Урок химия 8 класс "Химические формулы"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Челнокова Ольга Васильевна

Урок на тему "Химические формулы. Простые и сложные вещества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_himicheskie_formuly.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

8 класс

«Химические формулы. Простые и сложные вещества»

Цель урока: Систематизировать знания учащихся об атомах и молекулах. Отметить важную роль М.В. Ломоносова в открытии закона. Познакомить обучающихся с понятиями: «химическая формула», «количественный и качественный состав вещества», «простые и сложные вещества».

Задачи урока:

  • Актуализация знаний обучающимися основных положений атомно-молекулярного учения;
  • Формирование умений проведения поиска, обработки, анализа и систематизации информации;
  • Воспитание чувства патриотизма к Родине и русским ученым, на примере М. В. Ломоносова, внесшего значимый вклад в развитие мировой науки.

Ожидаемые результаты

Личностные: демонстрация интереса к изучению темы и осознание значимости темы урока.

Метапредметные

Регулятивные: умение определять последовательность действий, контролировать правильность своих действий; давать оценку своей деятельности и деятельности других учащихся.

Познавательные: умение анализировать и осуществлять поиск средств выполнения поставленной цели; использовать знаково-символические средства представления информации; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы;

Коммуникативные: умение сотрудничать в процессе работы в парах, четко выражать свои мысли.

Предметные: знание понятий: «атомы», «молекулы», «химическая формула», «количественный и качественный состав вещества», «простые и сложные вещества»;

Методы и технологии: Методы активного обучения (АМО), технология групповой деятельности.

Формы обучения: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.

Оборудование

Таблица химических элементов Д.И. Менделеева, компьютер, проектор, электронные образовательные ресурсы, презентация, опорная схема, индивидуальные карточки, наборы для составления шаростержневых моделей химических веществ.

п/п

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап 1. Организационный

Приветствие обучающихся, учитель задает цели и задачи, которые будут решаться на уроке и способствует позитивному настрою школьников на решение учебных задач.

Приветствуют учителя, готовятся к решению поставленных учителем задач

2 этап: Актуализация знаний обучающимися основных положений атомно-молекулярного учения

Учитель: Представление о том, что вещество состоит из отдельных, очень малых частиц, - атомная гипотеза – возникло еще в Древней Греции. Древнегреческий философ Демокрит 2500 лет назад высказал мысль о том, что все тела в природе состоят из мельчайших невидимых, непроницаемых, неделимых, вечно движущихся частиц – атомов.

Учитель: Учение о молекулах и атомах было разработано в середине 18 века великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711 – 1765 гг.) Он утверждал, что тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят элементы (атомы). Многообразие веществ ученый прозорливо объяснял соединением разных атомов в молекулах и различным расположением атомов в них.

Учитель: Что мы можем сказать о М.В. Ломоносове? Кем он был?

М.В. Ломоносов был естествоиспытателем, философом, поэтом, историком, географом, политическим деятелем.

К сегодняшнему уроку вашим домашним заданием была подготовка группами произвольного состава (по 3-4 человека) информационных проектов о жизни и деятельности М.В. Ломоносова с представлением информации проекта в форме буклета.

(Представление 2-3 буклетов)

Учитель:

Основной теорией химии, сохранившей свое значение и до наших дней является атомно-молекулярное учение. Атомно-молекулярное учение – это учение, в основу которого положено представление о том, что наименьшими структурными единицами веществ являются атомы и молекулы.

Из атомов состоят:

все металлы;

многие неметаллы (инертные газы, С, Si, B, Se, As, Te).

Из молекул состоят:

все органические вещества;

некоторые неорганические: простые газы (N2, H2, Cl2, F2), сложные (CO2, NO2, SO3, SO2).

Формирование ассоциативного ряда (воспроизведение имеющихся знаний по данной теме)

Учащиеся называют основные смысловые единицы, свои предположения и ассоциации, связанные с темой урока.

-Учащиеся высказывают свои мысли и суждения о великом русском ученом.

-Учащиеся представляют классу информационные буклеты с презентацией на экране.

Ученики класса прослушивают представляемую информацию, задают вопросы.

Учащиеся записывают информацию в форме опорного конспекта.

Этап 3. Введение понятий «простое вещество» и «сложное вещество» через создание проблемной ситуации (работа в «исследовательской лаборатории»)

1.

2.

Работа по созданию первой модели: «простого вещества»:

Учитель: - Чем отличаются друг от друга атомы разных видов?

В ваших наборах атомы разных химических элементов отличаются еще и цветом. Модель атомов водорода – синего цвета, модели атомов кислорода, больших по размеру – красного цвета.

-Состав любого вещества всегда одинаков независимо от способа его получения.

-Как же можно выразить состав вещества при помощи химических знаков? Ведь во многих веществах атомы соединяются друг с другом. Например, газ, который поддерживает горение – кислород – состоит из молекул. Каждая его молекула состоит из двух атомов кислорода.

Зная это, создайте модель молекулы кислорода, запишите химическую формулу кислорода.

Работа по созданию второй модели: «сложного вещества»:

Учитель: А сейчас, в своей исследовательской лаборатории, создайте модель молекулы воды, зная, что каждая молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода (H2O).

Запишем химическую формулу воды.

- Попробуйте объяснить, что обозначает индекс?

O2 ; H2Ohttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/11/s_59de6cab3d20c/709271_1.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/11/s_59de6cab3d20c/709271_2.png

индекс

- Поместите на поднос отдельно существующие атомы:

- три атома водорода (3H)

- четыре атома кислорода (4O)

- Что в данном случае обозначает коэффициент?

3H; 4Ohttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/11/s_59de6cab3d20c/709271_3.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/11/s_59de6cab3d20c/709271_4.png

коэффициент

- А теперь прошу вас создать еще одну модель молекул воды.

- Сколько молекул воды находится на вашем подносе?

- Как это записать?

- Что в данном случае обозначает коэффициент?

- Значит, 3H 2H2Ohttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/11/s_59de6cab3d20c/709271_3.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/11/s_59de6cab3d20c/709271_4.png

коэффициент

может обозначать или количество одиночных атомов, или количество молекул.

- Итак, выражение состава вещества при помощи химических знаков называется химической формулой.

Учитель: О чем может рассказать химическая формула?

На интерактивной доске появляются разные формулы веществ:

H2O, O2, HCl, Сl2

Учитель: На какие 2 группы можно разделить предложенные формулы, исходя из состава веществ?

- Дайте определение простых и сложных веществ.

- На интерактивной доске вы видите химические формулы веществ, назовите формулы простых веществ:

HNO3, H2, S, CaCO3

- Почему они относятся к простым веществам?

- Сейчас из предложенного ряда формул назовите формулы сложных веществ H2SO4, P, AlCl3, Ca

- Почему эти вещества являются сложными?

Ответы обучающихся:

-Они отличаются размерами и массой.

Учащиеся работают в парах: «Исследовательских лабораториях» (каждой паре выдан набор для составления шаростержневых моделей)

Учащиеся строят модели по заданию учителя.

Учащиеся строят модель простого вещества – кислорода и записывают формулу – O2

Учащиеся записывают формулу–H2O и строят модель сложного вещества

- Индекс обозначает количество атомов, входящих в состав молекулы.

Во время работы учащихся в «исследовательских лабораториях», на интерактивной доске также появляются цветные, отдельно существующие одиночные атомы.

- Коэффициент обозначает количество одиночных, существующих отдельно друг от друга, атомов.

Ответы учащихся:

- Две

- 2H2O

- Количество молекул

- О том, из каких атомов состоит молекула (это качественный состав вещества) и о том, в каком количестве атомы входят в состав молекулы (это количественный состав вещества).

Учащиеся читают химическую формулу вещества и дают характеристику качественного и количественного состава данного вещества.

- Простые (O2, Сl2) и сложные (H2O, HCl).

- Простые вещества состоят из атомов одинаковых химических элементов, а сложные вещества состоят из атомов разных химических элементов.

- H2, S

Ответы учащихся

- H2SO4, AlCl3

Ответы учащихся

Этап 3. Первичное закрепление нового материала

6.

Самостоятельная письменная работа

1. Что обозначают эти записи?

5Cl – H2O -

Cl2 – 3H2O -

2Cl2- 4СO2 –

2. Как обозначить:

три атома брома –

две молекулы водорода –

три молекулы метана (зная, что каждая молекула метана состоит из одного атома углерода и четырех атомов водорода) -

Учащиеся выполняют работу в тетрадях самостоятельно, осуществляют взаимопроверку и оценивают работу по листу самооценки работы группы (Приложение).

Этап 5. Рефлексия

Для письменного проведения рефлексии используется таблица «Плюс-Минус-Интересно».

Приложение

Лист самооценки работы в паре с товарищем

Оцени свою работу и работу товарища

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои обязанности

3. Соблюдал культуру общения

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы пары (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

_______

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

_________

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя.

___________





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 10 классе на тему: "Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества через относительную плотность газов и плотность вещества (алкана)".

Разработка урока + презентация к уроку химии в 10 классе. В разработке есть: теоретический материал с подробным разбором задач, задачи к уроку, задачи для домашнего задания (индивидуально каждому учащ...

Урок химии в 8-м классе по теме: "Валентность. Определение валентности по формулам"

Урок химии в 8 классе по теме: "Валентность. Определение валентности по формулам"...

Контрольная работа по химии "Химические формулы" 8 класс

Контрольная работа  по химии на тему "Химические формулы" 8 класс (По учебнику Г.Е. Рудзитис)...

урок химии 8 класс составление формул по валентности

Урок химии в 8 классе , по теме "Составление Формул по валентности"...

Разработка открытого урока по химии «Королевство формул».

Цели  урока:Образовательная - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Соединения химических элементов»; уметь называть соединения изученных классов ; определить принадле...

Урок по химии "Составление формул бинарных соединений".

Урок по химии в 8 классе. Давно хотела попробовать уроки на опережение. В интернете информации мало, отовсюду понемногу - получилось вроде неплохо. Сужу по впечатлению от урока и от его результативнос...