Развитие психических процессов учащихся с задержкой психического развития на уроках в основной школе (приемы и упражнения).
учебно-методический материал по психологии (5 класс)

Огнивова Анастасия Юрьевна

Моя работа, как педагога-психолога с учащимися начальной школы, строится на развитии и коррекции эмоциональной и познавательной сферы. Большой аспект занятий отводится с детьми ЗПР – на развитие познавательных процессов, на основе которых строится дальнейшая успешность их обучения.  Этой рабой я еще активно занимаюсь в 5 классе и частично в 6 классе на уроках по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shk_seminar_po_zpr.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на школьном семинаре по теме:

«Развитие психических процессов учащихся с ЗПР на уроках в основной школе»

Моя работа, как педагога-психолога с учащимися начальной школы, строится на развитии и коррекции эмоциональной и познавательной сферы. Большой аспект занятий отводится с детьми ЗПР – на развитие познавательных процессов, на основе которых строится дальнейшая успешность их обучения.  Этой рабой я еще активно занимаюсь в 5 классе и частично в 6 классе на уроках по внеурочной деятельности.

Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, ощущение) – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

        Для каждого психологического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития. Для младенчества ощущения, от 1 до 3 лет – речь, от 3 до 6 лет – восприятие, от 6 до 10 лет – мышление. Если ребенок не достаточно был включен в соответствующую для периода детства деятельность, то этот психический процесс не будет развиваться и повлечет за собой отставание других.

Поэтому мы должны понимать, что развитие процессов должно продолжаться и в основной школе. И это вполне посильно каждому учителю. Давайте рассмотрим на примеры основных процессов.

ВОСПРИЯТИЕ

Школьное обучение для ребёнка- это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. От того как именно человек воспринимает информацию, зависит усвоение многих важных навыков. 

С какими трудностями может столкнуться учащийся на уроке, если у него не будет развито восприятие?

  • трудно понимает объяснения учителя с первого раза
  • плохо ориентируется в книге, тетради

Восприятие активно развивается в таких видах деятельности, как лепка, рисование, конструирование, чтение книг, просмотр фильмов, спортивные занятия, музыка. Соответственно, особую роль здесь будут играть уроки музыки, физической культуры, рисования, черчения, технологии.

В зависимости от ведущего канала восприятия люди делятся на три группы: аудиалы, визуалы и кинестетики. Все эти каналы присутствуют у человека, но ведущим является тот, через который осуществляется доступ к информации.

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Хорошо помнит то, что видел.

С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом – хороший рассказчик.

Организован, наблюдателен, как правило – спокойный.

Имеет живую, образную фантазию.

При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким

Смоленкова Ж.

Карымов А.

Легко повторяет услышанное. Чувствителен к интонации. В учебной деятельности предпочитает счет и письмо.

Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически.

Легко отвлекается.

В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии

Хуснутдинова А.

Бабакина В.

Загиров

Лучше обучается, делая. В начальной школе  долгое время не может избавиться от привычки водить пальцами по строчке при чтении.

Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение.

При общении стоит близко, качается людей. Обилие движений, много жестикулирует.

Раннее физическое развитие. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.

Малинин А.

Загиров

Сумин Е

Снедков д.

Зачем это нам нужно, спросите вы. Отвечаем: знание ведущего типа восприятия у учащихся поможет вам при подаче нового материала на уроках.

Рекомендации: в соответствии с ведущим типом восприятия необходимы – наглядность для визуалов, владение голосом для аудиалов, практическое применение учебного материала для кинестетиков.

ВНИМАНИЕ

Здесь мы будем рассматривать два основных периода, касающихся жизни ребенка в школе. Это младший школьный возраст и подростковый. В младшем школьном возрасте ребенок стремится выполнить задание и получить хорошую оценку. Он проявляет усидчивость, настойчивость, а, следовательно, внимание. Педагогика с первых же попыток научно объяснить объекты обучения придумывает разные способы управления вниманием ребенка:

  • наглядные пособия
  • картинки и прочие спецэффекты.

Причиной невнимательности и рассеянности подростков является сам возраст, поскольку является кризисным, противоречивым периодом в жизни человека. В основном это связано с новыми интересами, переживаниями и эмоциональной нестабильностью, что проявляется в импульсивности, несдержанности, иногда резкости и агрессивности. Здесь необходимо научить подростка самостоятельности, ответственности за свои действия, порядку, умению начатое доводить до конца, ставить перед собой конкретные цели.

Основные трудности в обучении:

  • пропускает буквы
  • невнимателен, рассеян
  • трудно понимает объяснения учителя с первого раза
  • неаккуратен
  • забывает дома учебные принадлежности
  • плохо списывает с доски
  • переспрашивает учителя
  • опаздывает на уроки
  • отвлекается на уроках.

Врагами эффективного внимания являются: незнание правил, образцов того или иного действия утомление однообразие действий, монотонность стресс сильные эмоции и сильные желания.

Какие игры и упражнения можно использовать для развития внимания?

1- развитие произвольности внимания (табл)

2-концентрация и переключение внимания (назови предметы…)

1.Для коррекции концентрации внимания в слуховой сфере целесообразно использовать арифметические диктанты. Инструкция: «Сейчас я буду читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я вам скажу: «Пишите!»

Содержание задач зависит от возраста и подготовленности детей. Например, задачи для детей первого класса могут быть такими:

«Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... и от полученного числе отнимите 2... Затем отнимите еще 4... Пишите!» (ответ: 3).

Для детей более старшего возраста задачи усложняются: Например,: «Даны два числа: 56 и 92... вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное число умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!» (ответ: 15).

Рекомендации:

Кроме этого на уроках  необходима яркость, новизна, которая побуждает человека к внимательному слушанию, изучению и т.д.; при усталости необходим отдых и смена форм занятий; при очень сильных положительных эмоциях, когда ребенок от радости может сорвать урок, лучшее средство занять его физической деятельность, например, послать за мелом, попросить его помощи и т.д.

Кстати, знаете ли вы, что поза, состояние мышц связаны с вниманием.

Чем более вы собраны, тем более внимательны. В индейских племенах детей учат сидеть тихо и смотреть, когда не на что смотреть, и слушать, когда вокруг тихо. Это считается самым трудным испытанием. Попробуйте сделать это сами и предложите попробовать детям.

 упражнение «Слушаем тишину»

Добытая с помощью ощущений и восприятия информация передается дальше, гораздо более сложному познавательному процессу – мышлению, которое оказывается способным эту информацию обобщить и сделать выводы.

МЫШЛЕНИЕ

 Важнейшим условием успешного решения интеллектуальных задач является овладение основными мыслительными операциями - анализом, синтезом, обобщением, абстрагированием, сравнением. Способность выполнять эти операции - одна из существенных предпосылок овладения необходимыми формами логического мышления, без которых невозможно усвоение знаний в процессе школьного обучения.

Для детей с ЗПР характерна: низкая обучаемость, слабое развитие мыслительных процессов-вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала.

При выполнении учебных задач – отсутствует критичность. Полученные результаты они не готовы сравнивать с другими. Дети не заинтересованы в результате (нет ориентировочного этапа мыслительной деятельности), дети заинтересованы побыстрее закончить работу, а не качественно ее выполнить.

Беспечное отношение к учебе- это узость мышления. Низкая мыслительная активность, дети решают задачи на интуитивном уровне (то есть вроде правильно делает, а обьяснить не может). Испытывают трудности при умозаключениях, не умеют рассуждать и делать выводы.

Мышление – очень сложный процесс, включающий несколько видов психической деятельности. Анализ Синтез Сравнение Обобщение Абстрагирование Конкретизация Классификация

Анализ – это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений. Под синтезом понимается мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Сравнение - установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими- либо признаками. Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Абстракция состоит в вычленении каких – либо сторон объекта при отвлечении от остальных. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами.

Если в начальной школе мышление в основном- наглядно-действенное, то к основной школе оно сменяется образное, словесно-логическое, которое также необходимо продолжать развивать.

Развитие наглядно-образного мышления

- лепка, рисование, конструирование.

Развитие логического мышления

Подростковый возраст – время, когда формируется взрослое мышление. Уровень интеллекта еще недостаточно развит, часто подростки воспринимают сложную информацию, но не могут сформулировать свои мысли из-за недостаточного словарного запаса. На развитие подростков направлены все занятия в школе, дополнительно можно делать тренировку для мышления.

Какие приемы можно использовать на уроках для развития мыслительной деятельности?

Самым эффективным способом его развития наглядно-действенного мышления и образного является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждой группе, классе был набор самых разных конструкторов.

Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, графические диктанты и рисунки.

Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения: «Найди общее и различное в словах»

Таким образом, во время проведения учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, нужно придерживаться следующих правил:

  1. необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей на уроках общеобразовательного цикла и во время коррекционных занятий;
  2. нужно предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала).
  3. в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развить их речь и сформировать у них необходимые навыки,
  4. использование интеллектуальных игр позволит снять усталость. активизировать учебную работу, повысить активность и инициативу, укрепит взаимоотношения с учителем

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие орфографической зоркости в начальных классах у учащихся с задержкой психического развития."

На современном этапе развития образования острой становится проблема преодоления школьной неуспеваемости и увеличение количества детей с ЗПР. В повышении качества образования и воспитания немаловажную...

Развитие познавательных процессов учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики с использованием ИКТ

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы   с детьми с ограниченными возможностями здоровья по развитию познавательных процессов на уроках математики....

"Развитие когнитивных свойств личности у учащихся с задержкой психического развития на уроках географии"

Современные технологии воспитания культуры здоровья участников образовательного процесса...

Контрольный диктант с грамматическим заданием для учащихся 7 класса (2четверть) с ограниченными возможностями здоровья ( учащиеся с задержкой психического развития).

Контрольный диктант адаптирован для учащихся с логопедическим диагнозом и задержкой психического развития....

Методическая разработка урока по лечебной физической культуре в 3 классе (учащиеся с задержкой психического развития)

Тема урока: "Коррекция, профилактика и формирование правильной осанки у учащихся"...

Педагогические возможности рейтинговой системы оценивания учебной деятельности учащихся с задержкой психического развития на уроках математики.

Материал содержит особенности использования рейтинговой системы оценивания на уроках математики в классах для детей с ОВЗ...

Статья по теме: « Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития речи и мелкой моторики учащихся с задержкой психического развития ».

В статье  кратко описываются особенности речевого и двигательного развития учащихся начальной школы с задержкой психического развития и  основные группы пальчиковых игр....