«Технология проектной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся при изучении химии"
учебно-методический материал

Додина Надежда Леонидовна

ПРОЕКТ с латинского означает -выброшенный вперед.  В последнее время это слово прочно вошло в вашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология проектной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся при изучении химии"

Додина Надежда Леонидовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №172

    Перед современной школой стоят задачи формирования творческой, самостоятельной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.  Как отмечалось в докладе  «Образовательная политика России на современном этапе»:- «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

  Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи ЗУН, становится неконкурентноспособной в современных условиях.  Этим и обусловлено использование метода проектов. 

 Метод проектов называют технологией нового поколения.

ПРОЕКТ с латинского означает -выброшенный вперед.  В последнее время это слово прочно вошло в вашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению задач.  Поэтому в качестве ведущей педагогической идеи я выбрала взаимосвязь проект – инновация- выпускник современной школы,   который будет жить и трудиться в ХХІ веке, и должен быть инновационным  и обладать определенными качествами личности, в частности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;

-        самостоятельно критически мыслить; быть способным генерировать новые идеи;

-        грамотно работать с информацией;

-        быть коммуникабельным, контактным  в различных социальных группах, уметь предотвращать конфликтные ситуации;

-        самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Реализация проектного метода проходит через урочную и внеурочную систему.

Это могут быть целые уроки проекты, часть урока в виде проекта, домашнее задание в виде проекта.  Такие уроки развивают исследовательские способности, создают условия для самостоятельной деятельности, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся,  воспитывают  целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, формировании навыков самоконтроля и самооценки.

Еще я использую задания проектного типа. Итогом решения таких заданий всегда является реальный «продукт»: текст, схема, сводная таблица, диаграмма.

 Это могут быть практико-ориентированные проекты, проектным продуктом которых могут быть учебные пособия, модели, инструкции, памятки, презентации.

   Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

В своей практике я использую  следующие виды проектов: индивидуальные и групповые, краткосрочные, информационные, исследовательские, практико-ориентированные, творческие.

Организация работы над проектами  во внеурочной деятельности возможна в рамках кружка,  во внеклассной работе по химии.

Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми, на мой взгляд, неверное.

Результаты использования проектной деятельности:

•        повышается качество знаний по химии;

•        повышается познавательная мотивация учащихся;

•        успехи отдельных учащихся стимулируют познавательную активность

других учеников.

Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения.

Результаты применения проектной деятельности:

  • работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и

способствует повышению интереса к химии;

  • уроки проходят более оживлённо;
  • увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена;
  • у обучающихся формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.

Учащиеся, выполняющие проекты по химии принимают активное участие в конкурсах различного уровня и имеют хорошие результаты.

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.         

Методическая литература:

Аранская О. С., Бурая И. В. Проектная деятельность в процессе обучения химии: 8-11 классы: Методическое пособие. –М.: Вентана-Граф, 2007

Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», М., «Просвещение, 2011г..

Баранова Ю. Ю., Кисляков А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. –М.: Просвещение, 2014.

Зыль  С. Т. доцент кафедры  ТиМО «Учебный проект как средство развития у детей опыта деятельности личностной и социальной направленности»

Куракина Н. Л., Сидорук И. С. Психологические аспекты проектной деятельности. -Волгоград: Учитель, 2011.

Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников: 5-11 классы. –М.: ВАКО, 2014.

Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.  -М.: Просвещение, 2011.

Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –М.: АРКТИ, 2005

Ступницкая М.А. «Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами», Ярославль, «Академия развития», 2008

Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты//Интернет-журнал «Эйдос». -2002 //http://eidos.ru/0423.htm.

Чернобай Е.В. «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде», М., «Просвещение»,2012г.

Ширшина Н. В. Химия: проектная деятельность учащихся.-Волгоград: Учитель, 2007.

Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы. –Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление межпредметных связей при преподавании химии как средство повышения качества знаний учащихся

Давно и много пишут и говорят о межпредметных связях в школьном образовании.В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Её актуальность продиктована новыми ...

Проектно - исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний учащихся

Одним из эффективных средств, используемых для повышения качества обучения в последние годы, являются исследовательские и проектные методы, применяемые на уроках биологии и во внеклассной деятельности...

обобщение опыта по теме: "Использование информационно-коммуникационных технологий и презентаций как средство повышения качества знаний учащихся 10-х классов".

Использование информационно-коммуникационных технологий и презентаций как средство повышения качества знаний учащихся 10-х классов....

Педагогическое представление опыта«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний и уровня познавательной активности учащихся на уроках истории».

Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество  общеучебных умений и навыков, таких как: поисковые, коммуникати...

Проектная работа На тему: Решение экспериментальных задач как средство повышения качества знаний учащихся по физике.

В связи с повышением научно-теоретического уровня курса физики средней школы все большее внимание уделяется решению физических задач. Физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное в...