Методы и приемы коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития 5-6 классов
учебно-методический материал (5, 6 класс)

Турбылева Виктория Анатольевна

Данная работа посвящена изучению методов и приемов коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 5-6 классов с задержкой психического развития (ЗПР). В ней рассматриваются основные принципы организации логопедической работы по коррекции дисграфии. Основное внимание уделено методическим подходам, направленным на устранение нарушений, связанных с языковой обработкой информации, таких как слоговый анализ и синтез, фонематический анализ и синтез, понимание грамматической структуры предложений. Рассматриваются эффективные педагогические технологии и коррекционные упражнения, способствующие преодолению нарушений письменной речи. Работа представляет интерес для логопедов, дефектологов, психологов и родителей, занимающихся воспитанием и обучением детей с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение методов и приемов преодоления дисграфии у детей с задержкой психического развития представляет собой важную задачу, решение которой будет способствовать улучшению качества образования и социальной адаптации данной категории детей.  

Основные принципы организации логопедической работы по коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития:

1. Логопедические занятия должны быть связаны с программой русского языка. Это помогает детям лучше освоить грамматические правила и способствует профилактике дизорфографии.   
2. Целью логопедической работы является не простое повторение пройденного материала, а устранение пробелов в развитии средств языка и функции речи. В ходе коррекции создаются условия для формирования правильного письма и стимулирование речемыслительной деятельности ребёнка.

3. Коррекция дисграфии осуществляется одновременно с работой над дислексией, без искусственного разделения. Это связано с тем, что чтение тесно связано с письмом, помогает контролировать правильность написания.

4. Важно решать задачи развития познавательных способностей, улучшать память, внимание, обогащать словарный запас и развивать грамматический строй речи у детей.

На сегодняшний день самым распространенным видом дисграфии у детей с задержкой психического развития является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (Лалаева 1992; Лалаева, 2004). Данный вид дисграфии проявляется на письме в искажении звукослоговой структуры слова и структуры предложения.

Основные направления работы:

I. Развитие анализа структуры предложения.

Необходимо научить детей с задержкой психического развития определять количество, последовательность и место слов в предложениях. Для этого предлагаются следующие задания:

  1. Определить границы предложения в тексте.

Задание:

Дети пошли в лес Маша и Ваня искали грибы у Насти в руках большая корзина она собирала чернику и малину Саша нашел поляну с красивыми цветами день в лесу пролетел незаметно.

  1. Составить предложение из слов, данных в разбивку.

Задание:

Слова: мальчик, маленький, играть, мяч.  

Слова: солнце, яркое, светить, утро.  

Слова: птица, в, большая, лететь, высоко, небо.
       Слова: дождь, сильный, лить, долго, вечер.
       Слова: книга, интересная, лежать, стол, на, деревянный.

  1. Определить различие понятий словосочетание и предложение.

Задание:

Разделите данные выражения на два столбика: словосочетания и предложения. Определите, какие из них являются словосочетаниями, а какие — предложениями.

1. Красивый закат  

2. Солнце зашло за горизонт  

3. Летний день  

4. Дети играют в песочнице  

5. Высокое дерево  

6. Ветер качает ветви  

7. Тёплая погода  

8. Птицы улетают на юг  

9. Ранняя осень  

10. Листья пожелтели  

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем

 

D:\%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4\%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE %D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2 %D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2\de9a61a2-50be-47b7-9373-ea7bca367eff.jpg 

  1. Используя предложенные словосочетания, составить полные и осмысленные предложения.

        Задание:

1. Солнечный день  

2. Весёлый праздник  

3. Холодный ветер  

4. Тёплая встреча  

5. Зелёный лес  

6. Быстрая река  

7. Тихий вечер  

8. Дружная семья  

  1. Придумать предложения с определенным количеством слов.

Задание:  

Придумайте предложения, состоящие ровно из указанного количества слов. Следите за тем, чтобы предложения были осмысленными и грамматически правильными.

1. Придумайте предложение из 3 слов.  

2. Придумайте предложение из 5 слов.  

3. Придумайте предложение из 7 слов.  

4. Придумайте предложение из 10 слов.  

Попробуйте разнообразить свои предложения, используя различные части речи и конструкции.

  1. Упражнение на составление распространенных предложений.

Задание:

Распространить предложение, добавив дополнительные детали и описания, чтобы увеличить его длину и обогатить содержание. Старайтесь использовать разнообразные части речи и сохранять связность текста.

Пример:  

       Исходное предложение: "Девочка читает книгу."  

Распространённое предложение: "Маленькая девочка с интересом читает увлекательную книгу, сидя в уютном кресле у камина."

Теперь попробуйте расширить следующие предложения:

1. Мальчик играет в футбол.  

2. Кошка спит на подоконнике.  

3. Птицы летают в небе.  

4. Машина едет по дороге.  

5. Дерево растёт в саду.  

6. Цветы распустились в вазе.  

II. Развитие слогового анализа и синтеза.

Данное направление помогает учащимся 5-6 классов с задержкой психического развития более эффективно овладеть слоговым анализом. Примеры некоторых заданий для работы по данному направлению:

  1. Составить из первых слогов новые слова (Крутецкая, 2023):

Образец: черепаха+молодой+дантист=че-мо-дан

Алый+пельмени+синий+нырок=

Мороз+логово+корона=

Уха+чемодан+ниша+царица=

  1. Добавь гласные буквы, чтобы получились новые слова (Крутецкая, 2023):

Образец: тема – посуда

СТКН – стакан

ТРЛК –

      СКВРД –

      ЧЙНК –

  1. Переставь слоги, чтобы получились новые слова (Крутецкая, 2023):

Образец: ША-КРЫ – крыша

МА-БУ-ГА –

МА-ШАХ-ТЫ –

МЕН-ЭК-ЗА –

III. Развитие фонематического анализа и синтеза. Пример  задания для работы по данному направлению:

 Задание: Добавь указанный звук в начало, середину или конец каждого слова, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова.
1. Рот + К = ...
2. Кора + Б = ...
3. Стол + Б = ...

Эффективность методов коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза во многом определяется индивидуализацией подходов с учетом особенностей каждого учащегося с задержкой психического развития. Также важнейшим условием успешной коррекции является сотрудничество логопеда, педагогов, родителей и самих учащихся, направленное на создание благоприятной образовательной среды и поддержку мотивации к обучению.

Литература

Крутецкая В.А. Корректируем дисграфию и дизорфографию у школьников 4-5 классов: Обучающие упражнения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2023. – 96 с.

Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. – СПб., 1992. – 88 с.

Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, СВ. Зорина. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004. – 303 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"

Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук,  зритель...

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в рамках классного часа «АРБУЗНЫЙ ЧАС» для учащихся 5 класса с использованием информационных технологий, речевых игр.

В конспекте представлены разнообразные  логопедические задания на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на развитие навыка чтения, зрительного внимания, логического ...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса...

Программа "Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы"

Наиболее распространенной формой нарушения письменной речи у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.  Начиная со 2 класса, в письменных работах н...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА НА ТЕМУ: «ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ К.И. ЧУКОВСКОГО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-6 КЛАССОВ ГПД

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...