обмен опытом по работе со слабоуспевающими обучающимися
статья по химии

Соловьева Ирина Вагифовна

Выступление на методическом объединении учителей естественных наук

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО Учителей естественных наук от 27 января 2016г.

Тема: обмен опытом по работе со слабоуспевающими обучающимися

Учитель Соловьева И.В.

Что,  прежде всего, нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

 - создать благоприятную атмосферу на уроке;

 - оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов

 - изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность

обучающихся и превратить их в активный  субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

 - освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию выбора и успеха;

 - ориентировать  детей на ценности: человек, семья,  отечество, труд, знания, культура, мир

которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Мероприятия

Сроки

1. Составить список слабоуспевающих учащихся по химии  Информацию сдать завучу

Сентябрь

2.   Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.

    б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют    

        быстрой ликвидации.

Сентябрь

3. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами:  психологом, классным руководителем  встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь-Октябрь

4. Встречи с отдельными родителями и  беседы с самими учащимися

В течение учебного года.

5. Участие в обсуждение  вопросов работы  со слабыми учащимися  и обмен  опытом с коллегами (на педсовете,  Малых педсоветах, ШМО)

В течение учебного года.

6. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

7. Использовать дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса  при анализе тематического  учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

10. Использовать на уроках различные виды опроса.

В течение учебного года.

11. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

 

12. Ставить в известность классного руководителя и непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

13. Проводить дополнительные занятия для слабоуспевающих;

учить  навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

В последнее время психологи, педагоги и медики отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведение и обучения. Негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников.

В условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. Слабоуспевающий ученик не может освоить программу по предмету, отстает от сверстников, не воспринимает учебный материал. Всё это не способствует его личностному становлению и развитию.

        

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения.

Причины нежелания современных детей учиться.

1. Не может учащийся понять объяснения учителя из-за пропуска учебных занятий по болезни, отставания от класса.

2. Школьнику не нравится по какой-либо причине данный учитель и его манера преподавания.

3. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.

4. Громадность и сложность материала подлежащего усвоению и запоминанию.

5. Убогость школьной жизни и самого учебного процесса (монотонность и однообразие занятий, отсутствие быстрой смены событий, впечатлений, отстраненность от урока.)

6. Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни.

7. Однообразно-настырная и авторитарная позиция учителей и родителей, выражающаяся лишь в понуканиях.

8.Отрицательное отношение к школе и учителям в некоторых семьях.

Мотивы, побуждающие к познанию.

Мотив - это либо кратковременное состояние, либо мобильное качество личности.

Задача учителя:

- обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности;

- вызвать и усилить у школьника собственные мотивы учебно-познавательной деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ ПРИ РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих cyть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах и в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Оптимальная система мер по оказанию помощи слабоуспевающему школьнику

С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система должна включать следующие виды деятельности:

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий. Активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)

При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься. При большой запущенности программного материала учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником.

МЕРЫ ГРУППОВОГО ПОДХОДА И ВИДЫ ПОМОЩИ В УЧЕНИИ СЛАБОУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся.

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

2. При изложении нового материала.

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

3. При организации и в ходе самостоятельной работы на уроке.

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, корточек с направляющим планом действий. Разбивка заданий на дозы. Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема или способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное действие, правило. Ссылка на правило и свойство, которые необходимы для решения задач, упражнения. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих, более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы со слабоуспевающими обучающимися

Представлены материалы, которые могут быть использованы учителем- предметником или классным руководителем при организации работы со слабоуспевающими обучающимися....

Работа со слабоуспевающими обучающимися.

Методы и приёмы работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися....

План работы со слабоуспевающими обучающимися

Материал   по  работе  со  слабоуспевающими  обучающимися....

Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися и мотивированными на успех

Выступление на методическом совете на тему "Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися и мотивированными на успех"...

Работа со слабоуспевающими обучающимися

Цели:1) Выполнение Закона «Об образовании».2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.Задачи:1) Создать  условия для успешного усво...

Индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися по подготовке к ОГЭ

Главное условие успешной сдачи ОГЭ - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается с...

План индивидуальный работы со слабоуспевающими обучающими по физике

План индивидуальный работы со слабоуспевающими обучающими по физике ...