Главные вкладки

    БИОХИМИКОМ РОЖДАЮТСЯ ИЛИ СТАНОВЯТСЯ. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В БИОХИМ КЛАССЕ ГИМНАЗИИ №91
    статья

    Тум Анна Викторовна

    В статье представлен опыт работы учителей биологии и химии Гимназии №91, а именно опыт сотрудничества с ВУЗами, профильное образование, работа с одаренными детьми. Представлена эффективность работы в химико-биологических классах. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    БИОХИМИКОМ РОЖДАЮТСЯ ИЛИ СТАНОВЯТСЯ.

    ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В БИОХИМ КЛАССЕ ГИМНАЗИИ №91

    Н.А. Рыженькова, Гимназия № 91,

    А.В. Тум, Гимназия № 91

    Аннотация: в статье представлен опыт работы учителей биологии и химии Гимназии №91, а именно опыт сотрудничества с ВУЗами, профильное образование, работа с одаренными детьми. Представлена эффективность работы в химико-биологических классах. Представлен примерный план работы.

    Трудно выбрать свою будущую профессию в школе. Кто-то практически с детства мечтает о своей профессии. Им проще они с детства идут к своей мечте. Но что делать остальным? Выход один попробовать себя в разных сферах деятельности. Теперь встает другой вопрос: где?

     В школьной программе нет специального предмета по профориентации. Учителю всегда хочется увлечь своим предметом как можно больше детей. Как мы можем помочь детям?

    Что есть в нашем арсенале? Конечно наша любовь к своему предмету, родители и учреждения дополнительного образования. Так например в течение нескольких лет у Гимназии и ДЭБЦ заключается договор о  сотрудничестве, в рамках которого гимназисты в начальном и среднем звене занимаются по нескольким программам дополнительного образования по направлению экология, биология, проводятся совместные мероприятия, активно участвуем в акциях и мероприятиях которые проводят педагоги ДЭБЦ. Это является хорошей пропедевтикой осознанного выбора при выборе профиля обучения в старшем звене.

    Наша гимназия находится в городе, где интеллектуальный труд преобладающий. Но есть большая проблема у учащихся, не достаточно академической науки в городе. Для привлечения преподавателей ВУЗа между Гимназией и Сибирским Федеральным Университетом был заключен договор о сотрудничестве.

    В октябре 2017 года  открылась Естественно-Научная школа «Эволюция» под руководством учителя биологии Рыженьковой Натальи Алексеевны    для учащихся 8-11 классов. При поддержке директора Гимназии №91 Татьяны Владимировны Головкиной и помощи зам.директора ИФБиБТ СФУ Шулепиной Светлана Петровны, которая составила расписание преподавателей СФУ началась учеба в ЕНШ «Эволюция»

    В рамках занятий ЕНШ «Эволюция» проходят разнообразные занятия для гимназистов, заинтересованных в изучении биологии. Занятия проводят преподаватели СФУ, которые приезжают к нам в гимназию и выездные занятия в СФУ. Основная цель познакомить гимназистов с возможными биологическими специальностями и помочь в выборе будущей профессии и исследовательской работе. На занятиях много практических работ с использованием современного оборудования.

    На первых занятиях Римацкая Надежда Валерьевна  (научный сотрудник СФУ)  познакомила учеников  с биолюминесценцией  и ее применением.  

    Сутормин Олег Сергеевич (Научный сотрудник ИФБиБТ СФУ)  провел занятие по теме: «Биолюминесценция: Научные основы и применение» и  на практике доказал почему вредно курить.  Занятие было очень интересным и вызвало желание заняться исследовательской работой в этом направлении у гимназистов.

    Путинцева Юлия Андреевна (ст. преподаватель ИФБиБТ)  погрузила учеников в мир геномики и биоинформации.

    Очень полезная лекция Зуева Иван Владимировича (доктора биологических наук) по теме: поиск научно-технической информации.

    Особый восторг вызвала работа в лаборатории микробиологии СФУ под руководством Прудниковой Светланы Владиславовны (доктора биологоческих наук) на мощных микроскопах с иммерсионными объективом, который позволил увидеть бактерий, выращенных учениками на питательных средах.  

    Тема занятия: «Микроорганизмы внутри и вокруг нас.  Практическое занятие. Исследование микрофлоры воздуха в помещениях. Микроскопия молочно-кислых бактерий.

    Борисова Елена Владимировна, кандидат биологических наук покорила гимназистов глубокими знаниями и умением в доступной форме показать, как интересен мир животных на лекции и практическом занятие по теме «Формы организации протист»

    Погрузиться в процессы фотосинтеза помог Гаевский Николай Александрович, (доктор биологических наук) и на практике доказать процессы фотосинтеза. Трудная для понимания тема стала понятной после практики.

    Такое разнообразие тем на занятиях, позволяет гимназистам узнать о профессиях, связанных с изучением науки биологии.

    Выездные занятия в СФУ познакомиться с самим  университетом, его факультетами.

    Информация о занятиях в Естественно-Научной школе «Эволюция» отражалась на сайте Гимназия в контакте  https://vk.com/gimnaziya_91

    Кроме занятий в Естественно-Научной школе «Эволюция» были организованны выезд гимназистов на экскурсии в СФУ и институт нефти и газа и Лабораторию лесной геномики. Что позволило больше узнать о специальностях, которые можно получить в СФУ. Что особенно было приятно встретить свою выпускницу, которая является студенткой института Нефти и газа и очень довольна своим выбором.

    В моей многолетней практике были  разные ученики, которые стали замечательными врачами: Петрусева Надя, Корниенко Мария, Попков Дмитрий и др.

    Как приходят в профессию, у всех разный путь, но многие начинали в Гимназии с участия в ВсОШ или НПК.

    Не могу не рассказать об одном удивительной своей ученице  Полине Дудиной.  

    Как началось увлечение биологией и переросло в глубокое погружение в науку?

    На уроке в 8 классе, когда класс с трудом понимал тему: работа нефрона  у нее появилось озарение: как здорово устроен наш организм.

     Дальше  последовало чтение книг из кабинета биологии при подготовке к ВОШ. Первое место в школе, первое место в городе, первое место в крае.  Полина с удивительной скоростью изучала книги по биологии, погружаясь глубже в изучении биологии. Очень помогли погружения в г. Москва, где была уникальная возможность побывать на лекциях и практике у составителей Российского этапа ВсОШ. Первоначальное желание выбрать профессию врача сменилось на  стойкое желание стать ученым биологом. Этому способствовали занятия в ЕНШ «Эволюция»  Полина поступает в Первый МГМУ имени И.М. г. Москва Сеченова факультет медицинская биохимия. Просто учиться Полина не может, на втором курсе она устроилась в Институт Биоорганической Химии Российской Академии Наук в лабораторию оксилипионов и начала свою научную карьеру, о которой мечтала в школе. В феврале 2019 года Полина представила свою работу на ХХХI зимней молодежной научной школе «Перспективные направления физико-химической биологии и биотехнологии».  

    Почему я выбрала для сотрудничества именно СФУ?

    •  СФУ занимает 1-ое место среди всех вузов Красноярска и 42-ое в рейтинге вузов России.
    • Много лет я вела «Коллективный ученик» по биологии в ЗЕНШ. Мне нравилась программа и материалы для работы и работа сотрудников.
    • СФУ является ВУЗом в который ежегодно поступают наши выпускники:

    За два  года работы в рамках Естественно-Научной школе «Эволюция» с преподавателями СФУ я пришла к выводу, что сделала правильный выбор для сотрудничества. Занятия в Естественно-Научной школе «Эволюция» развивают интерес у гимназистов к изучению науки Биология и правильному выбору специальности.

    Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

    Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

    Чтобы добиться высокого результата в обучении, а этого хочет каждый учитель, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей. В течение нескольких лет в химико-биологических профильных классах используем в своей работе проектную и исследовательскую деятельность. Как важно услышать от ученика, закончившего работу над проектом или исследованием: «Как же много я узнал нового!» В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс.

    Хотя результаты также радуют! Учащиеся Гимназии ежегодно являются участниками конференций различного уровня, где являются победителями, призерами и лауреатами.

    Активно принимаем участие в Конкурсах, Олимпиадах!

    Открытая межвузовская олимпиада школьников «Будущее Сибири» Победители и призеры заключительного этапа олимпиад школьников имеют особые права при зачислении в ВУЗ. В соответствии с правилами приема ВУЗ предоставляет право зачисления без вступительных испытаний на направление подготовки, соответствующие профилю олимпиады или засчитывает 100 баллов по предмету соответствующему профилю олимпиады (вместо результата ЕГЭ) Этим правом воспользовался выпускник 2017-2018 учебного года, Томилов Даниил. Даниил, хоть и учился на физико-математическом профиле, дополнительно увлекался и упорно занимался наукой химией. В итоге стал одним из призеров Олимпиады «Будущее Сибири» в области «Химия», успешно сдал ЕГЭ по химии, набрал 86 баллов и поступил  в ТГМУ!

    Межрегиональный творческий конкурс для старшеклассников «РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ФАРМАЦЕВТОВ» — это серия интеллектуальных состязаний и профориентационных мероприятий для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ и студентов 1-го курса среднеспециальных учебных заведений. Проект проводится Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (СПХФУ). Наша Гимназия является школой-партнером проекта, по итогам проведенных мероприятий 3 ученика 10 класса химико-биологического профиля стали финалистами проекта, у ребят есть возможность побороться за главный приз – возможность бесплатного обучения в Санкт-Петербургском Государственном Химико-фармацевтическом Университете.

    Уже не первый год участвуем во Всероссийской Олимпиаде «13 элемент АLхимия будущего» (г. Красноярск на базе СФУ) Победители конкурса, кроме дополнительных баллов к ЕГЭ, получают приглашение для обучения в вузе в группе РУСАЛа, повышенную корпоративную стипендию, а также дополнительные преимущества при трудоустройстве на предприятия РУСАЛа. В данном конкурсе участвуют не только школьники, но и их учителя. Гимназия №91 является школой-партнером Олимпиады.

    В этом году подали заявку для участия в благотворительном грантовом конкурсе «ГХК ТОП-20-2019», который впервые был организован в 2013 году Горно-химическим комбинатом при содействии Совета по благотворительности Росатом, где выиграли грант в размере 100 000 руб, для реализации предложенного Проекта: Химия. Шагай в науку смело. Сеть Атомклассов.

    Не останавливаемся на достигнутом, двигаемся вперед! 

    В настоящее время невозможно представить жизнь без химии, и ее достижений. Список может быть бесконечен! Но, пользуясь достижениями современной химии, что мы знаем о ней?... В 2019 году Гимназия №91 зарегистрирована как базовая площадка для проведения Всероссийского химического диктанта, который состоится 18 мая 2019 года. Все желающие могут принять участие в тотальном диктанте. Приглашаем! Давайте попробуем проверить себя! Организаторы Всероссийского химического диктанта — МГУ имени М. В. Ломоносова, Химический факультет МГУ.

    Так рождаются или становятся биохимиками? Бывает и рождаются, но мы с вами можем повлиять на выбор детей и помочь им найти свою профессию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организационно-деятельностный подход в изучении истории Древнего мира в 5 классе гимназии.

    Описание форм организации индивидуальной и коллективной игровой творческой познавательной деятельности на уроках истории древнего мира в 5 классе гимназии № 1515...

    Классный час «Информация для желающих поступить в учреждения СПО или продолжить обучение в профильных классах III ступени»

    .Цель: Сформировать представление учащихся об особенностях государственной итоговой аттестации.Задачи:1.Образовательные: сформировать представление учащихся о перечне учреждений среднего професс...

    Как рождается кинофильм (урок ассоциативного мышления в 9 классе).

    Урок с применением методики создания ассоциативных схем....

    Профильное обучение английкому языку в старших классах гимназии.

    Из опыта работы учителя по программе углублённого изучения английского языка....

    Развитие познавательных УУД через изучение идиом на уроках английского языка в старших классах гимназии.

    Технологическая карта конструирования урока развития, активизации и совершенствования знаний Учитель английского языка высшей квалификационной категории Асаева Елена Николаевна, МБОУ «Гимназия №1...

    УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО МАТЕМАТИКЕ ПО ТЕМЕ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЕ ВЕЛИЧИН «НА» И «В НЕСКОЛЬКО РАЗ»

    Цель урока:ü формирование общего представления о решении задач на увеличение или уменьшение  величин «на» и «в несколько раз.Задачи урока:Образовательные:ü закреплять умения и н...

    Сборник заданий по математике для поступающих в 5 класс гимназии

    Пособие содержит 30 вариантов заданий  для проверки уровня знаний, умений и навыков, предусмотренных программой для начальной школы по математике....