Типы химических реакций
план-конспект урока по химии (8 класс)

Tatjanakorzhova

урок с элементами практической работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_him_reaktsiy.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Типы химических реакций

План урока

  1. Актуализация знаний.
  2. Отчет учащихся по творческой работе.
  3. Химический диктант.
  4. Изучение нового материала.
  5. Итоги урока

Тип урока. Изучение нового материала.

Вид урока. Беседа с использованием учебного химического эксперимента.

Цель: Изучить сущность химических реакций.

Задачи.

  • Развивающий аспект урока: продолжить развитие интеллектуальных (умение анализировать, сравнивать, делать выводы) и практических умений учащихся; развивать познавательный интерес учащихся с помощью учебного химического эксперимента; монологическую речь учащихся
  • Образовательный аспект урока: научить школьников отличать физические явления от химических по определенным признакам. .
  • Воспитательный аспект урока: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся - объяснить сущность химических явлений с позиций атомно - молекулярного учения; воспитывать у учащихся такие личностные качества, как наблюдательность, внимание, пытливость, инициатива, доброжелательность.

Методы и  приемы. Беседа, демонстрация опыта, лабораторные опыты.

Материально-технические ресурсы: ПК, мультимедийный проектор, комплект химического оборудования.

Организационные ресурсы: учебник, справочники по химии.

Ход урока

Этап 1. Ориентировочно-мотивационный (Актуализация знаний.)

.) Цель сегодняшнего урока: изучить сущность химических реакций.

Скажите, пожалуйста, ребята: что изучает химия? (Вещества)

Как мы выражаем состав вещества? (С помощью химических формул)

Что необходимо знать, чтобы составить химическую формулу? (Химические знаки элементов, валентность.)

Что такое валентность? (свойство атомов элементов присоединять определенное число других атомов или число одинарных связей, который данный атом образует с другими атомами.)

На дом вам было дано творческое задание. Давайте проверим правильность выполнения этого задания.

Мы рассмотрим с вами понятие валентность 

Сейчас мы с вами обратимся ко второй части домашнего задания, связанного с высказываниями поэтов. После проверки дети оценивают себя по критериям оценки химического диктанта.

Следовательно, сейчас должно быть убедились, что нас с вами окружают физические и химические явления.

Этап 2. операционно-исполнительский.

Все признаки, которые вы назвали при химических явлениях, относятся к химическим реакциям и их можно представить в виде уравнений реакций. (Откройте п. 26, стр. 94, 1 абзац). Сейчас прочитайте 1 абзац,

Говорят, если реакция 
свершается,
То при этом осадок 
получается,
или газ выделяется,
или цвет изменяется,
или запах появляется,
или вещество нагревается,
То есть органами чувств
реакция определяется.

Ребята, какие явления, происходящие с веществами вам известны?

(Нам известны физические и химические явления).

Какие изменения происходят с веществами при физических явлениях?

(При физических явлениях происходит изменение фазового состояния вещества, формы, размера тел)

Какие явления называются химическими?

(Химическими называются явления, при которых исходные вещества (реагенты) превращаются в другие вещества (продукты реакции).

О чем там не говорится? О поглощении тепла. Вот именно о поглощении и выделении тепла мы и поговорим на следующем уроке (посмотрите следующую страницу.) В правиле не указано об этом, но зато вы прочитали и правило и абзац!

Этап 3. Проверочно-закрепляющий

Пример образования вещества гидроксид кальция.

Вывод: согласно атомно-молекулярному учению при химических реакциях молекулы разрушаются, а атомы сохраняются; в процессе реакции происходит перегруппировка атомов.

Запись в тетради: В соответствии с теорией химической связи происходит разрыв химических связей в исходных веществах и образование новых в продуктах реакции.

Физминутка! Элементы гимнастики Стрельникова

Для того, чтобы сделать вывод о том, по каким признакам мы будем отличать химические явления от физических, проделаем несколько опытов. Для этого составьте таблицу, с графами:

Что делаю

Что вижу

Вывод

 

 

 

 

Первый опыт я покажу сама. На столах у вас расписано, какие вещества участвуют в реакции. Металлическую стружку магния сжигаю в сухом спирте (вам в рисунках будет быстрее показать спиртовку при помощи химической линейки ). Магний сгорает, вспыхивая, разбрызгивая искорки. Образуется порошок белого цвета.

Обратите внимание, магний мирно расположен в ваших стеклянных, пластмассовых бутылочках, но стоит его поднести к огню: Магний сразу становится интолерантным по отношению к огню. А теперь обратите внимание на зеленые растения. В них есть зеленый пигмент хлорофилл ("хлоро" зеленый, мы говорим). Пример оформления вам дан.

ТБ! А вот перед тем как вы будете работать, повторим технику безопасности.

Начертите в тетради 3 колонки.

 развернуть таблицу

Что делаю

Что вижу

Вывод

Металлическую стружку магния сжигаю в пламени спиртовки.

Рисунок

2Мg + O2 = 2Мg О

Укажите квадратиками металл, неметалл, связь у вещества - продукта реакции

Признак химической реакции - выделение света и тепла.

ТБ! Параграф 26, стр. 94, 4 абзац. К раствору хлорида железа (III) приливаю раствор:

Рисунок, уравнение

FeCI+ KCNS (роданид калия)=Fe (CNS)(роданид железа (III)) + КСI Подберите коэффициенты

Признак химической реакции - :

ТБ! Стр. 113 Опыт 2.

К кусочку мела (СаСО3) приливаю соляную кислоту (НСI).

Оформить самостоятельно дома

Признак химической реакции -:

Опыт с хлоридом железа я взяла для примера того, что семейские пользовались железистыми чернилами. А то, что получается кроваво- красный раствор, это дает информацию об атомах железа (потому и кровь человека красная, т.к. белок гемоглобин крови состоит из атома железа).

Сбоку своей таблицы карандашом поставьте себе оценку за оформление опытов, совпадет ли она с моей?

Опыт с мелом и соляной кислотой вам уже надоел. Но это хороший пример интолерантности. Реакция пенится, шипит, хочет выплеснуться наружу. Но есть компетентный дипломат - валентность. Научитесь записывать уравнение по этому опыту, пользуясь справочником. И так, домашнее задание - оформление записей таблицы.

В чем же сущность химических реакций? Сущность химических реакций в том, что одни связи разрушаются, а другие образуются.

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия

Д/З: оформить опыт (мел+соляная кислота), заполнить начатую таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"...

«Типы химических реакций: реакции замещения и обмена".

Урок по химии разработан к учебнику О.С. Габриелян "Химия. 8 класс"...

Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение" с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления ...