Разработка внеурочного мероприятия по химии "Хочу всё знать"
методическая разработка по химии (9 класс)

Жамсуева Светлана Бадмаевна

Внеурочное мероприятие по химии направлено на проведение среди учащихся 9 классов. В целях привития интереса к предмету в качестве зрителей приглашаются учащиеся среднего звена школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Бурятия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северомуйская средняя общеобразовательная школа»

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!

Интеллектуальный турнир по химии

Жамсуева Светлана Бадмаевна

Учитель химии и биологии

пгт Северомуйск 2019 г.

Интеллектуальный турнир «Хочу всё знать»

Цель:. Способствовать привитию познавательного интереса к предмету химия, развитию творческих способностей учащихся, активизировать познавательные процессы учащихся. Систематизировать знания учащихся, расширить кругозор.

Интеллектуальный турнир «Хочу все знать» проводится с учащимися 9 классов. Во втором полугодии учебного года. В качестве зрителей могут присутствовать учащиеся и учащиеся других классов, а также учителя и родители. Для проведения конкурса рекомендуется заранее организовать три команды по 6 – 8 человек, позаботиться о том, чтобы ребята придумали название, эмблему и девиз для своих команд. Предполагается подготовка ведущих, реквизитов для проведения турнира. Мероприятие может проводиться в кабинете химии.

Оборудование:  Костюмы для Веди и Атома, заранее подготовленные послания для команд, реактивы для проведения опытов, лабораторное оборудование. Компьютер, проектор, экран.

Ведущий1: Здравствуйте, дорогие участники игры и зрители, уважаемое жюри!

Ведущий2: мы рады приветствовать вас на сегодняшнем турнире «Хочу всё знать!», который позволит вам по-новому взглянуть на окружающие вас вещи, расширить кругозор. Вы узнаете, что химия – очень интересная наука и химики не такие уж сухие люди, которые думают только о формулах.

Ведущий1:

Орешек знаний тверд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Девиз игры «Хочу всё знать!»

Ведущий2: Индийские мудрецы утверждали: «Не ищите чудес, их нет. Ищите знание – оно есть. И всё, что люди зовут чудесами, та или иная степень знания» Каждый, кто находится в этом зале, может сказать, что знаком со школьным предметом – химия. Сегодняшний турнир посвящен этой науке. И нам хотелось бы, чтобы у всех собравшихся в этом зале было доброе, весёлое настроение.

Ведущий 1. Сегодня знатокам предстоит путешествие в планету Знаний. И сопровождать их будут наши гости.

На сцену выходят профессор Атом и Веди. Профессор Атом с огромным портфелем, профессор Веди  в магистерской шапочке. Они будут помогать ведущим.

Веди. Разрешите представиться. Я профессор Веди.

Ведущий2. Веди?

Веди. Да, это мой научный псевдоним. Разве вы не знаете, что Веди – третья буква славянской азбуки, созданной Криллом и Мефодием: «аз», «буки», «веди» и т. Д.? Кстати, корень «вед» еще в древнеиндийском языке обозначал «знание».

Ведущий1. Вот откуда в русском языке слова «ведать», «сведения», «уведомить».

Атом. А я профессор Атом.

Ведущий2. Я думаю, что все ребята знакомы с вами.

Атом. Да, меня все знают, но никто никода не видел. Я самая наименьшая частица старшего брата – химического элемента. А ученные всего мира называют меня электронейтральной частицей, состоящей из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов.

Ведущий1. Прежде чем вы отправитесь с ребятами в путешествие по планете Знаний, нужно представить жюри и команды.

Ведущие представляют членов жюри. Команды выступают со своими презентациями

Атом. Ну что, ребята, пора! Итак, я достаю из портфеля карточку с первым конкурсным заданием.

Ведущий2. Команды за 1 мин должны дать как можно больше правильных ответов на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Ведущий переворачивает песочные часы и начинает задавать вопросы одной команде. Когда время истекает, часы переворачивают опять, и в игру включается другая команда.

Конурс «Кто быстрее»

Для команды 1

  1. Газообразная природная смесь  (Воздух);
  2. Процесс распада электролита на ионы (Диссоциация);
  3. Газ образующийся во время грозы (Озон)
  4. То из чего состоит тело (Вещество)
  5. Положительная частица ядра атома (Протон)
  6. Самое твердое природное вещество (Алмаз)
  7. Газ, выделяемый растениями на свету (Кислород)
  8. Процесс отдачи электронов (окисление)
  9. Синоним выражения «Химическое явление» (Реакция)
  10. Отрицательный ион (Анион)
  11. Какую водку не станет пить пьяница? (Царскую)
  12. Вертикальный ряд элементов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (Группа)
  13. Единица количества вещества (Моль)

Для команды 2

  1. Раствор хлороводорода в воде (Соляная кислота)
  2. Название солей азотной кислоты (Нитраты)
  3. Простейший стеклянный химический сосуд (Пробирка)
  4. «Родной брат» алмаза (Графит)
  5. Наименьшая частица вещества, состоящая из атомов (Молекула)
  6. Реакция, сопровождающаяся выделением света и тепла (Горение)
  7. Самый легкий благородный газ (Гелий)
  8. Условная запись состава вещества (Формула)
  9. Самый распространенный на земле элемент (Кислород)
  10. Число атомов в молекуле водорода (2)
  11. Чем гасят соду? (Уксусом)
  12. Заряженная частица, в которую превращается атом (Ион)
  13. Твердая вода (Лед)

Для команды 3

  1. Цифра, стоящая перед формулой в уравнении реакции (Коэффициент)
  2. Название солей серной кислоты (Сульфаты)
  3. Родина фарфора (Китай)
  4. Самый легкий газ (Водород)
  5. Частица, вращающаяся вокруг ядра атома (Электрон)
  6. Жидкий металл (Ртуть)
  7. Дождь от которого гибнут растения (Кислотный)
  8. Аллотропное видоизменение кислорода (Озон)
  9. Очень быстрая  химическая реакция (Взрыв)
  10. Газ, которого больше всего в воздухе (Азот)
  11. Окисление железа в окружающей среде (Ржавление)
  12. Положительный ион (Катион)
  13. Горизонтальный ряд химических элементов (Период)

Жюри подводит итоги, и объявляет результаты первого конкурса

КОНКУРС «Химия в загадках»

Веди. Сейчас мы достаем слюдующую карточку с заданием

Ведущий1. Будем загадывать вам загадки, кто отгадает, тот получает 1 бал.

Для команды1

  1. Кто с кем в родстве- дает ответ пером написанный портрет (Химическая формула)
  2. Не руками решетка построена: трехмерная, плотная, стройная (Кристаллическая решетка
  3. Скажите что это такое: один нырнул, а всплыли двое? (Реакция разложения)

Для команды 2

  1. Действует как решето, а выглядит инаце, на столе стоит и плачет (прибор для фильтрования)
  2. Только в воду окунется – невидимкой обернется (Растворимое в воде вещество)
  3. Пусть математик удивится, у химика один прибавить к одному, получится один (Реакция соединения)

Для команды 3

  1. В холод пряцется в нору, поднимается в жару. (Столбик ртути (спирта) в термометре)
  2. «Она идет», «она прошла» - ни кто не скажет, что пришла (Химическая реакция)
  3. Получешь газы из воды, смешаешь вместе – жди беды (Гремучая смесь из воды и кислорода)

 

КОНКУРС «Угадайте вещество»

В следующем конкурсе участвуют по три человека от каждой команды

Атом. Игрокам предстоит в течении 5 мин по описанию особенностей свойств, истории открытия, сведений о применении угадать, о каком веществе идет речь. Чем меньше подсказок будет дано команде для угадывания правильного ответа, тем больше баллов она получает. Максимальная оценка 7 баллов.

Для команды 1

  1. Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись ему, как божеству.
  2. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.
  3. По поверьям оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек, незаметно брось щепотку его в огонь: спасет от «дурного глаза». Собираясь в дальнюю дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу.
  4. Оно и стада хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не обходилось.
  5. Его алхимический знак – ключ.
  6. Оно в воде рождается, в воде умирает: «Из воды родится, а воды боится»
  7. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его приближенные. А гости нетитулованные уходили домой «Не солоно хлебавши».

Ответ. Поваренная соль

Для команды 2

  1. Древние египтяне называли его «вааепере», что означает «родившееся на небе».
  2. Древние копты называли его «камнем неба».
  3. Изделия из него ценились дороже золота. Среди сокровищ египетских пирамид, где было много золота, ученые нашли несколько украшений из этого металла. Только очень богатые люди кольца или броши изготовленные из него. Один восточный деспот даже издал закон, под страхом смертной казни, запрещавший всем, кроме него, носить сделанные из этого металла украшения.
  4. Древнегреческий историк и географ Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота.
  5. Алхимики считали его на столько неблагородным металлом, что им не стоило заниматься.
  6. Это очень мягкий металл. Ножом, сделанным из него не обстругаешь деревянную палочку.
  7. По имени этого металла называется период в развитии человечества.

Ответ. Железо

Для команды 2

  1. Кристаллы этого вещества хрупки, их не удается расплющить даже молотком на наковальне. В пламени кузнечного горна, где все металлы плачут огненными слезами, они даже не краснеют. Растворить их не удается ни в кислотах, ни в щелочах, «Ни огнем, ни искусством» - такой вердикт вынесли алхимики, исчерпав все возможности.
  2. Его появлению, как отметил академик Вернадский В. И., в научной литературе середины XVII в. Уделено внимания больше, чем любому другому веществу. Это отражает заботы и волнения который доставил сей металл, выскочив на арену жизни, словно джинн, спутав все карты алхимии  и религии.
  3. Его привезли в Европу из Перу
  4. Он был в Испании под запретом 43 года. Покупали его в основном для подделок. В 1791г. Испанский король издал указ: «Его добывать всюду, где только можно, скупать, беречь за семью замками и везти в Испанию с такой же охраной, как золото. А если кто нарушит указ – рубить голову».
  5. В чистом виде его выделил молодой лондонский врач Уильям Волластон, с увлечением занимавшийся химией, физикой, минералогией, кристаллографией.
  6. Он следовал за золотом как тень. Его примесь в золоте проявлялась тем, что мерк червонный блеск, присущий высокопробному золоту; монеты приобретали сероватый тусклый оттенок. Такое золото называли гнилым или испанским. Дукаты самого могущественного государства – Испании – упали в цене. Злые языки утверждали, что монеты померкли, как сама испанская корона.
  7. В 1752 г. В актах Стокгольмской академии наук появилось сообщение «О белом золоте, или Седьмом металле», называемом в Испании «Серебришко из Пинто», его автор, директор шведского монетного двора Шеффер, предложил название новому элементу Аurum Album – белое золото. Предложенное им название не прижилось. Серебришко осталось серебришком, бесовским соблазном, нарушившим веру в самое святое – чистоту и неподдельность золота. Теперь это металл роскоши, «Ювелирный король», из него сделаны первые эталоны длины и массы.

Ответ. Платина

Жюри подводит итоги, и объявляет результаты третьего конкурса.

 КОНКУРС «Химический бумеранг»

Ведущий 1. Бумерангом называют метательное орудие в виде изогнутой палки (Веди и Атом демонстрируют модель из картона), при искусном броске возвращающееся обратно к бросившему.

Веди. Я буду задавать вам вопросы и надеюсь, что правильные ответы на них быстро вернутся ко мне, как бумеранг. За каждый правильный ответвы получите 3 балла. За неполный ответ жюри начислит вам меньшее количество баллов.

Вопросы командам

  1. Относится ли вещество составом Na2O2 к оксидам? 9Нет степень окисления кислорода равна -1)
  2. Если растереть в ступке таблетку фенолфталеина и добавить несколько гранул щелочи, то между этими веществами реакция не идет. Что надо сделать чтобы реакция пошла? (Добавить воду)
  3. Отвары каких растений можно использовать в качестве индикаторов? (отвары черной смородины, столовой свеклы, шелуху подсолнуха, черники, краснокочанной капусты)
  4. Какую кислоту называют «купоросным маслом» и почему? (Со времен алхимиков так называли серную кислоту из-за ее маслянного видаи в связи с тем, что ее получали из железного купороса)
  5. В минеральной воде бурлит, в топочном газе летает, растениям пользу несет, пожар затухать заставляет. О каком веществе идет речь? К какому классу веществ оно относится? (об углекислом газе. Класс оксиды)
  6. Какая кислота находится в желудочном соке человека и какова её роль? Соляная кислота. В её присутствии фермент пепсин расщепляет белки)
  7. В архиве пожарной части города Бенд (США) хранится запись о пожаре, вызванном снегом. Возможно ли такое? (Возможно, если снег попал в яму с негашеной известью. Под действием воды, образующейся из снега, начнется экзотермичееская реакция образования гашеной извести, причем может выделиться так много теплоты, что начнется пожар.
  8. Что общего между мелом, скелетом человека и гипсом? (в состав входит элемент кальций в виде солей: соответственно CaCO3, Ca3(PO4)2, CaSO4.
  9. Лопата, стоя у дверей, без дела стала тяжелее. Почему? (металл окисляется, масса увеличивается)

Жюри подводит итоги, и объявляет результаты конкурса

Ведущий 2. Пусть наши профессора отдохнут, а мы проведем занимательные опыты.

СЕРЕБРЯНЫЙ ЛЕС

В пробирку заранее помещают обезжиренный кусочек меди и приливают немного раствора нитрата серебра (1:10). Через несколько часов на поверхности меди появляется лес иглообразных, ярко блестящих кристаллов серебра, который ведущий и демонстрирует учащимся:

 Cu+ 2AgNO3=Cu(NO3)2+2Ag

К этому опыту нужно приготовить заранее, чтобы лес успел вырасти для демонстрации учащимся!

ВОДА ЗАЖИГАЕТ БУМАГУ

В фарфоровой чашке смешивают пероксид натрия с мелкими кусочками фильтровальной бумаги. На приготовленную смесь капают несколько капель воды. Бумага воспламеняется:

Na2O2+2H2O=H2O2+2Na OH

2H2O2=2H2O+O2

ВСПЫШКА СМЕСИ ОКСИДА МЕДИ (II) И АЛЮМИНИЯ

На металлический лист насыпают смесь, состоящую из равных объемовалюминиевой пудры (продается в хозяйственных магазинах как серебрянка) и оксида меди (II). Лист греют на газовой горелке или спиртовке. Через некоторое время в смесь вставляют спичку так, чтобы головка слегка торчала. Затем поджигают спичку горящей лучинкой. Происходит яркая вспышка, сопровождаемая слабым хлопком:

3CuO+2Al=Al2O3+3Cu

КОНКУРС «ДЕШИФРОВАНИЕ»

Ведущий1. В адрес участников игры пришли три телеграммы с пожеланиями, но они оказались зашифрованными химическим способом. В течении двух минут без применения дополнительных реактивов определите, чем они были написаны. За правильный ответ команда получит 3 балла.

Ответ. Телеграммы написаны на телеграфном бланке раствором серной кислоты или концентрированным раствором сульфата (хлорида) кобальта (II). Надписи проявляют нагреванием.

Тексты телеграмм: «Думай, работай, ищи. Трудно будет – пищи!», «В нашей игре, друзья, инертным газом быть нельзя!», «Через тернии к звёздам».

Жюри подводит итоги и объявляет результаты конкурса.

ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ

Ведущий1. Вам предстоит перевести с химического языка общепринятые выражения.

  1. Не всё то аурум, что блестит. (не всё то золото, что блестит)
  2. Белый как карбонат кальция (Белый как мел)
  3. Куй феррум, пока горячо. (Куй железо, пока горячо)
  4. Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание – золото)
  5. Купрумного гроша не стоит. (Медного гроша не стоит)
  6. Стойкий, станнумный солдатик. (стойкий оловянный солдатик)
  7. С тех пор много оксида водорода утекло (С тех пор много воды утекло)
  8. Тяжелые плюмбумные тучи. (Тяжелые свинцовые тучи)
  9. Прошёл огонь, аш два о и купрумные трубы. ( прошёл огонь, воду и медные трубы)

БЛИЦ ТУРНИР КАПИТАНОВ

Ведущий2. Предлагаем капитанам команд по 5 вопросов, на которые отвечать нужно сразу. За каждый верный ответ – 1 балл.

Вопросы капитану команды 1.

  1. Свойства атомов и молекул, являющееся мерой их инертности. (масса)
  2. Самый легкий металл (Литий)
  3. Переход вещества из твердого состояния в жидкое (Плавление)
  4. Как харктеризуют твер написание химических формулдые вещества по характеру их упорядоченности частиц, образующих это вещество? (На кристаллические и аморфные)
  5. Каким элементом богата морская капуста – ламинария? (Иодом)

Вопросы капитану команды 2.

  1. Единица молярной массы (грамм на моль)
  2. Латинское название золота (Аурум)
  3. Как классифицируют вещества по числу химических элементов, их образующих? (На простые и сложные)
  4. Назовите закон, на основе которого стало возможным написание уравнений химических реакций и проведение расчетов по ним, а также имена ученых, его открывших. (закон сохранения массы веществ при химических реакциях; М. В. Ломоносов, А. Лавуазье.)
  5. Назовите разновидности химических формул. (Молекулярные, структурные (графические), электронные.

Вопросы капитану команды 3.

  1. Число отдельных частиц (атомов, молекул, ионов), содержащихся в одном моле вещества (6*1023)
  2. Самый активный неметалл (Фтор)
  3. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное. (Испарение)
  4. Сколько атомов водорода вытесняет из молекулы воды один атом натрия? (один)
  5. Назовите закон, на основе которого стало возможным написание химических формул и проведение расчетов по ним, а также имя ученного, его открывшего. (закон постоянства состава, Ж. Л. Пруст.)

Ведущий1. Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями, и доказали, что вы настоящие эрудиты.

Веди:

Всем спасибо за вниманье,

За задор, за звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Атом:

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»

Ведущие (хором). Всего вам доброго, ребята! До скорых встреч!

Список использованной литературы:

  1. Курганский С. М. Увлекательная химия М: Русское слово 2011
  2. Химия Агафошин Н. П. периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева: Пособие для учащихся. М:Просвещение, 1982.
  3. Азимов А. Краткая история химии/пер. с англ. М:Химия 1978.
  4. Бахматов Р. Фигуры не имеет… М: Знание, 1977
  5. Бударина В. А., Михайлова Т. Н. Нескучные уроки //Читаем, учимся, играем. 2006  
  6. Джуа М. история химии. М: Мир. 1996
  7. Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. М: Дрофа, 2004
  8. Кузнецов В. И., Печенкин А. А. Формирование мировоззрения учащихся при изучении химии: пособие для учителей. М: Просвещение, 1978

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеурочного мероприятия: математической игры "Что? Где? Когда?" для учащихся 7 - 8 классов.

Игра, предложенная Вашему вниманию, проводилась в рамках недели математики для учащихся 7 и 8 классов. Формат игры взят по образу телевизионной игры «Что? Где? Когда?», только заданиями становятся воп...

Разработка внеурочного мероприятия "Губительная сигарета"

Пособие выполнено в технологии развития критического мышления....

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

Разработка внеурочного мероприятия "Ко дню автомобилиста"

Внеурочное мероприятие, посвященное "Дню автомобилиста" для студентов групп НПОМожно использовать для учащихся 10 - 11 классаПлан: Журнал - презентация  «История создания автомобилей»Конкурс...

Методическая разработка внеурочного мероприятия военно-патриотической направленности

Данная методическая разработка внеурочного мероприятия основана на исторических событиях  прошлого посёлка Краснозерское Новосибирской области. Она явилась результатом проектного исследования по ...

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Математика в экономике"

В методической разработке показана взаимосвязь между дисциплинами "Математика" и "Экономика"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ “The Fifth Element (The Tula Kremlin)” Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ“The Fifth Element (The Tula Kremlin)”Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов...