Урок по химии
план-конспект урока по химии (11 класс)

Колесникова Ольга Владимировна

Разработка урока по химии на темеу: "Неметаллы". Для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himii_v_11_klasse_s_multimediynoy_podderzhkoy.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в  11  классе с мультимедийной поддержкой.

 Разработала  учитель химии  второй квалификационной  категории

 Колесникова Ольга Владимировна,  МОУ Манычская СОШ №11

Тема урока: « Неметаллы»

Цели урока:

  • 1. Обеспечить закрепление в ходе урока следующих понятий:строение атома элемента
  • характеристика элемента по его положению в ПСХЭ
  • явление аллотропии
  • строение вещества
  • химические свойства неметаллов

2. Развивать специальные умения и навыки

  • умение составлять химические уравнения реакций
  • умение пользоваться химической символикой и химическим языком
  • умение работать с химическим оборудованием и химическими реактивами

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, соблюдение правил техники безопасности.

4. Развивать творчество, интерес к предмету, интеллект, эмоциональную мотивацию личности.

Оборудование: компьютер,  интерактивная доска, мультимедийный проектор, экран.

Простые вещества неметаллы: Йод кристаллический, бром в ампуле, сера углерод, красный фосфор.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность          учащихся

слайд

комментарии

1.Организационная часть.                        

Запись в тетрадях

1

Учитель сообщает  тему, цель, девиз,    план урока.

2. Актуализация опорных знаний

Классификация веществ.

Значение неметаллов в природе.

2, 3

Обратить внимание на историю становления классификации, роль российских ученых в систематизации сведений об элементах.

2) Нахождение в природе.

Запись в тетрадях. Содержание в оболочках земли в веществе Вселенной

Определение неметаллов

4, 5,6,7,8

9

Экология, Последствия разработок серы, углерода, алмазов

1)  Положение неметаллов в ПСХЭ

 Работа с Таблицей Д.И.Менделеева  на слайде

Закономерности изменения свойств неметаллов

10

11

 Повторение физического смысла № группы, периода, закономерностей изменения свойств атома в зависимости от его положения  в ПСХЭ.

Вывод

Электронное строение атомов азота, кислорода , хлора

Индивидуальная работа у доски и в тетради

12

Вывод об особенностях строения атомов неметаллов

Химическая связь в молекулах простых веществ.

Работа у доски с комментариями Запись в тетрадях

Составление схемы образования молекул азота, кислорода, хлора

13

Кратность связи

3)  Физические свойства.    

Агрегатное состояние  простых веществ                                    

Демонстрация:

Возгонка йода

Обсуждение правил ТБ и ОТ

Цвета простых веществ неметаллов

Запись  в тетради  и обсуждение .

 Проверка

14

15

 Атомы неметаллов стремятся к завершению своего внешнего электронного уровня

4)  Проблемный вопрос: почему простых веществ в природе больше, чем хим. элементов?

Явление аллотропии.

Аллотропные модификации неметаллов

Примеры с иллюстрациями рассматриваются на доске. Выясняют причины аллотропии

16

17

Причина аллотропии – различное число атомов в молекуле ; различная кристаллическая решетка.

7) Демонстрационный эксперимент: возгонка йода

 Комментирование, объяснение наблюдений

13

Сублимация – явление перехода твёрдого вещества в газообразное минуя жидкое.

8) Химические свойства неметаллов:

Окислители и восстановители

Важнейшие соединения неметаллов

От чего зависит окислительные или восстановительные свойства проявляет неметалл?

18

19

Работа с таблицей Д.И. Менделеева: водородные соединения и высшие оксиды

Закрепление знаний генетической связи между различными классами неорганических соединений.

К доске приглашается один ученик для записи уравнений реакции  по цепочке превращений с участием неметаллов.

20

Запись на доске окислительно-восстановительных реакций, составление электронного баланса.

4. Самоконтроль.       Учитель предлагает

Выполнить 3 коротких теста с последующей взаимной проверкой.

Выполнение работы  на  карточке  с последующей проверкой.

21

Учащиеся меняются тетрадями и проверяют работы друг у друга. Оценка выставляется в тетрадь.

Краткий конспект.

  Вступительное слово.

Другого ничего в природе нет

ни здесь, ни там, в космических глубинах:

все — от песчинок малых до планет —

из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой

строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший — водород,

есть просто кислород, а вместе это —

июньский дождь от всех своих щедрот,

сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

и темно-бурые растворы брома,

и кажется вселенная сама

одной лабораторией огромной.

Сегодня мы поговорим о неметаллах.

Вы уже рассматривали общие свойства неметаллов отдельные группы неметаллов. Целью нашего сегодняшнего урока является обобщение знаний по неметаллам, установление связи между строением атомов неметаллов и проявляемыми  ими свойствами, закрепление умений отражать свойства веществ с помощью уравнений химических реакций.  Характеристику неметаллов мы будем давать по привычному плану, а для того чтобы сделать нашу работу более эффективной, предлагаю разделиться на 5 групп.  На столах вы видите тему   и вопросы, на которые члены группы должны дать ответ  после обсуждения.  Задания, отмеченные звёздочкой, необходимо выполнить в тетради.

Все многообразие окружающей нас природы состоит из сочетаний сравнительно небольшого числа химических элементов.

В различные исторические эпохи в понятие “элемент” вкладывался различный смысл. Древнегреческие философы в качестве “элементов” рассматривали четыре “стихии” – тепло, холод, сухость и влажность. Сочетаясь попарно, они образовывали четыре “начала” всех вещей – огонь, воздух, воду и землю. В средние века к этим началам добавились соль, сера и ртуть. В XVII веке Р. Бойль указал на то, что все элементы носят материальный характер и их число может быть достаточно велико.

В 1787 году французский химик А. Лавуазье создал “Таблицу простых тел”. В нее вошли все известные к тому времени элементы. Под последними понимались простые тела, которые не удавалось разложить химическими методами на еще более простые. Впоследствии выяснилось, что в таблицу вошли и некоторые сложные вещества.

В настоящее время понятие “химический элемент” установлено точно.

Кто вспомнит определение химического элемента, как мы с вами его понимаем?

Химический элемент – вид атомов с одинаковым положительным зарядом ядра. (Последний равен порядковому номеру элемента в таблице Менделеева.)

В настоящее время в природе найдено около 90 элементов и ещё более 20  получены искусственно с помощью ядерных реакций

Все элементы делятся на металлы и неметаллы. Из 114 элементов 88 относятся к металлам. Однако это деление условное. (При определенных условиях некоторые металлы могут проявлять неметаллические свойства, а некоторые неметаллы – металлические свойства). Неметаллов же всего 16!  Так мало и так много.

Итак, давайте разберёмся, почему знание этих 16 элементов чрезвычайно важно.

Два неметалла составляют 77% от массы земной коры. Это кислород и кремний.

Воздух смесь газов. На диаграмме представлен его состав. Кто вспомнит постоянные составные части воздуха? Переменные? Случайные?. Кстати масса атмосферы примерно 5 * 1015 т!

Все тела во Вселенной состоят из атомов одних и тех же элементов, но содержание их в различных объектах различно. При этом наблюдаются интересные закономерности. Абсолютным лидером по распространенности является водород, он составляет 88,6%. Следом идёт гелий – 11.3 %. На долю же остальных приходится 1%.

Но самая главная причина внимательно  изучать неметаллы та, что В. И. Вернадский установил тесную связь между геохимическими процессами и жизнью живых организмов, что нашло отражение в создании им новой науки - биогеохимии. Он неоднократно подчеркивал, что: геохимические процессы и живые организмы образуют единый биогеохимический цикл. Проводя детальный анализ содержания элементов в земной коре и в живых организмах, Вернадский пришел к выводу, что качественный состав этих объектов близок. Он предполагал, что в живом организме когда-нибудь будут найдены все элементы периодической системы, обнаруженные в неживой природе Земли. Действительно, к настоящему времени в организме человека надежно установлено присутствие около 70 элементов периодической системы.

В живом организме преобладают 6 элементов: С, H, О, N, P, S - на которые приходится 97,4 % массы организма. Эти элементы называются органогенами.

Определение неметаллов.

Положение неметаллов в ПСХЭ. Повторение закономерностей изменения свойств элементов по периодам и подгруппам.

Работа у доски: строение атомов азота, кислорода и хлора.

Виды химической связи в молекулах простых веществ. Работа у доски: показать схему образования связи в молекулах азота, кислорода и хлора.

Агрегатное состояние неметаллов. Работа в тетради  ---   проверка

ЭКСПЕРИМЕНТ. Демонстрация возгонки йода.

Какое строение на ваш взгляд, имеет йод: молекулярное или немолекулярное? Почему вы так  полагаете?

Цвета неметаллов.

Демонстрация образцов простых веществ неметаллов.

Для неметаллов в большей степени, чем для металлов характерно явление аллотропии. Что это за явление? Какие вы знаете аллотропные модификации?

Химические свойства неметаллов  зависят от степени окисления элемента. они могут быть и окислителями и восстановителями.

К доске приглашается один ученик для записи уравнений реакции  по цепочке превращений с участием неметаллов.

Обсуждение превращений.

