Рабочая программа по химии 8-9 класс
рабочая программа по химии (8, 9 класс)

Зуйкова Татьяна Васильевна

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл him_8-9kl.docx63.87 КБ

Предварительный просмотр:

                     

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ХИМИЯ. 8 КЛАСС»

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

- умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

- умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:

- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

- осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;  

- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

- формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

- приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

- умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

- овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)

- создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;

- формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Учащиеся должны знать, понимать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций; важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон. Уметь: называть: химические элементы, соединения изученных классов; объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена; характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;  определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;  составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы; вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

                        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ХИМИЯ 8 КЛАСС

 Тема 1.  Первоначальные химические понятия    (14 часов)

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования. Превращения веществ. Чистые вещества и смеси. Способы очистки смесей. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.Атомы и молекулы. Атомно - молекулярное учение. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Закон постоянства состава вещества.Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярные массы.  Расчёт массовой доли химического элемента по формуле вещества. Понятие валентности. Составление химических формул по валентности. Закон сохранения массы веществ, его значение. Химические уравнения. Типы химических реакций

Демонстрация: Моделей молекул и атомов. Горение свечи на весах с поглощением продуктов горения. Разложение малахита. Горение магния.

Лабораторные опыты: 1.Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. 2.Разделение смесей. 3.Знакомство с образцами простых и сложных веществ. Образцы типичных металлов и неметаллов.

Практикум . 1.Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным штативом со спиртовкой, электронагревателем; изучение строения пламени. 2.Очистка поваренной соли

Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов                      Д.И. Менделеева. Строение атома.   (6 часов)

Периодический закон. Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева.  Характеристика ХЭ по его положению в ПСХЭ.Строение атома. Изотопы. Строение электронных оболочек. Состояние электронов в атоме.Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

Демонстрация: Коллекция самородных элементов.

     Те м а 3.   Химическая связь. Строение вещества.  (6 часов)

Электроотрицательность химических элементов. Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь. Ионная связь..

Демонстрация: Образование нерастворимых, газообразных и малоионозирующих веществ. Коллекция соединений железа с различными степенями окисления. Горение фосфора.

                   Те м а 4. Простые вещества (4 часа)

Классификация химических элементов. Кислород, его общая характеристика. Получение. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химической реакции.

Демонстрация:1.Знакомство с образцами оксидов, нефти, каменного угля и продуктами их переработки.  2.Получение, собирание и распознавание водорода. Восстановление металлов водородом из их оксидов.

Практикум. 1.Получение и свойства кислорода

Тема 5. Основные классы неорганических соединений.   (9 часов)

Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. Вода - растворитель. Массовая доля растворенного вещества. Анализ и синтез воды. Вода в природе и способы ее очистки. Физические и химические свойства воды.Основания: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. Кислоты: классификация, номенклатура, физические свойства.Соли: классификация, номенклатура, свойства, получение. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Амфотерные соединения. Кристаллические решетки.

Демонстрация:1.Знакомство с образцами оксидов, оснований, кислот, солей. 2. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. 3.Растворение веществ с различной растворимостью, растворение веществ в различных растворителях. Получение кристаллов солей. Растворение нитрата аммония. Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Практикум. 1.Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

                     Тема 6. Химические реакции, их типы. (9 часов)

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Типы химических реакций. Реакции разложения, соединения, замещения и обмена.Колисество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем. Закон Авогадро.Вычисления по химическим уравнениям на нахождение массы и объема веществ, используя количество вещества. 

Тема 7. Растворы, растворение, электролитическая диссоциация. (12 часов)

Растворы, растворение, электролитическая диссоциация, ее основные положения. Условия протекания реакций до конца. Ионные уравнения. Химические свойства кислот, оснований, солей, оксидов. Реакция нейтрализации. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

  Демонстрация: 1.Реакция нейтрализации в присутствии индикатора. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Лабораторные опыты: 1.Взаимодействие оксида магния с кислотами. 2.Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. 3.Растворение железа и цинка в соляной кислоте. 4.Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Практикум. 1.Условия протекания химических реакций до конца. 2.Решение экспериментальных задач по теме «важнейшие классы неорганических соединений.

Тема 8. Окислительно- восстановительные реакции. (4 часа)

Степень окисления, окислительно- восстановительные реакции. Метод электронного баланса. Расстановка коэффициентов с помощью элетронного баланса.

                                                ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

раздела

Наименование

темы урока

Количество часов в разделе и № п/п  

урока

  1. 1

Первоначальные химические понятия

14

11

Предмет химии. Вещества и их свойства. Простые и сложные вещества

1

2

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

2

3

Физические и химические явления

3

4

Молекулы и атомы. Химические элементы.

4

  1. 6

Практическая работа № 1 «Приемы обращения с лабораторным штативом и спиртовкой»

5

7

Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

6

8

Знаки ХЭ.Относительная атомная масса

7

9

Закон постоянства состава веществ.Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Массовая доля ХЭ.

8

10

Расчеты по химическим формулам.

9

11

Валентность химических элементов.

10

12

Определение валентности элементов по формулам их соединений.

11

13

Составление химических формул по валентности.

12

14

Повторение и обобщение темы «Первоначальные химические понятия»

13

15

Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия»

14

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.  

6

16

Периодический закон Д. И. Менделеева. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

15

17

Периодическая таблица химических элементов.

16

18

Строение атома. Изотопы.

17

19

Строение электронных оболочек атомов.

18

20

Характеристика химических элементов на основании положения в периодической системе и строении атома. Значение периодического закона.

19

21

Контрольная работа по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома»

20

Химическая связь

6

22

Электроотрицательность химических элементов.

21

23

Основные типы химической связи..

22

24

Типы химической связи.

23

25

Типы химической связи..

24

26

Типы химической связи.

25

27

Тест «Химическая связь»

26

Простые вещества

4

28

Классификация химических элементов. Кислород. Общая характеристика.

27

29

Практическая работа «Получение кислорода и изучение его свойств»

28

30

Водород. Общая характеристика.

29

31

 Получение водорода

30

Основные классы неорганических соединений.  

9

35

Оксиды. Состав. Классификация.  Физические свойства. Применение оксидов..

31

36

Вода – растворитель. Растворы. Массовая и объемная доля компонентов смеси

32

37

Определение массовой доли растворенного вещества.

33

38

Практическая работа №4 «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества»

34

39

Основания. Состав. Классификация.  Физические свойства. Применение оснований.

35

40

Кислоты.  Состав. Классификация. Физические свойства. Применение кислот.

36

41

Соли. Классификация. Получение. Физические свойства. Применение.

37

42

Кристаллические решетки.

38

43

Тестовый контроль по теме «Основные классы неорганических соединений»

39

Химические реакции

9

44

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Типы химических реакций.

40

45

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

41

46

Молярный объем. Закон Авогадро.Объемные отношения газов.

42

47

Расчеты по химическим уравнениям

43

48

Реакции разложения и соединения

44

49

Реакции замещения

45

50

Реакции обмена

46

51

Решение задач на нахождение массы и объема веществ

47

52

Контрольная работа «Типы химических реакций»

48

Растворы, растворение

12

53

Растворы, растворение,электролитическая диссоциация

49

54

Основные положения электролитической диссоц.

50

55

Условия протекания реакций до конца.Ионные уравнения.

51

56

Кислоты, их химические свойства

52

57

Основания, их химические свойства. Реакция нейтрализации

53

58

Соли, их химические свойства

54

59

Оксиды,их химические свойства

55

60

Урок-тренажер «Ионные уравнения»

56

61

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

57

62

Практическая работа «Условия протекания реакций ионного обмена до конца»

58

63

Практическая работа «Пр. работа «Важнейшие классы неорганических соединений»

59

64

Контрольная работа «Растворы, растворение,электролитическая диссоциация»

60

Окислительно- восстановительные реакции

4

65

Степень окисления.

61

66

Окислительно-восстановительные реакции.

62

67

Метод электронного баланса.

63

68

Составление уравнений методом электронного баланса.

64

Повторение. Контроль

4

Повторение за курс 8 кл Атомы.Химическая связь

65

   

Повторение за курс 8кл Классы неорганических соединений

66

   

Контрольная работа по курсу неорганической химии

67

   

Химия и жизнь. Химия и окружающая среда

68

                                                                                                                                             

                ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА «ХИМИЯ. 9 КЛАСС»

Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 9 классе являются следующие умения:

1.Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:  осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

3.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

4.Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

5.Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

-осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

-преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

-уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

- определять роль различных веществ в  природе и технике;

- объяснять роль веществ в их круговороте.

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства химических веществ;

– различать основные химические процессы;

- определять основные классы неорганических веществ;

- понимать смысл химических терминов.

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества.

                                                                                                     

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ХИМИЯ. 9 КЛАСС»

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 9 часов.

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Химическая организация живой и неживой природы. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И.Менделеева. Модели атомов элементов 1—-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).

Лабораторные опыты 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2. Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И.Менделеева

 Диагностическая контрольная работа

 

Металлы. 19 часов

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов.

Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов- оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы -простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов- оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия- оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. Взаимодействие железа с соляной кислотой. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Практические работы. 1. Осуществление цепочки химических превращений. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.

Контрольная работа №1 по теме «Металлы»

Неметаллы. 23 часа

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.Менделеева,особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

ФосфорСтроение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Получение и распознавание водорода. Качественная реакция на галогенид-ионы..  Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Лабораторные опыты. Ознакомление с составом минеральной воды.Свойства разбавленной серной кислоты. Изучение свойств аммиака. Распознавание солей аммония.Горение фосфора на воздухе и в кислороде.  Распознавание фосфатов. Горение угля в кислороде. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.  

Практические работы. 1.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».2. Получение, собирание и распознавание газов.

Контрольная работа №2 по теме « Неметаллы»

Органические вещества. 11 часов

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений..                                                             Предельные и непредельные углеводороды. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трёхатомный спирт – глицерин.  Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.  Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.  Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Демонстрации.  Модели молекул метана и других углеводородов. Образцы этанола и глицерина. Качественная  реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. 6 часов

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона.

Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.

Итоговая контрольная работа за курс химии 9 класса

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ХИМИЯ. 9 КЛАСС»

№ урока,

Дата проведения урока

Тема

 урока

Количество

часов

1.Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

9 часов.

1

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д. И. Менделеева.              

2

Генетические ряды металлов и неметаллов

3

Переходные элементы

4

Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева

5

Контрольная работа

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса. Введение в курс химии 9 класс

6

Скорость химических реакций.

7

 Факторы, влияющие на скорость химической реакции

8

Обратимые необратимые реакции

9

Химическое равновесие и способы его смещения

2. Металлы.

19 часов

10

 Положение металлов в Периодической   системе Д. И. Менделеева  особенности строения их атомов. Физические свойства металлов.

11

Сплавы

12

Химические  свойства металлов

13

Металлы в природе. Общие способы их получения.

14

Общее    понятие    о коррозии металлов

15

Общая характеристика элементов I A группы
Щелочные металлы.            

16

Соединения щелочных металлов.                              

17

Общая характеристика элементов IIA группы.        

18

Соединения
металлов IIA группы.        

19

Алюминий, его физические и химические свойства

20

Соединения алюминия.    

21

Железо, его физические и химические свойства.          

22

Соединения Fe2+, Fe3+.                                    

23

Практическая работа №1

Осуществление цепочки химических превращений металлов                      

24

Решение задач на определение выхода продукта

25

Практическая  работа №2 Получение и свойства соединений металлов

26

Практическая  работа № 3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов

27

Обобщение систематизация и коррекция знаний, умений, навыков уч-ся по теме «Химия металлов».

28

Контрольная работа 1 по теме «Металлы»

3.Неметаллы.

23 часа

29

Общая характеристика неметаллов.                        

30

Водород.                              

31

Общая характеристика галогенов.                              

32

Соединение галогенов.  Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.                          

33

Кислород.                              

34

Сера, её  физические и химические  свойства.        

35

Оксиды серы. Серная кислота. Соли серной кислоты

36

Практическая  работа №3

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

37

Азот и его свойства.            

38

Аммиак

39

. Соли аммония.    

40

Азотная кислота и её соли. Оксиды азота.                      

41

Фосфор и его соединения.                    

42

Соединения фосфора

43

Углерод, его физические и химические свойства.          

44

Оксиды углерода. Физические и хим. свойства в сравнении. Топливо.                             

45

Угольная кислота и её соли.                                      

46

Соли угольной кислоты

47

Кремний и его соединения.

48

Силикатная промышленность

49

Практическая  работа №5. Получение, собирание и распознавание газов.

50

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Химия неметаллов».      

51

Контрольная работа №2 по теме « Неметаллы»

4.Органические вещества.

11 часов

52

Предмет органической химии. Многообразие органических соединение.                    

53-54

Предельные углеводороды

55

Непредельные  углеводороды: этилен.              

56-57

Кислородсодержащие соединения.                        

58

Понятие  об  аминокислотах и белках.

59

Углеводы.                            

60

Полимеры

61

Обобщение знаний по курсу органической химии.

62

Контрольный тест «Органическиевещества»

5.Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

6 часов

63

Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева(повторение)

64

Строение веществ

65

Классификация веществ

66

Химические реакции

67

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

68

 Обобщение «Химия в жизни человека»






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.

Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....