Щелочные металлы.
презентация к уроку по химии (9 класс)

Титаренко Ирина Александровна

В презентации представлены особенности строения атомов, физические и химические свойства, открытие и  получение, значение и применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon shchelochnye_metally.ppt1.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок химии в 9 классе по теме: Щелочные металлы

Слайд 2

Цель урока: Дать общую характеристику щелочным металлам. Рассмотреть их электронное строение, сравнить физические и химические свойства. Узнать о важнейших соединениях металлов и их тривиальных названиях. Определить области применения этих соединений.

Слайд 3

Характеристика металлов как химических элементов Название элемента Знак Порядковый номер Относительная атомная масса Ar Количество электронов на внешнем уровне Степень окисления ЛИТИЙ Li 3 7 1 +1 НАТРИЙ Na 11 23 1 +1 КАЛИЙ K 19 39 1 +1 РУБИДИЙ Rb 37 85 1 +1 ЦЕЗИЙ Cs 55 133 1 +1 ФРАНЦИЙ Fr 87 223 1 +1

Слайд 4

История открытия металлов В 1807 г. в Англии Г. Деви открыл натрий и калий. «Натрун» - сода, «алкали» - щелочь. В 1817г. в Швеции А. Арфедсоном был открыт литий. «Литос» - камень. В 1860 – 1861г.г. в Германии Р.Бунзен и Г.Кирхгоф открыли рубидий «темно-красный» и цезий «небесно-голубой». В 1939г. во Франции М. Пере открыл радиоактивный элемент франций, который назвал в честь своей страны – Франции.

Слайд 5

Физические свойства

Слайд 6

Плотность металлов Температура плавления Li- 0,534 г/см 3 Na- 0,971 г/см 3 K - 0,863 г/см 3 Rb – 1,532 г/см 3 Cs - 2,44 г/см 3 Li - 180 о С Na - 98 о С K - 64 о С Rb - 39 о С Cs - 27 о С

Слайд 7

Химические свойства Лабораторная работа Цель: Изучить химические свойства щелочных металлов. Опыт № 1. Взаимодействие натрия с кислородом Опыт №2. Взаимодействие натрия с водой Опыт № 3. Взаимодействие натрия, калия, лития с водой Опыт №4. Горение солей лития. Опыт №6. Горение солей калия. Опыт № 5. Горение солей натрия.

Слайд 8

Самые распространенные соединения металлов и их применение NaOH – едкий натр, каустическая сода. KOH - едкое кали. Na 2 CO 3 10H 2 O – кристаллическая сода. NaHCO 3 – пищевая сода. K 2 CO 3 - поташ. Na 2 SO 4 10H 2 O – глауберова соль. Используют для очистки нефтепродуктов, производства бумаги, мыла, волокон, стекла, удобрений. Применяют в медицине и фармакологии.

Слайд 9

Применение поваренной соли NaCl натрий хлор Гидроксид натрия Соляная кислота Производство мыла Пищевая промышленность сода

Слайд 10

Биологическая роль Na и К Na + - внутриклеточный ион, содержится в крови и лимфе, создает в клетках осмотическое давление. K + - внеклеточный ион, поддерживает работу сердца и мышц. Большое количество калия содержится в кураге, сои, фасоли, зеленом горошке, черносливе, изюме.

Слайд 11

Закрепление Задание №1. Определите «лишний» элемент в ряду. А) Fr, K, Cu, Na ; Б) P, Li, O, Cl ; В) Al, Ag, Ra, Cs . Объясните свой выбор.

Слайд 12

Игра "Крестики - нолики" 1.Какой металл при взаимодействии с водой образует щелочь? Si Na Fr Cu Li Pb Cs Zn K 4s 2 1s 1 2s 2 3s 1 6s 1 2s 1 3s 2 3p 1 4s 1 6s 2 2. Определите электронные формулу щелочных металлов.

Слайд 13

Контрольный тест 1.Соединение NaOH называется 1) каустическая сода, 2) кристаллическая сода, 3) питьевая сода, 4) поташ. 2.Используется в производстве стекла, бумаги, мыла 1) Na 2 CO 3 10 H 2 O 2 ) Na 2 SO 4 10H 2 O 3) NaCl 4) NaOH 3. Предложил назвать литием от греческого слова литос – камень 1)Й. Берцеллиус 2) И. Арфведсон 3) Г.Деви 4) Г.Агрикола 4. Цвет пламени, в который его окрашивают ионы натрия 1) желтый 2) фиолетовый 3) красный 4) зеленый 5. В 100 г фасоли содержится 1,075 г калия. Сколько фасоли нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия (5 г/сутки) 1) 465 г 2)0,053 г 3)107 г 4)21,5 г 1.Соединение Na2SO410H 2 O называется 1) глауберова соль 2) поваренная соль 2) пищевая сода 4) поташ 2. Разъедает ткани и бумагу. Используется при производстве мыла и волокон 1) Na 2 CO 3 10 H 2 O 2 ) Na 2 SO 4 10H 2 O 3) NaCl 4) NaOH 3. Предложил назвать калий от арабского алкали - щелочь 1)Й. Берцеллиус 2) И. Арфведсон 3) Г.Деви 4) Г.Агрикола 4. Цвет пламени, в который его окрашивают ионы калия 1) желтый 2) фиолетовый 3) красный 4) зеленый 5. В 100 г изюма содержится 3,055 г калия. Сколько изюма нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия (5 г/сутки)? 1) 0,15 г 2) 164 г 3) 61,5 г 4) 305 г Вариант - 1 Вариант - 2

Слайд 14

Домашнее задание П. 11, зад.1- (письменно); 3- (устно).

Слайд 15

Урок окончен! До свидания Спасибо за работу

Слайд 16

№ 1 2Na + O 2 = 2Na2O

Слайд 17

№ 2 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

Слайд 18

№ 3 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 2K + 2H2O = 2KOH + H2 Уравнение взаимодействия лития с водой напишите самостоятельно.

Слайд 19

№ 4

Слайд 20

№ 5

Слайд 21

№ 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)

Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....

Проверочный тест по теме "Щелочные металлы"

Тест по теме "Щелочные металлы" предназначен для проверки знаний после прохождения темы. Тест включает вопросы по строению атомов щелочных металлов и свойствам щелочных металлов....

Смостоятельная работа по теме "Соедиинения щелочных металлов"

Работа для самостоятельного изуения темы " Соединения щелочных металлов"...

Щелочные металлы

Урок по химии в 9 классе на тему "Щелочные металлы"...

Тест "Щелочные металлы" 9 класс

Тест "Щелочные металлы" 9 класс...

Контрольная по теме "Щелочные металлы"

Контрольная по теме "Щелочные металлы"...