Осуществление межпредметных связей при преподавании химии как средство повышения качества знаний учащихся
статья по химии на тему

Кармеева Елена Васильевна

 

Давно и много пишут и говорят о межпредметных связях в школьном образовании.

В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Её актуальность продиктована новыми социальными вопросами, предъявляемыми к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc115.53 КБ
Office presentation icon mezhpredmetnye_svyazi.ppt916.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Осуществление межпредметных связей при преподавании химии как средство повышения качества знаний учащихся»

Невозможно научить ребенка, если ему неинтересно, если он не  увлечен процессом познания. Думаю, что каждый учитель согласится, что главными составляющими удачного взаимодействия на уроке являются – убежденность в том, что каждый ребенок творческая личность и умение заинтересовать ребенка. Способов сделать это предостаточно. Один из этих способов – использование межпредметных связей в обучении. Тема моей работы «Осуществление межпредметных связей при преподавании химии как средство повышения качества знаний учащихся»

Целью работы было раскрытие основных путей совершенствования процесса обучения по химии с помощью межпредметных связей.

Задачи работы:

- осуществление анализа межпредметных связей в теории и состояния проблемы межпредметных связей;

- выявление состояния проблемы межпредметных связей в обучения химии;

- проведение педагогического эксперимента с целью проверки эффективности использования межпредметных связей.

Давно и много пишут и говорят о межпредметных связях в школьном образовании. В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Следует констатировать, что единой системы межпредметных связей на современном этапе развития школы пока не существует. Все это в целом и определяет комплексную проблему межпредметных связей и актуальность работы, которая заключается в конкретном выражении интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении качества, а также практической и научно-теоретической подготовки учащихся.

В педагогической литературе имеется более 30 определений МПС, т.е.  существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

« Межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественно-научных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе».

                                  (В.Н. Федорова, Д.М.Кирюшкин)
2) «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин».

3) « Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками».

Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций                              

1. Методологическая функция 

2. Развивающая функция 

3. Образовательная функция 

4. Воспитывающая функция 

5. Конструктивная функция 

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи химии с физикой, биологией) и межцикловые (связи химии с историей, математикой).

Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно-методические. Содержательно- информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах химических курсов, на фактические, понятийные, теоретические.

Химия относится к естественнонаучным дисциплинам и является трудной для усвоения учащимися. Заинтересовать учащихся, мотивировать их на обучение моему предмету, связать обучение с решением практических задач посредством практической реализации интегративных связей: химия – биология; химия – география; химия – физика; химия – математика; химия – экология; химия – история – вот проблема, которую я вижу и над решением которой я работаю.

Интеграция химии с информатикой.

На сегодняшний день роль компьютера трудно переоценить, Интернет и различные программы помогают ребятам узнать больше о современном состоянии науки, ученики с удовольствием делятся с учителем новой информацией. Учащиеся должны уметь правильно оформлять свои доклады и рефераты, а в электронной версии этот материал можно дополнить и обработать.

Интеграция химии с историей.

Любое открытие в химии имеет свою дату, и при обсуждении его ребята имеют представление в какую историческую эпоху это произошло (какие потребности, проблемы и знания тогда были). Примером может служить Международный съезд химиков в г. Карлсруэ в 1860г. – произошло накопление фактов, обсуждение и принятие определенных принципов привело к открытию ПЗ и ПСХЭ

Интеграция химии с физикой.

Важнейшей частью курса химии является тема: "Строение атома", на которой базируется все дальнейшее изучение химии.

Интеграция химии с математикой.

Любая химическая задача, уравнение, проблема, зависимость может быть решена только с помощью математических навыков и приобретенных логических приемов. Для того чтобы решить химическую задачу, необходимо: определить химический аспект (процесс), разобраться в нем, а дальше (сплошная математика) математические вычисления.

Химия относится к естественно-научным дисциплинам, и она обязательно содержит в себе межпредметные связи.

Интеграцию химии с другими предметами я рассматриваю на содержательном уровне, который раскроет учащемуся значение знаний по химии в понимании окружающего мира и в грамотном, научно обоснованном природопользовании, в жизни конкретного человека. Межпредметные связи, на мой взгляд, демонстрируют как можно использовать материал разных дисциплин для того, чтобы процесс обучения стал ярким, понятным для ребенка.

Средства реализации межпредметных связей могут быть различны:

 вопросы межпредметного содержания: направляющие деятельность школьников на воспроизведение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний и их применение при усвоении нового материала.

 межпредметные задачи, которые требуют подключения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета, но используемые с определенной познавательной целью в преподавании одного другого предмета. Они способствуют более глубокому и осмысленному усвоению программного материла, совершенствованию умений выявить причинно-следственные связи между явлениями.

 домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на размышление, подготовка сообщений, рефератов, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера.

