Использование методики "Коллективного способа обучения" для формирования и развития УУД на уроках химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Тертычная Марина Дмитриевна

Использование методики "Коллективного способа обучения" для формирования и развития УУД на уроках химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metodiki_kso.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методики "Коллективного способа обучения" для формирования и развития УУД на уроках химии

Коллективный способ обучения реализует 4 организационные формы:

  • индивидуальную,
  • парную,
  • групповую,
  • коллективную

В зависимости от решаемых дидактических задач используют различные методики:

  1. методика взаимопередачи тем. Класс изучает четыре темы (подтемы). (Изомерия алканов, алкенов, алкадиенов и алкинов). Учащиеся читают текст, пересказывают с использованием опорного конспекта, выполняют задания трёх уровней сложности; применяется при изучении нового материала;
  2. методика А.Г.Ривина, предусматривающая проработку тем с использованием плана и опорного конспекта. Всего 4 темы, 4 группы учащихся. Если надо выполняется химический эксперимент; применяется при изучении нового материала;
  3. обратная методика А.Г.Ривина. Ученики работают по карточке, содержащей вопросы по изучаемой теме и дополнительную литературу наряду с учебником; применяется при изучении нового материала;
  4. при отработке понятий и законов, определений применяется мурманская методика. Для организации работы составляются карточки из двух частей: верхней и  верхней части записываются вопросы, для ответов на которые ученику потребуются знания изучаемой темы. В нижней части – задания для самостоятельной работы. Работа организуется так же, как и при взаимообмене заданиями.
  5. При обработке навыков решения задач (расчётных и качественных), при записи уравнений реакций применяется методика Ривина-Баженова. На 20 учащихся готовится 20 карточек. Карточки группируются, например, по названию классов органических веществ (5 групп). В каждой группе по 4 типа реакций и 4 типа задач. Задания не повторяются, тем самым исключается возможность переписывания ответов друг у друга. При решении 4 типов задач ставится отметка "5", при решении 3 типов – "4", при решении 2 типов –"3".

Алгоритм работы в парах сменного состава.

  1. получите карточку и поставьте точку в листе учёта;
  2. выполните задание первой части карточки самостоятельно, с консультацией, с помощью ассистента;
  3. выполните задание второй части карточки, в листе учёта замените точку на крестик;
  4. найдите партнёра в своей малой группе;
  5. сядьте рядом. Объясните партнёру задание первой части карточки и сделайте необходимые записи в его тетради. Ответьте на его вопросы;
  6. выслушайте объяснение товарища по первой части карточки. Проверьте, как товарищ сделал запись в своей тетради;
  7. поменяйтесь карточками и каждый выполняйте второе задание новой карточки;
  8. сверьте вторые залания;
  9. в листе учёта кружком обведите крестик против той карточки, которую вы передали товарищу;
  10. проверьте: в листе учёта напротив вашей фамилии должен стоять "+" в графе с номером той карточки, которую вам передал товарищ;
  11. найдите нового партнёра

На первоначальном этапе учителю надо научить учащихся работать в парах постоянного состава. С этой целью он должен дать задания для общения в парах постоянного состава (кто с кем сидит) на 3 – 5 минут. Учащиеся приобретают опыт общения друг с другом: овладевают умением задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы и объяснения, проводить проверку, исправлять ошибки, обосновывать и отстаивать своё мнение, возражать, спорить, убеждать, пользоваться алгоритмами в учебной работе.

На следующем этапе учитель может использовать групповую работу, предполагающую выполнение одного задания несколькими учащимися, когда результат зависит от каждого члена группы.

Только лишь после использования групповой работы можно переходить к работе с парами переменного состава. Использование КСО в парах переменного состава на уроках химии показало, что у учащихся не всегда  сформированы умения анализировать содержание, выделять в нём главное и делать обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

«Использование игровых технологий для формирования и развития УУД на уроках географии»

Данная работа посвящена одной из наиболее значимых и актуальных на современном этапе развития образования проблем: использованию игровых технологий в курсе географии для формирования и развития УУД уч...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.     Актуальность проблемы развития внимани...

Использование проблемных ситуаций для формирования и развития у учащихся навыков устной диалогической и монологической речи.

В данной статье рассматривается использование активных метов обучения на уроке английского языка, целью которых является  формирование  у школьников умения гибко  ориентироваться и...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...

Компетентно-ориентированные задания как современный способ способствующий формированию всесторонне развитой личности.

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках английского языка  позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Задания в подобном формате можно использовать при составл...

Использование социальных сетей для формирования и развития читательской грамотности. Проект "Читаем в INSTAGRAM"

Вы узнаете, как использовать Instagram на уроках русского языка и литературы для развития читательской грамотности, как создавать интересный контент....