Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс)

Рабочая программа по химии для обучающихся 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_himii_10_klass.docx48.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего полного образования по химии, Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, автор Габриелян О.С., - М.: Дрофа, 2008; и Примерной программы среднего (полного) образования по химии.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Содержание учебных блоков должно быть направлено на достижение целей химического образования в старшей школе.

Ц е л и.

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне  направлено на достижение следующих целей:

 усвоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

 овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

 развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

 воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

 применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место предмета в учебном плане образовательного учреждения

В учебном плане образовательного учреждения на изучение химии в 10 классе отводится 70 часов, 2 часа в неделю. (1 час - федеральный компонент учебного плана и 1 час – школьный компонент учебного плана). Распределение часов по классам:

10 класс – 70 часов; 2 часа в неделю.

 Всего 35 учебных недель.

Формы контроля знаний, умений, навыков: основная  - контрольные работы, промежуточная – тест.

 Контрольные работы:   5.

 Практические работы:  8.

Планируемых лабораторных опытов: 15.

Количество планируемых демонстраций: 28.

        Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;  умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Рабочая программа включает в себя 5 разделов: пояснительная записка,  содержание учебного материала, календарно - тематический план, учебно-методическое обеспечение, требования  к уровню подготовки обучающихся.

Содержание учебного материала

  1. класс (70 часов, 2 часа в неделю)

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (15 ч).

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ. (5ч)

        Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук  в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.

 Основные положения теории  строения А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории. Представление о теории типов и радикалов. Работы А. Кекуле. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.

Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и  электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь,  ее полярность и кратность. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.

Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации: sp3-гибридизация (на примере молекулы метана), sp2-гибридизация (на примере молекулы этилена), sp-гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.

Тема 2. Строение и классификация органических соединений (8 ч).

Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические, (циклоалканы и арены)  и гетероциклические соединения. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Углеводы. Азотосодержащие соединения: нитросоединения, амины, аминокислоты.

Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК.

Положение теории А.М. Бутлерова о зависимости свойств веществ от их химического строения, взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.

Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная. Разновидности структурной  изомерии: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Разновидности пространственной изомерии. Геометрическая (цис-, транс-) изомерия на примере алкенов и циклоалканов. Оптическая изомерия на примере аминокислот.

Тема 3. Химические реакции в органической химии (2 ч).

Типы химических реакций в органической химии. Понятие о реакциях замещения: галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения: гидратация, гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования): дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризация полимеров. Реакция изомеризации

Гомолитический и гетеролитческий разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле.

II. ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (53ЧАСА).

Тема 4.Углеводороды (18ч).

Строение молекул атомов, алкенов, алкинов, бензола.

Гомологические ряды, возможные виды изомерии и номенклатура алканов, алкенов, алкинов, аренов. Изменение физических свойств в гомологических рядах. Получение алканов ( синтез Вюрца, реакция Дюма), алкенов (внутренняя дегидратация спиртов), алкинов (пиролиз метана, карбидный способ), аренов (тримеризация ацителена).

Общее химическое свойство углеводородов – горения. Химические свойства алканов, алкенов, алкинов, аренов (на примере бензола и толуола). Полимеризация стерола. Правило Марковникова.

Природные источники углеводородов. Первичная обработка нефти. Крекинг и риформинг.

Генетическая связь между основными классами углеводородов. Применение изученных представителей углеводородов.

Практические работы:

 1.Определение водорода, углерода, хлора в органических соединениях. (Качественный анализ  органических соединений).

2.Получение этилена и опыты с ним. ( П.З. по теме  «Углеводороды»)

Демонстрации:

1. Шаростержневые модели этана, метана, пропана.

2. Определение качественного состава органических веществ.

3. Отношение предельных углеводородов к раствору перманганата калия, щелочей и кислот.

4. Горение этилена.

5. Взаимодействие этилена с бромной водой.

6. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия.

7. Получение ацетилена карбидным способом.

8. Получение этилена.

9. Качественные реакции на кратные связи.

10. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях.

Тема 5. Кислородсодержащие соединения.  (17 ч)

Спирты. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала и по атомности), номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутри молекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Физиологическое действие метанола и этанола. Рассмотрение механизмов химических реакций.

Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Многоатомные фенолы.

Практические работы:

3.Свойства спиртов.

Демонстрации.

11. Выделение водорода из этилового спирта. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием).

12.  Взаимодействие глицерина с натрием.

13. Получение сложных эфиров.

14. Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественная реакция на фенол (с хлоридом железа (III) ).

15. Растворимость фенола в воде при различной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.

Лабораторные опыты. 3.  Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II). 4.  Взаимодействие фенола с  бромной водой и с раствором щёлочи.

 Альдегиды и кетоны. Классификация, строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения  карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов.  Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)).  Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов.

Практические работы:

4. Свойства альдегидов и кетонов.

Демонстрации.

16. Реакция «серебряного зеркала».

Лабораторные опыты.

5. Качественные реакции на альдегиды (с аммиачными растворами оксида серебра и гидроксидом меди (II)).

6.  Окисление спирта в альдегид.

Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Одноосновные и многоосновные, непредельные карбоновые кислоты. Отдельные представители кислот.

Практические работы:

5. Свойства карбоновых кислот.

Лабораторные опыты.

7. Получение и свойства карбоновых кислот.

Сложные эфиры. Строение сложных эфиров, изомерия  (межклассовая и «углеродного скелета»). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции: этерификации - гидролиза; факторы влияющие на гидролиз.  

Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС.

Демонстрации.

17.  Химические свойства уксусной и муравьиной кислот.

18.  Получение сложного эфира.

19.  Коллекция масел.

Лабораторные опыты. 

8. Растворимость жиров. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Омыление жиров. Сравнение свойств мыла и СМС.

Тема 6. Углеводы. (7 ч)

Этимология названия класса. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители.  Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе.  Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнения строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.

Дисахариды. Строение, общая формула и представители. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.                    Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины и гликоген, крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна).  Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с  неорганическими и карбоновыми кислотами - образование сложных эфиров.

Практические работы.

6.Свойства углеводов.

Демонстрации. 

20. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) без нагревания и при нагревании.

21.Реакция «серебряного зеркала» глюкозы.

22.  Гидролиз сахарозы, целлюлозы и крахмала.

23.  Коллекция волокон.

Лабораторные опыты.

9. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II).

10.Взаимодействие крахмала с йодом.

11. Образцы природных и искусственных волокон.

Тема 7. Азотосодержащие соединения (8 ч)

Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами и водой. Основность аминов. Гомологический ряд ароматических аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола.                                            

    Аминокислоты. Состав и строение молекул аминокислот, изомерии. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот  и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.

Белки - природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.

Практические работы.

7. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

8. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Демонстрации.

24.  Опыты с метиламином: горение, щелочные свойства раствора. Образование солей.

25. Взаимодействие анилина с соляной кислотой и с бромной водой. Окраска ткани анилиновым красителем.

26. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

27. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков.

28.  Коллекция «Волокна».

Лабораторные опыты.

 12. Образцы синтетических волокон.

13. Растворение белков в воде. Коагуляция желатина спиртом.

14. Цветные реакции белков.

15. Обнаружение белка в молоке.

Тема 8 . Биологически активные вещества(4 ч)

Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Профилактика авитаминозов.

Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность.

Понятие о гормонах как биологически активных  веществах, выполняющих эндокринную регуляции, жизнедеятельности организмов.

Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные способы применения  лекарственных форм.

III. Обобщение материала по курсу химии 10 класса (1 час).

Календарно – тематический план

№п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

Примечание

I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

15

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ.

5

Урок 1

Предмет органической химии. Техника безопасности в кабинете химии.

1

Урок 2

Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Демонстрации модели молекул изомеров органических соединений.

1

Урок 3

Строение атома  углерода.

 Дем. модели молекул изомеров органических соединений.

1

Урок 4

Валентные состояния атома  углерода. Дем. модели молекул.

1

Урок 5

Геометрия молекул органических  веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.

1

Тема 2. Строение и классификация органических соединений.

8

Урок 6

Классификация органических соединений. Лекция.

1

Урок 7

Классификация органических соединений. Практическое занятие. Дем. Образцы представителей разных органических веществ.

1

Урок 8

Основы номенклатуры органических соединений.

1

Урок 9

Изомерия и ее виды. Лекция. Дем. модели молекул.

1

Урок 10

Изомерия и ее виды. Решение упражнений.

1

Урок 11

Решение задач на вывод формул, выполнение упражнений.

1

Урок 12

Решение задач на вывод формул органических соединений.

1

Урок 13.

Контрольная работа №1 по теме «Строение и классификация органических соединений»

1

Тема 3. Химические реакции в органической химии

2

Урок 14

Анализ контрольной работы.Типы химических реакций в органической химии. Д.   1. обесцвечивание бромной воды этиленом, 2. Получение этилена.

1

Урок 15

Реакции замещения, присоединения, отщепления, изомеризации.

1

 Тема 4. Углеводороды

18

Урок 16

Алканы. Строение, номенклатура, получение, физические свойства.

1

Урок 17

Алканы. Химические свойства. Применение.

1

Урок 18

 Практическая  работа №1. Качественный анализ органических веществ. Т/Б

1

Урок 19

  Алкены: состав, строение, изомерия, номенклатура, получение .

1

Урок 20

Алкены. Химические свойства.  Применение.Дем. получение этилена реакцией дегидратации этанола.
Качественные реакции на кратную связь.
 Дем. коллекция образцов из полиэтилена.

1

Урок 21

Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены»

1

Урок 22

Алкины: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение

1

Урок 23

Алкины: свойства, применение

1

Урок 24

Алкадиены.

1

Урок 25

Арены. Бензол, строение.

1

Урок 26

Бензол, строение, свойства, получение. Дем.  отношение бензола  к раствору перманганата калия и бромной воде.

1

Урок 27

Циклоалканы. Дем.  модели молекул.

1

Урок 28

Практическая работа № 2 по теме « Углеводороды». Т/Б

1

Урок 29

Вывод формул органических веществ по содержанию элементов  и продуктам сгорания.

1

Урок 30

Решение задач на вывод формул.

1

Урок 31

Обобщение сведений об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь. Дем. Нефть.  Каменный уголь.

1

Урок 32

Решение задач и упражнений по теме: «Углеводороды».

1

Урок 33

Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды»

1

Тема 5. Кислородсодержащие соединения

17

Урок 34

Анализ к/р.Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура.

1

Урок 35

Свойства, получение, применение одноатомных спиртов. Многоатомные спирты. Дем.  этанол, натрий, фенолфталеин, стакан, фарфоровая чашка, пробирки, спички
Глицерин, раствор CuSO
4, NaOH,

1

Урок 36

Практическая работа №3 « Свойства спиртов». Т/Б

1

Урок 37

Фенолы. Строение, физические и химические свойства. Дем.  коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».

Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественная реакция на фенол.

1

Урок 38

Альдегиды и кетоны: строение, изомерия, номенклатура, получение.

1

Урок 39

Химические свойства альдегидов и кетонов, применение. Дем.  Метаналь, раствор CuSO4, NaOH, пробирки, спиртовка, спички.

1

Урок 40

Практическая работа № 4 по теме « Альдегиды и кетоны». Т/Б.

1

Урок 41

Повторение материала по теме « Спирты, альдегиды, кетоны, фенол, многоатомные спирты».

1

Урок 42

Упражнения в составлении реакций с участием спиртов, фенолов, альдегидов, генетической связи между классами органических соединений.

1

Урок 43

Контрольная работа №  3 по теме « Спирты, альдегиды и кетоны».

1

Урок 44

Анализ контрольной работы. Карбоновые  кислоты: классификация, номенклатура, изомерия,

1

Урок 45

Одноосновные кислоты:  муравьиная, уксусная. Свойства, получение. Дем. Образцы кислот.

Лаб.опыт.Свойства уксусной кислоты.

1

Урок 46

Практическая работа № 5по теме « Карбоновые кислоты». Т/Б

1

Урок 47

Сложные эфиры.  Получение сложных эфиров реакцией этерификации.  Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе их свойств. Дем.  Получение уксусно-этилового эфира.

1

Урок 48

Жиры. Состав, строение, классификация, физические, химические свойства. Жиры в природе, их роль. Понятие о СМС. Дем. Образцы продуктов переработки жиров (свечи, мыло, глицерин, олифа, маргарин, пищевые масла, лекарственные масла).

1

Урок 49

Решение задач и упражнений на составление уравнений реакций с участием карбоновых  кислот, сложных эфиров, жиров, на генетическую связь между ними.

1

Урок 50

Контрольная работа № 4 по теме « Карбоновые кислоты, сложные эфиры».

1

 Тема 6.Углеводы.

7

Урок 51

Анализ контрольной работы. Понятие об углеводах, их состав и классификация. Дем.  Образцы углеводов.

1

Урок 52

 Моносахариды. Глюкоза. Физические, химические свойства. Строение глюкозы. Применение глюкозы. Дем. Глюкоза, раствор CuSO4, NaOH,  спиртовка, спички, пробирки.

1

Урок 53

Фруктоза как изомер глюкозы, её свойства, биологическая роль.

1

Урок 54

 Дисахариды, полисахариды. Целлюлоза. Физические и химические свойства. Превращение крахмала в организме.  Дем. Крахмальный клейстер, раствор йода, вата, бумага.

1

Урок 55

Понятие об искусственных волокнах.

1

Урок 56

Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по теме «Кислородосодержащие органические соединения».

1

Урок 57

Практическая работа № 6 по теме: « Углеводы». Т/Б.

1

Тема 7. Азотсодержащие соединения.

8

Урок 58

Амины. Понятие об аминах.

1

Урок 59

 Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. Дем.  а) взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.

б) реакция анилина с бромной водой.        

1

Урок 60

 Аминокислоты. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.        Дем.  Глицин, раствор CuSO4, NaOH, лакмус.

 

1

Урок 61

 Белки. Получение белков реакций поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических  соединений.  Дем. Раствор куриного яйца, спиртовка, спички, CuSO4, NaOH, азотная кислота.Лаб. опыт. Свойства белков.

1

Урок 62

 Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функция РНК и ДНК. Дем. Таблица, модель молекулы.

1

Урок 63

 Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Т/Б

1

Урок 64

Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Т/Б

1

Урок 65

Контрольная работа  № 5 по теме: « Углеводы. Азотсодержащие органические соединения».

1

Тема 8. Биологически активные соединения.

4

Урок 66

Анализ контрольной работы. Витамины. Классификация, обозначения, нормы потребления. Авитоминоз. Гипервитаминоз, гиповитаминоз. Дем. Образцы витаминных препаратов.

1

Урок 67

 Ферменты. Биологические катализаторы. Особенности строения и свойств. Значение в биологии и применение в промышленности.

1

Урок 68

Гормоны. Биологически активные вещества, выполняющие эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов.

1

Урок 69

Лекарства. Химиотерапевтические препараты. Группы лекарств. Безопасные способы применения. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Дем. Коллекция лекарственных препаратов.

1

Повторение

1

Урок 70

Генетические связи органических веществ.

Итого:

70часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения органической химии на базовом уровне обучающийся должен:  

знать/понимать

  • Важнейшие  химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
  • важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
  • уметь:
  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
  • характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от  различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической  информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических  превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным  оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Учебно – методическое обеспечение

Для обучающихся:

1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., ПономаревС.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень. Учебник  для общеобразовательных учреждений - М.:  Дрофа, 2015

 Для учителя:

1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень. Учебник  для общеобразовательных учреждений - М.:  Дрофа, 2015

2.Стандарт основного общего образования по химии.

3. Программа  курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян.- 7-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.

4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2013.

5. Химия 10 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2013.

6. Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя / - М.: Просвещение. 2014

Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 10-й класс к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / - М.: Экзамен, 2013

7. Некрасова Л.И., Химия. 10 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2013.

8.Ким Е.П. Химия. 10-11 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...