 межпредметные наглядные пособия - обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты. Они позволяют учащимся наглядно увидеть совокупность знаний из разных предметов, раскрывающую вопросы межпредметного содержания.

 химический эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические явления, происходящие в них.

Использование межпредметных связей вызвало появление новых форм организации учебного процесса: урок с межпредметными связями, комплексный семинар, комплексная экскурсия, межпредметная экскурсия и др.

Уроки с межпредметным содержанием могут быть следующих видов: урок-лекция; урок-семинар; урок-конференция; урок-ролевая игра; урок-консультация и др.

 уроки межпредметного обобщения или тематические задания – проблема педагогики и методики как соединить знания с полезной практической деятельностью. Научить применять знания.

Основные направления осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса

  • Усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала.
  •        Теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приёмах обучения.
  •         Комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.
  •        Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

Методика творческой работы учителя по реализации МПС в обучении

  • Изучение раздела "Межпредметные связи"  по курсу преподаваемого учебного предмета и  опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы.      
  •    Поурочное планирование межпредметных связей с      использованием курсовых и тематических планов.
  • Разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках.
  • Разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения.
  • Разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

Целью педагогического эксперимента было исследовать влияние межпредметных связей на эффективность процесса обучения.

Было проведено два эксперимента констатирующий и преобразующий.

В ходе констатирующего эксперимента был проведен урок в восьмом классе на тему «Cтроение вещества».

 На данных уроках  основное время отдавалось информации из учебника, не было на уроке фактической связи с другими предметами.

2). Определение уровня обученности детей данного класса.

Учащимся была предложена проверочная работа. Знания оценивались по диагностике Беспалько.

Уровень «знать» - включает в себя знания о том, что они услышали на занятиях.

Уровень «уметь» - включает в себя умение найти и применить знания в практической деятельности.

На слайде вы видите как распределился уровень знать и уметь между учащимися.

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что уровень обученности детей, а следовательно и качество знаний,  экспериментального класса, по данной теме, находится на низком уровне.

Тема урока по химии, с помощью которого проводили экспериментальную работу была «Периодический закон».

На уроке были использованы следующие межпредметные связи:

  1. Связь с литературой.

Можно некоторые вопросы о химических элементах задавать из литературных текстов.

 - О каком химическом элементе, предсказанном Д.И. Менделеевым упоминает В.В. Маяковский в своем стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии»?

 «Поэзия - та же добыча радия,

 В грамм - добыча в год - труды,

 Изводишь единого слова ради

 Тысячи тонн словесной руды....»

  1. Связь с историей

Особое внимание уделить открытию периодического закона, какая классификация существовала до периодической системы, назвать основные фамилии ученых.

  1. Связь с физикой

При формулировке периодического закона интегрировать знания из физики о строении атома, связать строение атома с его свойствами.

  1. Связь с биологией

Рассказать о важности отдельных элементов для организма человека и их влиянии.

Учащимся была предложена проверочная работа на уровне «знать» и «уметь».

Уровень «знать» - включает в себя знания о том, что было изучено на уроке.

Уровень «уметь» - включает в себя умение находить и оценивать знания с практической стороны.

Исходя из результатов контрольного эксперимента, можно наблюдать увеличение уровня обученности данного класса, то есть повышение качества знаний учащихся.

С целью выявления эффективности рационального использования межпредметных связей при преподавании химии сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

Таким образом, наглядно доказано, что использование межпредметных связей на химии позволяет улучшить качество учебного процесса.

Таким образом, при систематическом использовании межпредметных связей у учащихся:

 1. Формируется интерес к предмету.

 2. Учащиеся приучаются искать связь химии с жизнью, что побуждает их пользоваться дополнительными источниками информации.

 3. Повышается качество знаний учащихся и уровень их обученности.

 4. Совершенствуются навыки самообразования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка как средство повышения качества знаний учащихся

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.Задача учителя состоит в том, чтобы...

Деятельный подход в преподавании математики как средство повышения качества знаний учащихся

На данный момент основным показателем качества знаний учащихся являются результаты сдачи девятиклассниками ГИ...

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

   Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...

Статья. Межпредметные связи на уроках химии, как средство формирования целостности знаний.

Межпредметность - важный принцип в образовательном процессе. Учитель должен научить школьников применять знания и умения  из других учебных предметов. Овладеть этими умениями, позволяют межпредме...

«Межпредметные связи в обучении математики как средство повышения качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации»

Межпредметные связи в обучении математике являются важным средством достижения прикладной направленности обучения математике. Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных ди...

«Технология проектной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся при изучении химии"

ПРОЕКТ с латинского означает -выброшенный вперед.  В последнее время это слово прочно вошло в вашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальн...

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

выступление из опыта работы о современных методах преподавания математики, позволяющих повысить качество знаний учащихся...