Главные вкладки

    Металлический Ералаш
    материал по химии (11 класс)

    Гуркина Марина Эдуардовна

    Металлический Ералаш

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon eralashdoc.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цели:  

    Обучающая – обобщить знания обучающихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ;

    Воспитательная – воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами), ответственное отношение к собственному здоровью (в связи с необходимостью или вредом поступления в организм некоторых металлов); воспитание ответственного отношения у обучающихся к своему образованию;

    Развивающая – продолжить формирование таких нравственных понятий  - как   общечеловеческие  ценности.

    Ход урока

    - Здравствуйте, уважаемые коллеги, ребята!

     Мы продолжаем работу в блоке, который называется ??? «Металлы»

    Наш урок «Металлический Ералаш» мы посвящаем этому блоку

    Кадр I  Домашнее задание

    «Металлов много есть, но дело не в количестве:
    В команде работящей металлической,
    Такие мастера, такие личности!
    Преуменьшать нам вовсе не пристало
    Заслуги безусловные металлов»

    И начнём  мы наш разговор с проверки домашнего задания.

    Используя информационные ресурсы Интернета, Вам надо было подготовить материал и создать презентацию  на одну из следующих тем:

    «Ме и искусство»

    «Этому Ме принадлежит будущее»

    «Ме – труженик »

    Оценивать Ваши знания на сегодняшнем уроке будут:

    Кадр II  Тестирование

    «Определите Ме»

    1. Какой Ме называют элементом плодородия:

    а) свинец           б) калий              в) бериллий

    2. Назовите два Ме, входящие в состав белков:

    а) никель и кобальт         б) калий и натрий             в) железо и магний

    3. Ме жидкий при комнатной температуре:

    а) литий                  б) хром        в) ртуть

    4. Какой из элементов – Ме, существующих в природе имеет самую большую атомную массу:   а) ртуть                 б) свинец               в) уран 

    5. Какой металл входит в состав глины, рубинов, корундов, сапфиров, топазов? 

    а) алюминий                 б) медь               в) осмий  

    6. Наибольшую массу имеет 1моль сульфида:

    а) цинка               б) кальция           в) магния

    Кадр III  Поэтический

    Химия не только серьёзный предмет, а также романтический. Эта её особенность побуждает многих писателей и поэтов использовать в своих произведениях образцы, навеянные этой наукой. Не обошлось и без Ме. Прослушайте поэтические строки и догадайтесь, кто их автор:

    1. «Поэзия – та же добыча радия:

    В грамм добыча, в год труды»

    а) Андрей Вознесенский                б) Александр Блок             в) Владимир Маяковский

    2. «Свинцовою тяжестью всею,
    Легли на дворы небеса»

    а) Анна Ахматова                  б) Александр Блок                 в) Борис Пастернак

    3. Корабельщики в ответ:

    «Мы объехали весь свет; 

    Торговали мы булатом, 

    Чистым серебром и златом,

    И теперь нам вышел срок;

    А лежит нам, путь далек…»

    а) Михаил Лермонтов             б) Фёдор Тютчев                  в) Александр Пушкин

    4. «А за окошком в юном инее

    лежат поля из алюминия.

    По ним - черны, по ним - седы,

    до железнодорожной линии

    Протянутся мои следы»

    а) Фёдор Тютчев                  б) Михаил Светлов                 в) Андрей Вознесенский            

    5. «А квакуши, как шарики ртути,
    Голосами сцепляются в шар,
    И становятся ветками прутья,
    И молочною выдумкой пар»

    а) Осип Мандельштам                б) Александр Пушкин       в) Михаил Лермонтов            

    Кадр IV  Решу ВПР

    Кадр V  « Ме тоже воевали» 

    Давайте вспомним историю

    2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в ??? Сталинградской битве (1943 год)

    «Будем жить, встречать рассветы, верить и любить.
    Только не забыть бы это!
    Лишь бы не забыть…»

    Советские ученые внесли огромный  вклад в победу над фашистской Германией. Ученые-химики создавали новые способы производства взрывчатых веществ, топлива для реактивных снарядов “Катюш”, высокооктановых бензинов, каучука, материалов для изготовления броневой стали, легких сплавов для авиации, лекарственных препаратов и т.д

    Сегодня мы говорим о том, как помогали металлы ковать победу над фашистской Германией.

    1. Без него  не было бы радиолокаторов. В начале Великой Отечественной войны советские ученые создали генераторы для питания раций партизанских отрядов (на основе свойств этого металла превращать тепловую энергию в электрическую).

    Они имели вид обыкновенных солдатских котелков и предназначались для питания раций партизанских отрядов, действовавших в тылу врага на временно оккупированных территориях. Стоило только налить в такой котелок воды, нагреть ее на пламени костра, и рация получала необходимый для работы ток

    Германий, № 32

    2. В годы Великой Отечественной войны гидрид данного металла стал стратегическим. Он бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море. Добавка гидроксида этого металла в щелочные аккумуляторы увеличивала срок их службы в 2-3 раза, что очень нужно было для партизанских отрядов. Трассирующие пули с добавкой его  при полете оставляли сине-зеленый свет. Соединения зтого металла  используются на подводных лодках для очистки воздуха и в настоящее время

    Литий, № 3. 

    3. Знаменитый авиаконструктор С. А.Лавочкин писал: "Я не вижу моего врага - немца-конструктора, который сидит над своими чертежами... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт... чтобы в день, когда два самолета - наш и вражеский - столкнутся в военном небе, наш, именно наш оказался победителем". Так думал не только С. А.Лавочкин, но и каждый создатель боевой отечественной техники.

     Его называют “крылатым” металлом,

    Алюминий, № 13

    Это лишь 3 Ме из 80 Ме, которые воевали вместе с нашей Родиной!!!

    Враг сеял смерть… 
    В разрывах даль… 
    Страна пожарами объята…
    В сердцах и ярость, и печаль…
    Но гас огонь и гнулась сталь
    О волю русского солдата.

    На митинге советских ученых в 1941 году академик А.Е. Ферсман сказал: “Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. Требуется  целый ряд новых металлов для авиации, бронебойной стали; магний, стронций для осветительных ракет и факелов; и самых разнообразных веществ. Необходимо  своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды, чтобы снова наука могла спокойно заниматься своим мирным трудом, чтобы она могла поставить на службу человечеству всю сумму природных богатств, положить всю менделеевскую таблицу к ногам освобожденного и радостного человечества”.

    И советские химики это сделали…….

    Неугасима память поколений,
    И память тех, кого так свято чтим,
    Давайте  встанем на мгновенье,
    И  помолчим…

    МИНУТА МОЛЧАНИЯ.    Включить!!!

    Хотелось бы надеяться, что мощь прекрасной науки – химии, мощь Ме - будет направлена не на создание новых видов оружия, не на разработку новых отравляющих веществ, а на решение глобальных общечеловеческих проблем.

    Россия за мир во всём мире!!!

    Спасибо, Всем за работу!!!

    Кадр VI  «Домашнее задание»  с 257 – 264 (Железо)

    Список использованной литературы:

    1. С.М. Курганский «Внеклассная работа по химии»,1999.

    2. С.М. Курганский «Интеллектуальные игры по химии»,2000.

    3. Байкова В.М. Химия после уроков. – Петрозаводск: Карелия 1984.

    4. Лазаренко А.А. Учителю о внеклассной работе по химии. – М. Просвещение, 1981.

    5. Популярная библиотека химических элементов. – М.: Наука, 1983.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Металлические деньги в истории России

    Презентация  при изучении темы металлы 9,11 класс...

    Урок в 9 классе по теме " Коррозия металлов и способы защиты металлических изделий"

    Данный урок проводился в 9 классе по программе Габриеляна О.С. Урок рассчитан на 2 часа. Много заданий для организации групповой групповой формы работы. Первая часть  урока разработана в системе ...

    Проект "Коррозия - рыжая крыса грызет металлический лом"

    Материал предназначен для использования в 9, 11 классах....

    Презентация "Химическая связь - металлическая,водородная, Ван-дер-Ваальсова"

    Презентация для 9 и 11 классов, содержит тестовые задания и сравнительную таблицу для видов химических связей в соединениях....

    Презентация "Положение металлов в периодической системе. Металлическая связь. Металлическая решетка. Общие физические свойства металлов" 9 класс

    Презентация "Положение металлов в периодической системе. Металлическая связь. Металлическая решетка. Общие физические свойства металлов" 9 класс...