Для проверки знаний  по теме предлагаю выполнить один или два из трёх имеющихся на столе тестов. Уровень сложности этих небольших тестов различен. Хотелось бы заметить, что два из них  - из числа вопросов, предложенных на ЕГЭ по химии в прошлом году.

Осуществление взаимопроверки.

Выводы по уроку.

Приложение 1.

Группа № 1.

Неметаллы в природе.

1. Назовите самый распространённый элемент  земной коры.

2. Состав воздуха.

3. Постоянные и переменные составные части воздуха.

4. Химические элементы во Вселенной.

 5*.  Вычислить объём воздуха, необходимого для полного сжигания 20 г серы, содержащей 4% негорючих примесей.

6. Какие экологические проблемы возникают при выбросах в атмосферу продуктов сгорания неметаллов. Какие меры по ограничению количества этих выбросов вы можете предложить?

7. Какие неметаллы составляют основу органических веществ живой материи?

Группа № 2.

Строение атомов неметаллов. Химическая связь.

1. Положение атомов неметаллов в Периодической системе химических Элементов Д. И. Менделеева.

2. Закономерности изменения неметаллических свойств по периоду и по подгруппе.

3*. Изобразите электронное строение атомов азота, кислорода, хлора.

4*. Определите вид химической связи в молекулах N 2, O 2, Cl 2. Что можно сказать о прочности этих связей?

5**. Чем определяются валентные возможности атомов? сравните валентные возможности кислорода и серы.

 6. К каким электронным семействам относятся неметаллы?

7. Сравните строение атомов металлов и неметаллов (радиусу и количеству электронов на внешнем энергетическом уровне).

Группа № 3.

Физические свойства неметаллов.

1. Какое строение имеют простые вещества неметаллы по типу кристаллической решётки?

2. Как зависит температура плавления (кипения) веществ от прочности кристаллической решётки?

3*. Разделите неметаллы на тори группы по агрегатному состоянию.

4*. Что такое аллотропия? Чем обусловлена? Приведите аллотропные модификации кислорода, фосфора, углерода.

5. Цвет неметаллов (сравнить с металлами).

Группа № 4.

Важнейшие соединения неметаллов.

1*. Назовите водородные соединения неметаллов: серы, кислорода, хлора, азота, селена.

2. Как изменяется характер водородных соединений неметаллов в зависимости от их положения в Периодической системе химических элементов Д.И Менделеева?

3*. Запишите формулы высших оксидов элементов: углерода, фосфора, бора, брома. Укажите степень окисления элементов в них.

4*. Что представляют собой гидроксиды неметаллов? определите степень окисления неметалла в соединениях:

H 2 Si O3,   H 3 P O4,   H 2 S O4,   H  Cl O3

Группа № 5.

 Химические свойства  неметаллов.

1. В каких случаях простые вещества неметаллы проявляют окислительные свойства? Приведите примеры.

2*.  Проиллюстрируйте восстановительные свойства неметаллов на примере углерода, водорода.

3*. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить переходы:

S      →       SO2          SO3     H 2SO4 →     BaSO4 

 

 

       H2 S                                              Na2 S O4                                                                                   

4*. Расставить коэффициенты методом электронного баланса:

Br2 + NaOH          Na Br O3  +   Na Br  + H 2 O

Приложение  2.

Тесты на разноцветных карточках (выбираются обучающимися самостоятельно, в зависимости от степени  овладения материалом; ответы на слайде приведены на соответствующем фоне).

1. К III группе ПСХЭ относится неметалл:

А) Н              Б) В                            В) Si

2. Число электронов на внешнем электронном слое атомов неметаллов:

А) 1-3                         Б) 2-6                       В) 4-7

3. К газообразным неметаллам не относят:

А) H2                   Б) Br2                         В) N2 

4. Для какого неметалла характерен красный цвет?

А) Cl2                    Б) I2                          В) P

5. К постоянным частям воздуха не относят:

А) N2                     Б) СО2                     В) Kr

Установите соответствие между  формулой кислоты и соответствующего этой кислоте оксида:

А)  H2 CO3        1)  CO2

Б)  H NO2        2) CO

В)   H NO3                                          3) N2 O3

Г)   H ClO3                                        4) N2 O5

                                                          5)  Cl2 O5

                                                          6)  Cl O3

Установите соответствие между  формулой кислоты и соответствующего этой кислоте оксида:

А)  H2 CO3        1)  CO2

Б)  H NO2        2) CO

В)   H NO3                                          3) N2 O3

Г)   H ClO3                                        4) N2 O5

                                                          5)  Cl2 O5

                                                          6)  Cl O3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».

Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....

Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)

Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических  и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...

Презентация урока по химии "Бытовая химия"

Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...