«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке химии и во внеурочное время»
статья по химии

Хабибярова Ания Адгамовна

Всякое познание – есть деятельность,

Всякая деятельность – есть познание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc273.61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное вечернее (сменное)                                    общеобразовательное учреждение

«Излучинский центр образования»

 

 «Активизация

познавательной деятельности

учащихся на уроке химии и во внеурочное время»

учитель химии

МБВ(С)ОУ ИЦО  

Хабибярова А.А.

 

 

План.

  1. Информационная справка.
  2. Обоснование значимости методической темы.
  3. Теоретическое освещение темы.
  4. Описание опыта работы по теме.
  5. Блок разработок уроков.
  6. Диагностический материал.
  7. Основные выводы и перспектива дальнейшей педагогической деятельности.
  8. Приложения: дидактический материал, плакаты, творческие работы учащихся.

 

  1.  Информационная справка

      В Муниципальном образовательном учреждении «Общеобразовательный центр образования» работаю третий год.

 В 9 классе используется  программа  О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Основная школа. Базовый уровень».

      Автором учебника для 9 класса также является Олег Сергеевич Габриелян. Учебник «Химия  9 класс» и программа рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации.

      С 10 по 12 классы также используется  программа  О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Средняя (полная) школа. Базовый уровень».

      В 10 – 11 классах занимаемся по учебнику «Химия  10 класс», авторы учебника О.С. Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И. Теренин.

      В 12 классе занимаемся по учебнику «Химия 11 класс», авторы учебника О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова.

   

 

  1. Обоснование значимости данной темы.

Всякое познание – есть деятельность,

Всякая деятельность – есть познание.

       Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания. Обитая в непрерывно и всё быстрее изменяющимся материальном мире, человек взаимодействует с множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения. Практическая деятельность людей давно превратилась в фактор, по своим масштабом соизмеримый с эволюцией самой природы. Этот фактор неустраним, пока существует человечество. Результаты деятельности людей во многом определяются тем специфическим компонентом культуры, который формируют химические знания. Эти знания отражают сложный комплекс отношений «человек – вещество» и далее, через очевидную связь – «вещество – материал – практическая деятельность» в значительной мере определяют рациональные поведенческие навыки, возможности осознанного выбора молодыми людьми образа жизни и сферы деятельности.

       Усвоение некоторого базового объема химических знаний, формирование в сознании научной картины мира – одно из необходимых условий выработки реалистического взгляда на природу и место человека в ней, определенной культуры мышления и поведения, разумного и ответственного отношения к себе, людям и среде обитания.

         Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о мире: связь между структурой и свойствами сложной системы; вероятностные представления о симметрии, хаосе и упорядоченности; законы сохранения; единство дискретного и непрерывного; эволюция вещества, - всё это на фактическом материале химии находит наглядное выражение, дает пищу для размышлений об окружающем мире, для гармоничного и всестороннего развития личности.

       Поэтому тему для методической работы выбрала «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время»,  так как химические знания и умения:

- способствуют формированию представлений о связи между структурой и свойствами сложной системы мира;

- развивают у школьника самостоятельность, память, трудолюбие;

- расширяют кругозор, словесный запас;

- приобщают ученика к постижению истины и определению им своего места в мире на основе научно – химического познания действительности.

  1.  Теоретическое освещение темы

      Работая в школе более 27 лет, я неоднократно задумывалась, как научить обучающихся мыслить, как заставить самого ученика активно участвовать в процессе обучения, так как именно таким способом учитель может добиться прочного усвоения знаний, развития мышления, формирования умений и навыков у обучающихся.

      Но, к сожалению, интерес школьников к учебе неуклонно падает. Эта тенденция прослеживается повсюду: и в крупных городах, и на периферии.

      В МБВ(С)ОУ ИЦО ежегодно приходят  обучающиеся с очень низким уровнем знаний. А также эти ребята из неполных, неблагополучных семей, состоящие на учете в КДН, на внутришкольном контроле. Это 60 % всего количества обучающихся в МОУ ОЦО. Эти ребята имеют очень низкую мотивацию в обучении. Школьный учитель призван привить обучающемуся  любовь к предмету. Современная наука имеет огромный арсенал методов и приемов активизации познавательной деятельности обучающихся. Учителю нашего учебного заведения отведена очень ответственная и сложная миссия – выработать через свой предмет у педагогически запущенного обучающегося интерес и мотивацию к учебе.  

       Я очень люблю свой предмет, и мне всегда хочется, чтобы мои ученики увлеклись химией, «заболели» ею. У известного поэта Ю.И.Ефремова есть очень хорошие строки:

Люблю и знаю,

Знаю и люблю.

И тем сильней люблю,

Чем  больше знаю.

     Но разные психологические процессы развития знаний и осознания знаний учащимися приводит к тому, что не все ученики учатся с удовольствием, не все ощущают потребность в знании, и не все любят твой предмет. И здесь большое значение имеет организация учителем процесса обучения на уроке.

      Школьное обучение – сложный процесс формирования личности учащихся, подготовки их к труду, к самостоятельной жизни, который включает в себя не только обучение основам наук, но и развитие мышления учащихся в процессе познавательной деятельности.

      Характер познавательной деятельности определяется не только целями и задачами обучения, но и содержанием учебного материала, формами организации работы с ним.

  В практике преподавания учителю важно учитывать три последовательных этапа усвоения знаний и соответственно три уровня познавательной деятельности учащихся.

       Процесс первоначального усвоения учебных знаний состоит в выявлении сущности изученного. Результат первого этапа овладения знаниями – понимание изученного, т.е. умение достаточно полно и правильно воспроизвести учебный материал. Это соответствует первому, репродуктивному уровню познавательной деятельности.

      Процесс совершенствования знаний характеризуется применением знаний и способов действия по аналогии при организации работы по инструкциям и др. это соответствует второму, продуктивному, частично самостоятельному, частично поисковому уровню познавательной деятельности.

      Процесс полного овладения знаниями  заключается в самостоятельном применении знаний в различных сочетаниях. Это соответствует третьему, наиболее высокому уровню познавательной деятельности, который нередко называют познавательной активностью, проявление учащимися инициативы и творчества в учебной работе.

           Нередко приходится готовить традиционный урок, который состоит из:

- контроля за усвоением знаний;

- изучения нового материала;

- закрепления пройденного материала;

- домашнего задания.

      При таком структурном однообразии уроков в процессе изучения нового учебного материала, целенаправленная работа по организации познавательной деятельности отсутствует и, как следствие активность учащихся на уроках падает, учащиеся быстро теряют интерес к урокам, к предмету. Планирую так  структуру уроков, чтобы обеспечить постоянную познавательную активность, самостоятельность учащихся в учебной работе. Характер учебно – познавательной деятельности учащихся определяется не только содержанием обучения. Он во многом зависит от того, как организована работа учащихся на уроке. Этому способствуют уроки – семинары, конференции, обобщающие уроки, нетрадиционные формы проведения уроков, внеклассные мероприятия.    

Поэтому на уроках тематического обобщения стараюсь  научить учащихся выявлять взаимосвязи и определять отношения между отдельными компонентами знаний, фиксировать их, составляя обобщающие схемы итоговых знаний по изученным темам.  На обобщающих уроках хорошо прослеживаются все три уровня познавательной деятельности учащихся от репродуктивной до продуктивно – творческой. Успех урока зависит от его глубины и яркости – от того, насколько он захватывает учащихся.

Поэтому включаю в структуру урока:

  1. Задания на развитие логического мышления, требующие обобщения имеющихся знаний, упражнения на применения знаний, умений и навыков;
  2. Несложные расчётные задачи;
  3. Работу с учебником;
  4. Познавательную информацию, связанную с жизнью;
  5. Использование средств наглядности, технических средств обучения,  химические эксперименты;
  6. Использование химических игр и элементов игр на уроке.

  1.   Описание работы по теме

      К изучению курса органической химии обучающиеся приступают после двухлетнего усвоения курса неорганической химии. У них уже сформирован  объем знаний о веществах и химических реакциях, общие понятия, изучены фундаментальные законы и теории. Тем самым они подготовлены к более углубленному изучению предмета,  самостоятельности в учебной работе.

      С целью формирования устойчивого интереса обучающихся к химии применяю различные методы и формы активизации  деятельности при изучении предмета. Здесь велика роль не только лекционного изложения материала, но и  роль разнообразных самостоятельных работ. Задача лекционного изложения не ограничивается тем, чтобы разъяснить обучающимся содержание программного материала. Приобретение системы знаний сопровождается умственным развитием обучающихся. Умственное развитие осуществляется в процессе активной работы мысли над материалом, доставляемым содержанием предмета.

      В  мою задачу входит такое изложение материала, которое вовлекает обучающихся в сознательную переработку сообщаемого материала, развивает у них умение наблюдать явления и делать выводы, сравнивать и обобщать, производить операцию анализа и синтеза, осуществлять умозаключения.

       Вместе с тем необходимо тщательно готовить обучающихся к самостоятельной работе по предмету. На уроках - лекциях излагаю  принципиально новые теоретические вопросы, сведения о первых представителях изучаемых гомологических рядов и общие сведения о каждом новом классе органических соединений. Также материал иного характера, если он рассматривается впервые и на него опирается изучение последующих вопросов, кроме этого руковожу обобщениями и формированием выводов идейного порядка, важных для мировоззрения. Из вопросов теоретического характера  лекционно излагаю сведения, например, о теории химического строения, представляющей для обучающихся принципиально новую концепцию об электронном и пространственном строении метана, как первого представителя алканов.  Подача нового материала, закрепление пройденного материала происходит через презентации, таблицы, опорные схемы, учебник, дополнительную литературу, самостоятельную работу, опережающие задания.

4.1 Способы развития логического мышления у обучающихся

       Одной из важных задач  при обучении является системное  развитие логического мышления. Для реализации этой задачи  использую разнообразные проблемные игровые задания, в ходе решения которых обучающиеся творчески применяют на практике свои знания. Наряду, с традиционными проблемно-поисковыми заданиями  использую разнообразные качественные задания, направленные на поиск закономерностей.

        После изучения большой темы, например «Углеводороды» или «Кислородосодержащие соединения», предлагаю обучающимся для  актуализации знаний задания,  устанавливающие внутри тематические и внешне тематические связи.

      На этом этапе у обучающихся формируются умения выделять главные признаки класса соединений, сравнивать состав и строение соединений.

       

Например: Задание 1.

Установите признак классификации веществ и определите какой объект нарушает закономерность:

СН4;   С3 Н8;   С2 Н4;   С2 Н6

(три алкана и один алкен)

СН3 – ОН;        С2Н5 – ОН;          С2Н5 – СООН;     С3Н7 – ОН

(три спирта и одна кислота)

       Далее предлагаю более сложные задания при выполнении которого требуется установить закономерности заполнения какого – либо ряда, в котором представлен перечень объектов. Используя все известные им варианты классификации или выявляя при необходимости новые, обучающиеся устанавливают все возможные логические связи между членами ряда, определяют закономерность его заполнения, а после этого продолжают ряд несколькими своими примерами. Одновременно они проверяют свою гипотезу: если установленная закономерность реализуется в заданном ряду и его продолжении, значит, найден правильный ответ. Один из элементов проверки гипотезы – вычленение из заданного ряда закономерно чередующихся групп объекта, как правило, в такой группе их не более трех-четырех. Чтобы подготовить обучающихся к этой работе, формирую необходимые навыки логического мышления на более простых примерах, в которых заданы группы объектов и требуется только найти закономерности.

Например: Задание 2.

Установите закономерность заполнения первого и второго ряда и допишите третий ряд:

  1. СН4;   С2Н6;     С3Н8;    С4Н10;    С5Н12.
  2. С2Н2;   С3Н4;     С4Н6;    С5Н8.
  3. С2Н4;       ?    ;        ?    ;       ? .

(1-алканы, 2- алкины, 3- алкены)     

Задание 3.

Установите закономерность заполнения данного ряда, и продолжить его несколькими примерами:

  1. С2Н5 Cl;   СН3 – СН2 – Cl;      С3 Н7Сl;   СН3 – СН2 –СН2 - Cl;  
  2. С2Н3 Cl;      ?   ?   ?;                        ? ? ?

(идет чередование хлоропроизводных алканов, чередование общей и структурной формул. Нужно произвести чередование хлоропроизводных алкенов). 

Задание 4.

  1.                                                                             СН3

С4Н7 – ОН;    СН3 – СН – СН2 – СН3;   СН3 – С – СН3 .

                                  ОН                                     ОН

  1. С5Н9 – ОН; ?     ?     ?

(чередование первичного, вторичного и третичного бутанола. Надо привести примеры  пентанола).

      Данные задания приводятся на уроке первичного усвоения знаний для поэтапного закрепления, однако, эти задания могут быть использованы как один из элементов на уроках контроля знаний.

  1.  Использование графических приемов обучения

      Для создания прочной системы знаний необходимо научить обучающихся выделить главные базовые знания в изучаемом материале и находить логические взаимосвязи между ними. Использование графических приемов позволяет более четко выделить зависимость между строением, свойствами и применением веществ, генетические связи внутри классов соединений и между ними, что особенно ярко проявляется на материале органической химии.

Навыки правильных рассуждений и логических построений в ответах учащихся вырабатываю начиная с первых тем курса, а именно с изучения углеводородов.

       Для многих классов углеводородов мной разработаны постоянно действующие плакаты – конспекты, которые отражают причинно- следственную связь между строением, свойствами и применением углеводородов (Приложения1,2, 3).Плакаты – конспекты представляют собой систему записей с минимумом условных символов, объединенных в несколько смысловых блоков – модулей: получение, строение, свойства, применение.

     Рассмотрим структуру стандартного плаката – конспекта «Предельные углеводороды»   (Приложение  1).

Под названием класса написано общая формула парафинов. Слева в блоке 1 «Получение» условным символом  обозначены природные источники парафинов – нефть и природный газ, а также отмечен синтетический путь получения метана из углерода и водорода.

      В блоке 2 «Строение» изображены электронная и структурная формула метана, дана схема образования связей в молекуле метана, указаны валентный угол и тип гибридизации атомов углерода в алканах, представлены первые члены гомологического ряда и структурная изомерия предельных углеводородов.

     В блоке 3 «Физические свойства» дана информация об  агрегатном состоянии алканов (при обычных условиях) в зависимости от числа атомов углерода в молекуле. Стрелка указывает возрастание температуры плавления и кипения в гомологическом ряду.

      В блоке 4 «Химические свойства»  представлены характерные реакции для алканов: горение, термическое разложение, замещение, изомеризация. Показана устойчивость метана к окислению в обычных условиях. Отдельно рассмотрим радикальный механизм цепной реакции галогенирования. Номенклатура предельных углеводородов отражена в блоках «Строение» и «Химические свойства».

      В блоке 5 «Применение» показаны области применения данных соединений.

      Все блоки плакатов – конспектов написаны фломастерами разных цветов, что усиливает эмоциональное восприятие плаката-конспекта.

 Типизация блоков, в том числе и цветовая, способствует восприятию всей темы «Углеводороды» как единого целого, позволяет фиксировать внимание обучающихся на главных вопросах, четко видеть общее и различия при сравнении между собой трех классов углеводородов.

     Плакаты – конспекты применяю не только на уроках первичного усвоения знаний, но и на уроках обобщения и систематизации, что способствует лучшему усвоению материала.  

      Так, на уроке плаката по теме «Предельные углеводороды» актуализирую знания обучающихся об особенностях строения, свойствах, применении и получении парафинов  с помощью опоры – конспекта на плакате. Затем  рекомендую учащимся перенести опорный конспект в тетрадь и выучить его. Через урок учащиеся получают задания воспроизвести опорный конспект по памяти. На следующем уроке обобщаю в сотрудничестве с обучающимися тему «Предельные углеводороды».

 

  1. Обобщающие схемы

      Системный подход в обучении химии основанной на применении обобщающих схем успешно применяется мной как на уроках первичного усвоения материала, так и на уроках обобщения и систематизации знаний. На уроке по темам «Строение атомов химических элементов», «Гибридизация атомных орбиталей» класс работает со схемами (Приложение 4, 5) объединяющих понятия данной темы.

      Предлагаю учащимся рассмотреть схему  и найти в ней знакомые понятия: «элемент», «ковалентная связь», вспомнить их содержание. Поясняю, что понятия выделенные рамками – опорные знания для изучения данной темы и всего курса органической химии, причем, понятие «химическое строение» - центральное.

      Органические вещества (название классов представлены в нижнем правом углу) разнообразны, но построены по одним и тем же принципам. Строение, свойства, способы получения и применения органических веществ можно объяснить с позиции классической теории химического строения А.М.Бутлерова, а так же современной теорией строения атомов и молекул (стереохимия), с которыми учащимся предстоит познакомиться.

Объясняю, что прежде чем знакомиться с современной теорией строения органических соединений необходимо повторить сведения о строении атомов и молекул, полученные в 8-9 классах. В беседе актуализирую понятия «ядро», «протон», «электронное облако». На этом уроке изучаются и новые понятия «гибридизация» и её типы: SP3, SP2, SP.

      Говоря о новом понятии,  каждый раз обращаюсь к схеме, чтобы подчеркнуть связь его с другими понятиями. В качестве закрепления изученного материала учащиеся записывают в SP3 гибридизации участвуют одна S и три Р орбитали (ссылаемся на рисунок в учебнике, изображающий электронное строение молекулы метана). Аналогично определяем SP2 и SP гибридизации. Второе обобщение полученных знаний выражается в формулировке основных положений теории. На этом уроке учащиеся завершают перенос схемы в тетради. Понятия отрабатываются путем выполнения системы разнообразных заданий и упражнений.

      Например: Напишите структурную формулу ближайшего гомолога выбранного алкана, или какой из предложенных углеводородов является представителем гомологического ряда.

      В ходе выполнения таких заданий у обучающихся активизируются процессы логического мышления, умения применить знания в нестандартных ситуациях.

  1.  Из опыта проведения химических диктантов

      В своей практике я часто использую химические диктанты. Эта форма работы активизирует мыслительную деятельность учащихся и помогает закрепить в памяти изученный материал, кроме того, химические диктанты позволяют эффективно выявлять знания учащихся, затрачивая минимум времени. Химические диктанты можно условно разделить на три группы: обучающие, обучающе – проверочные и проверочные диктанты или контрольные. Обучающие диктанты стимулируют обучающихся к внимательному чтению учебника, к выделению основных моментов, поэтапному  закреплению знаний.

      Его можно проводить письменно с использованием листков бумаги и устно, применяя для этого классную доску, при групповом и индивидуальном опросе на всех типах уроков и на всех этапах урока по таким вопросам как определение класса вещества, составление формул вещества, составление уравнений химических реакций.

      Приведу пример обучающего диктанта, который  провожу при изучении темы  «Предельные углеводороды»:

 Цель диктанта: научить выбирать гомологи из множества веществ, не путать их с изомерами.

Задание: выберите гомологи метана из предложенных веществ по принципу ближайшие и более дальние.

С2Н6;  С2Н4;    С5Н10;   С6Н14;    С5Н14;    С3Н8;    С7Н16;  С3Н6.

Приведу еще один пример обучающего диктанта.

Тема «Химические свойства алканов».

Цель:  научить составлять уравнения реакций и расставлять стереохимические коэффициенты.

СН4 +Сl2 = ?

СН4 +О2 = ?

СН4 +Вr2 = ?

      Такие диктанты проходят в форме взаимного сотрудничества и взаимоконтроля, где каждый обучающийся может стать более самостоятельным при обнаружении и исправлении ошибок. Незначительная помощь учителя и товарищей позволяет ему ликвидировать пробелы в знаниях.

     После обучающих диктантов возникает  необходимость убедиться в том, насколько успешной была работа по ликвидации пробелов в знаниях. Эту задачу помогает решить контрольный диктант.  Контрольный диктант устанавливает насколько прочно и осознанно освоен химический язык и умение учащихся пользоваться им в сходных и нестандартных условиях. Правильный ответ – вполне надёжный показатель успехов в усвоении учебного материала. Проверочный диктант так же средство накопления оценок. С его помощью за 10-15 минут можно проверить знания всего класса.   Проверяя диктант, анализирую его итоги, устанавливаю причины ошибок, намечаю план их устранения.  

Пример химического диктанта по теме «Алкины».

Цель диктанта: проверить знания о веществах, о свойствах веществ класса «Алкины».

Задание: из предложенных утверждений выбрать верные и выписать в тетради порядковые номера верных утверждений. Первый вариант работает с нечетными номерами вопросов, второй вариант – с чётными.

  1. Общая формула алкинов СпН2п+2.
  2. В молекулах алкинов одна двойная связь.
  3. Ацетилен важнейший представитель алкинов.
  4. Для алкинов наиболее характерны реакции замещения.
  5. Один из алкинов применяется при сварке и резке металлов.
  6. В молекулах алкинов одна тройная связь.
  7. Алкины можно получить реакцией Лебедева.
  8. Названия алкинов образуется с помощью суффикса – ен.
  9. Для алкинов наиболее характерны реакции присоединения.
  10. Алкины применяют для получения резины.
  11. Один из алкинов получают карбидным способом.
  12. Из алкина реакцией Кучерова можно получить альдегид, а из него уксусную кислоту.
  13. Один из алкинов – ацетилен – летучая жидкость.
  14. Как все углеводороды, алкины горят с образованием углекислого газа и воды.
  15. При определенных условиях из алкинов можно получить алканы.
  16. Ацетилен можно получить дегидратацией этилового спирта.
  17. Атомы углерода в молекулах алкинов находятся в SP2 гибридном состоянии.
  18. Общая формула алкинов  СпН2п-2.
  19. Формула ацетилена СН ≡ СН.
  20. Атомы углерода в молекулах алкинов находятся в SP гибридном состоянии.

Ответы: 3, 5, 6, 9, 11, 12, 14, 15, 18, 20

      Все виды диктантов вносят разнообразие в работу школьников, приучают бережно расходовать время. Все это повышает производительность труда на уроках, вырабатывает умение давать точные и краткие формулировки ответов, способствуют сознательному и более прочному усвоению химического языка, развивает аккуратность, трудолюбие, самостоятельность.

  1.  Работа с учебником

     Одна из важных задач обучения – формирование у обучающихся умения самостоятельно расширять и углублять знания, стремления развивать свои умственные способности и творческие задатки. Этим обусловлена необходимость таких методов обучения, как самостоятельная работа с учебной и научной литературой. К.Д.Ушинский считал, что только самостоятельная работа учащихся создаёт предпосылки для глубокого овладения знаниями, развития мышления и умственных способностей обучающихся.

     Сущность работы с учебником по осмыслению новые знаний и овладению ими заключается в том, что каждый обучающийся самостоятельно и вдумчиво изучает программный материал по учебнику, осмысливая содержащиеся в нём факты, примеры и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, понятия, выводы), при этом одновременно с усвоением знаний он приобретает умение работать с учебной литературой. Чтобы самостоятельная работа обучающихся с учебником по овладению новыми знаниями давала обучающий эффект, при её организации провожу следующую подготовительную работу:

- подбираю для самостоятельной работы только тот материал, который соответствует познавательным возможностям обучающихся и уровню их подготовки;

- провожу с обучающимися подготовительную беседу, ставлю перед ними цель работы, ввожу в курс темы и чётко обозначу те вопросы, которые им надлежит усвоить;

- определяю порядок самостоятельной работы, предусмотрев в ней приёмы активного воспроизведения и осуществления самоконтроля;

- обеспечиваю обучающихся, если это требуется для усвоения изучаемого материала, соответствующими наглядными пособиями или техническими средствами;

- после окончания самостоятельной работы с учебником провожу закрепление и уточнение усвоенного материала.

     Привожу пример урока по теме «Общая характеристика химических элементов подгруппы кислорода. Аллотропия кислорода и серы».

 Цель урока: расширить понятие о химическом элементе, простом веществе, сформировать понятие аллотропии, углубить теоретические представления о периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, развивать умение работать самостоятельно, совершенствовать умения сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи между строением и свойствами, формировать Я – концепцию (я умею, я могу, я хочу).

     Девиз урока: «Знание есть сила, сила есть знание».

     Ориентировочно – мотивационный этап 

     В начале урока объявляю его тему, определяю цели, знакомлю учеников с планом работы над изучаемой темой. В течении урока обучающиеся самостоятельно изучают новый материал в соответствии с планом, в котором указаны страницы учебника, где школьники могут найти необходимые сведения. В случае затруднений они обращаются к учителю.

     Операционно – исполнительский этап

     План работы:

  1. По Периодической системе химических элементов определите, какие элементы образуют подгруппу кислорода, укажите их положение в таблице.
  2. Приведите  в конспекте электронные и графические формулы атомов кислорода и серы. В случае затруднения обратитесь к учебнику.
  3. Подумайте, в чём сходство и различие между элементами подгруппы кислорода с точки зрения электронного строения их атомов.
  4. В тетради запишите вывод об изменении металлических и неметаллических свойств простых веществ, образованных элементами подгруппы кислорода, и укажите причину такого изменения свойств.
  5. Отметьте в конспекте высшие и низшие степени окисления атомов этих элементов.
  6. Приведите в конспекте общие формулы летучих водородных соединениях.
  7. Запишите в конспекте определение аллотропии и аллотропных видоизменений.
  8. Перечислите физические свойства кислорода и озона, сравните их химические свойства.
  9. Напишите уравнения реакции превращения кислорода в озон, отметьте его признак – поглощение энергии.
  10.   Что вам известно о таком явлении, как озоновая дыра? Каковы его последствия?
  11.  Прочитав материал соответствующего параграфа, сделайте краткие записи и рисунки, характеризующие аллотропные модификации серы. Обратите внимание на возможность превращения одной модификации в другую.

Рефлексивно оценочный этап

С целю первичной проверки знаний и умений, закрепления изученного материала в конце урока провожу фронтальный опрос:

- пересилите элементы подгруппы кислорода, определите их положение в Периодической системе химических элементов Д.ИМенделеева.

- объясните закономерности в изменении металлических и неметаллических свойств образованных ими простых веществ на основе учения о строении атома.

- какие высшие и низшие степени окисления проявляют атомы этих элементов и почему?

- сравните состав, строение и свойства озона и кислорода, кристаллической и пластической серы. На основе этих примеров поясните сущность аллотропии.

- что вам известно о таком явлении, как озоновая дыра? Каковы его последствия?

- к каким явлениям, физическим или химическим, относится переход одного аллотропного видоизменения в другое? Объясните.

Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности обучающихся, заставляет их быть внимательными при чтении текста, учит конспектировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей в активных участников урока.

 

  1.  Приемы контроля знаний учащихся

Контроль знаний и умений учащихся провожу после большой темы. Провожу его в письменной форме. Объем работы составляет   5-6  заданий, один из которых является  задача. В  процессе изучения раздела провожу промежуточный контроль в виде химического диктанта или тестового задания.

    ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

«Тест» - слово английское. В переводе означает «проба», «испытание», «исследование». В педагогике тестами называют стандартные задания по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках. Тестовые задания подразделяют на открытые и закрытые. В открытых заданиях ученик сам вписывает короткий ответ, в закрытых он выбирает ответ из нескольких предложенных вариантов, среди которых правильный один или два.

Например:

В состав углеводородов входит:

  1. Углерод
  2. Водород
  3. Кислород
  4. Сера

Правильный ответ – 1,2.

Закрытые тесты могут быть более разнообразными. Одни из них требуют от учащихся лишь вспомнить изученный материал, другие проверяют понимание его и даже предлагают решать задачи.

Например: Сколько литров кислорода потребуется для сжигания одного литра метана?

  1.  Пять          2. Шесть       3. Два       4. Три.  (Правильный ответ – 3).

Для того чтобы ответить на этот вопрос теста, надо решить задачу.

В задании на выбор правильного ответа иногда предлагаю выполнить противоположные действия, исключить неправильный ответ из ряда правильных.

Например:          Алканы вступают в реакции:

  1. Горения,         2. Полимеризации,   3. Замещения,     4. Галогенирования.

Неправильный ответ – 2.

Также тесты применяю для поэтапного закрепления изученного материала. Например, при  изучении физических и химических свойств, методов и способов получения алкенов  провожу промежуточное тестирование. Читая вопросы и ответы, учащиеся еще раз закрепляют материал и сменяют вид деятельности, что способствует лучшему усвоению материала. Также  применяю тесты, если необходимо систематизировать и классифицировать ряд знаний. В настоящее время тестирование как форма контроля знаний и умений учащихся привлекает все больше сторонников. Достоинство метода  - это возможность за короткое время проверить глубину знаний, а также логическое мышление. Заранее информирую о теме, по которой будет осуществляться контроль знаний, предлагая им повторить соответствующий материал дома. В начале урока  повторяем основные теоретические положения. После этого каждый учащийся получает карточку с заданиями.  Эта часть урока занимает  20 минут.

 Приведу примеры тестовых заданий по темам: «Периодический закон и система Д.И.Менделеева. строение атома», «Строение и классификация органических соединений. Химические реакции в органической химии», «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры».  (Приложения 6, 7, 8 ). Здесь использую  различные тесты:

-    решение простых задач;

-    физические и химические свойства соединений;

-    закономерности химических превращений.

 

  1.  Подготовка учащихся к решению расчётных задач

      Комплексный подход к изучению органической химии требует внимательного отношения учителя к решению расчетных задач. Решая расчетные задачи,  учащиеся более глубоко и полно усваивают учебный материал. При этом у них формируется умение применять приобретенные знания на практике. Решение задач – одно из доступных для учащихся средств связи теории с практикой,   позволяет установить связь химии с другими науками, особенно с математикой и физикой, развивает познавательную деятельность, умение логически мыслить, самостоятельность.

     Использую на уроках методику поэтапного изучения решения расчетных задач. Первый этап включает в себя ознакомление с теоретическими положениями. На втором этапе – выполнение учебных заданий. Цель таких заданий – обучить определенным операциям и действиям, которые входят в общую деятельность по решению задач, способам их выполнения. Третий этап – решение типовых задач.

      Чтобы решить химическую задачу рекомендую следующий порядок действий:

     1.  Изучите внимательно условия задачи: определите, с какими величинами предстоит проводить вычисления, обозначьте их буквами, установите единицы их измерения , числовые значения, определите, какая величина является искомой.

  1. Запишите данные задачи в виде кратких условий.
  2. Если в условиях задачи идет речь о взаимодействии веществ, запишите уравнение реакции (реакций) и уравняйте его (их) коэффициентами.
  3. Выясните количественные соотношения между данными задачи и искомой величиной. Для этого расчлените свои действия на этапы, начав с вопроса задачи, выяснения закономерности, с помощью которой можно определить искомую величину на последнем этапе вычислений. Если в исходных данных не хватает каких-либо величин, подумайте, как их можно вычислить, то есть определите предварительные этапы расчета. Этих этапов может быть несколько.
  4. Определите последовательность всех этапов решения задачи, запишите необходимые формулы расчетов.
  5. Подставьте соответствующие числовые значения величин, проверьте их размерности и произведите вычисления.

     Привожу  примеры заданий, которые предназначены для усвоения учащимися определенных операций, необходимых для решения задач и контроля своих действий.

Задание №1:  

Определите, какие физические величины следует использовать при решении предложенных задач, каковы единицы их измерения. Запишите формулы взаимосвязи физических величин.

Задача №1.

Определите количества вещества, которое составляет:

а) один атом водорода

б) 3,2 грамма метана

в) 11,2 литров метана (при н.у.)

Ответ: а)  n (моль);  n=

                 б)   n (моль);  n=

                  в)   n (моль);  n=

Задача №2.

Рассчитайте массу:

а)  воды,  количество вещества которой 1,5 моль;

б)  6х1023 атомов углерода;

в) серной кислоты для количества вещества 0,25 моль.

 Ответ: а) m (масса);  m = n х М

             б) m (масса);  m =

             в)m(масса); m = n х М

  1.  Применение игровых технологий на уроке

      Эффективность различных форм обучения во многом зависит от эмоционального воздействия учителя на слушателей.

Создание эмоционального настроя – один из верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний. Лирическое начало урока, необычность вступления, использование материала, отвечающего духу времени, выступают в роли «ключика» по имени «интерес».

      Минутки интересных сообщений. 

Например:

Всякая морская вода полезна для нашего организма, но вода Мёртвого моря ценится особо. Почему? (Из-за высокого содержания ионов натрия, калия, магния, кальция и брома, имеющих большое биологическое значение: такой же состав имеют лимфа и кровь человека) (Приложение 9).

      Одним из средств воспитания интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и достижения их познавательной активности на уроках являются игры.

      А.В.Луначарский писал, что игра «в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Именно в игре ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно.

      Чередование игровых ролей помогает учащимся осознать себя в новой позиции, посмотреть на ранее известные и привычные вещи другими глазами, активнее опереться на ранее приобретенный фонд знаний и умений, причем не только одного конкретного предмета, но и нескольких родственных ему.

      Использование игр или элементов игры на уроке имеет большое воспитывающее значение. Создаваемая творческая атмосфера и благоприятные условия для развития каждого учащегося.

Например: Тема: «Периодический закон и периодическая система  Д.И.Менделеева»

Задание№1

                         Потерялся

Породистый оксид, принадлежащий жильцу из 3-его подъезда.

Особые приметы: имеет молекулярную массу 102.

Если вы сможете найти этот оксид, то приходите за вознаграждением.

Ответ:Al 2O 3 (амфотерный оксид)

 

Задание №2

 - Нитратовна, а смогла бы ты по формуле одного родственника нашего жильца вывести формулу другого?- спросила подругу  Хлоровна.

-Нешто я да не смогу

При моём-то уму,

Чай, не лаптем щи хлебаю,

Что к чему соображаю.

Вопрос:

Неизвестный элемент Э образует хлорид состава ЭСl3.

Какая наиболее вероятная формула у его  оксида?

а)ЭО2   б)ЭО5  в)Э2О3 г)Э5О2 

 Игры, занимательная дидактика  способна  вызвать:

• любопытство,

•удивление,

•восхищение,

•радость познания,

вследствие этого у учащихся появляется искреннее желание - понять, запомнить, применить.

 В играх тренируются  внимание и память, особенно зрительная и слуховая, создается положительная эмоциональный настрой. Ребятам очень нравятся тренировочные игры, познавательно – контрольные игры. (Приложение 10)  «Классификация дидактических игр по химии»), (Приложение № 11).

      Итак, познавательная активность школьников достигается не только содержательной стороной обучения и используемыми учителем методическими приемами. Она во многом зависит от того, как организована работа, направленная на вовлечение учащимися в процесс познания. То есть мы должны идти не просто с предметом к детям, а с детьми к предмету.


Литература

  1. Химия в школе,  6/1999.
  2. Химия в школе, 7/1999.
  3. Химия в школе, 2/2000.
  4. Химия в школе, 9/2007.
  5. Химия в школе, 10/ 2007.
  6. Химия в школе,  8/2007.
  7.  Ахметов Н.С. Неорганическая химия. Ч.2. М.: Просвещение, 1992.
  8. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. Ч.2. М.: Просвещение, 1993.
  9.  Кукушкин Ю.Н. Что мы знаем о химии? М.: Высшая школа, 1993.
  10.  Эткинс П. Молекулы. М.: Мир, 1991.
  11.  Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия, М.:Химия, 1982г.
  12. Джим Уиз. Занимательная химия, физика, биология. М. АСТ. Астрель 2008г.
  13. В.Г.Иванов, О.Н.Гева. Химия в формулах. Справочные материалы. М.: Дрофа 2008
  14. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Сборник самостоятельных работ по химии 9 класс. Базовый уровень. М.: «Русское слово» 2009г
  15. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Сборник самостоятельных работ по химии 10 класс. Базовый уровень. М.: «Русское слово» 2009г
  16.  И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Сборник самостоятельных работ по химии 11 класс. Базовый уровень. М.: «Русское слово» 2009г
  17.  В.Г.Денисов. открытые уроки. Химия 8-11 классы.Волгоград.2009
  18. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Органическая химия М.: «Оникс» Мир и образование 2006г
  19.  Химия в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Санкт-Петербург. 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Материал подготовлен в рамках конференции "Актуальные проблемы химического образования в Пензенской области", прошедшей 7 декабря 2011 г....

Использование проблемных и исследовательских экспериментов на уроках химии и во внеурочное время.

Из основных задач современного образования является достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познав...

Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Представлен опыт учителя по применению здоровьесберегающих образовательных технологий в УВП...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время как один из способов активизации творческого потенциала личности

Целью опыта является сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, умения  самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, кот...

Формирование учебно - исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Учебно-исследовательская работа на уроках химии и во внеурочное время, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять ...