Главные вкладки

    Химические свойства основных классов неорганических соединений
    материал для подготовки к егэ (гиа) по химии

    Киреева Надежда Григорьевна

    материал по подготовке к ГИА по химии "Химические свойства основных классов неорганических соединений"

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Химические свойства основных классов неорганических соединений

    Кислотные оксиды

    Кислотный оксид + вода = кислота (исключение - SiO2)

     SO3 + H2O = H2SO4

     Cl2O7 + H2O = 2HClO4

    Кислотный оксид + щелочь = соль + вода

     SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O

     P2O5 + 6KOH = 2K3PO4 + 3H2O

    Кислотный оксид + основный оксид = соль

     CO2 + BaO = BaCO3

     SiO2 + K2O = K2SiO3

    Основные оксиды

    Основный оксид + вода = щелочь (в реакцию вступают оксиды щелочных и щелочноземельных металлов)

     CaO + H2O = Ca(OH)2

     Na2O + H2O = 2NaOH

    Основный оксид + кислота = соль + вода

     CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O

     3K2O + 2H3PO4 = 2K3PO4 + 3H2O

    Основный оксид + кислотный оксид = соль

     MgO + CO2 = MgCO3

     Na2O + N2O5 = 2NaNO3

    Амфотерные оксиды

    Амфотерный оксид + кислота = соль + вода

     Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O

     ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O

    Амфотерный оксид + щелочь = соль (+ вода)

     ZnO + 2KOH = K2ZnO2 + H2O (Или : ZnO + 2KOH + H2O = K2[Zn(OH)4])

     Al2O3 + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2O (Или: Al2O3 + 2NaOH + 3H2O = 2Na[Al(OH)4])

    Амфотерный оксид + кислотный оксид = соль

     ZnO + CO2 = ZnCO3

    Амфотерный оксид + основный оксид = соль (при сплавлении)

     ZnO + Na2O = Na2ZnO2

     Al2O3 + K2O = 2KAlO2

     Cr2O3 + CaO = Ca(CrO2)2

    Кислоты

    Кислота + основный оксид = соль + вода

     2HNO3 + CuO = Cu(NO3)2 + H2O

     3H2SO4 + Fe2O3 = Fe2(SO4)3 + 3H2O

    Кислота + амфотерный оксид = соль + вода

     3H2SO4 + Cr2O3 = Cr2(SO4)3 + 3H2O

     2HBr + ZnO = ZnBr2 + H2O

    Кислота + основание = соль + вода

     H2SiO3 + 2KOH = K2SiO3 + 2H2O

     2HBr + Ni(OH)2 = NiBr2 + 2H2O

    Кислота + амфотерный гидроксид = соль + вода

     3HCl + Cr(OH)3 = CrCl3 + 3H2O

     2HNO3 + Zn(OH)2 = Zn(NO3)2 + 2H2O

    Сильная кислота + соль слабой кислоты = слабая кислота + соль сильной кислоты

     2HBr + CaCO3 = CaBr2 + H2O + CO2

     H2S + K2SiO3 = K2S + H2SiO3

    Кислота + металл (находящийся в ряду напряжений левее водорода) = соль + водород

     2HCl + Zn = ZnCl2 + H2

     H2SO4 (разб.) + Fe = FeSO4 + H2

    Амфотерные гидроксиды

    Амфотерный гидроксид + кислота = соль + вода

     2Al(OH)3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 6H2O

     Be(OH)2 + 2HCl = BeCl2 + 2H2O

    Амфотерный гидроксид + щелочь = соль + вода (при сплавлении)

     Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2ZnO2 + 2H2O

     Al(OH)3 + NaOH = NaAlO2 + 2H2O

    Амфотерный гидроксид + щелочь = соль (в водном растворе)

     Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2[Zn(OH)4]

     Sn(OH)2 + 2NaOH = Na2[Sn(OH)4]

     Be(OH)2 + 2NaOH = Na2[Be(OH)4]

     Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]

     Cr(OH)3 + 3NaOH = Na3[Cr(OH)6]

    Щелочи

    Щелочь + кислотный оксид = соль + вода

     Ba(OH)2 + N2O5 = Ba(NO3)2 + H2O

     2NaOH + CO2 = Na2СO3 + H2O

    Щелочь + кислота = соль + вода

     3KOH + H3PO4 = K3PO4 + 3H2O

     Bа(OH)2 + 2HNO3 = Ba(NO3)2 + 2H2O

    Щелочь + амфотерный оксид = соль + вода

     2NaOH + ZnO = Na2ZnO2 + H2O (Или : 2NaOH + ZnO + H2O = Na2[Zn(OH)4])

    Щелочь + амфотерный гидроксид = соль (в водном растворе)

     2NaOH + Zn(OH)2 = Na2[Zn(OH)4]

     NaOH + Al(OH)3 = Na[Al(OH)4]

    Щелочь + растворимая соль = нерастворимое основание + соль

     Ca(OH)2 + Cu(NO3)2 = Cu(OH)2 + Ca(NO3)2

     3KOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + 3KCl

    Щелочь + амфотерный  металл (Al, Zn) + вода =  соль + водород

     2NaOH + Zn + 2H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2

     2KOH + 2Al + 6H2O = 2K[Al(OH)4] + 3H2

    Соли

    Соль слабой кислоты + сильная кислота = соль сильной кислоты + слабая кислота

     Na2SiO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2SiO3

     BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2 (H2CO3)

    Растворимая соль + растворимая соль =  нерастворимая соль + соль ( проверить по таблице растворимости)

     Pb(NO3)2 + K2S = PbS + 2KNO3

     СaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 + 2NaCl

    Растворимая соль + щелочь = соль + нерастворимое основание

     Cu(NO3)2 + 2NaOH = 2NaNO3 + Cu(OH)2

     2FeCl3 + 3Ba(OH)2 = 3BaCl2 + 2Fe(OH)3

    Растворимая соль  + металл  =  новая  соль +  новый металл

     Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu

     Cu + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag

    Гидролиз солей

    Гидролиз - это реакция обмена,  между солью и водой .

    Сильные и слабые электролиты

    К сильным кислотам относятся:

    H2SO4 (серная кислота),

    HClO4 (хлорная кислота),

    HClO3 (хлорноватая кислота),

    HNO3 (азотная кислота),

    HCl (соляная кислота),

    HBr (бромоводородная кислота),

    HI (иодоводородная кислота).

    Слабые кислоты:

    H2SO3 (сернистая кислота),

    H2CO3 (угольная кислота),

    H2SiO3 (кремниевая кислота),

    H3PO3 (фосфористая кислота),

    H3PO4 (ортофосфорная кислота),

    HClO2 (хлористая кислота),

    HClO (хлорноватистая кислота),

    HNO2 (азотистая кислота),

    HF (фтороводородная кислота),

    H2S (сероводородная кислота),

    большинство органических кислот, напр., уксусная (CH3COOH).

    Слабые основания - это:все нерастворимые в воде гидроксиды (напр., Fe(OH)3, Cu(OH)2 и т. д.), NH4OH (гидроксид аммония).

    Гидролиз солей.

    Не все соли подвергаются гидролизу.

    В зависимости от силы соответствующей кислоты и соответствующего основания, все соли можно условно разделить на 4 группы. Для каждой из этих групп характерен свой  путь  гидролиза.

    Тип соли (сила кислоты и основания)

    Сильная кислота, слабое основание

    Слабая кислота, сильное основание

    Слабая кислота, слабое основание

    Сильная кислота, сильное основание

    Направление гидролиза

    По катиону

    По аниону

    По катиону и по аниону

    Гидролиз не идет

    Характер среды

    Кислая        

    Щелочная

    Близкая к нейтральной

    Нейтральная

    Продукты реакции

    Кислота и основная соль

    Основание и кислая соль        

    Довольно разнообразны        -

    -

    Пример 1. Соль КNO3 образована сильной кислотой (HNO3) и сильным основанием (КOH). Гидролиз не идет, новых соединений не образуется, кислотность среды не изменяется. Среда нейтральная.

    Пример 2. Соль ZnSO4 образована сильной кислотой (H2SO4) и слабым основанием          ((ZnOH)2). Идет гидролиз по катиону, в ходе реакции образуются кислота и основная соль. Среда кислая.

    Пример 3. Карбонат калия образован слабой кислотой (H2CO3) и сильным основанием (NaOH). Гидролиз по аниону, образование щелочи и кислой соли. Щелочная среда раствора.

    Пример 4. Сульфид алюминия образован слабой кислотой (H2S) и слабым основанием (Al(OH)3). Идет гидролиз как по катиону, так и по аниону. Необратимая реакция. В ходе процесса образуются H2S и гидроксид алюминия. Кислотность среды меняется в незначительной степени.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные классы неорганических соединений: классификация, номенклатура, свойства

    Тема "Основные классы неорганических соединений" является одной из важнейших. Так как многие учащиеся испытывают трудности при запоминании такого объемного материала, то он был собран в таблицу-шпарга...

    План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

    Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

    Таблица-памятка в цвете "Основные классы неорганических соединений (классификация и химические свойства)"

    данный материал служит помощью, "шпаргалкой" при подготовке к ЕГЭ по химии,а также на уроках химии в любом классе. Таблички выполнены в цвете,что позволяет зрительно запомнить материал. Все, что связа...

    Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

    Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно ...