Урок 8 класса по химии "Расчеты по химическим уравнениям"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Валеева Ольга Александровна

Расчеты по химическим уравнениям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raschety_po_himicheskim_urovneniyam.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Расчеты по химическим уравнениям.

Программа по химии для общеобразовательных учреждений. Авторы: Е.Е. Минченков, А.А. Журин, Т.В. Смирнова. 8 класс.

Тип урока: УФНЗ и У

Основная дидактическая цель: обеспечить в ходе урока формирование знаний об информации, которую
несет уравнение химической реакции, а также умение производить расчеты по уравнениям химических
реакций.

Знания

Умения

Формируемые

Развиваемые

Формируемые

Развиваемые

О способах решения задач по уравнениям химических реакций

О понятиях: атом,
относительная атомная

масса, химический элемент
относительная молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем газа

Производить расчеты по
уравнениям химических реакций

Составлять уравнения
химических реакций

Наглядность: Периодическая таблица элементов Д.И. Менделеева.

Литература: Учебник Е.Е. Минченкова, настольная книга учителя.


Этап урока

Содержание

Время

Деятельность

учителя

учащихся

  1. Организационный

Здравствуйте садитесь!
Кого сегодня нет? Спасибо. У всех есть ручка, карандаш?

1

Здоровается,
отмечает

отсутствующих, проверяет наличие
школьных

принадлежностей
у учеников.

Здороваются,
называют

отсутствующих

  1. Проверка домашнего задания

Сейчас покажите, как вы выполнили свое домашнее
задание. Открываем тетради (прохожу по рядам,
смотрю наличие д/з в тетрадях)

2

Проверяет наличие
д/з в тетрадях

Показывают
выполненное д/з

  1. Актуализация и
    коррекция опорных
    знаний и умений

Сейчас немного освежим в памяти понятия, которые
мы уже изучили с вами на предыдущих уроках. Итак,
дайте мне определения понятий:
Относительная
атомная масса, Количество вещества, Моль,

Малярная масса, Малярный объем  газа.

Правильные определения:

Относительная атомная масса — величина, показывающая во сколько раз масса данного атома больше принятого в физике и химии эталона.

Количество вещества — физическая величина,
характеризующая порцию вещества численностью его структурных единиц.

Моль — количество вещества, составленное из 6 * 1О 23 его структурных частиц.

Молярная масса- величина, получаемая при делении массы на количество вещества в той же порции. М=m/n

Молярный объём газа — величина, полученная при
делении объёма данной порции газа на количество вещества в той же порции газа Vm= V/ n
Хорошо, молодцы. Эти понятия нам понадобятся как
на сегодняшнем уроке, так и на всех остальных,
поэтому их надо знать.

5

Просит учеников
дать определения
понятий

Дают

определения
понятий

  1. Сообщение
    темы, цели урока и
    мотивация учебной
    деятельности

Теперь записываем тему сегодняшнего урока.

Тема: Расчеты по уравнениям химических реакций.

Цель урока: Научиться решать задачи по уравнениям химических реакций.

Мотивация: Из уравнения химических реакций
можно получиться много полезных данных, которые
могут помочь нам производить различные расчеты.
Чтобы провести химическую реакцию, надо представлять, сколько потребуется количества
исходных веществ. Для этого нужно уметь составлять уравнения химических реакций и
производить по ним расчёты.

5

Диктует тему и цель урока,

объясняет значимость новой темы

Записывают тему

и цель урока,
слушают учителя

  1. Восприятие и
    первичное

осознание нового
материала

Для того, чтобы вы могли самостоятельно решать
задачи такого типа. составим с вами алгоритм их решения:

(записывайте в тетрадях)

1) Записываем краткое условие задачи

2) Записываем уравнение химической реакции

3) Определяем отношение количеств реагирующих веществ

4) Над формулами веществ записываем исходные данные

5) Составляем пропорцию, находим то, что необходимо найти

6) Проверяем получившийся ответ

7) Записываем ответ задачи

Нам надо понять, какую информацию несет данное
уравнение химической реакции. Для этого под
формулами веществ запишем все данные, которые мы
можем извлечь. Данные, которые мы узнаем из
таблиц, можно считать дополнительными данными
задачи.

Начнем с количества вещества,
участвующего в реакции; А
r или Мr; М; m вещества; Vm; V.

Все, что мы определили с вами, мы можем использовать при решении задач.

Следует также понять такое свойство уравнения: 
равенство не нарушается при умножении или
делении обеих частей на одно и то же число.

То есть: по уравнению реакции 2 моль цинка реагирует с 1 моль кислорода. и в результате образуется  2 моль оксида цинка. Если взять вдвое больше цинка, то и кислорода израсходуется вдвое больше, и оксида цинка образуется тоже вдвое больше. Также будет и в том случае, если взять цинка вдвое меньше.
Теперь попробуйте извлечь информацию из
следующего уравнения: (вызываю ученика к доске)
2Na+Cl
2 =2NaCl

А если я возьму 6 моль Nа, сколько тогда мне надо
взять Сl
2 и сколько образуется NaCl? Ответ:
6Na+3Cl
2=6NaCl

20

Вместе с

учениками

составляет

алгоритм решения
задач этого типа. Вместе с учениками определяют какую информацию несет
уравнение реакции; объясняет, как находить данные; предлагает классу сделать аналогичное задание с другим уравнением помогает им; показывает
решение конкретной задачи

Записывают алгоритм решения задач в тетрадях.

Вместе с учителем определяют
информацию,
которую несет
уравнение

реакции;

 задают
вопросы;

пытаются самостоятельно
выполнить аналогичное задание,

записывают решение конкретной задачи; задают вопросы

  1. Первичное обобщение и систематизация знаний

Теперь приступим к решению конкретных задач. Сегодня на уроке мы разберем первый тип расчетных задач — определение кол-ва вещества, участвующего в реакции.

Записываем условие задачи:

В реакцию с кислородом вступает 0,1 моль цинка. Какое количество вещества кислорода потребуется? Какое количество вещества оксида цинка образуется?

Оформляем задачу; (записываем краткое условие). Записываем уравнение реакции.

Вопрос: Как вы думаете, требуются ли для решения задачи какие-либо дополнительные данные или достаточно уравнения?

Ответ: Приведенных в уравнении данных достаточно, так как коэффициенты показывают кол-ва веществ, принимающих участие в данном процессе.

Кол-во вещества кислорода будет во столько раз меньше 1 моль, во сколько раз 0,1моль цинка меньше 2 моль. Также и с оксидом цинка. Следует, что отношение 0,1:2 будет равно отношению х:1, т.е.

записываем пропорцию. Использую свойства пропорции, полу чаем х.

Теперь проведем проверку ответа, подставляем полученные данные. Видим, что соотношение кол-в вещ-в по уравнению и полученных в результате расчетов равны. Задача решена правильно. Записываем ответ.

Показывает
решение конкретной задачи

Записывают решение конкретной задачи; задают вопросы.

  1. Первичное
    применение, приобретенных
    знаний и умений

Сейчас решим задачу. Лена, иди к доске.
Условие: При взаимодействии алюминия с серой
образовалось 0,6 моль А1
2S3. Сколько моль серы и
алюминия провзаимодействовали?
2Аl +3S = А1
2S3 (1,2 моль А1 и 1,8 моль S)
Составить формулу А1
2S3, нужны ли коэффициенты?

5

Помогает решать задачу

Один ученик у доски, остальные записывают в тетрадях

  1.  Рефлексивно-оценочный

Итак, целью сегодняшнего урока было: научиться решать задачи по уравнениям химических реакций. Как вы думаете, мы выполнили цель?
Давайте еще раз проговорим алгоритм решения
задач. Оценить работу у доски.

3

Спрашивает алгоритм решения задач

Отвечают на вопросы учителя

  1. Домашнее задание

Открываем дневники и записываем д/з на следующий урок: стр. 48, упр. 1,2 (писм.)

2

Сообщает д/з

Записывают д/з

  1.  Организованное окончание урока

У вас есть вопросы? Если вопрос нет, все могут быть свободны. До свидания.

1

Прощается с учениками

Прощаются с учениками и уходят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии "Расчеты по химическим уравнениям реакций"

Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская...

Модульной урок по химии 8 класс. Решение задач по химическим уравнениям

Технологическая карта урока по химии 8 класс .Решение задач по химическим уравнениям...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Урок по теме: «Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке»

Цели урока: Обеспечить условия для овладения умениями решать задачи данного типаЗадачи:Обучающие: Совершенствование умений в составлении химических формул и уравнений, закрепление полученных теоретиче...

Карта-инструкция к уроку химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям"

Данный материал может быть использован учителем для обобщающего урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций"....

Конспект урока "Химические уравнения. Типы химических реакций." 8 класс

Урок изучения нового материала "Химические уравнения.Типы химических реакций" с использованием ИКТ...

Презентация к уроку химии "Химические уравнения. Типы химических реакций." 8 класс

Электронный вариант урока  "Химические уравнения. Типы химических реакций." 8 класс...