Открытый урок "Получение и своиства ацетиленовых углеводородов"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Открытый урок для учеников 10-го класса по химии. План-конспект. Данный урок проодился на сименаре для учителей евстевственно-научного цыкла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_himii_aida_vilevna.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

       Открытый урок

              10 класс

Тема: «Получение и свойства ацетиленовых углеводородов»

                               Цель урока:

● Закрепить понятия о составе, строении, номенклатуре и изомерии углеродов.

● Изучить способы получения ацетиленовых углеродов в промышленности и лаборатории.

● Проанализировать закономерности протекания таких реакций, как присоединения, замещения, полимеризации, горения.

● Обучить навыкам анализа и обобщения.

● Воспитать такие чувства, как любознательность, упорство в достижении цели.

             Оборудование:

● Таблица: «Химические свойства алкинов», «Строение ацетиленов»;

● Кодоскоп;

● Набор реактивов и химической посуды для получения ацетилена и доказательств его свойств.

                 Ход урока:

● Организационный момент.

● Повторение.

Учитель напоминает тему, над которой они с классом работали последние уроки и предлагает небольшое тестирование на листочках по повторению темы «Строение углеродов». Класс делится на варианты и учитель предлагает 1 варианту взять за основу ЭТАН. 2 варианту – ЭТИЛЕН, 3 варианту – АЦЕТИЛЕН. Заполнения ответов на вопросы, заданный учителем напоминает игру «Крестики и нолики».

  1. Является придельным углеводородом
  1. Общая формула

СпН2п

  1. Между С-С есть пи-связь
  1. Между гибридными облаками угол равен 120 градусов
  1. Эта линейная молекула
  1. Для его гомологов характерна цис-и трансизомерия
  1. Для его гомологов характерна межклассовая изомерия
  1. В состав молекулы входят 2 атома водорода
  1. Между С-С расстояние – равно ОД34Нм.

Верные для данного углеводорода утверждения берутся в кружок, неверные – зачеркиваются крестиком. Вопросы проецируются с помощью кодоскопа на экран и зачитываются учителем. Учащиеся заполняют свою таблицу по мере зачитывания каждого вопроса. Затем учитель даёт две минут для проверки, вывешивает на доске плакаты с правильными ответами и просит учащихся оценить самих себя. «5» - всё правильно. «4» - при одной ошибке, остальным рекомендует повторить данную тему. Новый материал. 

Учитель предлагает план изучения нового материала, написанный заранее на доске:

  1. Получение алкинов в: а) промышленности; б) лаборатории.
  2. Химические свойства.
  3. Применение.

Предлагает записать в рабочих тетрадях тему урока «Получение и свойства ацетиленовых углеводородов».

Получение алкинов:

А) В промышленности.

Учитель напоминает, что при изучении свойств алканов они уже записывали реакцию термического разложения метана, при котором получают ацетилен.

Ученик выходит к доске и записывает эту реакцию с указанием условий протеканий.

Учитель предлагает ещё один способ получения алкинов с более длинной цепочкой и записывает пример на доске.

Б) В лаборатории.

Учитель обращает внимание детей на лабораторную установку, поставленную на демонстрационном столе, уточняет название возможной химической посуды и реактивов, которыми будет пользоваться. Демонстрирует опыт получения ацетилена из карбида кальция и воды, с указание техники безопасности. Вместе с детьми вспоминает физические свойства ацетилена и интересуется, как можно доказать, что газ на самом деле образуется легче или тяжелее воздуха, каким способом его можно собрать, как можно доказать, что данный газ является неопределённым углеводородом, какой раствор необходимо для этого использовать. Учитель протекает полученный газ через подкисленный раствор марганцовки, который со временем обесцвечивается, затем выясняем у детей, горят ли углеводороды и, получив утвердительный ответ, поджигает полученный газ. Обращая внимание детей на коптящее пламя. Дети отвечают на поставленные учителем вопросы во время опыта по мере его проведения. После окончания опыта, когда всё внимание учащихся направлено на учителя, он ещё раз выясняет: «что произошло с раствором перманганата калия? Почему оно коптящее?». После полученных от детей ответов, учитель записывает уравнение реакции на доске и предлагает перейти к изучению химических свойств, тем более, что большую часть этих свойств они уже увидели и проанализировали. Записывают в тетрадях «Химические сиопсита алкинов».

Учитель интересуется у учащихся, какие реакции характерны для непредельных углеводородов и предлагает начать с реакции присоединения.

Многие из этих реакций подобны тем примерам, которые учащиеся проходили на теме «Химические свойства алкенов», поэтому учитель предлагает самим выходить к доске и писать примеры уравнений реакций, проводя аналогию с пройденным материалом. Что дети и делают, а учитель помогает им и задаёт дополнительно вопросы классу, для уточнения и повторения: а) реакция гидрирования.

- Как вы думаете будет протекать эта реакция? Какие условия необходимо соблюдать? Какое соотношение количеств алкина и водорода должно быть, чтобы получился алкин, алкан?

Б) реакция галогепирования.

- Что будет происходить с раствором бромной воды?

- Можно ли эту реакцию также считать качественной? Какое соотношение количеств исходных веществ должно быть, чтобы получить предельное галогенопроизводное соединение.

В) реакция гидрогалогенироания.

- Чьё правило необходимо соблюдать, чтобы правильно написать данную реакцию.

- Повторите формулировку правила Марковникова.

Т) Реакция гидраатации.

Для правильного усвоения данной реакции необходимо выслушать объяснения учителя. Он говорит о том, что впервые эту реакцию предложил использовать в промышленности Кучеров, поэтому эта реакция носит его имя. Её необходимо проводить при наличии солей ртути. Протекает она в две стадии. Сначала образуется непредельный спирт (Виниловый), а затем альдегид: по систематической номенклатуре альдегид называют так: исходя из количества атомов углерода в длинной цепи, называют так же, как и предельный углеводород. И добавляют к окончанию суффикс –аль.

Если речь идёт об алкинах, где тройная связь стоят не у крайних атомов углерода, то в результате реакции взаимодействия с водой образуется кетон: Учитель отмечает что реакции присоединения алкинов идут медленнее, чем для алкенов. Объясняется это тем, что пи-электронная плотность тройной связи расположена более компактно, чем в алканах, поэтому менее доступна для реагентов.

2. РЕКАЦИПП ГОРЕНИЯ,

Эта реакция также не представляет труда для написания, поэтому учащиеся сами её записывают, вспоминая характерные признаки горения из опыта:

С2Н2+О2

  1. РЕАКЦИИ ЗАМЕЩЕНИЯ.

Учитель отмечает, что алкин с концевой тройной связью обладает кислотными свойствами и поэтому вступает в реакции замещения с металлосодержащими соединениями:

В результате реакции образуется белый осадок – ацетиленид серебра. Он легко разлагается при действии концентрированной соляной кислоты:

Такая же реакция протекает и с хлоридом меди в аммиачном растворе с образованием красно-тёмного осадка.

  1. РЕАКЦИИ ПОЛИМЕРИЗАЦИИ

Учитель сам записывает на доске данные реакции с указанием условий.

ВЫВОД: Вместе с детьми учитель вспоминает те реакции, которые были описаны на доске, и ещё раз отмечает признаки непредельных углеводородов.

В конце урока ученик делает сообщение о применении ацетиленовых углеводородов и их продуктов в быту и промышленности, обобщая тем самым тему: «Алкины».

В оставшееся время ребята выполняют в рабочей тетради упражнение, предложенное учителем:

Вещество  бурно реагирует с водой с образованием двух сложных веществ. Одно из которых «В» способно присоединять хлор в количестве вдвое больше своего количества, при этом образуя «С» - органический растворитель. Определить формулы «А», «Б», «С», написать уравнения реакций по тому, как справляются учащиеся с этим упражнением, пройдя все этапы изученного: получение-химические свойства-применение, учитель может оценить уровень усвоения пройденного материала.

Домашнее задание: параграф 4, страница 50 упражнение 6.7. Все упражнения в печатных тетрадях по теме «Алкины».

             Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме : Диеновые углеводороды. Каучуки .

урок по теме: "Диеновые углеводороды. Каучуки"...

Блок уроков: Алкины (ацетиленовые углеводороды)

Здесь представлен материал для записей учащимися в свои тетради по теме блока уроков "Алкины"....

Сложные эфиры. Получение и своиства.

Открытый урок по химии в 10 классе на тему: "Сложные эфиры получение. Физические и химические свойства". Учебное пособие О.Габриелян....

Ацетиленовые углеводороды химия 10 класс

методическая разработка урока химии в 10 классе "Ацетиленовые углеводооды"...

презентация к уроку "Ацетиленовые углеводороды"

презентация к уроку "Ацетиленовые углеводороды" химия 10 класс...