рабочая программа по химии 8-9 классы учебник О С Габриелян
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Ямщинина Алевтина Петровна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 8-9 классов, в неделю 2 часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42» г. ВОРКУТЫ

РАССМОТРЕНА

школьным методическим объединением

учителей естественно-математического

 цикла

Протокол №_____

от 31 августа 2013 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 42» г.Воркуты

___________________Р.П.Понаморенко

31 августа 2013 года

Рабочая программа учебного предмета

«Химия»

(новая редакция)

основного общего образования

срок реализации программы: 2 года

Составитель:

Ямщинина Алевтина Петровна,

учитель химии первой квалификационной категории

                                                    Воркута

2013

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с:

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.) (в действующей редакции)

- Основной общеобразовательной программой – образовательной программой основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты

с учётом:

- Примерной программы основного общего образования по химии.

Целями изучения предмета являются:

- формирование основ химического знания – важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимися обобщений мировоззренческого характера;

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул и уравнений химических реакции;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;

- формирование мнений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;

- выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

- развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Основное содержание учебного предмета химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях, о строении вещества.

Основное содержание учебного предмета химии 9 класса сводится к изучению отдельных, наиболее практически значимых веществ. Завершается изучение знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которого лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров.

Введенный в учебный предмет эксперимент способствует формированию у учащихся практических навыков в проведении основных химических операций, приобретении их к самостоятельной химической работе, обучению безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Программа включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах

Отличительной особенностью данной программы от примерной программы основного общего образования по химии является включение в содержание вопросов регионального компонента, который  реализуется через рассмотрение вопросов о природных ископаемых Республики Коми и химических производствах, экологических проблемах водоемов, почвы. Посредством данного содержания осуществляется профориентационная работа по знакомству с профессиями химической промышленности.

Количество часов на изучение программы:

8 класс – 72 часов (2 часа в неделю)

9 класс – 68 часов (2 часа в неделю)

Для реализации данной учебной программы используется следующий учебно-методический комплекс:

8 класс

- «Химия 8 класс» О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова М.: Дрофа, 2009 год

- О.С.Габриелян, А.В. Яшукова «Химия 8 класс», рабочая тетрадь М.: Дрофа 2011 год

9 класс

- «Химия 9 класс» О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова М.: Дрофа, 2008 год

- О.С.Габриелян, А.В. Яшукова «Химия 8 класс», рабочая тетрадь М.: Дрофа 2011 год

Тематический план

8 класс

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

В том числе

К.р

П.р

РК

1

Введение

6

2

2

Атомы химических элементов

9

1

1

3

Простые вещества

7

1

2

4

Соединения химических элементов

12

1

4

5

Изменения, происходящие с веществами

14

1

2

6

Растворение. Растворы. Свойства растворов.

18

1

5

3

7

Скорость химических  реакций

6

Всего

72

4

10

11

Тематический план

9 класс

п/п

Наименование разделов,

 тем

Количество часов

В том числе

К.р

П.р

РК

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса

5

1

3

Металлы

14

1

3

6

4

Неметаллы

28

1

5

5

5

Органические вещества

15

1

6

Химия в жизни

6

Всего:

68

4

8

11

Содержание учебного материала

8 класс

  1. Введение. Первоначальные химические понятия (6 часов).

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.

Правила безопасного обращения с веществами, нагревательными приборами, химической посудой и простейшим оборудованием.

Атомы и молекулы. Химический элемент как вид атомов.  

Превращение веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткий исторический очерк развития химии. Основоположники отечественной химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М.В.Ломоносова, А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева.

Язык химии. Знаки химических элементов и их происхождение. Химически формулы. Индексы и коэффициенты. Массы атомов и молекул. Относительные атомные массы. Атомная единица массы.

        Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева группы и периоды. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

 Практические работы

1.Практическая работа №1. «Правила по Т Б при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием»

2 Практическая работа №2 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе»

РК  Роль химии в жизни народов Севера.

  1. Атомы химических элементов (9 часов)

Общее представление о строении атома: ядро (протоны и нейтроны) и электроны. Доказательство сложности строения атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атомов.

 Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, относительная атомная масса. Изменение числа протонов в ядре – образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы. Разновидности атомов одного того же химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Понятие о завершенности электронного уровня.

Периодическая система химических элементов и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Общее представление о строении молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

Демонстрация.

Модели атомов химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.

РК Применение металлов в районах Крайнего Севера

  1. Простые вещества (7 часов)

Простые вещества. Положение металлов и неметаллов в периодической системе. Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества – неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ – неметаллов: водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.

Способность атомов химических веществ к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.

Количество веществ. Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Число Авогадро. Молярный объем газов. Кратные единицы измерения количества веществ – миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы веществ и киломолярный объем газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса»», «молярный объем», «число Авогадро».

Расчетные задачи.

1. Определение количества вещества по известной массе и объему и обратные задачи.

2. Определение числа частиц по известной массе и объему, известному количеству вещества.

Демонстрации

1. Образцы металлов, неметаллов.

2. Показ некоторых соединений количеством вещества 1 моль.

3. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.

Практические работы

1.Практическая работа №3. «Анализ почвы и воды. НРК Анализ почвы и воды окрестностей г.Воркуты»

РК Анализ почвы и воды окрестностей г.Воркуты

4. Соединения элементов химических (12 часов)

Понятие о валентности и степени окисления. Заряд иона и степень окисления. Определение степени окисления химических элементов по формулам бинарных соединений: оксидов, хлоридов, сульфидов и др. Составление химических формул бинарных соединений с учетом степени окисления элементов.

Бинарные соединения неметаллов: оксиды и летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основные классы неорганических соединений. Основания. Состав, названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.

Кислоты. Состав, названия, классификация. Важнейшие представители – серная, соляная, азотная. Изменение окраски индикатора.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и название. Растворимость солей в воде. Представители: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Вещество и его агрегатные состояния. Вещества в жидком твердом и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества.

Межмолекулярное взаимодействие. Типы кристаллические решетки: молекулярная, атомная, ионная, металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Чистые вещества и смеси. Природные смеси разного агрегатного состояния: воздух, природный газ, нефть, природные воды, растворы. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемные доли компонентов смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи

1. Вычисление массы воды и веществ, необходимых для приготовления растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.

2. Вычисление молекулярной массы и молярной массы веществ по химическим формулам.

3. Вычисление массовой доли химического элемента по его химической формуле

Демонстрации

1. Образцы оксидов, оснований, кислот, солей.

2. Опыт: разложение воды электрическим током.

3.Опыты: горение магния в воздухе.

4. Модели пространственных решеток кристаллов хлорида натрия, алмаза, иода.

Лабораторные опыты

1. Изучение физических свойств предложенных веществ.

2. Разделение смесей.

3. Распознавание растворов кислот и щелочей.

1. Итоговый тест за 2 четверть.

РК Использование щелочей в РК

Кислоты в живой природе РК

Соли, добываемые на территории РК

Способы очистки воды в г.Воркута

  1. Изменения, происходящие с веществами (14 часов)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения веществ при постоянном его составе - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ.

Химические реакции. Условия возникновения и признаки протекания химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; постоянству или изменению степеней окисления атомов химических элементов; наличию и отсутствию катализатора; поглощению или выделению энергии- экзо- и эндотермические реакции. Выделение теплоты и света – реакции горения.

Сохранение массы вещества при химических реакциях. Химическое уравнение. Сущность индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения и обмена.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продуктов реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Расчетные задачи

1.Вычисление массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или получающихся в результате реакции веществ.

2.Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Демонстрации

1. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы вещества.

2. Опыты: горение кальция в кислороде; растворение оксида кальция в воде и испытание полученного раствора индикатором, пропускание углекислого газа через известковую воду; горение серы в кислороде, растворение оксида серы (IV) в воде, испытание полученного раствора лакмусом.

3. Опыт: поглощение оксида углерода (IV) негашеной известью (оксидом кальция).

4. Опыты: горение угля, фосфора, железа в кислороде.

5. Опыт: реакция соединения серы и железа.

6. Показ реакций, идущих с выделением и поглощением теплоты.

7. Опыты, выясняющие зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, площади поверхности их соприкосновения, от концентрации и температуры.

Лабораторные опыты

1. Изучение отношений кислот к металлам.

2. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.

3. Реакция нейтрализации хлороводородной кислоты раствором гидроксида натрия.

4. Реакция обмена между растворами электролитов.

Практические работы: 

1.Практическая работа №4. «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечей, и их описание»

2.Практическая работа №5. «Признаки химических реакций»

6. Простейшие операции с веществами. Химический практикум (2 часа)

Практические работы: 

1.Практическая работа №6. «Получение водорода и изучение его свойств»

2.Практическая работа №7. «Получение кислорода и изучение его свойств»

7. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Простейшие операции с веществами. Химический практикум (18 часов)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие раствора, гидрата, кристаллогидрата. Тепловые явления при растворении. Растворимость. Кривые растворимости. Зависимость растворимости от природы вещества, температуры. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы.

Электролитическая диссоциация веществ в процессе растворения. Электролиты и неэлектролиты.  Ионы. Катионы и анионы. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи: ковалентной полярной и ионной. Сильные и слабые электролиты. Степень электролитической диссоциации.

Основные положения теории электролитической диссоциацию. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.

Электролитическая диссоциация щелочей, солей и кислот. Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные, полные ионные и краткие ионные уравнения. Классификация кислот по основности, растворимости, стойкости, составу, растворимости и т. д. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжения металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов и основаниями, солями. Реакция нейтрализации. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований солями, использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Разложение нерастворимых оснований.

Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Соли как электролиты. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.

Понятие о генетических рядах металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции.

Определение степени окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Рассмотрение свойств веществ с позиции представлений окисления-восстановления.

Демонстрации.

1. Растворение солей в воде.

2. Растворение веществ при различных температурах. Тепловые явления при растворении.

3. Испытание веществ и их растворов на растворимость.

4. Зависимость электролитической диссоциации от разбавления.

5. Примеры реакций, идущих до конца – с выделением газа, выпадением осадка, образованием малодиссоциирующего вещества.

6. Свойства кислот: взаимодействие с металлами. Основными оксидами, основаниями, солями. Изменение цвета индикатора.

7. Свойства оснований – взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, изменение цвета индикатора.

8. Свойства оксида кальция и оксида углерода (II)

Лабораторные опыты.

1. Растворение солей с различной растворимостью.

2. Изучение свойств кислот.

3. Изучение свойств оснований.

4. Получение нерастворимого основания.

5. Реакции характерные для растворов солей.

6. Реакции характерные для кислотных оксидов.

Практические работы:

1.Практическая работа №8. «Ионные реакции»

2.Практическая работа №9. «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»

3.Практическая работа №10. «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

2. Итоговый тест за 3 четверть.

РК Водные ресурсы рек Воркута и Уса

Применение сильных и слабых электролитов в районах Крайнего Севера

Кислоты на службе человека.

8. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. (4 часа)

Понятие о скорости химической реакции. Единицы измерения химических реакций. Скорость гомогенных и гетерогенных процессов. Зависимость скорости реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, температуры, концентрации реагирующих веществ(закон действующих масс). Понятие о катализе, катализаторах, ингибиторах. Понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. Понятие об обратимости химических реакций. Условия протекания необратимых реакций. Понятие о химическом равновесии, как характеристике обратимых реакций. Динамический характер химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.

3.Итоговый тест за 4 четверть

Содержание учебного материала

9 класс

  1. Повторение основных вопросов курса 8 класса.  Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атомов (5 часов).

История открытия периодического закона химических элементов. Периодический закон химических элементов. Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева. Порядковый (атомный) номер химического элемента – заряд ядра его атома.

Распределение электронов по слоям в атомах химических элементов: от водорода до кальция. Периодическая зависимость свойств химических элементов от зарядов ядер атомов. Состав атомных ядер.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Общая характеристика химического элемента на основе положения его в периодической системе и строения атома.

Значение периодического закона Д.И.Менделеева для развития науки и практики. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

Классификация неорганических веществ. Характерные химические свойства оксидов (основных, кислотных), оснований, кислот. Свойства кислот, оснований, в свете теории электролитической диссоциации.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Амфотерные свойства гидроксидов цинка, алюминия. Генетический ряд переходных элементов.

Понятие о скорости реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

  1. Металлы (14 часов)

Свойства простых веществ металлов, оксидов, оснований, кислот, солей. Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Строение атомов металлов. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Общая характеристика химических свойств металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжения металлов... Коррозия металлов, способы ее предупреждения. Сплавы, их свойства и значение. Применение металлов и сплавов. Получение металлов.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы второй группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов - оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства, применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Амфотерность оксида и гидроксида. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды железа со степенью окисления +2 и +3. Оксиды, гидроксиды и соли железа. Значение железа и его соединений для народного хозяйства.

Демонстрации

1. Показ образцов металлов.

2. Образцы сплавов.

3. Взаимодействие натрия, кальция с водой.

4. Взаимодействие металлов с неметаллами.

Лабораторные опыты

1. Взаимодействие цинка, железа с растворами кислот и солей.

2. Рассмотрение образцов металлов.

3. Получение и взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

4. Ознакомление с образцами природных соединений металлов.

5. Качественные реакции на ионы железа.

Практические работы: 

1.Практическая работа №1. «Осуществить цепочки химических превращений»

2.Практическая работа №2. «Качественные реакции на ионы металлов»

3.Практическая работа №3. «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»

1. Итоговый тест за 1 четверть

РК Использование металлов в районах Крайнего Севера.

Руды, добываемые в РК

Важнейшие сплавы и их использование в районах Крайнего Севера

Соединения кальция на территории РК

Применение алюминия на основе его свойств в районах Крайнего Севера

Применение железа на основе его свойств в районах Крайнего Севера

3. Неметаллы (28 часов)

Свойства простых веществ неметаллов, оксидов, оснований, кислот, солей

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов. Строение атомов неметаллов 2-го и 3-го периодов периодической системы химических элементов. Электроотрицательность как мера неметалличности. Ряд электроотрицательности неметаллов. Кристаллическое строение неметаллов. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» - «неметалл».

Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.

Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли. Строение атомов галогенов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атомов, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы. Их получение, свойства и применение. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Химические реакции, лежащие в основе промышленного получения серной кислоты. Охрана окружающей среды от загрязнений отходами сернокислотного производства.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак. Строение, свойства простого вещества. Соли аммония. Их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Её свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Проблема связывания атмосферного азота. Азотные удобрения. Правила внесения удобрений в почву. Круговорот азота в природе.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислоты и ее соли. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома. Аллотропия углерода. Свойства модификаций, применение. Угарный и углекислый газы их свойства и применение. Угольная кислота и ее соли. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксиды кремния. Кремниевая кислота. Силикаты. Соединения кремния в природе и их применение. Силикатная промышленность.

Расчетные задачи

1. Вычисление по химическим уравнениям массы одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

2. Вычисление по химическим уравнениям объема газа по известно массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в результате реакции веществ.

3. Расчеты объемных отношений газов в реакциях.

Демонстрации

1. Показ образцов металлов.

2. Получение хлороводорода и растворение его в воде.

3. Получение аммиака и растворение его в воде.

4. Действие индикаторов на растворы хлороводорода и аммиака в воде.

5. Поглощение активированным углем газов и веществ, растворенных в воде.

6. Обугливание лучинки концентрированной серной кислотой.

7. Восстановление меди из оксида меди (II) углем.

8. Получение аммиака из хлорида аммония.

Лабораторные опыты

1. Изучение свойств соляной кислоты. Качественная реакция на хлорид-ион.

2. Ознакомление с минеральными удобрениями.

3. Ознакомление с образцами природных силикатов.

4. Ознакомление с нефтью, каменным углем и продуктами их переработки (работа с коллекциями).

5. Распознавание сульфат - и карбонат - ионов.

Практические работы:

1.Практическая работа №4. «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»

2.Практическая работа №5. «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

3.Практическая работа №6. «Получение аммиака и изучение его свойств»

4.Практическая работа №7. «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота»

5.Практическая работа №8. «Получение оксида углерода (4) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

2. Итоговый текст за 2 четверть

РК Использование хлора в ЛПК, на очистных сооружениях, опасность для окружающей среды.

Соединения йода в реках РК

Использование аммиака в холодильных установках. Опасность для окружающей среды.

Почвы республики. Применение удобрения на Коми земле

 Парниковый эффект. Адсорбция

Производство керамики, стройматериалов из местного сырья, производство цемента

4. Органические вещества (15 часов)

Основные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этен. Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия. Причины многообразия углеродных соединений. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Природные источники углеводородов: нефть, природный газ. Состав и переработка нефти.

Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов: реакции горения, замещения, разложения и изомеризации. Применение метана.

Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле этилена. Свойства этилена: реакции присоединения (водорода, галогена, галогеноводорода, воды) и окисления. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных – на примере этиленгликоля. Трехатомный спирт – глицерин. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Алкины. Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, реакции гидратации ацетилена. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Глюкоза ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль. Представления о полимерах.

Демонстрации

1. Получение этилена и изучение его свойств.

2. Обесцвечивание раствора перманганата калия бензолом.

3. Реакции окисления альдегидов.

4. Модели молекул метана и других углеводородов.

5. Получение уксусно-этилового эфира.

6. Цветные реакции белков.

7. Доказательства наличия функциональных групп в аминокислотах

Лабораторные опыты.

1. Изготовление моделей молекул углеводородов.

2. Свойства глицерина.

3. взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди.

4. Взаимодействие крахмала с йодом.

РК  Получение высокомолекулярных соединений на Ухтинском химическом комбинате. Химия в жизни.

Развитие газовой и нефтяной промышленности РК

5. Химия и жизнь (6 часов)

Человек в мире веществ, минералов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Токсичные вещества.  Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением. Химия и пища. Калорийность белков, жиров и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота). Химические вещества как строительные и поделочные материалы(мел, мрамор, известняк, кремнезем, стекло, цемент). Вещества, используемые в полиграфии, живописи, графике, скульптуре, архитектуре. Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, их применение. Нефть, переработка нефти. Применение их как топлива и сырья. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии ученик должен:

Знать /понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнений химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

        уметь:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов; связь между составом, свойствами и строением веществ, химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться: химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем и массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически правильного поведения в окружающей среде;
  • приготовления растворов заданной концентрации;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критические оценки информации о веществах, используемых в быту;

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся применительно к различным

формам контроля

        Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина, осознанность, полнота. При оценке учитываются число и характер ошибок. Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка устного ответа.

ОТМЕТКА «5»

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в определенной логической последовательности литературным языком.

Ответ самостоятельный.

ОТМЕТКА «4»

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

ОТМЕТКА «3»

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

ОТМЕТКА «2»

При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка экспериментальных умений.

ОТМЕТКА «5»

Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы. Эксперимент осуществлен по плану с учетом ТБ и правил работы с веществами и оборудованием. Проявлены организационно-трудовые умения.

ОТМЕТКА «4»

Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью, или допущены существенные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

ОТМЕТКА «3»

Работа выполнена правильно. Не менее чем на половину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые исправляются по требованию учителя.

ОТМЕТКА «2»

Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить по требованию учителя.

Оценка умения решать экспериментальные задачи.

ОТМЕТКА «5».

План решения составлен правильно. Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования. Дано полное объяснение и сделаны выводы.

ОТМЕТКА «4»

План решения составлен правильно. Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

ОТМЕТКА «3»

План решения составлен правильно. Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

ОТМЕТКА «2»

Допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Оценка умения решать расчетные задачи:

ОТМЕТКА «5»

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

ОТМЕТКА «4»

В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более 2-х существенных ошибок.

ОТМЕТКА «3»

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

ОТМЕТКА «2»

Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Оценка письменных контрольных работ:

ОТМЕТКА «5»

Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

ОТМЕТКА «4»

Ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок.

ОТМЕТКА «3»

Работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом 2-3 несущественных.

ОТМЕТКА «2»

Работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка тестовых заданий.

ОТМЕТКА «5»

Правильно выполнено 91-100% от общего объёма заданий.

ОТМЕТКА «4»

Правильно выполнено 77-90% заданий.

ОТМЕТКА «3»

Правильно выполнено 60-77% тестовых заданий.

ОТМЕТКА «2»

Правильно выполнено менее 60% заданий



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение»

«Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты

Рассмотрено

На школьным методическим объединением

учителей естественно-математического

 цикла «_____» ___________2014 г

Руководитель

_______________________________

Согласовано

С заместителем директора по УР

«_______»____________2014 г

_____________________________

Календарно-тематическое планирование

на 2014 – 2015  учебный год

предмет - химия

класс - 8

учитель – Ямщинина А П

Четверть

Сроки

Количество рабочих недель

Количество часов в неделю

Количество часов за четверть

Практическая

часть

I

01.09-25.10

8

2

16

3

II

05.11-30.12

8

2

16

2

III

12.01-21.03

10

2

20

6

IV

30.03-01.06

10

2

20

4

Год

36

72

14

Воркута

2014

 Пояснительная записка

к календарно-тематическому планированию по химии основного общего образования, 8 класс

на 2014/2015 учебный год

        Календарно тематическое планирование по предмету «Химия», изучаемого на уровне основного общего образования (8 класс) составлено в соответствии Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.) (в действующей  редакции);

- с учетом Примерной программы основного общего образования по химии.

- направлено на реализацию Примерной программы по химии для общеобразовательных школ для 8 – 9 классов О.С. Габриелян. М.: «Дрофа», 2008г;

Календарно-тематическое планирование реализует содержательную часть рабочей программы по предмету (дидактические единицы, заложенные в разделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»  Стандарта основного общего образования по химии).

        Целями курса являются:

- формирование основ химического знания – важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимися обобщений мировоззренческого характера;

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул и уравнений химических реакции;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

        Календарно-тематическое планирование по химии на уровне основного общего образования построено в соответствии с содержательными линиями рабочей программы учебного предмета.

Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование следующих учебников:

1.  «Химия 8 класс» О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова М.: Дрофа, 2009 год

        В календарно-тематическое планирование включены практические, тематические работы,  промежуточная аттестация учащихся.  Региональный   компонент  в календарно-тематическое планирование включен равномерно  с  учётом  соответствующих  тем  программы. 

Оценивание  знаний,  умений  и  навыков  обучающихся  осуществляется  в  соответствии  с  требованиями  к  уровню  подготовки  учащихся  основного общего образования.  Контроль  предусмотрен  тематический (по итогам изучения раздела или темы), в рамках промежуточной аттестации учащихся  (по итогам четверти, полугодия), итоговый.  Используются следующие формы контроля:

- плановых контрольных уроков 4;

- практических и лабораторных уроков 10;

        Учебным планом МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты на 2014-2015 учебный год отведено на изучение учебного предмета «Химия» в 8 классе 2 часа в неделю (72 часа).

        Наличие дидактических единиц стандарта основного общего образования по химии отражено в Приложении 1.

        По итогам изучения предмета химии в 8 классе  учащиеся должны:

Знать/ понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнений химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов; связь между составом, свойствами и строением веществ, химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться: химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем и массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 КЛАСС (72 ЧАСОВ)

№ п/п

№ урока в теме

Тема

Сроки

Введение ( 6 часов)

1

1

Вводный инструктаж по Т.Б. Предмет химии. Вещества.

1 неделя

2

2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии. РК. Роль химии в жизни народов Севера.

1 неделя

3

3

Пр.р. №1 «Правила по Т.Б. при работе в химическом кабинете.  Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием».

2 неделя

4

4

Пр.р. №2 «Наблюдение за горящей свечой»

2 неделя

5

5

Знаки (символы) химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

3 неделя

6

6

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

3 неделя

Атомы химических элементов (9 часов)

7

1

Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны.

4 неделя

8

2

Изменения в составе ядер химических элементов. Изотопы

4 неделя

9

3

Строение электронных оболочек атомов элементов.

5 неделя

10

4

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов

5 неделя

11

5

Ковалентная химическая связь

6 неделя

12

6

Ковалентная полярная химическая связь

6 неделя

13

7

Металлическая химическая связь. РК Применение металлов в районах Крайнего Севера.

7 неделя

14

8

Подготовка к контрольной работе по теме «Атомы химических элементов» 

7 неделя

15

9

К.р.№1 «Атомы химических элементов»

8 неделя

Простые вещества (7 часов)

16

1

Простые вещества-металлы, неметаллы. РК Кислород. Загрязнение атмосферы в РК

8 неделя

17

2

Пр.р. №3 «Анализ почвы и воды». РК Анализ почвы и воды окрестностей г.Воркуты.

9 неделя

18

3

Количество вещества.

9 неделя

19

4

Молярный обьем газов.

10 неделя

20

5

Подготовка к контрольной работе. Решение задач.

10 неделя

21

6

К.р.№2 «Простые вещества»

11 неделя

22

7

Урок – упражнение по темам «Атомы химических элементов», «Простые вещества»

11 неделя

Соединения химических элементов (12 часов)

23

1

Степень окисления.

12 неделя

24

2

Оксиды

12 неделя

25

3

Важнейшие оксиды в природе и в жизни человека. Водородные соединения элементов.

13 неделя

26

4

Основания. РК Использование щелочей в РК.

13 неделя

27

5

Кислоты. РК Кислоты в живой природе РК.

14 неделя

28

6

Соли. РК Соли, добываемые на территории РК

14 неделя

29

7

Соли.

15 неделя

30

8

Кристаллические решетки.

15 неделя

31

9

Итоговый тест за 2 четверть. Чистые вещества и смеси. РК Способы очистки воды в г.Воркута

16 неделя

32

10

Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)

16 неделя

33

11

Пр.р. №4 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»

17 неделя

34

12

К.р.№3 «Соединения химических элементов»

17 неделя

Изменения, происходящие с веществами (14часов). Химический практикум (2 часа)

35

1

Физические явления в химии

18 неделя

36

2

Химические реакции

18 неделя

37

3

Уравнения химических реакций. Реакции разложения, соединения и замещения.

19 неделя

38

4

Уравнения химических реакций. Реакции разложения, соединения и замещения.

19 неделя

39

5

Реакции обмена.

20 неделя

40

6

Реакции обмена.

20 неделя

41

7

Расчеты по химическим уравнениям.

21 неделя

42

8

Расчеты по химическим уравнениям.

21 неделя

43

9

Пр.р. №5 «Признаки химических реакций»

22 неделя

44

10

Расчеты по химическим уравнениям.

22 неделя

45

11

Пр.р. №6 «Получение водорода и определение его свойств»

23 неделя

46

12

Пр.р. №7 «Получение кислорода и определение его свойств»

23 неделя

47

13

Подготовка к контрольной работе. Решение задач.

24 неделя

48

14

К.р.№4 «Изменения, происходящие с веществами»

24 неделя

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции (18 часов)

49

1

Растворение. Растворимость веществ в воде. РК водные ресурсы рек Воркута и Уса

25 неделя

50

2

Растворение. Растворимость веществ в воде.

25 неделя

51

3

Итоговый тест за 3 четверть. Электролитическая диссоциация

26 неделя

52

4

Основные положения теории электролитической диссоциации. РК Применение сильных и слабых электролитов в районах Крайнего Севера

26 неделя

53

5

Пр.р. №8 «Ионные реакции»

27 неделя

54

6

Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства. РК Кислоты на службе человека.

27 неделя

55

7

Химические свойства кислот

28 неделя

56

8

Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства.

28 неделя

57

9

Оксиды, их классификация и свойства.

29 неделя

58

10

Соли в свете ТЭД, их классификация и свойства.

29 неделя

59

11

Химические свойства солей

30 неделя

60

12

Пр.р. №9 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца».

30 неделя

61

13

Генетическая связь между классами веществ

31 неделя

62

14

Окислительно-восстановительные реакции.

31 неделя

63

15

Окислительно-восстановительные реакции.

32 неделя

64

16

Подготовка к контрольной работе. Решение задач.

32 неделя

65

17

К.р.№5 «Итоговая контрольная работа»

33 неделя

66

18

Пр.р. №10 «Свойства солей, кислот, оксидов и оснований»

33 неделя

Скорость химических реакций (6 часа)

67

1

Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ.

34 неделя

68

2

Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры.

34 неделя

69

3

Катализаторы.

35 неделя

70

4

Обратимые и необратимые реакции.

35 неделя

71

5

Химическое равновесие и способы его смещения

36 неделя

72

6

Решение задач и упражнений по теме «Скорость химических реакций»

36 неделя

Приложение 1

Дидактические единицы

Темы в КТП

Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Вводный инструктаж по Т.Б. Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии. РК. Роль химии в жизни народов Севера.

Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.

Пр.р. №10 «Свойства солей, кислот, оксидов и оснований»

Правила безопасного обращения с веществами, нагревательными приборами, химической посудой и простейшим оборудованием.

Пр.р. №1 «Правила по Т.Б. при работе в химическом кабинете.  Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием».

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества.

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)

Расчеты по химическим уравнениям

Атомы и молекулы. Химический элемент как вид атомов. Знаки химических элементов. Химические формулы.

Знаки (символы) химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Массы атомов и молекул. Относительные атомные массы. Атомная единица массы.

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Количество вещества, моль – единица количества вещества. Молярная масса. Молярный объем.

Количество вещества.

Молярный обьем газов.

Вещество и его агрегатное состояние. Чистые вещества и смеси веществ.

Простые вещества-металлы, неметаллы. РК Кислород. Загрязнение атмосферы в РК

Итоговый тест за 2 четверть. Чистые вещества и смеси. РК Способы очистки воды в г.Воркута

Вещества простые и сложные. Качественный и количественный состав вещества. Понятие о валентности и степени окисления. Основные классы неорганических веществ.

Простые вещества-металлы, неметаллы. РК Кислород. Загрязнение атмосферы в РК

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Степень окисления.

Оксиды

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Знаки (символы) химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

Общее представление о строении атомов: ядро (протоны и нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны.

Строение электронных оболочек атомов элементов.

Изменения в составе ядер химических элементов. Изотопы

Общие представления о строении молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная, неполярная), ионная, металлическая.

Ковалентная химическая связь

Ковалентная полярная химическая связь Металлическая химическая связь. РК Применение металлов в районах Крайнего Севера.

Вещества в жидком, твердом и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая)

Кристаллические решетки.

Химическая реакция. Условия возникновения и признаки протекания химических реакций. Сохранение массы вещества при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; постоянству или изменению степеней окисления атомов химических элементов; наличию и отсутствии катализатора, поглощению и выделению энергии.

Химические реакции

Уравнения химических реакций. Реакции разложения, соединения и замещения.

Реакции обмена.

Окислительно-восстановительные реакции.

Электролитическая диссоциация веществ в процессе растворения. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация щелочей, солей и оснований.

Растворение. Растворимость веществ в воде. РК водные ресурсы рек Воркута и Уса

Растворение. Растворимость веществ в воде.

Электролитическая диссоциация

Основные положения теории электролитической диссоциации. РК Применение сильных и слабых электролитов в районах Крайнего Севера

Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, солей, кислот и оснований.

Простые вещества-металлы, неметаллы. РК Кислород. Загрязнение атмосферы в РК

Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства. РК Кислоты на службе человека.

Химические свойства кислот

Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства.

Оксиды, их классификация и свойства.

Соли в свете ТЭД, их классификация и свойства.

Химические свойства солей

Муниципальное общеобразовательное учреждение»

«Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты

Рассмотрено

На школьным методическим объединением

учителей естественно-математического

 цикла «_____» ___________2014 г

Руководитель

_______________________________

Согласовано

С заместителем директора по УР

«_______»____________2014 г

_____________________________

Календарно-тематическое планирование

на 2014 – 2015  учебный год

предмет - химия

класс - 9

учитель – Ямщинина А П

Четверть

Сроки

Количество рабочих недель

Количество часов в неделю

Количество часов за четверть

Практическая

часть

I

01.09-25.10

8

2

16

1

II

05.11-30.12

8

2

16

6

III

12.01-21.03

10

2

20

3

IV

30.03-23.05

8

2

16

2

Год

34

68

12

Воркута

2014

 Пояснительная записка

к календарно-тематическому планированию по химии основного общего образования, 9 класс

на 2014/2015 учебный год

        Календарно тематическое планирование по предмету «Химия», изучаемого на уровне основного общего образования (9 класс) составлено в соответствии Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.) (в действующей  редакции);

- с учетом Примерной программы основного общего образования по химии.

- направлено на реализацию Примерной программы по химии для общеобразовательных школ для 8 – 9 классов О.С. Габриелян. М.: «Дрофа», 2008г;

Календарно-тематическое планирование реализует содержательную часть рабочей программы по предмету (дидактические единицы, заложенные в разделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»  Стандарта основного общего образования по химии).

        Целями курса являются:

- формирование основ химического знания – важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимися обобщений мировоззренческого характера;

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул и уравнений химических реакции;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

        Календарно-тематическое планирование по химии на уровне основного общего образования построено в соответствии с содержательными линиями рабочей программы учебного предмета.

Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование следующих учебников:

1.  «Химия 9 класс» О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова М.: Дрофа, 2008 год

        В календарно-тематическое планирование включены практические, тематические работы,  промежуточная аттестация учащихся.  Региональный   компонент  в календарно-тематическое планирование включен равномерно  с  учётом  соответствующих  тем  программы. 

Оценивание  знаний,  умений  и  навыков  обучающихся  осуществляется  в  соответствии  с  требованиями  к  уровню  подготовки  учащихся  основного общего образования.  Контроль  предусмотрен  тематический (по итогам изучения раздела или темы), в рамках промежуточной аттестации учащихся  (по итогам четверти, полугодия), итоговый.  Используются следующие формы контроля:

- плановых контрольных уроков 4;

- практических и лабораторных уроков 8;

        Учебным планом МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты на 2014-2015 учебный год отведено на изучение учебного предмета «Химия» в 9 классе 2 часа в неделю (68 часа).

        Наличие дидактических единиц стандарта основного общего образования по химии отражено в Приложении 1.

        По итогам изучения предмета химии в 8 классе  учащиеся должны:

Знать/ понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнений химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов; связь между составом, свойствами и строением веществ, химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться: химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем и массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 КЛАСС (68 ЧАСОВ)

№ п/п

№ урока в теме

Тема

Сроки

Введение. Общая характеристика  химических элементов (5 часа)

1

1

Вводный инструктаж по Т.Б. Характеристика химического элемента-металла на основании его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева

1 неделя

2

2

 Характеристика химического элемента-неметалла на основании его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева

1 неделя

3

3

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Пр.р. №1 «Осуществить цепочки химических превращений»

2 неделя

4

4

Периодический закон  и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

2 неделя

5

5

Входная контрольная работа №1

3 неделя

Металлы (14 часов)

6

1

Положение элементов – металлов в ПСХЭ, строение их атомов. Физические свойства металлов. РК Использование металлов в районах Крайнего Севера. Руды добываемые в РК.

3 неделя

7

2

Химические свойства металлов.

4 неделя

8

3

Химические свойства металлов.

4 неделя

9

4

Получение металлов

5 неделя

10

5

Коррозия металлов. Сплавы.

5 неделя

11

6

Щелочные металлы. РК Понятие о металлургии. Руды черной и цветной металлургии.

6 неделя

12

7

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. РК Соединения кальция на территории РК.

6 неделя

13

8

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы.

7 неделя

14

9

Алюминий.

7 неделя

15

10

Итоговый тест за 1 четверть. Алюминий.

8 неделя

16

11

Железо.

8 неделя

17

12

Железо. Пр.р. №2 «Качественные реакции на ионы металлов»

9 неделя

18

13

Пр.р. №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»

9 неделя

19

14

К.р.№2 «Металлы»

10 неделя

Неметаллы (28 часов)

20

1

Общая характеристика неметаллов. Водород. Кислород. Озон. Воздух.

10 неделя

21

2

Общая характеристика галогенов. НРК Использование хлора в ЛПК, на очистных сооружениях, опасность для окружающей среды.

11 неделя

22

3

Соединения галогенов. РК Соединение йода в реках РК.

11 неделя

23

4

Пр.р. №4 «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»

12 неделя

24

5

Общая характеристика халькогенов. Кислород.

12 неделя

25

6

Сера - простое вещество

13 неделя

26

7

Соединения серы

13 неделя

27

8

Серная кислота и ее соли. РК Использование серной кислоты в первичной переработке нефти.

14 неделя

28

9

Пр.р. №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»»

14 неделя

29

10

Азот – простое вещество.

15 неделя

30

11

Аммиак и его свойства. РК Использование аммиака в холодильных установках. Опасность для окружающей среды.

15 неделя

31

12

Итоговый тест за 2 четверть. Соли аммония.

16 неделя

32

13

Пр.р. №6 «Получение аммиака и изучение его свойств»

16 неделя

33

14

Кислородные соединения азота. Азотная кислота

17 неделя

34

15

Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения. НРК Почвы республики. Применение удобрения на Коми земле.

17 неделя

35

16

Пр.р. №7 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота»»

18 неделя

36

17

Фосфор. Соединения фосфора. РК Фосфориты земли Коми.

18 неделя

37

18

Биологическое значение фосфора и его применение.

19 неделя

38

19

Углерод. РК Алмазы. Парниковый эффект. Адсорбция.

19 неделя

39

20

Оксиды углерода.

20 неделя

40

21

Угольная кислота и ее соли

20 неделя

41

22

Пр.р. №8 «Получение оксида углерода 4 и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

21 неделя

42

23

Минеральные удобрения.

21 неделя

43

24

Кремний.

22 неделя

44

25

Силикатная промышленность. РК Производство керамики, стройматериалов из местного сырья, производство цемента.

22 неделя

45

26

Применение кремния и его соединений.

23 неделя

46

27

Подготовка к контрольной работе. Решение задач.

23 неделя

47

28

К.р.№2 «Неметаллы»

24 неделя

Органические вещества (17 часов)

48

1

Предмет органической химии. Строение атома углерода.

24 неделя

49

2

Предельные углеводороды

25 неделя

50

3

Непредельные углеводороды

25 неделя

51

4

Непредельные углеводороды. Ацетилен.

26 неделя

52

5

Ароматические углеводороды. Бензол.

26 неделя

53

6

Спирты

27 неделя

54

7

Многоатомные спирты

27 неделя

55

8

Альдегиды

28 неделя

56

9

Понятие об одноосновных предельных карбоновых кислотах. Жиры.

28 неделя

57

10

Аминокислоты. Белки.

29 неделя

58

11

Аминокислоты. Белки.

29 неделя

59

12

Углеводы.

30 неделя

60

13

Полимеры. РК Получение высокомолекулярных соединений на Ухтинском химическом комбинате.

30 неделя

61

14

Подготовка к контрольной работе. Решение задач.

31 неделя

62

15

К.р.№3 «Органические вещества»

31 неделя

63

16

Повторение курса химии за 9 класс.

32 неделя

64

17

К.р.№4 Годовая контрольная работа

32 неделя

Химия и жизнь (4 часов)

65

1

Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы связанные с их применением.

33 неделя

66

2

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты. Химические вещества как строительные и поделочные материалы.

33 неделя

67

3

Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, их применение. НРК Развитие газовой и нефтяной промышленности РК.

34 неделя

68

4

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

34 неделя

Приложение 1

Дидактические единицы

Темы в КТП

Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.

Общая характеристика неметаллов. Водород. Кислород. Озон. Воздух.

Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Общая характеристика галогенов. НРК Использование хлора в ЛПК, на очистных сооружениях, опасность для окружающей среды.

Соединения галогенов. РК Соединение йода в реках РК.

Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли

Сера - простое вещество

Соединения серы

Серная кислота и ее соли. РК Использование серной кислоты в первичной переработке нефти.

Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли

Азот – простое вещество.

Аммиак и его свойства. РК Использование аммиака в холодильных установках. Опасность для окружающей среды.

Соли аммония.

Пр.р. №6 «Получение аммиака и изучение его свойств»

Кислородные соединения азота. Азотная кислота

Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения. НРК Почвы республики. Применение удобрения на Коми земле.

Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли

Фосфор. Соединения фосфора. РК Фосфориты земли Коми.

Биологическое значение фосфора и его применение.

Углерод. Аллотропия углерода. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.

Углерод. РК Алмазы. Парниковый эффект. Адсорбция.

Оксиды углерода.

Угольная кислота и ее соли

Пр.р. №8 «Получение оксида углерода 4 и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота и ее соли

Кремний.

Силикатная промышленность. РК Производство керамики, стройматериалов из местного сырья, производство цемента.

Применение кремния и его соединений.

Щелочные и щелочноземельные металлы. Их соединения.

Щелочные металлы. РК Понятие о металлургии. Руды черной и цветной металлургии.

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. РК Соединения кальция на территории РК.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Алюминий.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.

Железо.

Железо. Пр.р. №2 «Качественные реакции на ионы металлов»

Основные сведения о химическом строении органических веществ.

Предмет органической химии. Строение атома углерода.

Углеводороды: метан, этен, этан.

Предельные углеводороды

Непредельные углеводороды

Непредельные углеводороды. Ацетилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Спирты

Многоатомные спирты

Альдегиды

Понятие об одноосновных предельных карбоновых кислотах. Жиры.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Понятие об одноосновных предельных карбоновых кислотах.

 Жиры. Аминокислоты. Белки.

Углеводы.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота - столовый уксус)

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты. Химические вещества как строительные и поделочные материалы.

Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Применение их как топлива и сырья.

Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, их применение. НРК Развитие газовой и нефтяной промышленности РК.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по химии в 8 классе ( УМК О.С.Габриелян)

Рабочая программа и КТП по химии    8 класс (УМК О.С.Габриелян)...

Рабочая программа по химии для 8 класса (по О.С. Габриеляну)

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образовани...

Рабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев и др., 2013г (профильный уровень).

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по химии по учебнику О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин "Химия-10"(профильный уровень), 2013 г....

Рабочая программа по химии для 11 класса к учебнику О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова 2012г (профильный уровень)

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по химии для 11 класса к учебнику О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова ( профильный уровень), 2012 г....

Рабочая программа по химии 8-9 класс УМК О.С.Габриелян

Рабочая программа по химии для 8-9 класса по УМК Габриелян О.С....

Рабочая программа по химии 10-11 классы учебник О С Габриелян

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 10-11 классы учебник О С Габриелян...

Рабочая программа по химии 8-9 классы. (УМК О.С.Габриелян)

Курс химии основной школы ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии и некоторых понятий и сведений об отдельных объектах органической химии.Структура содержания предмета сформир...