Статья на тему: ЭОР на уроках химии
статья по химии

Жидкова Христина Валерьевна

ЭОР на уроках химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_eor_na_urokah_himii.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР НА УРОКАХ ХИМИИ

    Учитель химии МБОУ СШ №16 г. Павлово

Жидкова Христина Вавлерьевна

Сегодня компьютеры становятся непременным атрибутом нашей жизни, информационные технологии создают новые возможности получения человеком знаний. Актуальность использования ЭОР в обучении химии обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены большие возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне, для развития их личности и реализации способностей.

Первоочередной задачей для меня является возможность сделать процесс обучения интересным, увлекательным и ярким, разнообразным по форме, что поможет мотивировать учащихся к обучению, вследствие чего повысится успеваемость.

И тут на помощь приходят ЭОР. Разберемся, что это такое. Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.(4)

Информационные технологии обучения (ИТО) определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Они включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации, те есть все то, что предполагает использование ЭОР. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - важен анализ знаний в предметной области, в третьих основную роль может играть учет психологических принципов обучения(3).

Рассматривая имеющиеся на сегодняшний день информационные технологии, Н.В. Апатова (1) выделяет в качестве их важнейших характеристик:

типы компьютерных обучающих систем (обучающие машины, обучение и тренировка, программированное обучение, интеллектуальное репетиторство, руководства и пользователи);

используемые обучающие средства (ЛОГО, обучение через открытия, микромиры, гипертекст, мультимедиа);

инструментальные системы (программирование, текстовые процессоры, базы данных, инструменты представления, авторские системы, инструменты группового обучения).

 На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:

урок-презентация;

виртуальный эксперимент;

урок-исследование;

дистанционное обучение;

электронный урок;

электронное тестирование;

организация индивидуального обучения.

Постараюсь кратко описать эти уроки:

Урок-презентация:

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиа проектора, так и на отдельных компьютерах. Использование презентаций экономит время урока, позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

Виртуальный эксперимент:

Одним из самых сильно действующих средств для создания и поддержания интереса к предмету является демонстрационный химический эксперимент. Практически он предусмотрен при изучении всех разделов химии в средней школе. Однако при отборе опытов для демонстрации действуют ограничения, связанные с повышенной опасностью некоторых веществ. По этой причине многие интересные, зрелищные и познавательные опыты никогда не включали в школьную программу. Например, опыты с белым фосфором.

Главное достоинство компьютерного моделирования — бесспорная целесообразность его использования при рассмотрении взрыво - и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ. Мне очень нравится работать с электронным изданием «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория», которое включает более 150 химических опытов, при этом имеется возможность моделировать химический эксперимент, молекулы органических и неорганических веществ. Работа может проходить во фронтальном и индивидуальном режиме - это зависит от оснащенности кабинета. Большая коллекция видеоэкспериментов находится, также, на сайте http://school-collection.edu.ru

Урок-исследование:

Это форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, подведения итогов.

Дистанционное обучение:

В настоящее время активно развивается система дистанционного обучения в самых различных областях образования. В системе ДО работаю первый год, поэтому для меня это новый шаг в освоении ИКТ. Это уроки, организованные для учеников с ограниченными возможностями. Для этих детей, подчас, это единственный способ получить знания. Образовательная среда, в которой в процессе обучения находится учащийся, способствует всестороннему развитию его личности, расширяет познавательные возможности, обеспечивает благоприятный режим и темп его жизнедеятельности, побуждает к самостоятельности и творчеству. Взаимодействие с учащимися осуществляется при помощи программы: «Skype».

Электронный урок:

Это самостоятельная работа ученика с использованием готового электронного учебника, ресурсов Интернет или авторского продукта.

Электронное тестирование:

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы. Тесты могут проводиться в режиме on- line и в режиме off-line . Существует много тестирующих программ с готовыми тестами, но для повседневной работы они не всегда удобны, так как не учитывают специфику и уровень подготовки учащихся. Поэтому нужна программа конструктор тестов (оболочка тестов). Таких программ очень много. В своей работе я использую программы: My Test, Tester, Master  test. Мне больше всего нравится My Test -это система программ, в которую входят программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов, причем программа My Test работает с семью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. Программа легка и удобна в использовании. Для on- line тестирования можно создавать тесты также при помощи форм Google.

Организация индивидуального обучения:

Это комплекс доступных электронных материалов по учебной программе, ресурсов Интернет, которыми можно воспользоваться в медиатеке учебного заведения или дома. Очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий.

Использование ЭОР на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано. К ним необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Конечно, подготовка уроков с использованием современных ЭОР требует много времени для поиска, систематизации, оформления информации, и, безусловно, наличие оборудования (интерактивной доски, проектора, доступа в Интернет, компьютеров).

Подведем итоги:

Применение ЭОР на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные учащиеся быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя(2). Наверное, поэтому к учителям, использующим на своих уроках информационные технологии, наблюдается больший интерес учеников. Такой учитель идет в ногу не только со временем, но и с ребятами.

Использование ИТ позволяет преподавателю экономить время урока, помогает обеспечивать глубину погружения в материал, осуществлять интегративный подход в обучении, повышает мотивацию обучения; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика, и, как итог, повышает успеваемость учащихся по предмету.

Работая с ЭОР,  могу порекомендовать сайты, которые вызывают доверие и отвечают хорошему качеству:

• сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru);

• сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР, http://school-collection.edu.ru);

• сайт информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (ЕС «Единое окно», http://window .edu.ru);

• Федеральный  портал «Российское образование» (http://www.edu.ru).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Применение метода проекта на уроках химии

Статья содержит небольшой теоретический материал о плюсах проектоног метода обучения, предложен способ из личноо опыта применеия данного метода на уроках химии, данные о результатах применеия метода п...

Методическая статья на тему: Использования на уроках химии в 9 классе «Виртуальной химической лаборатории» (на примере темы «Щелочные металлы и их соединений»)

Химия, являясь экспериментальной наукой, осуществляет обучение учащихся  через различные формы работы с натуральными веществами и материалами:демонстрационные опыты, проводимые учителем в процесс...

статья "применение модульной технологии на уроках химии"

статья предназначена для преподавателей хиимии, применяющих на своих уроках модульную технологию....

Статья "Конструирование моделей молекул на уроках химии.

ВА статье рассматривается опыт работы по конструирванию моделей молекул при помощи "Виртуальной лаборатории"....

Методическая статья "Организация работы учащихся на уроках химии в режиме здоровьесберегающих технологий"

В данной методической статье представлен опыт работы об организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках химии....

Статья на тему: ”Индивидуальные задания по химии“.

Статья на тему: ”Индивидуальные задания по химии“....

статья "Организация проектной деятельности на уроках химии"

В данной статье размещен материал по организации проектной деятельности на уроках химии в разных классах, приведены названия различных проектов, выполненных учащимися на уроках химии....