Пропедевтический курс как одно из направлений повышения качества химического образования
материал по химии (7, 8, 9, 10 класс)
Пропедевтический курс как одно из направлений
повышения качества химического образования
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пропедевтический курс как одно из направлений
повышения качества химического образования
Пояснительная записка
Данная программа пропедевтического курса «Основы химии» предназначена для учащихся 7-х классов. Программный материал рассчитан на 35 учебных часа, по 1 часу в неделю.
Программа основывается на уже имеющихся у семиклассников знаниях по естественно-научным дисциплинам: физике, географии, биологии. Пропедевтический курс содержит материал, который знакомит учащихся с химией как с наукой.
В начале программы происходит знакомство учащихся с понятийным аппаратом, на котором основывается химия (элемент, символ элемента, атом, молекула, химическая формула, вещество), методами изучения химии как науки - химическим лабораторным экспериментом. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с веществами и химическим оборудованием в этом контексте является одной из важных обучающих и воспитательных целей и задач изучения программы.
Дальнейшее «погружение» в химию происходит через связь ее с другими науками о природе на примерах таких объектов, как атмосфера, почва, вода, камни и горные породы, а также через повседневную жизнь человека - быт. Таким образом, школьники знакомятся с простыми и сложными веществами; основными классами химических соединений (оксидами, гидроксидами -кислотами и основаниями, солями); со свойствами (химическими и физическими) веществ, их превращениями (химическими реакциями).
Практическая часть программы органично связана с изучаемым теоретическим материалом, доступна для понимания и успешного выполнения школьниками с любым уровнем практических умений и навыков.
Пропедевтический курс носит профориентационный характер, рассчитан на учащихся, проявляющих интерес к растительному и животному миру, к минералам, а также имеющих склонность к экспериментированию с объектами природы. Изучение программы курса «Основы химии» во многом может способствовать более успешному овладеванию знаниями по стандартным (базовым и углубленным) программам по химии.
Цели и задачи программы:
- профориентация в области естествознания;
- создание мотивации к изучению химии;
- первоначальное знакомство учащихся с элементарными знаниями по химии;
- воспитание бережного отношения к природе у учащихся;
- создание в представлении учащихся образа химии как интегрирующей науки, имеющей огромное значение в жизни общества;
- развитие творческих способностей учащихся, воображения, фантазии;
- формирование и развитие логических способностей учащихся;
- формирование у учащихся элементарных умений и навыков выполнения практических и лабораторных работ.
На изучение пропедевтического курса отводится 1 час в неделю, всего 35 часов. В результате пропедевтической подготовки появляется возможность более основательного ознакомления с первоначальными понятиями химии и более обоснованного перехода к изучению систематического курса.
Программа реализуется при работе с учебником «Химия: вводный курс» ( и др., М. «Дрофа», 2006).
При рассмотрении отдельных тем курса целесообразно использовать учебники для 8 класса других авторов (на усмотрение учителя), содержание которых соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 000, и примерным программам, созданным на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Тематическое планирование химии в 7 классе
(1 час в неделю, всего 35 часов, из них резервное время – 3 часа)
№ | Тема | Всего часов | Практикум | |
Практические и лабораторные работы | Контрольные работы | |||
I | Химия в центре естествознания | 10 | 9 | |
II | Математика в химии | 10 | 2 | 1 |
III | Явления, происходящие с веществами | 12 | 7 | 1 |
IV | Резервное время | 3 | ||
ИТОГО: | 35 | 18 | 2 |
Поурочное планирование (1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Практикум | Дата | ||
Химия в центре естествознания – 10 часов | ||||||
1 | Химия как часть естествознания. | Естествознание – комплекс наук о природе: физики, химии, биологии, географии. Воздействие человека на природу. Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как основа их применения. | ||||
2 | Наблюдение и эксперимент как методы изучения природы. | Наблюдение – основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Лаборатория. Лабораторный и домашний эксперименты. | ||||
3 | Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. | Устройство лабораторного оборудования, назначение, приёмы обращения. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. | Практическая работа №1. | |||
4 | Устройство и работа спиртовки. Наблюдение за горящей свечой. | Наблюдение. Устройство и назначение спиртовки, правила безопасного обращения с нагревательными приборами. | Практическая работа №2. | |||
5 | Моделирование. | Модели в физике, химии, биологии, географии. Материальные и знаковые модели в химии. | Лабораторная работа №1:конструирование шаростержневых моделей молекул | |||
6 | Химические знаки и формулы. | Химический элемент, химические знаки или символы, их написание, произношение и информация, которую они несут. Химические формулы, их написание, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты. Простые и сложные вещества. | Домашний опыт №1: изготовление моделей молекул из пластилина | |||
7 | Периодическая система . | Периодическая система – графическое выражение объективного закона природы. Структура ПСХЭ: группы и периоды. Положение в ПСХЭ элементов металлов и неметаллов. | ||||
8 | Химия и физика. | Понятия «атом», «молекула» и «ион». Основные положения атомно-молекулярного учения. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решётки. Диффузия. | Домашний опыт №2: диффузия перманганата калия при растворении в воде. | |||
9 | Химия и география. | Геологическое строение нашей планеты. Содержание элементов в земной коре. Минералы и горные породы. | Лабораторная работа №2: изучение минералов с помощью лупы. | |||
10 | Качественные реакции. | Понятие о качественных реакциях. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. | Лабораторная работа №3:распознавание при помощи индикатора кислоты и щёлочи. Обнаружение выдыхаемого углекислого газа при помощи известковой воды. | |||
Математика в химии – 10 часов | ||||||
1(11) | Относительные атомная и молекулярная массы. | Относительная атомная масса Ar и её определение по ПСХЭ. Относительная молекулярная масса Mr и её вычисление по химической формуле вещества и атомным массам составляющих элементов. | Расчётные задачи. | |||
2(12) | Выполнение упражнений и решение задач | Расчётные задачи | ||||
3(13) | Массовая доля элементов в сложном веществе. | Понятие о массовой доле – w. Расчёт массовой доли химических элементов в веществе по формуле. | Расчётные задачи. | |||
4(14) | Чистые вещества и смеси. | Понятие об объёмной доле – φ. Состав воздуха и природного газа. Расчёт объёмов компонентов газовой смеси по объёмной доле. | Лабораторная работа №4: ознакомление с образцами чистых веществ и смесей. | |||
5(15) | Массовая доля вещества в растворе. | Растворитель и растворённое вещество. Понятие о массовой доле вещества в растворе. Расчёт массовой доли вещества по его массе и определение массы вещества по массовой доле. | Расчётные задачи. | |||
6(16) | Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества. | Правила техники безопасности при работе с веществами и оборудованием. | Практическая работа №3. | |||
7(17) | Массовая доля примесей. | Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчёт массы основного вещества по массе вещества, содержащего определённую массовую долю примесей. | Расчётные задачи. | |||
8(18) | Решение расчётных задач и выполнение упражнений по теме «Математика в химии». | Подготовка к контрольной работе. | Расчётные задачи. | |||
9(19) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Математика в химии». | Расчётные задачи и упражнения. | ||||
10(20) | Контрольная работа по теме «Математика в химии». | Контрольная работа №1. | ||||
Явления, происходящие с веществами – 12 часов | ||||||
1(21) | Разделение смесей. Способы разделения смесей. | Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, отстаивание, декантация и др. | Лабораторная работа №6: разделение опилок черных и цветных металлов при помощи магнита. | |||
2(22) | Фильтрование. | Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. | Лабораторная работа №7: изготовление бумажного фильтра из салфетки. | |||
3(23) | Адсорбция. | Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент и его применение. Устройство противогаза. | Лабораторная работа №8: адсорбция активированным углем красителей. | |||
4(24) | Дистилляция. | Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода. Перегонка нефти и жидкого воздуха. | ||||
5(25) | Кристаллизация. | Кристаллизация или выпаривание в лаборатории и природе. | Домашний опыт №4: выращивание кристаллов поваренной соли. | |||
6(26) | Очистка загрязнённой поваренной соли. | Правила техники безопасности при работе с веществами и оборудованием. | Практическая работа №4. | |||
7(27) | Химические реакции: условия протекания и прекращения реакций. | Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и остановки реакций. | Домашний опыт №5: коррозия железа. | |||
8(28) | Химические реакции: признаки реакций. | Признаки реакций: образование или растворение осадков, выделение газов, изменение температуры и цвета, пламя и взрыв. | ||||
9(29) | Условия протекания и признаки химических реакций. | Правила техники безопасности при работе с веществами и оборудованием. | Практическая работа №5. | |||
10(30) | Обсуждение результатов практической работы «Изучение коррозии железа» (Домашний опыт). | |||||
11(31) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами». | Расчётные задачи и упражнения. | ||||
12(32) | Контрольная работа по теме «Явления, происходящие с веществами». | Контрольная работа №2. | ||||
33-35 | Резервное время | |||||
| ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества химического образования посредством исследовательской деятельности учащихся
Обобщение опыта по теме "Повышение качества химического образования посредством исследовательской деятельности учащихся"...

Современные педагогические технологии как одно из средств повышения качества математического образования
Качество образования – это комплексный показатель уровня знаний и умений каждого обучающегося, а также уровня его интеллектуального, нравственного и физического развития, способствующий продукти...

Научно-исследовательская деятельность как одно из направлений повышения качества образовательного процесса
Презентация-выступление руководителя научного общества учащихся "Родник"...

Научно-исследовательская деятельность как одно из направлений повышения качества образовательного процесса
Выступление на педсовете...

Работа с одаренными детьми - одно из направлений повышения качества образования.
Презентация к педагогическому совету....
Интеграция биологии и физики – одно из условий повышения качества естественнонаучного образования
Проблема современного этапа развития российского образования: повышения качества образования, которое удовлетворяло бы познавательные потребности учащихся, обеспечивало высокий уровень их фундам...