Рабочая программа по химии 10-11 класс
рабочая программа по химии (8 класс)

Бельчич Ольга Ивановна

Рабочая программа по химии для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной программы среднего общего образования по химии (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), рабочей программы курса химии, разработанной к учебникам авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана для 10—11 классов общеобразовательных организаций. Афанасьева М. Н. М.: Просвещение, 2017г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Планируемые результаты обучения учебного предмета «Химия»:

В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования на базовом уровне

Выпускник научится:

  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
  • раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
  • понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
  • объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
  • составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
  • характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
  • прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
  • использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
  • приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
  • проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
  • владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
  • устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
  • приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
  • приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
  • проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

Выпускник получит возможность научиться:

  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
  • использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
  • объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
  • устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;

       устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при   анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний. 

      Личностными  результатами  являются:

  • сформированность положительного отношения к химии, что обуславливает мотивацию к учебной деятельности в выбранной сфере;
  • сформированность умения решать проблемы поискового и творческого характера;
  • сформированность умения проводить самоанализ и осуществлять самоконтроль и самооценку на основе критериев успешности;
  • сформированность готовности следовать нормам природно- и здоровье сберегающего поведения;
  • сформированность  прочных навыков направленных на саморазвитие через самообразование;
  • сформированность   навыков проявления познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

          Метапредметными  результатами  являются:

  • сформированность умения ставить цели и новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • овладение приемами самостоятельного планирования путей достижения цели, умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • сформированность умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • сформированность умения осуществлять контроль в процессе достижения результата, корректировать свой действия;
  • сформированность умения оценивать правильность выполнения учебных задач и соответствующие возможности их решения;
  • сформированность умения анализировать, классифицировать, обобщать, выбирать основания и критерии для установления причинно-следственных связей;
  • сформированность  умения приобретать и применять новые знания;
  • сформированность умения создавать простейшие модели, использовать схемы, таблицы, символы для решения учебных и познавательных задач;
  • овладение на высоком уровне смысловым чтением научных текстов;
  • сформированность  умения эффективно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально с учетом общих интересов;
  • сформированность умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами
  • высокий уровень компетентности в области использования ИКТ;
  • сформированность экологического мышления,  сформированность умения применять в познавательной, коммуникативной и    социальной практике знания, полученные при изучении предмета. 

                Предметными  результатами на  (базовом  уровене 10 класс)

  • сформированность  умения классифицировать органические вещества и реакции по разным признакам;
  • сформированность умения описывать и различать изученные классы органических веществ;
  • сформированность умения делать выводы, умозаключения из наблюдений, химических закономерностей ,прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии с изученными;
  • сформированность  умения  структурировать изученный материал и химическую информацию, получаемой из разных источников;
  • сформированность  умения анализировать и оценивать последствия  производственной и бытовой деятельности, связанной с переработкой органических веществ;
  • овладение основами научного мышления, технологией исследовательской и проектной деятельности,
  • сформированность  умения проводить эксперименты разной дидактической направленности;
  • сформированность  умения оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

                  (базовый уровень)  11 класс являются:

  • сформированность  представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
  • владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность  и способность методы познания при решении практических задач;
  • сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
  • владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

                 2.  Содержание учебного предмета

10класс  (34ч; 1ч. в неделю)

Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей

           Органические вещества. Появление и развитие органической химии как науки.  Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений.

 Место и значение органической химии в системе естественных наук.

Углеводороды.

            Предельные углеводороды (алканы). Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Международная номенклатура органических веществ. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту, изомеризации алканов. Цепные реакции. Свободные радикалы. Галогенопроизводные алканов. Нахождение в природе и применение алканов.

Кратные связи. Непредельные углеводороды.Алкены. Строение молекулы этилена.sp–Гибридизация.Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения.Правило Марковникова. Высокомолекулярные соединения. Качественные реакции на двойную связь. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетического каучука.Изопрен (2-метилбутадиен-1,3). Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.Сопряжённые двойные связи. Получение и химические свойства алкадиенов. Реакции присоединения (галогенирования) и полимеризации алкадиенов.

Алкины. Ацетилен (этин) и его гомологи. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Межклассовая изомерия. sp-Гибридизация. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.

Понятие о циклоалканах.

Арены (ароматические углеводороды). Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения.Толуол. Изомерия заместителей.Применение бензола. Пестициды. Генетическая связь аренов с другими углеводородами.

            Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Попутные нефтяные газы. Каменный уголь. Переработка нефти. Перегонка нефти. Ректификационная колонна. Бензин. Лигроин. Керосин. Крекинг нефтепродуктов. Термический и каталитический крекинги. Пиролиз.

Кислородсодержащие органические соединения.

Кислородсодержащие органические соединения. Одноатомные предельные спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов.Первичный, вторичный и третичный атомы углерода. Водородная связь. Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо.Спиртовое брожение. Ферменты. Водородные связи. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Алкоголизм. Многоатомные спирты.Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина.

Фенол. Ароматические спирты.Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом. Качественная реакция на фенол.

Применение фенола.

            Карбонильные соединения. Карбонильная группа. Альдегидная группа. Альдегиды. Кетоны. Изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства альдегидов. Реакции окисления и присоединения альдегидов. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II)) и их применение для обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.

Карбоновые кислоты.Карбоксильная группа (карбоксогруппа). Изомерия и номенклатура карбоновых кислот. Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Получение одноосновных предельных карбоновых кислот Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Муравьиная кислота.Ацетаты. Представление о высших карбоновых кислотах.

Сложные эфиры и жиры.Номенклатура. Получение, химические свойства сложных эфиров. Реакция этерификации.  Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот.

Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.Синтетические моющие средства.

Углеводы. Классификация углеводов. Моносахариды. Олигосахариды. Дисахариды.Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Фруктоза.  Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна. Ацетилцеллюлоза Классификация волокон.

Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. Типы химических реакций в органической химии.

Азотсодержащие органические соединения.

Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура.Амины. Аминогруппа. Анилин. Получение и химические свойства анилина. Аминокислоты как амфотерные органические соединения.Изомерия и номенклатура. Биполярный ион. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот. Области применения аминокислот.Химические свойства аминокислот. Пептиды. Полипептиды. Глицин. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков.

 Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиридин. Пиррол. Пиримидин. Пурин. Азотистые основания.

Нуклеиновые кислоты. Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания.

Химия и здоровье человека. Фармакологическая химия.

Химия полимеров.

Полимеры. Степень полимеризации. Мономер. Структурное звено. Термопластичные полимеры. Стереорегулярные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Политетрафторэтилен.Термореактивные  полимеры.  Фенолоформальдегидные смолы. Пластмассы. Фенопласты. Аминопласты. Пенопласты. Природный каучук. Резина. Эбонит. Синтетические каучуки. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

Демонстрации.

  • Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ
  • Отношение алканов к кислотам, щелочам, раствору перманганата калия и бромной воде.
  • Модели молекул гомологов и изомеров. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения. Знакомство с образцами каучуков. Бензол как растворитель. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола
  • Растворение в ацетоне различных органических веществ. Образцы  моющих  и чистящих средств.
  • Образцы пластмасс,

Лабораторные опыты.

  1. Изготовление моделей молекул углеводородов
  2. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки
  3. Окисление этанола оксидом меди(П).
  4.  Растворение глицерина в  воде и  реакция его с гидроксидом меди (П).
  5. Химические свойства фенола
  6. Окисление метаналя (этаналя) оксидом серебра.
  7.  Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(П)
  8. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров.
  9. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств
  10. Свойства глюкозы как альдегидоспирта.
  11.  Взаимодействие сахарозы с гидроксидом  кальция.  
  12.  Приготовление крахмального клейстера  и взаимодействие с  йодом.
  13. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
  14. Цветные реакции на белки

  • Практические работы

1     « Получение этилена и изучение его свойств».

2.    «Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств».

3. «Решение экспериментальных задач на получение и  распознавание  органических веществ».

4.   «Распознавание пластмасс и волокон».

11 класс  (34ч; 1ч. в неделю)

Теоретические основы химии.

Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния атомов. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.

Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах электролитов.рH раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Неорганическая химия

Металлы. Способы получения металлов. Легкие и тяжёлые металлы. Легкоплавкие и тугоплавкие металлы. Металлические элементы А- и Б-групп. Медь. Цинк. Титан. Хром. Железо. Никель. Платина. Сплавы. Легирующие добавки. Чёрные металлы. Цветные металлы. Чугун. Сталь. Легированные стали. Оксиды и гидроксиды металлов. Неметаллы. Простые вещества — неметаллы. Углерод. Кремний. Азот. Фосфор. Кислород. Сера. Фтор. Хлор. Кислотные оксиды. Кислородсодержащие кислоты. Серная кислота. Азотная кислота. Водородные соединения неметаллов.

Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в промышленности.

Химия и жизнь

Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защиты растений.

Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.

Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных материалов в практической деятельности человека.

Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.

Демонстрации.

  • Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решёток.
  • Модели молекул изомеров и гомологов
  • Различные типы химических реакций, видеоопыты по органической химии.
  • Образцы металлов и их соединений, сплавов.
  • Взаимодействие металлов с кислородом, кислотами, водой.
  • Доказательство амфотерности алюминия и его гидроксида.
  • Взаимодействие меди и железа с кислородом; взаимодействие меди и железа с кислотами (серная, соляная).
  • Получение гидроксидов меди (Ш) и хрома (Ш), оксида меди.
  • Взаимодействие оксидов и  гидроксидов металлов с кислотами.
  • Доказательство амфотерности соединений хрома(Ш)
  • Образцы неметаллов.
  • Модели кристаллических решёток алмаза и графита.
  • Получение аммиака и хлороводорода, растворение их в воде, доказательство кислотно-основных свойств этих веществ.
  • Сжигание угля и серы в кислороде, определение химических свойств продуктов сгорания. Взаимодействие с медью концентрированной серной кислоты, концентрированной и разбавленной азотной кислоты.
  • Образцы средств бытовой химии, инструкции по их применению.

           Лабораторные опыты.

  1. Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций
  2. Определение реакции среды универсальным индикатором.
  3. Гидролиз солей.

     Практические работы

  1. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией».
  2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
  3. Решение экспериментальных     задач по теме «Неметаллы»

3.Тематическое планирование построено в соответствии с содержанием примерной программы и рабочей программы  по химии М.Н. Афанасьева, включает в себя в 10 классе 5 разделов, в 11 классе 4 радела. Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практические работы.


3. Тематическое планирование

    10 класс

Раздел

Кол-во

часов

Темы

Кол-

во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

(на уровне универсальных учебных действий)

1. Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей.

3

 

Объяснять, почему органическую химию выделили в отдельный раздел химии.

Перечислять основные предпосылки возникновения теории химического строения.   Различать три  основных типа углеродного  скелета: разветвлённый, неразветвленный и циклический. Определять наличие атомов углерода, водорода и хлора в органических веществах.   Различать понятия «электронная оболочка» и «электронная орбиталь». Изображать электронные конфигурации атомов

элементов 1-го и 2-го периодов с помощью электронных и графических электронных формул. Объяснять механизм образования и особенности σ- и π-связей. Определять принадлежность органического вещества к тому или иному классу по структурной формуле.

2.Углеводороды

9

(8+1)

2.1 Предельные углеводороды — алканы

2

Объяснять пространственное строение молекул алканов на основе представлений   о гибридизации орбиталей атома углерода. Изготавливать модели молекул алканов, руководствуясь теорией химического строения органических веществ. Отличать гомологи от изомеров. Называть алканы по международной номенклатуре. Составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства метана и его гомологов. Решать расчётные задачи на вывод формулы органического вещества.

2.2  Непредельные углеводороды

(алкены, алкадиены и алкины).

4

Объяснять пространственное строение молекулы этилена на основе представлений о гибридизации атомных орбиталей  углерода Изображать структурные формулы алкенов и их изомеров, называть алкены по международной номенклатуре, составлять формулы алкенов по их названиям. Составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства алкенов. Получать этилен. Доказывать непредельный характер этилена с помощью качественной реакции на кратные связи. Составлять уравнения химических реакций, характеризующих непредельный характер алкадиенов. Объяснять sp-гибридизацию и пространственное строение молекулы ацетилена, называть гомологи ацетилена по международной номенклатуре, составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства ацетилена.

2.3.  Арены (ароматические углеводороды)

1

Объяснять электронное и пространственное строение молекулы бензола. Изображать структурную формулу бензола двумя способами. Объяснять, как свойства бензола обусловлены строением его молекулы.

Составлять уравнения реакций,  характеризующих химические свойства бензола и его гомологов.

 2.4. Природные источники и переработка углеводородов.

2

Характеризовать состав природного газа и попутных нефтяных газов.

Характеризовать способы переработки нефти. Объяснять отличие бензина прямой перегонки от крекинг-бензина.

3.Кислородсодержащие органические соединения.

11

3.1. Спирты и фенолы .

3

Изображать общую формулу одноатомных предельных спиртов. Объяснять образование водородной связи и её влияние на физические свойства спиртов. Составлять структурные формулы спиртов и их изомеров, называть спирты по международной номенклатуре. Объяснять зависимость свойств спиртов от наличия функциональной группы (-ОН). Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства спиртов и их применение. Характеризовать физиологическое действие метанола и этанола. Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства многоатомных  спиртов, и проводить качественную реакцию на многоатомные спирты. Объяснять зависимость свойств фенола от строения его молекулы, взаимное влияние атомов в молекуле на примере фенола. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства фенола.

3.2. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты .

3

Составлять формулы изомеров и гомологов альдегидов и называть их по международной номенклатуре. Объяснять зависимость свойств альдегидов от строения их функциональной группы. Проводить качественные реакции на альдегиды. Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства альдегидов .Составлять формулы изомеров и гомологов карбоновых кислот и называть их по международной номенклатуре. Объяснять зависимость свойств карбоновых кислот от наличия функциональной группы (-СООН). Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства карбоновых кислот. Получать уксусную кислоту и доказывать,  что это вещество относится к классу кислот. Отличать муравьиную кислоту от уксусной с помощью химических реакций.  

3.3. Сложные эфиры. Жиры .

2

Составлять уравнения реакций этерификации. Объяснять биологическую роль жиров. Соблюдать правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

3.4. Углеводы.

3

Объяснять биологическую роль глюкозы. Практически доказывать наличие функциональных групп в молекуле глюкозы.

Объяснять, как свойства сахарозы связаны с наличием функциональных групп  в  её молекуле,  и  называть области применения сахарозы. Составлять уравнения  реакций,  характеризующих свойства сахарозы. Составлять уравнения реакций гидролиза крахмала и поликонденсации моносахаридов. Проводить качественную реакцию на крахмал.

4.Азотсодержащие органические соединения  

5

Составлять    уравнения    реакций,    характеризующих свойства аминов.

Объяснять зависимость свойств аминокислот от строения их функциональных групп. Называть аминокислоты  по  международной номенклатуре  и  составлять  уравнения  реакций, характеризующих их свойства.

Объяснять биологическую роль  белков и их превращений в организме. Проводить цветные реакции на белки.

Объяснять биологическую роль нуклеиновых кислот.

Пользоваться инструкцией к лекарственным препаратам.

                                                          5. Химия полимеров

6

(5+1)

 

Записывать уравнения реакций полимеризации. Записывать уравнения реакций поликонденсации. Распознавать органические  вещества,  используя качественные реакции.

Итого

    34

(п/р-4)

11 класс

Повторение курса  химии   10 класса   -   (1 ч)

1. Теоретические основы химии

19

(18+1)

1.1. Важнейшие химические понятия и законы.

4

Перечислять важнейшие характеристики химического элемента. Объяснять различие между понятиями «химический элемент», «нуклид», «изотоп».Применять закон сохранения массы веществ при составлении уравнений химических реакций. Определять максимально возможное число электронов на энергетическом уровне. Записывать графические электронные формулы s-, p- и d-элементов. Характеризовать порядок заполнения электронами энергетических уровней и подуровней в атомах. Объяснять, в чём заключается физический смысл понятия «валентность».Объяснять, чем определяются валентные возможности атомов разных элементов. Составлять графические электронные формулы азота, фосфора, кислорода и серы, а также  характеризовать изменения радиусов атомов химических элементов по периодам и А-группам периодической таблицы.

1.2.  Строение вещества.

3

Объяснять механизм образования ионной и ковалентной связи   и   особенности   физических   свойств   ионных  и ковалентных соединений.

Составлять  электронные формулы  молекул ковалентных соединений. Объяснять механизм образования водородной и металлической связей и зависимость свойств вещества от вида химической связи. Объяснять пространственное строение молекул органических и неорганических соединений с помощью представлений о гибридизации орбиталей. Объяснять зависимость свойств  вещества от типа его кристаллической решётки. Объяснять причины многообразия веществ.

1.3. Химические реакции.

3

Перечислять   признаки,    по   которым   классифицируют химические реакции.

Объяснять сущность химической реакции. Составлять уравнения химических реакций, относящихся к определённому типу. Объяснять влияние концентраций реагентов на скорость гомогенных и гетерогенных реакций. Объяснять влияние различных факторов на скорость химической реакции, а также значение применения катализаторов и ингибиторов на практике. Объяснять влияние изменения концентрации одного из реагирующих веществ, температуры и давления на смещение химического равновесия.

1.4. Растворы.

5

Характеризовать свойства различных видов дисперсных систем, указывать причины коагуляции коллоидов и значение этого явления. Решать задачи на приготовление раствора определённой молярной концентрации. Готовить раствор заданной молярной концентрации. Объяснять, почему растворы веществ с ионной и ковалентной полярной связью проводят электрический ток. Определять рН среды с помощью универсального индикатора. Объяснять с позиций теории электролитической диссоциации сущность химических реакций, протекающих в водной среде. Составлять  полные  и  сокращённые  ионные уравнения реакций, характеризующих основные свойства важнейших классов неорганических соединений. Определять реакцию среды раствора соли в воде. Составлять уравнения реакций гидролиза органических и неорганических веществ.

1.5. Электрохимические реакции.

4

Объяснять принцип работы гальванического элемента. Объяснять, как устроен стандартный водородный электрод. Пользоваться рядом стандартных электродных потенциалов. Отличать химическую коррозию от электрохимической. Объяснять принципы защиты металлических изделий от коррозии.

Объяснять, какие процессы происходят на катоде и аноде при электролизе расплавов и растворов солей. Составлять суммарные уравнения реакций электролиза.

2. Неорганическая химия .

11

(9+2)

2.1. Металлы

6

Характеризовать общие свойства металлов и разъяснять их на основе представлений о строении атомов металлов, металлической связи и металлической кристаллической решётке. Иллюстрировать примерами способы получения металлов. Характеризовать химические свойства металлов IA—IIA групп и алюминия, составлять соответствующие уравнения реакций. Объяснять особенности строения атомов химических элементов Б-групп периодической системы Д. И. Менделеева Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства меди, цинка, титана, хрома, железа. Предсказывать свойства сплава, зная его состав. Объяснять, как изменяются свойства оксидов и гидроксидов металлов по периодам и А-группам периодической таблицы. Объяснять, как изменяются свойства оксидов и гидроксидов химического элемента с повышением степени окисления его атома. Записывать в молекулярном и ионном виде уравнения химических реакций, характеризующих кислотно-основные свойства оксидов и гидроксидов  металлов,  а  также экспериментально доказывать наличие этих свойств. Распознавать  катионы  солей  с помощью  качественных реакций.

2.2.  Неметаллы

5

Характеризовать общие свойства неметаллов и разъяснять их на основе представлений о строении атома. Называть области применения важнейших неметаллов. Характеризовать свойства высших оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот, составлять уравнения соответствующих реакций и объяснять их в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и электролитической диссоциации. Составлять уравнения реакций, характеризующих окислительные свойства серной и азотной кислот. Характеризовать изменение свойств летучих водородных соединений  неметаллов по периоду и А- группам периодической системы. Доказывать взаимосвязь неорганических и органических соединений. Составлять уравнения химических реакций, отражающих взаимосвязь неорганических и органических веществ, объяснять их на основе теории электролитической диссоциации и представлений  об окислительно-восстановительных процессах. Практически распознавать  вещества с помощью качественных реакций на анионы.

3. Химия и жизнь

3

Объяснять научные принципы производства на примере производства серной кислоты.

Перечислять принципы химического   производства, используемые при получении чугуна.

Составлять уравнения химических реакций, протекающих при получении чугуна и стали.

Соблюдать  правила безопасной  работы  со  средствами бытовой химии.

Объяснять причины  химического загрязнения воздуха, водоёмов и почв.

Итого  

34

(п/р-3)

     

СОГЛАСОВАНО

Протокол

 заседания методического объединения учителей химии, биологии, географии  СОШ № 1

 от «30» августа 2019 года

 протокол № 1

_________         Рудченко  Т.И.

     подпись руководителя МО            Ф.И.О.

                       СОГЛАСОВАНО

             Заместитель директора по УР

            ______________     _Свитенко В.В.

                          подпись                             Ф.И.О.

«30»  августа  2019 года

           



Предварительный просмотр:

Рабочая программа  

 внеурочной деятельности

«Химические основы экологии» в 8  класс.

Пояснительная записка

Общие цели образования  с учётом специфики учебного предмета, курса.

Цель курса: освоение учащимися основных правил и подходов к организации научного химико- экологического эксперимента и развитие у школьников системы умений проводить частные и комплексные исследования.

 Задачи курса:

  1. познавательная – развитие познавательного интереса к окружающей природной среде через исследовательскую деятельность и включенность воспитанников в познавательную деятельность;
  2. пробуждать и укреплять интерес к природе, развивать умения применять полученные знания на практике;
  3. развивающая – развитие у учащихся самостоятельности, активности, умения создавать красоту своими руками, развивать любовь к земле, родному краю интерес к сельскохозяйственным профессиям,
  4.  формировать у учеников понимание органической взаимосвязи природных процессов, качества окружающей человека среды и характера природопользования;
  5.  развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды,
  6. развитие природоцентрического мировоззрения;
  7.  воспитательная – привитие учащимся любви и бережного отношения к природе,
  8.  формировать экологическую грамотность учащихся, эстетические чувства; обучающая – освоение общих и специальных методов, приемов и форм исследовательской работы, направленной на актуализацию и развитие знаний в области экологии,
  9. развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений,
  10. ознакомление обучающихся с основными проблемами и направлениями в современной экологии,
  11. формирование у обучающихся понимания органической взаимосвязи природных процессов, качества окружающей человека среды и характера природопользования.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ;
  • планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • примерной программы по химии и экологии.

Место и роль  учебного курса,  предмета в достижении обучающимися планируемых

результатов освоения  образовательной программы школы.

Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить  высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.  В основу конструирования программы, входит освобождение ее от избытка конкретного материала.

  • прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического        материала химии элементов: конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
  • законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;
  • наука и практика взаимосвязаны: требования практики — движущая сила развития науки, успехи  практики обусловлены достижениями науки;
  • развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем, современности.

          Планируемые  результаты на к каждому разделу  учебной программы

  • развитие практических умений школьников по экспериментальной работе;
  • формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды;
  • формирование умений планировать и организовывать экспериментальные исследования;
  •  развитие способности к системному анализу, вероятностного мышления и умения прогнозировать результаты эксперимента;
  •  профессиональная ориентация учащихся в области естественных наук, в том числе экологии и химии.

В результате изучения курса обучающиеся  средней  школы должны: − уметь:

  • ставить и проводить эксперименты в природе,
  • проводить наблюдения;
  •  знать о влиянии  деятельности человека на природу в целом;
  •  уметь соблюдать правила поведения в природе;
  •  оказывать  посильную помощь в её сохранении;
  •  знать факторы, отрицательно влияющие на растительный и животный мир, пропагандировать необходимость охраны природы;
  • должны иметь ясные и четкие представления об окружающей нас экологии, которая зависит от нас – людей;
  •  уметь решать задачи экологического содержания,  проводить  посильные мероприятия по охране окружающей среды;
  •  понимать материальное единство живой природы, знать пути и направления развития живой природы;
  •  уметь пропагандировать идеи оптимизации природопользования; − развивать навыки самообразования;
  •  описывать основные экологические проблемы своего региона и всего человечества;
  • уметь находить в различных источниках информации научные доказательства для объяснения экологических проблем;
  • выделять случайные и закономерные характеристики во взаимоотношениях человечества с окружающим миром;
  •  объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;
  • прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;
  • проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;
  • проявлять активность в организации и проведении экологических акций;
  • уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех ее проявлениях.

Таким образом, курс «Химические основы экологии» является частью образовательного процесса, работа которого направлена на формирование устойчивого интереса к предмету, понимание тесной взаимосвязи экологии, химии с другими науками, а также на развитие таких важных качеств личности, как творчество, активность, инициатива, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию.

                                          Основное содержание курса:

  1. Экология как наука.
  2. Атмосфера. Озон в атмосфере.
  3. Изучение углекислого газа как компонента воздушной среды и показателя дыхания человека.
  4. Изучение запыленности воздуха.
  5. Наблюдения за составом атмосферных осадков.
  6. Влияние загрязнения воздуха аммиаком на растения;
  7. Практическая работа №1: техника безопасности, химическое оборудование.
  8. Практическая работа№2: определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
  9. Практическая работа №3: определение содержания в воздухе углекислого газа с помощью индикаторных трубок (экспресс анализ окружающего воздуха);
  10. Практическая работа №4: определение запыленности воздуха в помещении;
  11. Практическая работа №5: определение запыленности воздуха в помещении;
  12. Практическая работа №5: экспресс-анализ загрязненности воздуха аммиаком;
  13.  Обобщение знаний и вывод о проделанной работе.
  14. Гидросфера.
  15. Органолептические показатели воды: кислотность и минеральный состав воды.
  16. Правила отбора проб воды; жесткость воды, ее определение и устранение;
  17. Приготовление модельных загрязнений воды (сточных вод) и их экспресс-анализ;
  18. Практическая работа №7: Наблюдение за составом атмосферных осадков; Определение органолептических показателей качества воды;
  19. Практическая работа №8: Определение водородного показателя (рН) воды;
  20. Практическая работа №9: Определение и устранение жесткости воды;
  21. Практическая работа №10: Обнаружение хлоридов в анализируемых образцах воды.
  22. Практическая работа№11: Определение сульфатов в воде;
  23. Влияние синтетических моющих средств (СМС) на зеленые водные растения. Очистка воды от СМС;
  24. Обобщение знаний: вывод о проделанной работе, очистка воды от загрязнений.
  25. Литосфера.
  26. Кислотность и засоленность почвы. Антропогенные нарушения почвы.
  27. Практическая работа №12: Приготовление образца почвы для анализа.
  28. Практическая работа №13: Определение засоленности почвы;
  29. Практическая работа №14: Оценка экологического состояния почвы по солевому составу;
  30. Практическая работа №15 Определение антропогенных нарушений почвы;
  31. Обобщение знаний, вывод о проделанной работе.
  32. Биосфера. «Окружающая среда и здоровье»

Экологическая опасность -  загрязнение тяжелыми металлами;

  1. Качество продуктов питания по содержанию в них нитратов;

      Изучение воздействия вредных химических факторов на здоровье человека;

  1. Влияние курения. Воздействие алкоголя.

Срок реализации рабочей программы 1 год –( 34 часа, 1 час в неделю)

      Формы и методы, технологии обучения.

В процессе занятий на курсе «Химические основы экологии» ведущими методами и приемами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся являются:

− метод словесной передачи и слухового восприятия информации;

приемы: лекция, рассказ, беседа, дискуссия, полемика, выступление;

− метод передачи информации с помощью практической деятельности;

приемы: составление плана, тезисов выступлений, редактирование, оценивание выступлений, составление схем и таблиц;

− метод стимулирования и мотивации;

приемы: создание ситуации успеха, поощрение, выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации, прогнозирование будущей деятельности, корректное предъявление требований, заинтересованность результатами работы;

− метод контроля;

приемы: наблюдения, анализ выступлений, самооценка, оценка группы, тесты,      выступления на занятиях, защита проекта.

Формы организации обучения:

− индивидуальные;

 − индивидуализированные;

 − фронтальные;

 − групповые.

Для реализации программы используются современные педагогические технологии: Технология развития критического мышления обеспечивает активный процесс познания и достижения знаний учащимися. Данная технология является основной для осуществления реализации программы данного курса, так как обеспечивает решение поставленных задач, формирование необходимых умений и навыков. На этапе «Вызов» (активизация ранее приобретенных знаний и мотивация к дальнейшей работе) можно использовать следующие приемы работы: словарную работу, блиц-опрос, высказывание по ключевым словам, защиту проекта, выступление по цепочке, тест, тренинг-разминку, вопрос на засыпку, вопрос-ответ по кругу. На этапе рефлексии использование приемов: составление схем, ответ-вопрос, мини-дискуссии, устные высказывания, эссе, работа по понятийному словарику, творческие задания.

Технология проблемного обучения способствует активизации познавательной деятельности через создание проблемных ситуаций, развития мыслительных способностей.  Программа курса основа на изучении проблемных, дискуссионных вопросов. Личностно ориентированный подход обеспечивает ориентацию на личность учащегося. Развитие личностно-смысловой сферы учащихся происходит в атмосфере интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, столкновений мнений, взглядов и позиций (диалоги в ходе диспута, дискуссии, полемики; разыгрывание ситуаций на морально-этические темы, «словесные рауты»).

Организационные формы обучения. Для обеспечения эффективного изучения программы используется сочетание следующих форм обучения:

 − групповой;

− парной;

 − индивидуальной;

 − индивидуализированной;

 − фронтальной.

Формы контроля уровня достижений учащихся: Исходя из уровня подготовленности обучающихся, возможно использование технологии дифференцированного подхода и личностно-ориентированного обучения.

Методы обучения – репродуктивный (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично-поисковый). Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная. Включены практические работы. Формы контроля; − наблюдение; − беседа; − фронтальный опрос; − индивидуальный опрос; − контроль выполнения домашних заданий; − организация самостоятельной работы учащихся и контроль за ходом их выполнения. Текущий контроль включает в себя тематическое оценивание результатов обучения. Таковыми могут быть практические работы. Тематический контроль осуществляется по завершении тем курса в форме – наблюдения, беседы, фронтального опроса, практической работы, решения творческих задач. Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения обучающимися учебного материала определённой темы. При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения обучающихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы. Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. Итоговая форма контроля - сообщение, доклад, исследовательская работа.

Система оценивания. Система оценивания соответствует положению о предпрофильном обучении учащихся и методическим рекомендациям о ведении элективных курсов. Одними из ведущих методов являются педагогическое наблюдение и анализ результатов выполнения творческих работ: − сообщения, выступления на уроках-семинарах; − написание проектов, эссе; − составление вопросов для дискуссий.  

Планируемые общие и специальные компетентности учащихся: В качестве основных образовательных результатов выступают развитие и повышение экологической, санитарной культуры учащихся, обучение приемам первой доврачебной помощи пострадавшему, профилактика наркозависимости. Курс способствует формированию базовых ценностей (жизнь, здоровье, красота, знание, человек), содействует воспитанию физически крепкого молодого поколения, адекватному отношению к себе и окружающим.  

Интеграция курса: экология, биология, химия, медицина, история, искусство. Благодаря практической направленности, своему интегративному содержанию (экология, биология, химия, медицина, история, искусство), высокой мировоззренческой значимости, ориентированной в системе общечеловеческих ценностей.

Календарно – тематическое планирование по курсу «Химические основы экологии» в 8-ых классах

№ урока

Тема урока

Дата

Изучаемые вопросы

Средства обучения

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

По плану

По факту

Экология как наука.

Экология как наука. Сфера деятельности экологии.

Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева.

развитие практических умений школьников по экспериментальной работе;

формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды;

формирование умений планировать и организовывать экспериментальные исследования;

Лекция. Опрос.

Атмосфера. Озон в атмосфере.

Атмосфера. Её составляющие.

Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Лекция. Опрос.

Изучение углекислого газа как компонента воздушной среды и показателя дыхания человека.

Химические элементы. Кислотные оксиды. Углекислый газ. Его влияние на озоновый слой.

Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Лекция. Опрос.

Изучение запыленности воздуха.

Компоненты, входящие в состав воздуха. Запыленность воздуха.

Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева.

развитие способности к системному анализу, вероятностного мышления и умения прогнозировать результаты эксперимента;

 профессиональная ориентация учащихся в области естественных наук, в том числе экологии и химии.

В результате изучения курса обучающиеся  средней  школы должны: − уметь:

ставить и проводить эксперименты в природе,

Лекция. Опрос.

Наблюдения за составом атмосферных осадков.

Компоненты входящие в состав атмосферных осадков.

Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Лекция. Опрос.

Влияние загрязнения воздуха аммиаком на растения;

Аммиак формула. Процесс появления в атмосфере. Влияние аммиака на растения.

Лекция. Опрос.

Практическая работа №1: техника безопасности, химическая посуда.

Знакомство с техникой безопасности, химической посудой.

Практическая работа

Практическая работа№: 2 определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Знакомство с методикой определения, с ключевыми моментами. Выполнение практической работы.

Подбор частных методик исследования.  Обработка и обобщение результатов исследования, оформление научного отчета. Статистическая обработка данных исследования

профессиональная ориентация учащихся в области естественных наук, в том числе экологии и химии.

Практическая работа

Практическая работа№3: определение содержания в воздухе углекислого газа с помощью индикаторных трубок (экспресс анализ окружающего воздуха);

Знакомство с методикой определения, с ключевыми моментами. Выполнение практической работы.

Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева.

развитие практических умений школьников по экспериментальной работе;

формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды;

Практическая работа

Практическая работа №4: определение запыленности воздуха в помещении;

Знакомство с методикой определения, с ключевыми моментами. Выполнение практической работы.

развитие практических умений школьников по экспериментальной работе;

формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды;

Практическая работа

Практическая работа №5: определение запыленности воздуха в помещении;

Знакомство с методикой определения, с ключевыми моментами. Выполнение практической работы.

Подбор частных методик исследования.  Обработка и обобщение результатов исследования, оформление научного отчета. Статистическая обработка данных исследования

знать о влиянии  деятельности человека на природу в целом;

•         уметь соблюдать правила поведения в природе;

•         оказывать  посильную помощь в её сохранении;

•         знать факторы, отрицательно влияющие на растительный и животный мир, пропагандировать необходимость охраны природы;

Практическая работа

Практическая работа №6: экспресс-анализ загрязненности воздуха аммиаком;

Знакомство с методикой определения, с ключевыми моментами. Выполнение практической работы.

Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева.

профессиональная ориентация учащихся в области естественных наук, в том числе экологии и химии.

Практическая работа

Обобщение знаний и вывод о проделанной работе.

Обобщение знаний и вывод о проделанной работе.

развитие практических умений школьников по экспериментальной работе;

формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды;

Опрос

Гидросфера.

Гидросфера. Составляющие компоненты гидросферы.

Лекция. Опрос.

Органолептические показатели воды: кислотность и минеральный состав воды.

Характеристика воды как основополагающие определения качества воды.

Подбор частных методик исследования.  Обработка и обобщение результатов исследования, оформление научного отчета. Статистическая обработка данных исследования

профессиональная ориентация учащихся в области естественных наук, в том числе экологии и химии.

Лекция. Опрос.

Правила отбора проб воды; жесткость воды, ее определение и устранение;

Правила отбора проб. Жесткость. Процесс появления и устранения жесткости воды. Влияние жесткости воды на деятельность человека.

•         оказывать  посильную помощь в её сохранении;

•         знать факторы, отрицательно влияющие на растительный и животный мир, пропагандировать необходимость охраны природы;

Лекция. Опрос.

Приготовление модельных загрязнений воды (сточных вод) и их экспресс-анализ;

Приготовление модельных загрязнений воды (сточных вод) и их экспресс-анализ.

Лекция. Опрос.

Практическая работа №7: Наблюдение за составом атмосферных осадков; Определение органолептических показателей качества воды;

Знакомство с методикой определения, с ключевыми моментами. Выполнение практической работы.

развитие практических умений школьников по экспериментальной работе;

формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды;

Практическая работа

Практическая работа №8: Определение водородного показателя (рН) воды;

Методика. Определение.

•         оказывать  посильную помощь в её сохранении;

•         знать факторы, отрицательно влияющие на растительный и животный мир, пропагандировать необходимость охраны природы;

Практическая работа

Практическая работа №9: Определение и устранение жесткости воды;

Методика. Определение.

Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева.

развитие практических умений школьников по экспериментальной работе;

формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды;

Практическая работа

Практическая работа №10: Обнаружение хлоридов в анализируемых образцах воды.

Методика. Определение.

Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Практическая работа

Практическая работа№11: Определение сульфатов в воде;

Методика. Определение.

Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Практическая работа

Влияние синтетических моющих средств (СМС) на зеленые водные растения. Очистка воды от СМС;

Классификация моющих средств. Влияние моющих средств. Очистка воды от синтетических моющих средств.

Подбор частных методик исследования.  Обработка и обобщение результатов исследования, оформление научного отчета. Статистическая обработка данных исследования

формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды;

Лекция. Опрос.

Обобщение знаний: вывод о проделанной работе, очистка воды от загрязнений.

Обобщение знаний: вывод о проделанной работе, очистка воды от загрязнений.

•         объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;

•        прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;

•        проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;

Лекция. Опрос.

Литосфера.

Литосфера. Состав литосферы. Компоненты входящие в состав литосферы.

развитие практических умений школьников по экспериментальной работе

Лекция. Опрос.

Кислотность и засоленность почвы. Антропогенные нарушения почвы.

Кислотность и засоленность  почвы. Нарушения с почвой под влиянием человеческой деятельности.

Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева.

•         объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;

•        прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;

•        проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;

Лекция. Опрос.

Практическая работа №12: Приготовление образца почвы для анализа.

Знакомство с методикой определения, с ключевыми моментами. Выполнение практической работы.

Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Практическая работа

Практическая работа №13: Определение засоленности почвы;

Знакомство с методикой определения, с ключевыми моментами. Выполнение практической работы.

Подбор частных методик исследования.  Обработка и обобщение результатов исследования, оформление научного отчета. Статистическая обработка данных исследования

Практическая работа

Практическая работа №14: Оценка экологического состояния почвы по солевому составу;

Знакомство с методикой определения, с ключевыми моментами. Выполнение практической работы.

развитие практических умений школьников по экспериментальной работе

Практическая работа

Практическая работа №15: Определение антропогенных нарушений почвы;

Знакомство с методикой определения, с ключевыми моментами. Выполнение практической работы.

•        проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;

Практическая работа

Обобщение знаний, вывод о проделанной работе.

Обобщение знаний. Вывод о проделанной работе.

Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева.

развитие практических умений школьников по экспериментальной работе

Опрос

Биосфера. «Окружающая среда и здоровье» Экологическая опасность -  загрязнение тяжелыми Причины экологической опасности и возможность их предотвращения.металлами;

Биосфера. «Окружающая среда и здоровье человека.

Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева.

•        проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;

Лекция. Опрос.

Качество продуктов питания по содержанию в них нитратов. Изучение воздействия вредных химических факторов на здоровье человека

Классификация опасных веществ. Их влияние на деятельность организма

Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева. Подбор частных методик исследования.  Обработка и обобщение результатов исследования, оформление научного отчета.

Лекция. Опрос.

 Влияние курения. Воздействие алкоголя.

Отрицательное влияние химических соединений на организм человека, борьба с вредными веществами.

Подбор частных методик исследования.  Обработка и обобщение результатов исследования, оформление научного отчета. Статистическая обработка данных исследования

Лекция. Опрос.

устойчивого развития природы и человечества;

прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;

Учебно-методическое обеспечение:

Учебно-методический комплект

1. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – 2-е изд., испр. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 176 с.: ил.

 2. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: учебное пособие для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений./ Е.И.Федорос, Г.А.Нечаева.– М.: Вентана - Граф, 2007. – 384 с. – (Библиотека элективных курсов).

 3. Нечаева Г.А., Федорос Е.Н. Экология в экспериментах; 10-11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана - Граф, 2007. – 112 с. - (Библиотека элективных курсов).

4. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.  

5. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся / Т. Я. Ашихмина; Под ред. Т.Я. Ашихминой; Рец.: Н.А. Воронков, Л.В. Кузнецова, И.О. Бушманова. - М.: АГАР, 1999 г. – 468 с.

6. Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие / Под редакцией Т.Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2005 г. – 416 с.  

7. Дополнительная литература:

8. Энциклопедический словарь юного химика.

Медиаресурсы:

1.        Единые образовательные ресурсы с  сайта  www. school-coolection.edu.ru

 (единой коллекции образовательных ресурсов)

2.        CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»

3.        CD «Органическая химия», издательство «Учитель»

4.        CD «Общая химия», издательство «Учитель»

5.        CD «Химия элементов», издательство «Учитель»

6.        Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (на 2-х дисках)

7.        Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)

8.        СD «Химия 8-11 класс», Библиотека электронных наглядных пособий.

9.        CD Самоучитель «Химия для всех» (8-11 класс)

10.        CD «Химия в школе. Минеральные вещества», электронные тесты.

11.        CD «Тренажер по химии, тесты для подготовки к экзаменам», 2 шт.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:

1.        Специализированный класс химии (лаборантская, вытяжной шкаф, специали-зированные столы, немеловая доска).

2.        Стенды:

-«Периодическая система Д.И. Менделеева»

-«Таблица растворимости»

-«Классификация неорганических веществ»

-«Основные единицы измерения в системе СИ»

-«Индикаторы»

-«Техника безопасности»

-Портреты ученых-химиков

                3. Химическое оборудование и реактивы.

                4. Противопожарная сигнализация.

                5. Интерактивное оборудование компьютерного класса, интернет ресурсы и CD    диски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 11класс (3часа) УМК Новошинский И.И.

Рабочая программа содержит: планирование на 3 часа, пояснительную записку, содержание материала, требования к знаниям и умениям....

рабочая программа по химии для 10-11класса к учебникам Н.С.Новошинской

в данном файле представлена рабочая программа к учебнику по химии Н.С. Новошинской...

Программа по химии за 11класс

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.200...

Рабочая программа по химии 11класс ( профильный уровень) ( УМК Кузнецовой Н.Е.)

Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответству...

Рабочие программы по химии 11класс

Рабочая программа базового уровня для учащихся 11 класса по учебнику Рудзитис Г.Е.Рабочая программа содержит приложение: контрольные и практические работы, лабораторные опыты....

Рабочая программа по химии 11класс Рудзитис Г.Е.

Программа по химии 11класс автор Рудзитис Г.Е.Требования, одержание, КТП...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...