Главные вкладки

    открытый урок на тему "Металлическая связь"
    методическая разработка по химии по теме

    Сафронова Марина Вячеславовна

    по химии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_teme_metal_svyaz.docx29.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок химии в 8 классе по теме «Металлическая химическая связь»                 (с использованием технологии критического мышления).                                                                                                                           

    Цели урока:

    Образовательные:

    познакомить учащихся с металлической связью, знать определение металлической связи;

    уметь объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью;

    Развивающие:

    создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;

    развитие критического мышления, памяти, внимания, наблюдательности.

    Воспитательная:                                                                                                                           воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

    Тип урока: - изучение нового материала.
    Оборудование: ПК, медиапроектор, на доске - формулы веществ на магнитах, на каждом столе у учащихся – мини-лекция, образцы металлов и сплавов,  листки чистой бумаги, бланк с заданиями.

    Ход урока

    1. Стадия вызова -  Добрый день, ребята! Садитесь. Мне приятно видеть вас снова на уроке химии.

    - Я уверена, что наша работа будет плодотворной. Вы все сможете достигнуть положительного результата в учебном труде. Вы все успешны. Но для этого надо трудиться. Как сказал Плавт, римский драматург: «Кто хочет съесть ядро ореха, должен расколоть его скорлупу» (слайд 1)

     СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА ( ПУЧОК)

    Задачи этой стадии:

    самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;

    самостоятельная актуализация по теме и пробуждение познавательной активности;

    на этой фазе работы заслушивается коллективное мнение, знание об этом понятии и выявляются  остаточные знания.
    На этом этапе не дается  оценка знаний. Но кластер пока с доски не стирается.
    Учитель ставит перед ребятами вопрос: « А соответствуют ли ваши  представления научным понятиям?» и ставит учебную задачу.

    Учитель: Что мы изучаем с вами  в течение нескольких уроков?                                                 Ученики: Химическую связь.                                                                                                            Учитель: Что мы знаем о химической связи?                                                                                  Ученики: Типы химических связей, их механизмы образования .                                                         Учитель: Какие типы химических связей мы изучили?                                                                     Ученики: Ионную и ковалентную: неполярную и полярную.                                                       Учитель: Какую химическую связь называют ионной? Ковалентной?  Какая связь называется ковалентной неполярной и полярной?                                                                            Ученики дают определение типам связи.                                                                                               Учитель: Ребята, на доске даны формулы веществ распределите их по типам связи.                                               Формулы веществ: NaCl , O2 ,  HCl , Na  , K2S  ,   H2S,  Mg ,  H2  ,Al .                                                         У каких веществ вы затруднились определить тип химической связи?  Что это за вещества, определите по периодической системе?                                                                                                                                                        А если образуется простое вещество металл? Какой вид связи может быть в этих веществах?

    (предположение: металлическая)

    Верно. И тема урока сегодня: «Металлическая химическая связь» (Слайд 2)(запись в тетрадях)  

    Химическая связь

    Типы химической связи

                                   ↓                    

                              ?                 Ионная                             Ковалентная

                                                  Металлическая                                                   

                                                                                               Неполярная             Полярная                                             Учитель: Ребята, у вас на столах лежат образцы металлов и сплавов. Внимательно рассмотрите их.                                                                                                                                       – Вы уже знаете, как взаимодействуют между собой атомы металлов и неметаллов, а также атомы неметаллов между собой.
    – Сегодня мы рассмотрим, как будут взаимодействовать атомы металлов между собой. Почему металлы существуют в виде слитка, куска или металлического изделия?
    – Что удерживает атомы металла в единое целое?
    – Какими свойствами обладают металлы и от чего они зависят – мы с вами должны ответить на этом уроке (
    Слайд 3)
    – Целью нашего урока является: (
    Слайд 4)

    Сформировать понятие о металлической связи.

    Изучить механизм образования связи.

    Познакомиться со свойствами металлов.

     

    2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
    Учащимся предлагается новая информация, которую они должны отработать.
    Задачи этой стадии:

    организация активной работы с информацией, увязать их уже с имеющимися знаниями

    активно отслеживать свое понимание (каждому)

    Эта технология связана с текстом и письмом. Требования к тексту: 7-10 минут прочтения. Текст-это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающих свойствами связности и целостности.  Текст должен быть адаптирован,  Читая текст, обсуждают в парах, взаимоопрос.                                                                                              

                                                                            Мини-лекция.

    Металлы – это элементы 1-3 групп главных подгрупп, а также всех побочных подгрупп периодической системы. Они хорошо проводят электрический ток. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить особенности их строения. Что мы сегодня и сделаем.

    Атомы металлов на внешнем энергетическом уровне имеют небольшое число электронов, поэтому они стремятся их отдать. Хорошо, если есть неметалл, который их примет. А если его нет, что тогда?

    В куске металла, слитке или металлическом изделии атомы металла отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, слиток или изделие, превращаясь при этом в положительные ионы. «Оторвавшиеся» электроны перемещаются от одного иона к другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются. И этот процесс происходит непрерывно. В куске металла существуют то атомы, то ионы. Их так и называют атом-ионы. Здесь же присутствуют и свободные электроны, которые могут выступать в роли переносчиков электрических зарядов.

    А схему образования металлической связи можно записать так:                                                         Ме0      – ne-     Mеn+                                                                                                                                                                                                  атомы                 ионы                                                                                                                                      металла             металла                                                                                                                                                                                      

    , где n – число внешних электронов, участвующих в образовании связи.

    Наблюдается этот вид связи в металлах – простых веществах и сплавах.                                                      Таким образом, металлической называется связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных внешних электронов.                                              Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной связью, так как основана на обобществлении внешних электронов. Однако при образовании ковалентной связи обобществляются внешние неспаренные электроны только двух соседних атомов, в то время как при образовании металлической связи в обобществлении этих электронов участвуют все атомы. Именно поэтому кристаллы с ковалентной связью хрупки, а с металлической, как правило, тверды, пластичны, электропроводны, теплопроводны и имеют металлический блеск.                                                                                                         Вопросы для обсуждения:                                                                                                                             1.Для каких веществ характерна металлическая связь?                                                                          2. Какие частицы участвуют в ее образовании?                                                                         3.Как образуется металлическая связь?                                                                                                                      4. Запишите в тетрадях схему образования металлической связи.                                                                                             5.Какие свойства характерны для металлов?                                                                                  6.В следующих предложениях вставьте пропущенные слова и выражения: «Связь в ………….   и ……… между …………. посредством ……………………. электронов называют …………………… .(запишите в тетрадях)

    3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ – ОСМЫСЛЕНИЕ

    Учитель: Итак , ребята возвращаемся к нашей схеме. Какой тип химической связи характерен для данных веществ? Какие частицы участвуют в образовании этой связи? Этот процесс можно представить следующим образом:

    (демонстрация слайдов 5-8 презентации)

    Дайте определение металлической химической связи. (слайд 9)                                                                                                                             А сейчас я предлагаю закрепить изученный материал, работая по карточкам. Для организации работы воспользуйтесь алгоритмом. Время на работу 4-5 минут.

     Карточка  по  видам химической связи

    Вариант I

    Вариант II

    Вариант III

    Вариант IV

    1

    CO2

    O2

    NaCl

    Са

    2

    К2О

    NO

    К

    Br2

    3

    H2

    Na

    SiН3

    Са2Р3

    4

    Mg

    КI

    N2

    NH3

    Алгоритм работы с карточкой

    Из предложенных в карточке формул веществ выбери формулу простого вещества металла.

    Запиши схему образования металлической химической связи для выбранного вещества.

    Обсуди полученные результаты с соседом по парте.

    - Давайте проверим полученные результаты. Желающие работают у доски. (работа у доски)

    - Проверим правильность выполнения задания. (демонстрация слайда 10)

    - А как будет у алюминия? Попробуйте каждый самостоятельно в тетради, а …выполнит работу у доски.

    - Проверим результат (демонстрация слайда 11)

    - Особенности металлической связи мы рассмотрели. Ребята еще раз рассмотрите выданные вам образцы металлов и сплавов. Какими общими свойствами они обладают? (слайд12) Как вы думаете , чем обусловлены эти свойства? Правильно, металлической связью, а именно строением атома. То есть зная строение атома мы можем определить свойства вещества.

    Молодцы. Я с вами согласна (или несогласна).

    - Для подведения итога работы по теме, я предлагаю вам выполнить задание в тестовой форме, чтобы проверить как вы усвоили материал урока. (индивидуальная работа по карточкам с тестовым заданием)                                                                                                                                                                                  Тест                                                                                                                                                                          

    1.Химическая связь –                                                                                                                                               а) взаимодействие между атомами                                                                                                       б) взаимодействие между молекулами                                                                                                      в) взаимодействие между электронами                                                                                                                                      2. Связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных внешних электронов, называется                                                                                                                      а) ковалентной                                                                                                                                           б) ионной                                                                                                                                                       в) металлической                                                                                                                    3.Положительно заряженный ион – это                                                                                                 а) катион                                                                                                                                                          б) анион                                                                                                                                                       в) электрон                                                                                                                                                         4. Вещество, молекула которого образована посредством металлической связи:                               а) H2 – водород                                                                                                                                             б)  Na – натрий                                                                                                                                               в)  H2S – сероводород.                                                                                                                                5) Схема образования металлической химической связи:                                                                              а)  Э0 – nе-   →  Эn+                                                                                                                                                        б)  Э0 + nе-   →  Эn-                                                                                                                                         в)  Э0 – nе-     Эn+                                   

    (проверка по слайду)

    - Обменяйтесь своими работами и проверьте правильность выполнения заданий, используя ключ на экране.

    - Кто смог ответить на все вопросы? Вы молодцы!

    - На этом знакомство с металлической связью мы заканчиваем.

    Запишите задание на дом. (слайд)

    - И в завершении урока попробуйте проанализировать свою работу по желанию, начиная словами:                                                                                                                                             Я научился-                                                                                                                                                Я освоил-                                                                                                                                                         Я затрудняюсь-                                                                                                                                                Я не смог- (слайд)

    - Вы сегодня молодцы. Все смогли подняться еще на ступеньку выше в своих знаниях химии. Раскололи скорлупу ореха. Я благодарю вас за работу. До свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

    Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

    Открытый урок пе теме "Связь. Сфера обслуживания" 9 класс

    Урок имеет хорошо выраженную структуру. Живой, взгляд на современный мир....

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

    ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...

    Открытый урок связь уроков ФК с общеобразовательными уроками

    Открытый урок связь уроков ФК с зоологией...

    Конспект открытого урока "Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании".

    В конспекте отражен опыт применения ЭОР  и новых образовательных технологий на уроках русского языка....

    Открытый урок на тему: Связь культурных и духовных образов России

    Открытый урок для 6 классаПредмет: Основы православной культуры, изобразительное искусство...