Методы и приемы коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития 5-6 классов
учебно-методический материал (5, 6 класс)
Данная работа посвящена изучению методов и приемов коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 5-6 классов с задержкой психического развития (ЗПР). В ней рассматриваются основные принципы организации логопедической работы по коррекции дисграфии. Основное внимание уделено методическим подходам, направленным на устранение нарушений, связанных с языковой обработкой информации, таких как слоговый анализ и синтез, фонематический анализ и синтез, понимание грамматической структуры предложений. Рассматриваются эффективные педагогические технологии и коррекционные упражнения, способствующие преодолению нарушений письменной речи. Работа представляет интерес для логопедов, дефектологов, психологов и родителей, занимающихся воспитанием и обучением детей с ЗПР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Изучение методов и приемов преодоления дисграфии у детей с задержкой психического развития представляет собой важную задачу, решение которой будет способствовать улучшению качества образования и социальной адаптации данной категории детей.
Основные принципы организации логопедической работы по коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития:
1. Логопедические занятия должны быть связаны с программой русского языка. Это помогает детям лучше освоить грамматические правила и способствует профилактике дизорфографии.
2. Целью логопедической работы является не простое повторение пройденного материала, а устранение пробелов в развитии средств языка и функции речи. В ходе коррекции создаются условия для формирования правильного письма и стимулирование речемыслительной деятельности ребёнка.
3. Коррекция дисграфии осуществляется одновременно с работой над дислексией, без искусственного разделения. Это связано с тем, что чтение тесно связано с письмом, помогает контролировать правильность написания.
4. Важно решать задачи развития познавательных способностей, улучшать память, внимание, обогащать словарный запас и развивать грамматический строй речи у детей.
На сегодняшний день самым распространенным видом дисграфии у детей с задержкой психического развития является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (Лалаева 1992; Лалаева, 2004). Данный вид дисграфии проявляется на письме в искажении звукослоговой структуры слова и структуры предложения.
Основные направления работы:
I. Развитие анализа структуры предложения.
Необходимо научить детей с задержкой психического развития определять количество, последовательность и место слов в предложениях. Для этого предлагаются следующие задания:
- Определить границы предложения в тексте.
Задание:
Дети пошли в лес Маша и Ваня искали грибы у Насти в руках большая корзина она собирала чернику и малину Саша нашел поляну с красивыми цветами день в лесу пролетел незаметно.
- Составить предложение из слов, данных в разбивку.
Задание:
Слова: мальчик, маленький, играть, мяч.
Слова: солнце, яркое, светить, утро.
Слова: птица, в, большая, лететь, высоко, небо.
Слова: дождь, сильный, лить, долго, вечер.
Слова: книга, интересная, лежать, стол, на, деревянный.
- Определить различие понятий словосочетание и предложение.
Задание:
Разделите данные выражения на два столбика: словосочетания и предложения. Определите, какие из них являются словосочетаниями, а какие — предложениями.
1. Красивый закат
2. Солнце зашло за горизонт
3. Летний день
4. Дети играют в песочнице
5. Высокое дерево
6. Ветер качает ветви
7. Тёплая погода
8. Птицы улетают на юг
9. Ранняя осень
10. Листья пожелтели
- Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем
- Используя предложенные словосочетания, составить полные и осмысленные предложения.
Задание:
1. Солнечный день
2. Весёлый праздник
3. Холодный ветер
4. Тёплая встреча
5. Зелёный лес
6. Быстрая река
7. Тихий вечер
8. Дружная семья
- Придумать предложения с определенным количеством слов.
Задание:
Придумайте предложения, состоящие ровно из указанного количества слов. Следите за тем, чтобы предложения были осмысленными и грамматически правильными.
1. Придумайте предложение из 3 слов.
2. Придумайте предложение из 5 слов.
3. Придумайте предложение из 7 слов.
4. Придумайте предложение из 10 слов.
Попробуйте разнообразить свои предложения, используя различные части речи и конструкции.
- Упражнение на составление распространенных предложений.
Задание:
Распространить предложение, добавив дополнительные детали и описания, чтобы увеличить его длину и обогатить содержание. Старайтесь использовать разнообразные части речи и сохранять связность текста.
Пример:
Исходное предложение: "Девочка читает книгу."
Распространённое предложение: "Маленькая девочка с интересом читает увлекательную книгу, сидя в уютном кресле у камина."
Теперь попробуйте расширить следующие предложения:
1. Мальчик играет в футбол.
2. Кошка спит на подоконнике.
3. Птицы летают в небе.
4. Машина едет по дороге.
5. Дерево растёт в саду.
6. Цветы распустились в вазе.
II. Развитие слогового анализа и синтеза.
Данное направление помогает учащимся 5-6 классов с задержкой психического развития более эффективно овладеть слоговым анализом. Примеры некоторых заданий для работы по данному направлению:
- Составить из первых слогов новые слова (Крутецкая, 2023):
Образец: черепаха+молодой+дантист=че-мо-дан
Алый+пельмени+синий+нырок=
Мороз+логово+корона=
Уха+чемодан+ниша+царица=
- Добавь гласные буквы, чтобы получились новые слова (Крутецкая, 2023):
Образец: тема – посуда
СТКН – стакан
ТРЛК –
СКВРД –
ЧЙНК –
- Переставь слоги, чтобы получились новые слова (Крутецкая, 2023):
Образец: ША-КРЫ – крыша
МА-БУ-ГА –
МА-ШАХ-ТЫ –
МЕН-ЭК-ЗА –
III. Развитие фонематического анализа и синтеза. Пример задания для работы по данному направлению:
Задание: Добавь указанный звук в начало, середину или конец каждого слова, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова.
1. Рот + К = ...
2. Кора + Б = ...
3. Стол + Б = ...
Эффективность методов коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза во многом определяется индивидуализацией подходов с учетом особенностей каждого учащегося с задержкой психического развития. Также важнейшим условием успешной коррекции является сотрудничество логопеда, педагогов, родителей и самих учащихся, направленное на создание благоприятной образовательной среды и поддержку мотивации к обучению.
Литература
Крутецкая В.А. Корректируем дисграфию и дизорфографию у школьников 4-5 классов: Обучающие упражнения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2023. – 96 с.
Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. – СПб., 1992. – 88 с.
Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, СВ. Зорина. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004. – 303 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".
В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...
Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"
Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук, зритель...
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в рамках классного часа «АРБУЗНЫЙ ЧАС» для учащихся 5 класса с использованием информационных технологий, речевых игр.
В конспекте представлены разнообразные логопедические задания на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на развитие навыка чтения, зрительного внимания, логического ...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса...
Программа "Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы"
Наиболее распространенной формой нарушения письменной речи у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Начиная со 2 класса, в письменных работах н...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА НА ТЕМУ: «ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ К.И. ЧУКОВСКОГО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-6 КЛАССОВ ГПД
В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...


