора с массовой долей соли 20%(50г;200г)

(самооценка учащимися своих работ)

Применение изученного:

А теперь вы будете работать в группах. Представьте, что вы – работники лаборатории и получили несколько заказов от частной компании. И их требуется выполнить. Прошу каждую группу обсчитать свою заказ и назначить одного представителя группы выступить с расчетами у доски. Обратите внимание, что все задачи – бытовые, то есть мы с ними встречаемся в жизни. Время, выделенное на выполнение расчетов, – 7 минут

Практические задания для групп:

1 группа

Какие массы гидрокарбоната натрия (соды, NaHCO3) и воды нужно взять, чтобы приготовить раствор массой 50г с массовой долей 10%? (раствор применяется для полоскания горла). (5г, 45г)

2 группа

 Какие массы поваренной соли и воды нужно взять для получения 100г 7% раствора (раствор применяется для засолки огурцов). (7г, 93г)

3группа

Сколько нужно взять воды и хлорида меди, чтобы приготовить 80г раствора с массовой долей 1,5%? (раствор применяется для борьбы с фитофторозом растений). (1,2г, 78,8г)

Подведение итогов выполнения практических заданий для групп, выставление оценок.

Домашнее задание:

-Подготовка к практической работе № 5 «Приготовление раствора с заданной массовой долей»

-принести 50г поваренной соли

              Технологическая карта урока:                                                             «Решение задач на нахождение массовой доли вещества в растворе».

Задачи у доски:

Задача 1.

В воде массой 200 г, растворим сахар массой 40 г. Определите массовую долю сахара в полученном растворе?

Задача 2.

Дана вода массой 500 г и соль массой в 20 г. Определите массовую долю соли в полученном растворе?

Задача 3

 Рассчитайте массы воды и соли, которые нужно взять для приготовления 350 г раствора с массовой долей соли 20%

Задача 4.

 К 200 г 40 %-ного раствора серной кислоты добавили 80г  воды. Каково процентное содержание серной кислоты во вновь полученном растворе?

Задача 5

 Смешали два раствора серной кислоты: 80 г 40%-го и 160 г 10%-го. Найдите массовую долю кислоты в полученном растворе.

Самостоятельная работа:(7 минут)

1. Вычислите массовую долю растворенного вещества, если в 77г воды растворили 13 г соли.

2. Рассчитайте массы воды и соли, которые нужно взять для приготовления 250 г раствора с массовой долей соли 20%

Практические задания для групп:

1 группа

Какие массы гидрокарбоната натрия (соды, NaHCO3) и воды нужно взять, чтобы приготовить раствор массой 50г с массовой долей 10%? (раствор применяется для полоскания горла).

2 группа

 Какие массы поваренной соли и воды нужно взять для получения 100г 7% раствора (раствор применяется для засолки огурцов).  

3.группа

Сколько нужно взять воды и хлорида меди, чтобы приготовить 80г раствора с массовой долей 1,5%? (раствор применяется для борьбы с фитофторозом растений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задание №27 егэ по химии 2018 - расчёты с использованием понятия "массовая доля вещества в растворе"

В помощь школьникам, которые собираются сдавать ЕГЭ по химии в 2018 году, сделан подбор задач к заданию №27 - расчёты с использованием понятия "массовая доля вещества в растворе"....

конспект открытого урока по теме "Решение текстовых задач"

Решение задач на совместную работу в 9 классе для подготовки к сдаче огэ....

открытый урок по теме "Решение текстовых задач при подготовке к ОГЭ"

открытый урок включает в себя задачи из ОГЭ по математике из раздела геометрия и реальная математика...

Решение расчётной задачи №27 (определение массовой доли вещества в растворе) в ЕГЭ по химии с использованием метода "Стаканов".

Представленный в презентации метод позволяет существенно сэкономить время на экзамене при расчёте задач на определение массовой доли вещества в растворе. Приведено несколько примеров: - расчёт ма...

Разработка урока по химии 8 класс "Решение задач на вычисление массовой доли вещества в растворе, массы растворенного вещества и массы воды"

Открытый урок-практикум в 8д классе, представленный на заседании городского методического объединения учителей химии г. Кызыл Республики Тыва по теме "Решение задач на вычисление массовой доли ве...

Презентация-разработка Открытый урок по химии "Массовая доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе"

Открытый урок по химии "Массова доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе...