Особенности обучения учащихся в классах с задержкой психического развития на уроках технологии
статья по технологии по теме

Морозов Владимир Васильевич

Подготовка учащихся к участию в производственном труде в составе коллектива или в индивидуально - трудовой деятельности.

Коррекционно - развивающая направленность трудового обучения для исправления недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_zhurnal.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения учащихся в классах с задержкой психического развития на уроках технологии

В Гатчинскую  школу – интернат поступают учащиеся по направлению Комитета образования ГМР. Социальный статус семей разный это:

- ассоциативные семьи;

- многодетные семьи;

- неполные семьи;

- опекаемые семьи.

Среди них в школе 2 ступени обучается 67 учащихся с задержкой психического развития. Исходя из этого контингента учащихся, которым необходим особый подход в обучении и воспитании и учитывая школьную методическую тему: «Повышение качества обучения и воспитания, как основной показатель деятельности школы в условиях модернизации » я работаю по своей методической теме: «Индивидуальный дифференцированный подход к учащимся на уроках технологии - как основа развития познавательной активности учащихся». Построение содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения стараюсь осуществлять на основе следующих принципов;

- усиление практической направленности;

          - ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

         - необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала.

В начале учебного года была проведена диагностика совместно с психологом школы учащихся с задержкой психического развития и были выявлены пробелы их развития. С учетом их проблем был разработан индивидуальный маршрут  подхода к каждому обучающемуся. С классным руководителем и воспитателем был обсужден каждый ученик, его семейное и материальное положение, интересы, наклонности и профессии родителей. Индивидуальный и дифференцированный подходы на занятиях  по технологии необходимы для того, чтобы привести всех учащихся к единому темпу и ритму работы, а также добиться усвоения каждым из них всего объема учебного материала. Зная возможности каждого учащегося и опираясь на результаты обследования ЗУН на начало года,   имею ясное представление о его трудовых умениях и познавательных возможностях. Также учитываю неоднородность уровня развития учащихся, что требует дифференцированного подхода в определении требований к уровню умственных действий школьников. «Параметров, характеризующих ребенка, много, начинать нужно с учета главных, постепенно увеличивая их число, ибо чем лучше мы знаем  особенности каждого ребенка, тем безошибочнее, точнее можем выбрать (или разработать) оптимальную для него методику обучения». (Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., 2008 г.- С.29).

В индивидуальном подходе в обучении  учитываю способности и другие особенности личности каждого ученика, провожу коррекционную работу эмоционально - волевой сферы ребенка. При этом стараюсь обеспечить мотивацию учения – вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на уроках рабочую, творческую, эмоциональную атмосферу.

В целях активности, сознательности и развития использую краткие исторические справки (самое древнее колесо найдено при раскопках в Болгарии- ему 6 тыс. лет, тетива лука- это первая пружина-25тыс. лет), ситуативные задачи, ребусы, задачи на смекалку: Показываю ладони с растопыренными пальцами и ставлю вопрос: Сколько видите пальцев?-десять, и тут же: А на десяти руках?, наглядные пособия, демонстрирую многовариантность предлагаемых для изготовления изделий, которые выполняют и еще одну функцию – обучение пойдет впереди существующего уровня развития ребенка т. е. в зоне ближайшего развития, что является важнейшим принципом организации коррекционно – развивающего обучения. Зона ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможность и перспективу развития учащегося.

Ярким примером дифференцированного и индивидуального подходов являются бригадные или звеньевые формы работы, которые по коллективному характеру выполнения заданий наиболее близки к производственным условиям. При выполнении работы бригадным методом ученики стараются выполнить не только свою работу, но и оказать помощь в работе напарнику. Так, одни учащиеся испытывают трудности в умении ориентироваться в пространстве, планировать свои действия. Другие, хотя и усваивают теоретический материал, испытывают трудности в самом процессе практической работы, отстают по темпу и качеству изготовления изделия. При подготовке к уроку учитываю индивидуальные психофизические особенности каждого учащегося класса. При проведении занятия  условно делю  класс на 2, а если это нужно  и на 3 подгруппы: группа «сильных», «средних» и «слабых».

«Сильные» дети - это уравновешенные, с относительно сохранной работоспособностью и вниманием, у которых сохраняется целенаправленная работоспособность в течение всего занятия.

К группе «средних» относятся дети, у которых имеются дефекты внимания, нарушена трудоспособность и целенаправленная деятельность.

К группе «слабых» относятся дети с резко замедленным темпом работы, это вялые заторможенные дети, они не могут самостоятельно проанализировать задание, а также с ярким нарушением поведения.

При комплектовании подгрупп  учитываю  понимание учеником инструкции, степень обучаемости, наличие у него знаний, умений и навыков, физиологические, качественные особенности выполнения задания и отношения к результатам своей работы.

При выполнении практических работ даю различные по трудности задания, этим достигается то, что слабые успешно справляются с заданием, а самое главное у него появляется вера в свои силы т. е. коррекция учеником своей Я-концепции. Чем раньше начинается дифференцированное обучение, тем успешнее дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают программным материалом.

Наиболее трудный этап занятия в смысле дифференцированного подхода является объяснение нового материала. Над этим постоянно работаю (изготовлен разборный макет  токарно-винторезного станка, завершается работа разборного  макета горизонтально-фрезерного станка). Это позволяет учащимся лучше усваивать устройство этого станка.

         Большую роль в усвоении порядка изготовления и точности выполнения изделия играет технологические карты, чертежи, раздаточный материал, наглядные пособия, образцы деталей и изделий, которые  применяю на каждом уроке. По ним легче ориентироваться в задании, составлять план работы и изготавливать детали.

Для слабой подгруппы самостоятельные задания отличаются не только меньшим объемом и облегченным характером, но и тем, что дети всегда начинают выполнять задание под наблюдением учителя. Задание учащимся всегда должно быть посильным, а помощь соответствовать его трудовым возможностям. Особое внимание уделяю правилам безопасной работы. Для закрепления изученного материала требуется многократные указания,  повторение и упражнения.

        Формирование у учащихся ЗПР знаний и трудовых умений,  представляет собой сложный процесс, так как задачами его являются:

- Подготовка учащихся к участию в производственном труде в составе коллектива или в индивидуально - трудовой деятельности.

- Коррекционно - развивающая направленность трудового обучения для исправления недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности ученика.

Сложность еще представляется тем, что в коррекционной классе решается задача обучить учащихся имеющих затруднение в обдумывании, планировании и анализе своей работы, у учащихся не развиты навыки самоконтроля. Чем серьезнее отклонения в психическом,  тем более он нуждается в подготовке восприятия теоретического и практического материала.

Эффективно только такое обучение, при котором учащийся получает знания на уровне его понимания, с учетом его возможностей и индивидуальных особенностей.

В связи со сложностью поставленных задач,  стараюсь проводить обучение так, чтобы оно позволяло упражнять и развивать в активной практической деятельности все анализаторы ребенка с ограниченными возможностями здоровья. «Мотивами обучения для них является практическая польза, реальные продукты, материальные результаты их учебных усилий – рисунок, изделие, поделка, схема. Лучше всего они учатся, когда теория преобразуется в практику, когда учебный материал связан с конкретными, актуальными проблемами их жизни, когда обучают приемам, имеющим конкретный практический результат» (Ермолаева М.Г. Современный урок: Анализ, тенденции, возможности. – СПб., 2008. – С. 31).

Для того, чтобы сформировать у школьников соответствующие навыки планирования, самоконтроля, переноса ранее усвоенных знаний в новые условия,  провожу с ними специальную коррекционно- воспитательную работу, так как без такой работы дети не могут сознательно усваивать теоретические и практические трудовые задания. Учитывая это,  подбираю различные средства и специальные методы, обеспечивающие преодоление трудностей учащимися в решении мыслительных задач. Стремлюсь к тому, чтобы учащиеся не только целесообразно и правильно осуществляли процессы своей умственной деятельности, но и умели организовать эту деятельность в заданном мною направлении, а, затем, и самостоятельно находили нужные решения.

Для того, чтобы сделать любое изделие ученик должен осмыслить, что он будет делать, из чего, как и чем, то есть спланировать свою работу, а в процессе самой работы контролировать ее.

Мыслительную деятельность учащихся на уроках трудового обучения  направляю на раскрытие следующих вопросов:

- наименование изделия

- из каких деталей состоит

- назначение

- материал.

Для планирования предстоящей работы учащимся предлагается таблица с вопросами

- какое изделие будешь выполнять

- из каких деталей состоит изделие

- какой материал

- какие операции предстоит выполнить

- какие инструменты потребуются

- чем будешь контролировать свою работу.

Программой предусмотрено самостоятельное составление технологических карт.

По этим картам сразу видно, как ученик ориентируется в задании, как может самостоятельно спланировать предстоящую работу. Они играют большую роль в развитии мыслительного процесса учащегося. При выполнении любого задания ребенок должен понимать и обязательно контролировать свою работу. Без самоконтроля работу качественно выполнить невозможно.  Свою работу по подготовке к выполнению задания  провожу поэтапно: чем, что и как контролировать (контрольный инструмент угольник, линейка, зрительный контроль).

Рассказываю, объясняю, на что обратить внимание в работе. Провожу контроль учащихся при выполнении основных операций. Большинство учащихся испытывают трудности при планировании предстоящей работы, ориентировки в задании. Поэтому, чтобы систематизировать их знания и закрепить их, использую таблицу с рисунками и карточки-задания, которые содержит больше возможностей для коррекции дефектов мышления: что, как, чем и из чего.

При анализе выполненной работы  требую от учеников вникать в суть ошибок, брака, возникших от неправильного выполнения основных, а иногда и несложных операций.

Для более углубленного анализа  выполненной работы  провожу взаимоанализ. При взаимоанализе качества работы других учащихся у большинства учеников более критическое отношение к изделию, чем к своему. Тут зачастую анализируется не только дефекты и причины их возникновения, но и личность исполнителя. «Принцип оценки знаний «от выискивания ошибок к нахождению успеха» позволит эффективно реализовать принцип успеха» (Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб., 2008. – С.173) Следует отметить, что овладев умениями планировать свою работу, анализировать свое изделие учащиеся приобретают уверенность, самокритично относятся к своим ошибкам и испытывают больше желания к трудовой деятельности.

Приобретенные навыки и умения в выполнении заданной работы в дальнейшем помогут им адаптироваться в социальной среде, успешно продолжить обучение.

Литература

Ермолаева М. Г. Современный урок: Анализ, тенденции, возможности. – СПб., КАРО – 2008 г.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб., КАРО – 2008 г.

Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно – воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – 2 изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М. Центр пед.образований, 2008 г.

Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии.- СПб.: Речь, 2004 г.

 Сластенин В.А. Основы коррекционной педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 г.

                                                                 Морозов Владимир Васильевич

        учитель технологии

               МБОШ «Гатчинская школа-интернат среднего

(полного) общего образования»

              г. Гатчина Ленинградская обл.