Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс)
Рабочая программа по химии для обучающихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего полного образования по химии, Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, автор Габриелян О.С., - М.: Дрофа, 2008; и Примерной программы среднего (полного) образования по химии.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Содержание учебных блоков должно быть направлено на достижение целей химического образования в старшей школе.
Ц е л и.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
∙ усвоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
∙ овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
∙ развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
∙ воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
∙ применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место предмета в учебном плане образовательного учреждения
В учебном плане образовательного учреждения на изучение химии в 10 классе отводится 70 часов, 2 часа в неделю. (1 час - федеральный компонент учебного плана и 1 час – школьный компонент учебного плана). Распределение часов по классам:
10 класс – 70 часов; 2 часа в неделю.
Всего 35 учебных недель.
Формы контроля знаний, умений, навыков: основная - контрольные работы, промежуточная – тест.
Контрольные работы: 5.
Практические работы: 8.
Планируемых лабораторных опытов: 15.
Количество планируемых демонстраций: 28.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Рабочая программа включает в себя 5 разделов: пояснительная записка, содержание учебного материала, календарно - тематический план, учебно-методическое обеспечение, требования к уровню подготовки обучающихся.
Содержание учебного материала
- класс (70 часов, 2 часа в неделю)
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (15 ч).
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ. (5ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории. Представление о теории типов и радикалов. Работы А. Кекуле. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь, ее полярность и кратность. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации: sp3-гибридизация (на примере молекулы метана), sp2-гибридизация (на примере молекулы этилена), sp-гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
Тема 2. Строение и классификация органических соединений (8 ч).
Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические, (циклоалканы и арены) и гетероциклические соединения. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Углеводы. Азотосодержащие соединения: нитросоединения, амины, аминокислоты.
Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК.
Положение теории А.М. Бутлерова о зависимости свойств веществ от их химического строения, взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.
Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная. Разновидности структурной изомерии: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Разновидности пространственной изомерии. Геометрическая (цис-, транс-) изомерия на примере алкенов и циклоалканов. Оптическая изомерия на примере аминокислот.
Тема 3. Химические реакции в органической химии (2 ч).
Типы химических реакций в органической химии. Понятие о реакциях замещения: галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения: гидратация, гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования): дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризация полимеров. Реакция изомеризации
Гомолитический и гетеролитческий разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле.
II. ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (53ЧАСА).
Тема 4.Углеводороды (18ч).
Строение молекул атомов, алкенов, алкинов, бензола.
Гомологические ряды, возможные виды изомерии и номенклатура алканов, алкенов, алкинов, аренов. Изменение физических свойств в гомологических рядах. Получение алканов ( синтез Вюрца, реакция Дюма), алкенов (внутренняя дегидратация спиртов), алкинов (пиролиз метана, карбидный способ), аренов (тримеризация ацителена).
Общее химическое свойство углеводородов – горения. Химические свойства алканов, алкенов, алкинов, аренов (на примере бензола и толуола). Полимеризация стерола. Правило Марковникова.
Природные источники углеводородов. Первичная обработка нефти. Крекинг и риформинг.
Генетическая связь между основными классами углеводородов. Применение изученных представителей углеводородов.
Практические работы:
1.Определение водорода, углерода, хлора в органических соединениях. (Качественный анализ органических соединений).
2.Получение этилена и опыты с ним. ( П.З. по теме «Углеводороды»)
Демонстрации:
1. Шаростержневые модели этана, метана, пропана.
2. Определение качественного состава органических веществ.
3. Отношение предельных углеводородов к раствору перманганата калия, щелочей и кислот.
4. Горение этилена.
5. Взаимодействие этилена с бромной водой.
6. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия.
7. Получение ацетилена карбидным способом.
8. Получение этилена.
9. Качественные реакции на кратные связи.
10. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях.
Тема 5. Кислородсодержащие соединения. (17 ч)
Спирты. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала и по атомности), номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутри молекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Физиологическое действие метанола и этанола. Рассмотрение механизмов химических реакций.
Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Многоатомные фенолы.
Практические работы:
3.Свойства спиртов.
Демонстрации.
11. Выделение водорода из этилового спирта. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием).
12. Взаимодействие глицерина с натрием.
13. Получение сложных эфиров.
14. Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественная реакция на фенол (с хлоридом железа (III) ).
15. Растворимость фенола в воде при различной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.
Лабораторные опыты. 3. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II). 4. Взаимодействие фенола с бромной водой и с раствором щёлочи.
Альдегиды и кетоны. Классификация, строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов.
Практические работы:
4. Свойства альдегидов и кетонов.
Демонстрации.
16. Реакция «серебряного зеркала».
Лабораторные опыты.
5. Качественные реакции на альдегиды (с аммиачными растворами оксида серебра и гидроксидом меди (II)).
6. Окисление спирта в альдегид.
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Одноосновные и многоосновные, непредельные карбоновые кислоты. Отдельные представители кислот.
Практические работы:
5. Свойства карбоновых кислот.
Лабораторные опыты.
7. Получение и свойства карбоновых кислот.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров, изомерия (межклассовая и «углеродного скелета»). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции: этерификации - гидролиза; факторы влияющие на гидролиз.
Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС.
Демонстрации.
17. Химические свойства уксусной и муравьиной кислот.
18. Получение сложного эфира.
19. Коллекция масел.
Лабораторные опыты.
8. Растворимость жиров. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Омыление жиров. Сравнение свойств мыла и СМС.
Тема 6. Углеводы. (7 ч)
Этимология названия класса. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители. Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнения строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение, общая формула и представители. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья. Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины и гликоген, крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна). Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами - образование сложных эфиров.
Практические работы.
6.Свойства углеводов.
Демонстрации.
20. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) без нагревания и при нагревании.
21.Реакция «серебряного зеркала» глюкозы.
22. Гидролиз сахарозы, целлюлозы и крахмала.
23. Коллекция волокон.
Лабораторные опыты.
9. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II).
10.Взаимодействие крахмала с йодом.
11. Образцы природных и искусственных волокон.
Тема 7. Азотосодержащие соединения (8 ч)
Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами и водой. Основность аминов. Гомологический ряд ароматических аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола.
Аминокислоты. Состав и строение молекул аминокислот, изомерии. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.
Белки - природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.
Практические работы.
7. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
8. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
Демонстрации.
24. Опыты с метиламином: горение, щелочные свойства раствора. Образование солей.
25. Взаимодействие анилина с соляной кислотой и с бромной водой. Окраска ткани анилиновым красителем.
26. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
27. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков.
28. Коллекция «Волокна».
Лабораторные опыты.
12. Образцы синтетических волокон.
13. Растворение белков в воде. Коагуляция желатина спиртом.
14. Цветные реакции белков.
15. Обнаружение белка в молоке.
Тема 8 . Биологически активные вещества(4 ч)
Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Профилактика авитаминозов.
Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность.
Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляции, жизнедеятельности организмов.
Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные способы применения лекарственных форм.
III. Обобщение материала по курсу химии 10 класса (1 час).
Календарно – тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
I | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ | 15 | ||
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ. | 5 | |||
Урок 1 | Предмет органической химии. Техника безопасности в кабинете химии. | 1 | ||
Урок 2 | Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Демонстрации модели молекул изомеров органических соединений. | 1 | ||
Урок 3 | Строение атома углерода. Дем. модели молекул изомеров органических соединений. | 1 | ||
Урок 4 | Валентные состояния атома углерода. Дем. модели молекул. | 1 | ||
Урок 5 | Геометрия молекул органических веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. | 1 | ||
Тема 2. Строение и классификация органических соединений. | 8 | |||
Урок 6 | Классификация органических соединений. Лекция. | 1 | ||
Урок 7 | Классификация органических соединений. Практическое занятие. Дем. Образцы представителей разных органических веществ. | 1 | ||
Урок 8 | Основы номенклатуры органических соединений. | 1 | ||
Урок 9 | Изомерия и ее виды. Лекция. Дем. модели молекул. | 1 | ||
Урок 10 | Изомерия и ее виды. Решение упражнений. | 1 | ||
Урок 11 | Решение задач на вывод формул, выполнение упражнений. | 1 | ||
Урок 12 | Решение задач на вывод формул органических соединений. | 1 | ||
Урок 13. | Контрольная работа №1 по теме «Строение и классификация органических соединений» | 1 | ||
Тема 3. Химические реакции в органической химии | 2 | |||
Урок 14 | Анализ контрольной работы.Типы химических реакций в органической химии. Д. 1. обесцвечивание бромной воды этиленом, 2. Получение этилена. | 1 | ||
Урок 15 | Реакции замещения, присоединения, отщепления, изомеризации. | 1 | ||
Тема 4. Углеводороды | 18 | |||
Урок 16 | Алканы. Строение, номенклатура, получение, физические свойства. | 1 | ||
Урок 17 | Алканы. Химические свойства. Применение. | 1 | ||
Урок 18 | Практическая работа №1. Качественный анализ органических веществ. Т/Б | 1 | ||
Урок 19 | Алкены: состав, строение, изомерия, номенклатура, получение . | 1 | ||
Урок 20 | Алкены. Химические свойства. Применение.Дем. получение этилена реакцией дегидратации этанола. | 1 | ||
Урок 21 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены» | 1 | ||
Урок 22 | Алкины: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение | 1 | ||
Урок 23 | Алкины: свойства, применение | 1 | ||
Урок 24 | Алкадиены. | 1 | ||
Урок 25 | Арены. Бензол, строение. | 1 | ||
Урок 26 | Бензол, строение, свойства, получение. Дем. отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. | 1 | ||
Урок 27 | Циклоалканы. Дем. модели молекул. | 1 | ||
Урок 28 | Практическая работа № 2 по теме « Углеводороды». Т/Б | 1 | ||
Урок 29 | Вывод формул органических веществ по содержанию элементов и продуктам сгорания. | 1 | ||
Урок 30 | Решение задач на вывод формул. | 1 | ||
Урок 31 | Обобщение сведений об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь. Дем. Нефть. Каменный уголь. | 1 | ||
Урок 32 | Решение задач и упражнений по теме: «Углеводороды». | 1 | ||
Урок 33 | Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды» | 1 | ||
Тема 5. Кислородсодержащие соединения | 17 | |||
Урок 34 | Анализ к/р.Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура. | 1 | ||
Урок 35 | Свойства, получение, применение одноатомных спиртов. Многоатомные спирты. Дем. этанол, натрий, фенолфталеин, стакан, фарфоровая чашка, пробирки, спички | 1 | ||
Урок 36 | Практическая работа №3 « Свойства спиртов». Т/Б | 1 | ||
Урок 37 | Фенолы. Строение, физические и химические свойства. Дем. коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественная реакция на фенол. | 1 | ||
Урок 38 | Альдегиды и кетоны: строение, изомерия, номенклатура, получение. | 1 | ||
Урок 39 | Химические свойства альдегидов и кетонов, применение. Дем. Метаналь, раствор CuSO4, NaOH, пробирки, спиртовка, спички. | 1 | ||
Урок 40 | Практическая работа № 4 по теме « Альдегиды и кетоны». Т/Б. | 1 | ||
Урок 41 | Повторение материала по теме « Спирты, альдегиды, кетоны, фенол, многоатомные спирты». | 1 | ||
Урок 42 | Упражнения в составлении реакций с участием спиртов, фенолов, альдегидов, генетической связи между классами органических соединений. | 1 | ||
Урок 43 | Контрольная работа № 3 по теме « Спирты, альдегиды и кетоны». | 1 | ||
Урок 44 | Анализ контрольной работы. Карбоновые кислоты: классификация, номенклатура, изомерия, | 1 | ||
Урок 45 | Одноосновные кислоты: муравьиная, уксусная. Свойства, получение. Дем. Образцы кислот. Лаб.опыт.Свойства уксусной кислоты. | 1 | ||
Урок 46 | Практическая работа № 5по теме « Карбоновые кислоты». Т/Б | 1 | ||
Урок 47 | Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе их свойств. Дем. Получение уксусно-этилового эфира. | 1 | ||
Урок 48 | Жиры. Состав, строение, классификация, физические, химические свойства. Жиры в природе, их роль. Понятие о СМС. Дем. Образцы продуктов переработки жиров (свечи, мыло, глицерин, олифа, маргарин, пищевые масла, лекарственные масла). | 1 | ||
Урок 49 | Решение задач и упражнений на составление уравнений реакций с участием карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, на генетическую связь между ними. | 1 | ||
Урок 50 | Контрольная работа № 4 по теме « Карбоновые кислоты, сложные эфиры». | 1 | ||
Тема 6.Углеводы. | 7 | |||
Урок 51 | Анализ контрольной работы. Понятие об углеводах, их состав и классификация. Дем. Образцы углеводов. | 1 | ||
Урок 52 | Моносахариды. Глюкоза. Физические, химические свойства. Строение глюкозы. Применение глюкозы. Дем. Глюкоза, раствор CuSO4, NaOH, спиртовка, спички, пробирки. | 1 | ||
Урок 53 | Фруктоза как изомер глюкозы, её свойства, биологическая роль. | 1 | ||
Урок 54 | Дисахариды, полисахариды. Целлюлоза. Физические и химические свойства. Превращение крахмала в организме. Дем. Крахмальный клейстер, раствор йода, вата, бумага. | 1 | ||
Урок 55 | Понятие об искусственных волокнах. | 1 | ||
Урок 56 | Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по теме «Кислородосодержащие органические соединения». | 1 | ||
Урок 57 | Практическая работа № 6 по теме: « Углеводы». Т/Б. | 1 | ||
Тема 7. Азотсодержащие соединения. | 8 | |||
Урок 58 | Амины. Понятие об аминах. | 1 | ||
Урок 59 | Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. Дем. а) взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. б) реакция анилина с бромной водой. | 1 | ||
Урок 60 | Аминокислоты. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Дем. Глицин, раствор CuSO4, NaOH, лакмус.
| 1 | ||
Урок 61 | Белки. Получение белков реакций поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений. Дем. Раствор куриного яйца, спиртовка, спички, CuSO4, NaOH, азотная кислота.Лаб. опыт. Свойства белков. | 1 | ||
Урок 62 | Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функция РНК и ДНК. Дем. Таблица, модель молекулы. | 1 | ||
Урок 63 | Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Т/Б | 1 | ||
Урок 64 | Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Т/Б | 1 | ||
Урок 65 | Контрольная работа № 5 по теме: « Углеводы. Азотсодержащие органические соединения». | 1 | ||
Тема 8. Биологически активные соединения. | 4 | |||
Урок 66 | Анализ контрольной работы. Витамины. Классификация, обозначения, нормы потребления. Авитоминоз. Гипервитаминоз, гиповитаминоз. Дем. Образцы витаминных препаратов. | 1 | ||
Урок 67 | Ферменты. Биологические катализаторы. Особенности строения и свойств. Значение в биологии и применение в промышленности. | 1 | ||
Урок 68 | Гормоны. Биологически активные вещества, выполняющие эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. | 1 | ||
Урок 69 | Лекарства. Химиотерапевтические препараты. Группы лекарств. Безопасные способы применения. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Дем. Коллекция лекарственных препаратов. | 1 | ||
Повторение | 1 | |||
Урок 70 | Генетические связи органических веществ. | |||
Итого: | 70часов. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения органической химии на базовом уровне обучающийся должен:
знать/понимать
- Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
- уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
- характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно – методическое обеспечение
Для обучающихся:
1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., ПономаревС.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2015
Для учителя:
1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2015
2.Стандарт основного общего образования по химии.
3. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян.- 7-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.
4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2013.
5. Химия 10 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2013.
6. Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя / - М.: Просвещение. 2014
Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 10-й класс к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / - М.: Экзамен, 2013
7. Некрасова Л.И., Химия. 10 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2013.
8.Ким Е.П. Химия. 10-11 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...