Разработка урока по химии 8 класс. учебник О.С. Габриелян
план-конспект урока по химии (8 класс)

Челнокова Ольга Васильевна

Типыхимических реакций . Реакции замещения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_himicheskih_reaktsiy._reaktsii_zameshcheniya.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Типы химических реакций: реакции замещения».

Форма проведения:  урок-диалог

Тип урока: комбинированный.

Время проведения:   урок  №43  (рабочая программа курса химии 8 класса).

Место проведения:  кабинет химии

Целевая аудитория: 8  класс

Цели урока:

          Образовательные цели:

  • обобщить   и   систематизировать   знания   учащихся о  типах химических реакций: реакциях соединения и разложения; об условиях протекания химических реакций;
  • закрепить умения  учащихся по расстановке коэффициентов в уравнениях химических реакций;
  • сформировать представления о реакциях замещения; о  ряде активности металлов;
  • продолжить формирование практических умений учащихся при работе с химическими веществами;

       

  Развивающие цели: 

  • развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать, анализировать учебный материал, обобщать, делать выводы;
  • развивать логическое мышление; умение устанавливать причинно-следственные связи между понятиями и явлениями;
  • развивать умения проводить  самооценку;
  • развивать творческие способности учащихся.

       

           Воспитательные цели: 

  • прививать интерес к предмету;
  • прививать навыки самостоятельной работы;
  • формировать навыки работы в группе;
  • воспитывать толерантность и дисциплинированность.

          Здоровьесберегающие:

  • воспитывать   экологическую   культуру  у   школьников: закрепить знания  о  влиянии  кислот  на здоровье человека;
  • формировать навыки  безопасного   обращения   с     химическими веществами;

Задачи урока:

  • закрепить знания учащихся о типах химических реакций;
  • формировать у школьников компетентности, такие как:

-готовности к разрешению проблем и  умения планирования результатов своей деятельности,

-коммуникативной компетентности,

Оборудование:

Химические реактивы:  металлы – магний, цинк, железо, медь, соляная кислота, стальная скрепка, сульфат меди (II), пробирки в штативе.

Презентация «Типы химических реакций»

Ожидаемые результаты: самоанализ учащихся  об уровне их подготовки по данной теме, развитие творческих способностей, формирование навыков работы в группе.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Используемая литература:

  1. Габриелян О.С.  Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009.
  2.  Габриелян О.С.  Учебник для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2010г.

План урока и распределение времени на уроке

I.           Организационный момент (1 мин.).

  1. Постановка целей и задач урока (1 мин.).
  2. Повторение изученного материала (15 мин.).

             1. Фронтальный опрос:   повторение химических понятий.

             2. Индивидуальный опрос: работа учащихся у доски.

             3. Выполнение  учащимися самостоятельной работы с последующей

                 самопроверкой.

             4. Физкультминутка для снятия напряжений с глаз и для снятия

                 статического напряжения с позвоночника.

IV.        Изучение нового материала (20 мин.).

             1. Сообщение темы урока. Постановка целей.

             2. Формирование понятия «реакции замещения»  (объяснение

                 с последующим диалогом).

             3. Выполнение лабораторного опыта:  взаимодействие металлов    

                 с соляной  кислотой (с последующим диалогом).

             4. Формирование представления у учащихся о ряде активности

                 металлов (объяснение с последующим диалогом).

             5. Выполнение лабораторного опыта: взаимодействие сульфата  

                 Меди (II)   и стальной скрепки (с последующим диалогом).  

             6. Демонстрационный опыт: взаимодействие  меди с нитратом

                  серебра.

V.       Подведение итогов урока.  Рефлексия учащихся (2 мин.).

VI.      Домашнее задание (1 мин.).

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент  (1 мин.)

     Учитель просит учащихся проверить готовность к уроку необходимых учебных принадлежностей.

II. Постановка целей и задач урока (1 мин.)

Учитель: основной целью нашего урока является знакомство с еще одним типом химических реакций – реакциями замещения.

     Для того, чтобы понять, какие реакции  в химии называются реакциями замещения,  мы с вами  сначала повторим учебный материал, который изучали на протяжении последних двух уроках,  о реакциях соединения и разложения, повторим также  правила  расстановки коэффициентов, правила составления формул химических веществ.

III. Повторение изученного материала (15 мин.)

1. Фронтальный опрос: работа с химическими понятиями.

Учитель задает учащимся вопросы, за каждый правильный ответ ученик получает жетон, так легче учитывать количество правильных ответов, данных каждым учащимся.

