Тема: « Основные сведения о строении атомов».
план-конспект урока по химии (8 класс)

Фетисова Светлана Евгеньевна

План-конспект урока по химии по теме: 
Открытый урок "Основные сведения о строении атомов"

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие сведения

Фамилия, имя, отчество

Фетисова С. Е.

Образовательное учреждение

ГБОУ лицей 369 Санкт-Петербург

Стаж работы

31 год

Квалификационная категория

высшая

Предмет

химия

УМК

Габриелян О.С.

Тема урока

Строение атома

Класс

8

Тип урока

Урок - предъявления и усвоения (изучения) нового учебного материала

Тема: « Основные сведения о строении атомов».

Цель: формирование способности учащихся к новому способу действия при работе с периодической системой химических элементов; формирование основ умения прогнозировать  свойства элементов, исходя из их положения в ПСХЭ и знаний о составе атома и атомного ядра, полученных в процессе работы с мультимедийными и дидактическими  пособиями.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: Освоить новый способ синтеза на примере теоретического исследования; воспитывать у детей чувство коллективизма и ответственности перед товарищами за результаты собственной деятельности. Продолжить воспитание чувства патриотизма в ходе изучения  структуры ПСХЭ русского учёного Д.И. Менделеева. Продолжить воспитание активной жизненной позиции каждого обучающегося, осуществляя индивидуальный подход к каждому члену коллектива.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных  результатов обучения: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов знаний: состав атома, состав атомного ядра, протон,  электрон, нейтрон, относительная атомная масса, элементарные частицы, нуклоны, массовое число, электронная оболочка.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Развивать умение сопоставлять новые научные данные с уже известной структурой     Периодической системы, умение анализировать теоретические  данные; находить взаимосвязи, прогнозировать и  формулировать выводы. Развивать познавательный   интерес и творческую активность в процессе изучения нового материала.      

Оборудование урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, мультимедийный комплект, эбонитовая палочка, клочки бумаги, презентация в MicrosoftPowerPoint

Технологическая карта урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1.

Мотивационно-ориентировочный – помогает определить проблему, план ее решения

Организует деятельность учащихся по актуализации знаний.

Выполни задание (Приложение 1, слайд 2).

Запишите формулы веществ, укажите, какое из этих веществ является простым, а какое сложным, вычислите  относительные молекулярные массы, если известно, что в состав  молекулы входят 2 атома фосфора и 5 атомов кислорода; 2 атома водорода.

Дополните, пожалуйста, предложенную  схему - цепочку, вставьте пропущенные слова

(слайд 3-4).(Приложение № 5)

Учитель организует дискуссию.

На свете много великих тайн. Вот, например, яблоко.

 - Какая же это тайна? Съесть его и – все дела!

- А если разрезать яблоко пополам, что тогда?

- А если каждую из этих половинок – ещё раз пополам?

- Правильно! Но сколько раз можно делить это яблоко? Есть ли предел делению его на части?

Вот вам и великая тайна – делимость вещества.

О чём же пойдёт речь сегодня на уроке?

Возможно ли дальнейшее деление атома?

Атом - это фундаментальное понятие, рассматриваемое не только в курсе химии, но и в курсе физики.

Действительно ли можно разделить атом на более мелкие части?

Учащиеся выполняют задания на карточках (4 варианта)

(Приложение № 4)

Учащиеся вставляют пропущенные термины, вставляя заключительное слово АТОМ

(Приложение № 5)

Получатся две половинки яблока.

- Яблоко разделится на 4 части.

- А если ещё? - Получится 8 частей.

Учащиеся вставляют пропущенные слова. Выдвигают гипотезу: атом можно разделить на более мелкие части.

умение организовать свою работу, распределить время;

умение работать с различными формами заданий

2.

Операционно-исполнительский – этап решения проблемы.

      Учитель организует деятельность учащихся по осмыслению понятия АТОМ.

Идеи атомного строения возникли ещё в античном мире. Ещё 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит  полагал, что любой предмет состоит из мельчайших частиц – атомов.

Само слово «атом», кстати, означает «неделимый».  Так считали учёные вплоть до конца 19 века, когда было доказано, что атом делим, что он состоит из более мелких  или элементарных частиц.

Наш русский учёный  М.ВЛомоносов  считал, что существует два вида материи “элементы” (атом), “корпускулы” (молекулы).

Атом, как и яблоко, можно  разделить на части или  на составляющие.

-Что же входит в состав атома?

- Что Вы знаете из курса физики по данному вопросу?

Заглянем на страницы истории и проведём своё расследование. Выясним из чего же состоит атом.

-Какую роль в атомах играют нейтроны?

Учитель подводит итог дискуссии

Проанализируйте данные таблицы (слайд 24 ) и определите черты сходства и различия элементарных частиц: протонов, нейтронов и электронов.

Обсудим некоторые термины.

  • Орбиталь – это место расположения электрона в атоме.
  • В ядре сосредоточены весь положительный заряд и большая часть массы атома.
  • Запись «а.е.м.» означает атомную единицу массы. Поскольку ядерные частицы чрезвычайно малы, нет смысла выражать их массу в килограммах (протон и нейтрон весят примерно 1,67• 10-27кг, а электрон – 9,11• 10-31кг).

         Строение всех атомов зашифровано в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Вы, знаете, что каждому химическому элементу присвоен порядковый номер и для каждого элемента подсчитана атомная масса. Но это не просто числа, они имеют физический смысл.

Учитель организует деятельность учащихся по осмыслению понятия атом с учётом вновь приобретённых знаний.

В чем он заключается, мы сейчас узнаем.

Введем следующие обозначения( слайд 25)

Z – порядковый номер химического элемента

М – массовое число,М =Ar

N – число нейтронов

Z – указывает на заряд ядра, а следовательно на число протонов, а так как атом нейтрален, то число протонов равно числу электронов.

М – сумма протонов и нейтронов в ядре атома

М = Z + N

Приведём пример( разбирается 2-3 примера).

Na

Z= 11, е- = 11, р+ = 11, n0= 23-11=12

Учитель оказывает помощь при формулировании выводов учащимися понятия атома.

Учащиеся включаются в активный поиск, исследование

Учащиеся делают экспресс-сообщения, слушают, делают выводы, обобщают полученные сведения.

(Приложение № 1)

На сегодня известно, что в центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны. Экспериментально доказано, что ядро состоит из протонов (положительных частиц) и нейтронов (нейтральных частиц) ( слайд 23)

Нейтроны подобны ленивому человеку в доме. Он никому не доставляет неприятностей – просто смотрит телевизор. В доме ссорятся, спорят. Но он способен гасить очаг напряжения своей коронной фразой: «Замолчите сейчас же! Я смотрю телевизор». После этого в доме восстанавливается мир.

Таким же образом нейтроны не позволяют ядру разваливаться на части. Протоны, отталкиваясь друг от друга, разделены нейтронами, что не дает ядру распасться.

Учащиеся перечерчивают таблицу в тетради. (Приложение № 2)

Учащиеся включаются в активный познавательный процесс.

Учащиеся анализируют состав атомов химических элементов, ориентируясь на вновь приобретённые знания.

Учащиеся делают выводы.

( слайд 26 - 27)

1.Атом- мельчайшая химически неделимая частица.

2.Атом-электронейтральная частица.

3.В центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого двигаются электроны.

4. Ядро состоит из протонов и нейтронов. Вся масса атома сосредоточена в его ядре.

5. Порядковый номер химического элемента численно равен заряду ядра атома и соответствует количеству протонов и электронов.

6. Чтобы найти количество нейтронов надо из массового числа вычесть порядковый номер химического элемента.

умение обобщать, анализировать, рассуждать

умение работать с различными формами заданий, умение читать схемы, выстраивать логические цепочки

Развитие умения устанавливать логические связи между причиной и следствием.

Умение видеть главные аспекты, обобщать, резюмировать

Умение переносить предметные знания на другие сферы деятельности человека

Умение переносить предметные знания на другие сферы деятельности человека

Развитие умения переводить информацию, записанную в виде текста в символы, и наоборот,  умение анализировать количественное представление зависимости

Развитие метапредметного навыка быстрой работы с математическими выражениями

Развитие умения переводить информацию, записанную в виде символов в текстовую и словесную форму, умение анализировать количественное представление зависимости.

3

Рефлексивно-оценочный этап - предназначен для осмысления и оценки результатов проведенных исследований, оценки и самооценки учебной деятельности.

Учитель подводит итоги работы и организует деятельность учащихся по самоконтролю полученных знаний.

Итак, подведём итоги  урока

  1. Заполните таблицу ( слайд 28) – работа   в парах.

Учитель задаёт домашнее задание

4.Домашняя работа.

 § 6

Рассчитать число элементарных частиц для первых 20 элементов ПС.

Учащиеся заполняют таблицы с учётом новых знаний и проводят взаимопроверку (обмен тетрадями).Слайды 28,29).

Учащиеся принимают активное участие в оценивании работы на уроке одноклассников и исправляют выявленные ошибки.

Умение делать вывод, кратко резюмировать

Развитие умения развивать обратную логическую цепочку Умение выделять и осознавать уто, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, самооценивания качества и уровня усвоения материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Основные сведения о строении атома».

Слайд 2

Выполни задание. Запишите формулы веществ, укажите, какое из этих веществ является простым, а какое сложным , вычислите относительные молекулярные массы, если известно, что в состав молекулы входят: 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 2 атома фосфора и 5 атомов кислорода 2 атома натрия и 1 атом кислорода 1 атом водорода, 1 атом азота, 3 атома кислорода 2 атома водорода, 1 атом кремния, 3 атома кислорода 2 атома водорода 2 атома азота 2 атома кислорода . 2 атома хлора

Слайд 3

Вставьте пропущенные слова Физическое тело Атом Атом

Слайд 4

Вставьте пропущенные слова Физическое тело Вещество Атом Молекула Атом ? ?

Слайд 5

Джозеф Томсон, Жан Перрен. Открытие катодных лучей ( потока электронов). электроны – это отрицательно заряженные частицы; Заряд электрона = -1; Масса равна 1/1840 массы атома водорода; Скорость движения –300000 км/с.

Слайд 6

Антуан Анри Беккерель. Открытие явления радиоактивности. Различают 3 вида радиоактивных лучей: 1. α – лучи, состоящие из альфа частиц с зарядом + 2 и массой 4; 2. β – лучи – поток электронов; 3. y - лучи- электромагнитные волны

Слайд 7

Модели атома Резерфорд Нильс Бор Квантовая модель

Слайд 8

1903г. Джозеф Томсон предложил одну из первых модель строения атома. . Атом – шар, по всему объёму которого равномерно распределён положительный заряд. Внутри шара находятся электроны.

Слайд 9

Модель атома Томсона Каждый электрон может совершать колебательные движения около своего положения равновесия. Положительный заряд шара равен по модулю суммарному заряду электронов, поэтому заряд атома в целом равен нулю.

Слайд 10

Модель Томсона нуждалась в экспериментальной проверке. Важно было проверить , действительно ли положительный заряд распределён по всему объёму атома с постоянной плотностью .

Слайд 11

Идея опыта Резерфорда Зондировать атом альфа–частицами. Альфа-частицы возникают при распаде радия. Масса альфа-частицы в 8000 раз больше массы электрона. Электрический заряд альфа-частицы в 2 раза больше заряда электрона. Скорость альфа-частицы около 15 000 км/с. Альфа-частицы является ядром атома гелия.

Слайд 12

Схема экспериментальной установки Резерфорда. Вся установка помещается в вакуум.

Слайд 13

В ходе эксперимента обнаружили: В отсутствии фольги – на экране появлялся светлый кружок напротив канала с радиоактивным веществом. 2. Когда на пути пучка альфа-частиц поместили фольгу, площадь пятна на экране увеличилась. 3. Помещая экран сверху и снизу установки, Резерфорд обнаружил, что небольшое число альфа-частиц отклонилось на углы около 90 0 . 4. Единичные частицы были отброшены назад .

Слайд 14

Процесс прохождения альфа-частиц сквозь атомы фольги в опыте Резерфорда с точки зрения ядерной модели На этом рисунке показано, как меняется траектория полёта альфа-частиц в зависимости от расстояния от ядра атома.

Слайд 15

Выводы из опыта по рассеиванию альфа-частиц Резерфорда : 1. Существует атомное ядро, т.е. тело малых размеров, в котором сконцентрирована почти вся масса атома и весь положительный заряд. 2. В ядре сконцентрирована почти вся масса атома. 3. Вокруг ядра по замкнутым орбитам вращаются отрицательные частицы- электроны. 4. отрицательный заряд всех электронов распределён по всему объёму атома.

Слайд 16

Выводы Направление полета α -частиц зависит от того, на каком расстоянии от ядра они пролетают. Оно сильно меняется только в том случае, если частица проходит очень близко к ядру.

Слайд 17

Исходя из этих соображений, Резерфорд предложил ядерную (планетарную) модель атома, и сумел оценить размеры атомных ядер. В зависимости от массы атома его ядро имеет диаметр порядка: т.е. оно в десятки или даже в сотни тысяч раз меньше атома.

Слайд 18

Выводы Т.о., в результате опытов по рассеянию α -частиц была доказана несостоятельность модели атома Томсона, выдвинута ядерная модель строения атома и определен порядок диаметров атомных ядер.

Слайд 19

Недостаток планетарной модели атома: Нельзя объяснить факт существования атома; Нельзя объяснить устойчивость атома.

Слайд 20

Атом Ядро Электронная оболочка нуклоны Протоны – p + Нейтроны – n 0 Электроны – е

Слайд 21

Таблица элементарных частиц Назва ние частицы Обозна чение Местонахожде ние Масса частицы Заряд Протон р+ Ядро 1а.е.м +1 Нейтрон n 0 Ядро 1а.е.м. 0 Электрон е Орбиталь 1/1836 а.е.м (≈0) -1

Слайд 22

Z – порядковый номер химического элемента М – массовое число, М = Ar N – число нейтронов Z – указывает на заряд ядра, а следовательно на число протонов, а так как атом нейтрален, то число протонов равно числу электронов. М – сумма протонов и нейтронов в ядре атома М = Z + N 1) Z = заряд ядра (+), число электронов и протонов; 2) N = М- Z или n 0 = Ar- Z

Слайд 23

Атом – это микрочастица, которая имеет форму шара. Атом – это сложная система, состоящая из ядра и электронов. Ядро находится в центре атома и имеет очень маленький размер, но почти вся масса сосредоточена в ядре. Ядро имеет положительный заряд, величина которого определяется числом протонов в нём. Электроны движутся вокруг ядра, имеют ничтожно малую массу и размеры, обладают отрицательным зарядом. Атом электронейтрален, поэтому число протонов и нейтронов в атоме одинаково.

Слайд 24

Атом Ядро Электрон =Z Протон =Z Нейтрон =Ar-Z m=1 g=+1 m=1 g=0 m 0 g=-1 Электронная оболочка

Слайд 25

Заполни таблицу Элементы K Ca S Mn Si Al Число протонов и электронов p + , e - Число нейтронов n 0

Слайд 26

Заполни таблицу Элементы K Ca S Mn Si Al Число протонов и электронов p + , e - 19 20 16 25 14 13 Число нейтронов n 0 20 20 16 30 14 14

Слайд 27

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Экспресс-сообщения учащихся

Экспресс – сообщение учащегося « Д.Д.Стони»

Ирландский учёный  физик Джордж Джонстон  Стони провёл интересный опыт.  Давайте попробуем его повторить ( опыт с эбонитовой палочкой у доски и опыт с расчёской на местах). Частицы, электризующие янтарь, одежду, волосы Стони назвал « электрон» ( по – гречески « янтарь»)

( слайд 5)

Через несколько лет после данного открытия английский физик Джозеф Томсон и французский физик Жан Перрен доказали, что электроны – это отрицательно заряженные частицы.  Этот заряд в химии был принят за единицу. Томсон установил массу электрона. Она  почти в 2000 раз меньше массы атома водорода (1/1840). А кроме того эти учёные провели уникальный опыт  ( слайд 6)

Экспресс - сообщение учащегося « Катодная трубка Томсона».

Физик Анри Беккерель обнаружил, что природный  минерал, содержащий соль урана, тоже испускает неведомое  излучение, засвечивая фотопластинки, закрытые от света. Это явление было названо радиоактивностью.

Экспресс - сообщение учащегося « Опыт А. Беккереля» ( слайд 7 ).

Разрушились прежние представления о неделимости атомов, а также о том, что атомы являются самыми маленькими частицами вещества.

Мы видим, что атом имеет сложное строение – состоит из положительно заряженного ядра и электронов.

-Как же устроен атом? ( слайд  8 ).

Многие ученые на основе экспериментальных данных пытались создать модель атома. Первая попытка принадлежит  английскому физику Джозефу Томсону

Экспресс - сообщение учащегося « Модель атома Д.Томсона»

 ( слайд 9 -10 )

Модель Томсона нуждалась в экспериментальной проверке.
Важно было проверить, действительно ли положительный заряд распределён по всему объёму атома с постоянной плотностью
( слайд 11).

    Чтобы проверить гипотезу Джозефа Томсона английский ученый Эрнест  Резерфорд провел эксперимент  ( слайд 12).

Экспресс - сообщение учащегося « Опыт Э .Резерфорда»+ презентация.

Пример  экспресс -сообщения учащегося:

«В начале 20 века одним из наиболее крупных исследователей в области радиоактивности и строения атома был Эрнест Резерфорд. Однажды он  пропускал альфа-частицы через тонкую золотую фольгу, чтобы увидеть, как они будут отклоняться облаком положительного заряда, существование которого предположил Томсон. Однако некоторые альфа-частицы не просто отклонялись, но даже улетели назад, в сторону источника излучения. Много лет позже он вспоминал: «Это было, пожалуй, самым невероятным событием в моей жизни. Это было почти столь же неправдоподобно, как если бы вы произвели выстрел по обрывку папиросной бумаги пятнадцатидюймовым снарядом, а он вернулся бы назад и угодил бы в вас». Такое может быть, если альфа-частица ударится с частицу столь же тяжелую, как весь атом, но во много раз меньшую атома. В конечном счете, Резерфорд смог объяснить открытие, построив свою ядерную (планетарную) модель атома. Он предположил, что положительный заряд сконцентрирован в ядре атома, а отрицательно заряженные электроны находятся вокруг него, напоминая вращение планет вокруг Солнца.» ( слайд 13-17).

На основании опытов Резерфорда было установлено, что в атомах элементов, кроме электронов, имеются частицы, заряженные положительно ( слайд 19 – 22).

Приложение № 2

                                   Таблица элементарных частиц

Название частицы 

Обозначение частицы

Местонахождение

Масса

Заряд

Протон

р

Ядро

1 а.е.м.

+1

Нейтрон

п

Ядро

1 а.е.м.

0

Электрон

е

Орбиталь

1/1836 а.е.м. (≈0)

-1

Приложение № 3

  1. Заполните таблицу ( слайд 28) – работа   в парах.

Элементы

K

Ca

S

Mg

Si

Al

Число p+ = e-

Число n

Приложение № 4

1вариант.

А. 2 атома водорода

Б. 2 атома фосфора и 5 атомов кислорода

2 вариант.

А. 2 атома азота

Б. 2 атома натрия и 1 атом кислорода

3 вариант.

А. 2 атома кислорода

Б. 1 атом водорода, 1 атом азота, 3 атома кислорода

4 вариант.

А. 2 атома хлора

Б. 2 атома водорода, 1 атом кремния, 3 атома кислорода

Приложение № 5

Приложение № 6

  • Атом – это микрочастица, которая имеет форму шара.
  • Атом – это сложная система, состоящая из ядра и электронов.
  • Ядро находится в центре атома и имеет очень маленький размер, но почти вся масса сосредоточена в ядре.
  • Ядро имеет положительный заряд, величина которого определяется числом протонов в нём.
  • Электроны движутся вокруг ядра, имеют ничтожно малую массу и размеры, обладают отрицательным зарядом.
  • Атом электронейтрален, поэтому число протонов и нейтронов в атоме одинаково.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные сведения о строении атома

Химия 8 класс.  25.09.2012 гУрок с использованием ИКТ.Учитель: Жакашева У.К. ТЕМА:  Основные сведения о строении атома. Цель урока:   Доказать делимость атома на ос...

Урок по теме "Основные сведения о строении атома"

Изучение темы "Строение атома" является наиболее трудным, поэтому при объяснении этой темы я использую опорные схемы, таблицы, а также презентацию, в которой есть и викторина, и кроссворд и др....

Урок по теме "Основные сведения о строении атома"

Урок в 11 классе с использованием ИКТ...

Конспект урока Основные сведения о строение атома

Конспект урока по химии 8 класс по теме "Основные сведения о строение атома"...

конспект урока по химии 8 класс Основные сведения о строение атома

Конспект содержит полный пошаговый план изучения темы...

Основные сведения о строении атома. Ядро и электронная оболочка

Основные сведения о строении атома. Ядро и электронная оболочка....

Основные сведения о строении атомов

Урок с применением "Сингапурской методики обучения на тему: "Основные сведения о строении атомов"....