Сложные эфиры. Получение и своиства.
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Алборова Светлана Вардановна

Открытый урок по химии в 10 классе на тему: "Сложные эфиры получение. Физические и химические свойства". Учебное пособие О.Габриелян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_efiry.docx137.86 КБ
Office presentation icon slozhnye_efiry_prezentatsiya.ppt2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

учителя химии МБОУ "СОШ им.И.С.Багаева с.Сунжа"

Алборовой Светланы Вардановны

на тему: «Сложные эфиры  строение, свойства, получение и применение»

ЦЕЛИ:

Обучающая:

 изучить класс «Сложные эфиры»; познакомиться с реакциями этерификации и гидролиза; выяснить условия реакций, изучить физические свойства некоторых представителей класса сложных эфиров.

Развивающая: углубить знания учащихся о химическом равновесии и его смещении на примере реакций получения сложного эфира; закрепить умение учащихся в составлении уравнений химических реакций и называния органических веществ.

Воспитывающая:

продолжить воспитание у учащихся ответственного и грамотного отношения к используемым в работе веществам, соблюдая  ПТБ.    

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОД:

изучение нового    материала, используя познавательные виды самостоятельной деятельности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  вопросник к уроку;

    -схема-конспект; учебник О.Габрелян.

    -таблица «Спирты и Альдегиды»;

    -уксусно- этиловый эфир, пробирки с водой,

    -этиловым  спиртом.

ХОД УРОКА.

I. Актуализация знаний.

  Провожу краткую беседу с учащимися, цель которой - обобщить знания учащихся об основных классах кислородсодержащих соединений, их составе,    характерных группировках и связях, подготовить их к изучению сложных эфиров.

Какие вещества называются одноатомными спиртами? Какова их общая формула?

Назовите 5 первых представителей гомологического ряда одноатомных спиртов.

Какие вещества называются карбоновыми кислотами? Какова их общая формула?

Назовите 5 первых представителей гомологического ряда одноосновных карбоновых кислот.

Назовите функциональные группы перечисленных гомологических рядов.

Охарактеризуйте физические свойства метилового и этилового спиртов.

Охарактеризуйте физические свойства уксусной кислоты.

Растворяются ли в воде этанол, бутанол, уксусная кислота? Почему?

II.  Изучение нового.

  Сегодня на уроке мы с вами изучим еще одних представителей, относящихся к кислородсодержащим органическим соединениям.

  Познакомимся с их строением, способами получения, химическими свойствами.

Новыми для вас сегодня будут:

- реакция этерификации, ее механизм

- реакция гидролиза как обратная этерификации.

Вам сегодня предстоит выяснить вопросы, связанные с химическим равновесием и условиями его смещения.

  Для работы на уроке у вас имеются:

Вопросы к уроку для изучения данной темы самостоятельно.

    1. Используя материал учебника, прочитайте «Получение и строение сложных эфиров».

  2. Прочитайте следующий раздел учебника: «Физические свойства и нахождение в природе».

  3. Изучите раздел учебника «Химические свойства».

ВОПРОСЫ  К УРОКУ ПО ТЕМЕ: «Сложные эфиры»

 I.«Получение и строение сложных эфиров»

    1. Какая реакция называется реакцией этерификации?

    2. Каков механизм реакции? За счет каких функциональных групп происходит образование воды?

    3. Какое вещество получается при взаимодействии кислоты со спиртом? Дайте определение этому веществу.

    4. Запишите реакцию между:

      I. метиловым спиртом и уксусной кислотой

      II. бутиловым спиртом и масляной кислотой.

      II. «Физические свойства и нахождение в природе»

  1.Охарактеризуйте физические свойства сложных эфиров.  2.Рассмотрите предложенный вам образец уксусноэтилового эфира, соблюдая ПТБ. Какой он имеет запах?

   III. «Химические свойства»

  1.Какое химическое свойство характерно для сложных     эфиров?

  2.Как называется реакция взаимодействия сложных эфиров с водой?

  3.Какая реакция называется реакция гидролиза? Какое еще используют название данной реакции?

  4.Обратима ли реакция гидролиза?

  5.Запишите уравнение реакции взаимодействия муравьиной кислоты и этилового спирта.

  6.Как сместить равновесие в сторону образования сложного эфира?

  7.При каких условиях равновесие будет смещено в сторону реакция гидролиза?

ТЕСТ.

  1.Сколько веществ изображено?

  а) одно

  б) два

2.Укажите название данного вещества:        

  а) метиловый эфир пропионовой кислоты

  б) метилформиат

  3.С какими из спиртов быстрее будет протекать реакция этерификации уксусной кислоты?

  а) с метиловым

  б) с бутиловым.

  4.В какую сторону сместится равновесие в реакции этерификации, если iувеличить концентрацию кислоты?

  а) в сторону образования спирта

  б) в сторону образования сложного эфира

  в) равновесие не сместится.

  5.Способны ли сложные эфиры вступать в реакцию «серебряного  зеркала»?

  а) способны, т.к. содержат карбонильную группу

  б) только эфиры муравьиной кислоты

  в) не способны.

VI.Дополнительное задание.

Изучив физические свойства сложных эфиров, мы пришли к выводу, что сложные эфиры имеют запах.

Зная этот факт, прошу из 3-х предложенных образцов определить, в какой из пробирок находится сложный эфир.

V. Домашнее задание: запишем домашнее задание:

§21 стр.196-200 конспект

Упр. 1-7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложные эфиры

Эта разработка поможет при изучении сложных эфиров в 9 кл и в 10 кл.Вней представлен также дополнительный материал....

Тест в 10 классе "Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры"

Тест создан в соответствии с учебником  О.С.Габриеляна "Химия 10 класс", базовый уровень....

Методическая разработка урока "Сложные эфиры" в 10 классе

В методической разработке урока "Сложные эфиры", выстроенной в соответствии с ФГОС второго поколения, ведущим приемом деятельности по  интерактивной технологии является групповая организация рабо...

Сложные эфиры и жиры. Открытый урок-исследование по химии для 10 профильного класса

Тип урока:Урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением, комбинированный урок Задачи урока. Закрепить знания о сложных эфирах, их номенклатуре, реакции этерификации. Дать понятия...

Открытый урок "Получение и своиства ацетиленовых углеводородов"

Открытый урок для учеников 10-го класса по химии. План-конспект. Данный урок проодился на сименаре для учителей евстевственно-научного цыкла....

Урок химии 10 класс: Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства.

Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства....


 

Комментарии

Алборова Светлана Вардановна

интересно и поучительно.