Вопросы:

1. Какие явления называются физическими?

2. Какие явления называются химическими?

3. Что такое химическая  реакция?

4. Что называют уравнением химической реакции?

5. На основании, какого закона составляют уравнение химической реакции?

6. На основании, какого закона составляют химическую формулу?

7. Какие реакции называют экзотермическими?

8. Какие реакции называют эндотермическими?

9. Горение серы на воздухе – экзо-   или эндотермическая реакция?

10. Какие реакции называются реакциями горения?

11. Какие реакции называются реакциями окисления?

12. Какие реакции называются реакциями соединения?

13. Какие реакции называются реакциями разложения?

2. Индивидуальный опрос учащихся у доски:  презентация «Типы химических реакций»,  слайды №  3-4.

Учитель: проводит беседу по типам химических реакций: реакций соединения и реакций разложения, используя слайды 3-4. Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания: продолжают уравнения химических реакций, расставляют коэффициенты и  дают формулировку понятиям «реакции соединения»,  «реакции разложения».

3. Выполнение учащимися самостоятельной работы: слайд № 5 (выполняется в течение 3 минут - на слайде заложены часы, с помощью которых контролируется время).  Учитель берет для проверки 2-4 тетради. Остальные учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют  выполнение задания друг у друга. Выставляют оценки в тетради карандашом.

После этого учитель открывает на слайде №5 триггеры, и учащиеся могут проверить, правильно ли они выполнили задание. 

Подводятся итоги. Ученикам, набравшим  больше всех жетонов, выставляется оценка.

4. Физкультминутка «Отдохни с загадками»  (упражнения для снятия напряжения глаз и для снятия статического напряжения с позвоночника).

IV.        Изучение нового материала (20 мин.)

1. Сообщение темы урока. Постановка целей.

Учитель: тема нашего урока «Типы химических реакций: реакции замещения».  Наша цель:  познакомиться на практике с данным типом химических реакций, научиться  прогнозировать и записывать формулы  продуктов реакции, а также возможность их протекания.

Учащиеся записывают тему в тетрадь.

2. Формирование понятия «реакции замещения» (объяснение с последующим диалогом).

На экран проецируется слайд  № 6.

Учитель: посмотрите внимательно на слайд, что происходит со словом «ДОМ», если в нем заместить первую букву «Д» на букву «С»?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель: правильно, образовалось новое слово «СОМ», а буква «Д» освободилась и готова для образования нового слова.

Учитель: Английский  химик – лорд Г.Кавендиш провел очень интересный опыт .

Учитель: проводит демонстрационно опыт: если к цинку прилить соляной кислоты, то происходит бурная реакция,  в ходе которой выделяется бесцветный газ – водород, способный сгорать с взрывом. Если выпарить капельку полученного раствора на предметном стекле, то увидим кристаллики соли.

Учитель: запишем уравнение химической реакции. Затем задает вопросы учащимся.

  • Какие вещества принимают участие в данной химической реакции – простые или сложные?
  • Какие вещества образуются в химической реакции – простые,  сложные?
  • Что же происходит с химическим элементом водородом в данной реакции?
  • Сделайте вывод,  какие реакции называются реакциями замещения?
  • Учащиеся формулируют определение.

3. Выполнение учащимися лабораторного опыта: взаимодействие металлов с   соляной  кислотой (с последующим диалогом).

На экран проецируется слайд № 8.

Учащиеся выполняют лабораторный опыт.

Учитель: Какие признаки химических реакций вы наблюдаете: в пробирке №1?    В пробирке №2?    В пробирке №3?

Учащиеся: отвечают, что в пробирке №1 и №2 наблюдается выделение бесцветного газа – водорода, а в пробирке №3 – признаков химической реакции не наблюдается.

Учитель: обратили ли вы на скорость химической реакции в пробирке №1 и № 2?

Учащиеся: делают выводы, что скорость химической реакции в пробирке №1 больше, чем в пробирке №2.

4. Формирование представления у учащихся о ряде активности металлов (объяснение с последующим диалогом).    

Учитель: русский ученый Н.Н.Бекетов, изучая взаимодействие  металлов с кислотами, пришел к такому же выводу, как и вы. Он заметил, во-первых, что не все металлы реагируют с кислотами,  во-вторых, скорость химических реакций зависит от активности металлов. Н.Н.Бекетов составил ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений металлов).

На экран проецируется слайд  № 9.

Учитель: 

  1. Чем ближе металл расположен к левому краю ряда, тем он более активен.
  2. Активные металлы вытесняют ионы менее активных металлов из растворов солей;
  3. Металлы, расположенные до водорода в ряду активности металлов, реагируют   и с кислотами,  и с водой, вытесняя  из них водород. Металлы, расположенные в данном ряду  после водорода, с кислотами и с водой не реагируют, то есть не вытесняют из них водород.

Учитель: объясните, почему в пробирке №3, где находилась медь и соляная кислота, вы не наблюдали признаки химической реакции?

На экран проецируется слайд № 10.

Учитель: используя  ряд активности металлов, продолжите возможные уравнения реакций замещения:

Mg + HCl =

Fe + HCl  =

 Cu  + HCl =

Учащиеся дают объяснения, формулируют выводы. Записывают уравнения химических реакций.

5. Выполнение лабораторного опыта: взаимодействие сульфата  меди (II)   и стальной скрепки (с последующим диалогом).  

На экран проецируется слайд  №11 .

Учащиеся выполняют лабораторный опыт: взаимодействие сульфата меди (II)   и стальной скрепки.

Учитель: данная реакция протекает с невысокой скоростью, необходимо немного подождать.   Запишем пока уравнение реакции. Учащиеся записывают уравнение в тетрадь.

6. Демонстрационный опыт: взаимодействие  меди с нитратом серебра.

Учитель показывает результат взаимодействия нитрата серебра с медной проволочкой (опыт проводится заранее).

Учащиеся объясняют, по каким признакам можно судить, что прошла реакция замещения.

Учитель: вернемся к реакции взаимодействия  сульфата  меди (II) и стальной скрепки.

  • Как изменился цвет раствора?
  • Какое вещество осаждается  на стальной скрепке?
  • Какая  по типу протекает реакция?

На экран проецируется слайд №12.

Учитель: прочитайте определения и дайте ответ, какой тип химической реакции?

На экран проецируется слайд №13.

Учитель: решите проблему. В двух пробирках находятся металлы  Al  и  Ag.    

  • Какую реакцию можно провести для распознавания данных металлов?
  • К какому типу относится данная реакция?

Учащиеся отвечают на вопросы. Проводят мысленный эксперимент, решая проблему распознавания двух металлов.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся (2 мин.).

Учитель:  подведем итоги  урока.

Учащиеся делают выводы о том, что нового они узнали на уроке.

Учитель: выставляет оценки.

VI.      Домашнее задание (1 мин.).

Домашнее задание:  параграф 31, стр. 164,  №2 (письменно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок № 40. Химия по учебнику О.С. Габриелян Практическая работа № 3

Практическая работа № 3;  по химии 9 класс  по учебнику О. С. Габриелян стр. 143...

задача по химии 9 класс учебник О. С. Габриелян стр. 75 п.7

решение задачи химия 9 класс учебник О.С. Габриелян стр.75. п.7...

Решение задач химия 9 класс учебник О. С. Габриелян

Задача. Определение относительной плотности газов по воздуху. Упражнение 1,4  к параграфу 7, и  15...

Дифференцированные задания текущий диагностический контроль знаний по теме “Ионная связь” Химия 8 класс, учебник О. С. Габриелян Самостоятельная работа (время выполнения: 10 минут)

Дифференцированные  заданиятекущий    диагностический контроль знанийпо теме “Ионная связь” Химия 8 класс, учебник О. С. ГабриелянСамостоятельная работа (время выполнения: 10...

Дифференцированные задания текущий диагностический контроль знаний по теме “Ковалентная связь” Химия 8 класс, учебник О. С. Габриелян Самостоятельная работа (время выполнения: 10 минут)

Дифференцированные  заданиятекущий    диагностический контроль знанийпо теме “Ковалентная связь” Химия 8 класс, учебник О. С. ГабриелянСамостоятельная работа (время выполнени...

Методическая разработка урока по химии «Металлы в природе. Общие способы получения металлов» 9 класс (базовый курс, О.С. Габриелян)

В данной разработке приведен подробный конспект урока химии в 9 классе по теме «Металлы в природе. Общие способы получения металлов». Содержание соответствует базовому курсу химии авт...

Методическая разработка урока. Учитель Гришина Светлана Ринатовна О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. Соли . 1 урок

Представленная для анализа разработка является методической разработкой. Ее основной целью является познакомить учащихся с составом и названиями солей, продолжить формирование умений различать иобозна...