Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс)

 

 

 

Аннотация к программе

8 класс

Рабочая программа составлена на основе программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» М.; «Дрофа», 2016.

Цели и задачи:

Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

причинно – следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

формирование основ химического знания – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;

развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;

формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;

развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;

развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;

формирование экологического мышления, убеждённости в необходимости охраны окружающей среды.

Количество учебных часов:

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения химии в 8-м классе основного общего образования  из расчета 2 учебных часа в неделю (из части формируемой участниками образовательных отношений добавлен 1 час, итого 102 учебных часа)

 Учебно-методический комплект:

  1. О.С.Габриелян. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2016.
  2. Габриелян О.С. Контрольно-измерительные материалы по химии 8 кл. к учебнику О.С.Габриеляна 8 класс. – М.: Дрофа, 2016.
  3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс: методическое пособие -М.: Дрофа 2016.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._himiya_8.docx95.41 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к программе

8 класс

Рабочая программа составлена на основе программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» М.; «Дрофа», 2016.

Цели и задачи:

Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

причинно – следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

формирование основ химического знания – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;

развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;

формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;

развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;

развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;

формирование экологического мышления, убеждённости в необходимости охраны окружающей среды.

Количество учебных часов:

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения химии в 8-м классе основного общего образования  из расчета 2 учебных часа в неделю (из части формируемой участниками образовательных отношений добавлен 1 час, итого 102 учебных часа)

 Учебно-методический комплект:

  1. О.С.Габриелян. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2016.
  2. Габриелян О.С. Контрольно-измерительные материалы по химии 8 кл. к учебнику О.С.Габриеляна 8 класс. – М.: Дрофа, 2016.
  3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс: методическое пособие -М.: Дрофа 2016.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

                       Принято

      на заседании  педагогического

                         совета

     Протокол № 1 от  30.08.2019 г.

«Утверждено»

Приказом директора ОО

 № 83 от  30.08.2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  химии

для  8  класса

                                                                        Автор – составитель

                                         Учитель Людмила Александровна Пеканова

        

2019- 2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;

- Федерального образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказов Минобразования РФ  (в редакции от 29.12.2014г. № 1644; от 31.12.2015г. №1577);

- СанПиНов 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189, в ред. изменения от 24.11.2015г.);

-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Синьковской СШ;

-Примерной программы основного общего образования по химии.

Для реализации программного содержания используются:

Учебник: Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 класса общеобразовательных учреждений М: Дрофа, 2016г),

Место курса химии в  учебном плане: Программа разработана в соответствии с  учебным планом   основного общего образования. Химия изучается в 8 классе 102ч (3ч в неделю)

Форма промежуточной аттестации- контрольная работа

Отличительные особенности рабочей программы и авторской

Основное отличие данной рабочей программы от авторской состоит в том, что в авторской программе практические работы сгруппированы в блоки - химические практикумы, которые проводятся после изучения нескольких разделов, а в рабочей программе эти же практические работы даются после изучения конкретной темы. Это позволяет лучше закрепить теоретический материал на практике и проверить практические умения и навыки непосредственно по данной теме. Чтобы провести практическую работу по когда-то изученной теме, требуется дополнительное время для повторения теоретических основ, что исключается в данной рабочей программе.

В авторскую программу О.С.Габриеляна  внесены  изменения: уменьшено количество часов на изучение темы: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», в связи с выделением 1 часа на промежуточную аттестацию.

Тематическое планирование

№п/п

Тема раздела

количество часов по авторской программе

Количество часов по программе МБОУ Синьковская СШ

1

Введение

8

8

2

Тема 1.Атомы химических элементов

13

13

3

Тема 2. Простые вещества

9

9

4

Тема 3.Соединения химических элементов

16

16

5

Тема 4.Изменения, происходящие с веществами.

18

18

6

Тема 5.Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

32

31

7

Тема 6.Обобщение материала за курс 8 класса

6

6

Промежуточная аттестация

1

Итого

102

102

Изучение химии основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии  основного общего образования, изложенные в пояснительной записке примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями обучающихся. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации. Курс 8 класса начинается темой «Введение». В теме «Атомы химических элементов» рассматриваются атомы как форма существования химических элементов, состав атомных ядер, взаимодействие атомов между собой, виды связей. В теме «Простые вещества» - положение металлов и неметаллов в ПС Д.И. Менделеева, общие физические свойства металлов, важнейшие простые вещества – неметаллы, простые вещества и сложные и их свойства, постоянные величины Авогадро, молярный объем. В теме «Соединения химические соединения» рассматривается степень окисления, составление формул, основные классы неорганических веществ.

Срок реализации рабочей программы 1 год

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимисямежпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

 Обучающийся сможет:

- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

- критически оценивать содержание и форму текста.

4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

- определять свое отношение к природной среде;

- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-выделять общую точку зрения в дискуссии;

-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

-характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

-описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

-раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

-раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

-различать химические и физические явления;

-называть химические элементы;

-определять состав веществ по их формулам;

-определять валентность атома элемента в соединениях;

-определять тип химических реакций;

-называть признаки и условия протекания химических реакций;

-выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

-составлять формулы бинарных соединений;

-составлять уравнения химических реакций;

-соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

-пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

-вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

-вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

-вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

-характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

-получать, собирать кислород и водород;

-распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

-раскрывать смысл закона Авогадро;

-раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

-характеризовать физические и химические свойства воды;

-раскрывать смысл понятия «раствор»;

-вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

-приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

-называть соединения изученных классов неорганических веществ;

-характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

-определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

-составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

-проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

-распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

-характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

-раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

-объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

-объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

-характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

-составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

-раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

-характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

-определять вид химической связи в неорганических соединениях;

-изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

-раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

-определять степень окисления атома элемента в соединении;

-раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

-составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

-объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

-составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

-определять возможность протекания реакций ионного обмена;

-проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

-определять окислитель и восстановитель;

-составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

-называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

-классифицировать химические реакции по различным признакам;

-характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

-проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

-распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

-характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

-называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

-оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

-грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

-определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

-характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

-составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

-прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

-составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

-выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

-использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;-

-формировать представления о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

-использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

-объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

-критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

-осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

-создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

Содержание

Введение (8 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле 3.*Установление простейшей формулы вещества по массовым долям.

Демонстрация.* Коллекции предметов – физических тел и изделий из простых и сложных веществ (алюминия и стекла).

Тема 1. Атомы химических элементов (13 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий « протон », « нейтрон », « относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двух атомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

 Тема 2 Простые вещества (9 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Коллекция металлов. Коллекция неметаллов.

Получение озона. Получение и ознакомление со свойствами белого и красного фосфора, белого и серого олова. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Тема 3 Соединения химических элементов (16 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Значение химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи, 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды. Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей. Правило разбавления H2SO4. Изменение окраски индикаторов в растворах кислот. Очистка загрязненной поваренной соли

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (16 ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка йода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 3а. Взаимодействие оксида магния с кислотами 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом

Тема 5 .Практикум № 1. Простейшие операции с веществом (2 ч)

1. Признаки химических реакций.

2. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (28 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.Значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Растворение веществ в различных растворителях. Примеры реакций, идущих до конца. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Осуществление переходов:

Р→Р2О5→Н3РО4→Са3(РО4)2

Са→СаО→Са (ОН)2

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Тема 7. Практикум № 2. Свойства растворов электролитов (4 ч)

3. Ионные реакции.

4. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

5. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

 6. Решение экспериментальных задач.

4. Тематическое планирование

№п/п

Тема раздела

количество часов

Виды контроля (по необходимости)

1

Введение

8

2

Тема 1.Атомы химических элементов

13

3

Тема 2. Простые вещества

9

4

Тема 3.Соединения химических элементов

16

5

Тема 4.Изменения, происходящие с веществами.

18

6

Тема 5.Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

32

7

Тема 6.Обобщение материала за курс 8 класса

6

Календарно-тематическое планирование

№ п/п          

Тема урока

количество часов

Дата

Дата корректировки (по необходимости)

Введение  (8часов)

1

Инструктаж по ОТ. Предмет химии. Вещества. Вводный инструктаж по ОТ в кабинете химии

1

04.09

2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Хемофилия  и хемофобия

1

05.09

3

Знаки химических элементов. Расчет массовой доли элементов по формуле

1

07.09

4

Расчет массовой доли элементов по формуле.

1

11.09

5

Химические формулы.  Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы

1

12.09

6

Урок-упражнение. Вычисления по химическим формулам. Расчет  массовой доли элементов по формуле

1

14.09

7

Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева: периоды, группы, подгруппы (главная, побочная)

1

18.09

8

Урок-упражнение. Строение периодической системы Д.И. Менделеева

1

19.09

Тема 1.  " Атомы химических элементов.(13 часов)

9

 Текущий инструктаж по ОТ. Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны    

1

21.09

10

 Изменение числа нейтронов в ядре атома. Изотопы как разновидности атомов одного элемента

1

25.09

11

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических  элементов № 1-20. Физический смысл порядкового номера элемента, группы, периода

1

26.09

12

Урок-упражнение. Закрепление умений в составлении схем строения атомов химических элементов

1

28.09

13

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов Понятие  ионной связи

1

02.10

14

Урок – упражнение. Составление схем образования ионов,  молекул с ионной связью

1

03.10

15

Строение молекул. Химическая связь, тип химической связи. Ковалентная неполярная связь. Электронные и структурные формулы

1

05.10

16

Понятие о ковалентной полярной связи. Электроотрицательность

1

09.10

17

Урок – упражнение. Ковалентная полярная и неполярная связь

1

10.10

18

Понятие о металлической связи. Образование металлических кристаллов

1

12.10

19

Обобщение и систематизация знаний об элементах, строение атомов и химических связях

1

16.10

20

  Контрольная  работа №1. 1по теме " Химическая формула. Строение атома»

1

17.10

21

Анализ контрольной работы. Текущий инструктаж по ОТ

1

19.10

Тема 2.  " Простые вещества" (9 часов)

22

 Текущий инструктаж по ОТ Простые  вещества- металлы Общие физические свойства металлов

1

23.10

23

Урок-упражнение. Решение задач на количественное определение элементов в веществе

1

24.12

24

Важнейшие простые вещества- неметаллы, Аллотропные модификации

1

26.10

25

Текущий инструктаж по ОТ. Постоянная  Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса

1

06.11

26

Урок- упражнение. Решение задач с использованием понятий "количество вещества", " Моль", Молярная масса", постоянная  Авогадро

1

07.11

27

Текущий инструктаж по ОТ. Молярный объем газообразных веществ. Расчеты с использованием понятия " Молярный объем"

1

09.11

28

Урок-упражнение. Решение задач с использованием понятия " Молярный  объем".

1

13.11

29

 Расчеты с использованием понятий « количество вещества, постоянная Авогадро", "молярный объем". Обобщение и систематизация  знаний по теме" Простые вещества

1

14.11

30

Контрольная  работа №2.по теме «Простые вещества»

1

16.11

Тема3. " Соединения химических     элементов"(16 часов)

31

Анализ контрольной работы. Текущий инструктаж поОТ.Понятие о валентности и степени окисления

1

20.11

32

Урок- упражнение. Закрепление навыков в составлении формул  по степени окисления или валентности. Определение степени окисления по формуле

1

21.11

33

Основные классы неорганических веществ. Оксиды  Летучие водородные соединения

1

23.11

34

Основания, состав, названия. Растворимость оснований в воде

1

27.11

35

Растворимость оснований в воде. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы

1

28.11

36

Кислоты, их классификация. Серная, соляная, азотная кислоты

1

30.11

37

Изменения окраски индикатора в кислой среде

04.12

38

Соли, их состав и название

1

05.12

39

Растворимость солей в воде

1

07.12

39

 Урок -упражнение. Состав, название  основных классов неорганических  соединений. Действие индикаторов в кислой и щелочной среде

1

11.12

40

Обобщение темы " Классификация неорганических соединений

1

12.12

41

Вещества в твердом, жидком, газообразном состояниях. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон   постоянства состава для веществ молекулярного строения

1

14.12

42

Чистые вещества  и смеси, их состав и свойства. Разделение смесей. Очистка веществ, фильтрование

1

18.12

43

 Объемная доля компонентов смеси Массовая  доля компонентов смеси

1

19.12

44

Массовая доля примесей. Массовая доля растворенного вещества. Решение задач на определение массовой доли компонентов  смеси, примесей растворенного вещества

1

21.12

45

Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов"

1

25.12

46

  Анализ контрольной работы. Значение химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф

1

26.12

Тема 4. " Изменения, происходящие с веществами" (18 часов)

47

 Анализ контрольной работы . Текущий инструктаж по ОТ. Физические явления в химии

1

28.12

48

Повторный инструктаж по ОТ. Химические реакции. Признаки и условия протекания химических  реакций

1

11.01

49

Химические реакции. Уравнения химических реакций

1

15.01

50

Закон сохранения массы веществ. Составление уравнений химических реакций

1

16.01

51

Расчеты по химическим уравнениям.  Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции

1

18.01

52

Урок-упражнение. Закрепление навыков решения задач на нахождение  количества, массы или объема продукта реакции

1

22.01

53

  Реакции разложения. Ферменты как катализаторы. Реакции разложения- электролиз воды

1

23.01

54

 Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции

1

25.01

55

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов

1

29.01

56

Реакции обмена. Условия протекания обмена в растворах до конца  

1

30.01

57

Реакции обмена. Условия протекания обмена в растворах до конца  

1

01.02

58

Реакции нейтрализации. Типы химических реакций. Вода и ее свойства

1

05.02

59

Обобщение знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1

06.02

60

Контрольная работа №4. По теме" Изменения, происходящие с веществами"

1

08.02

61

 Круговорот воды в природе

1

12.02

62

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Текущий инструктаж по ОТ

1

13.02

63

Практическая работа №1. " Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе" Инструктаж по ОТ

1

15.02

64

Практическая работа №2. " Признаки химических  реакций ".Инструктаж по ОТ

1

19.02

Тема 5. " Растворение. Растворы.

Свойства растворов

электролитов" (32 часа)

65

Текущий инструктаж по ОТ. Растворение как физико-химический процесс

1

20.02

66

Растворимость. Типы растворов. Значение растворов

1

22.02

67

Электролитическая диссоциация. Электролиты и не электролиты

1

26.02

68

Степень электролитической  диссоциации

27.02

69

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионы, катионы, анионы

1

01.03

70

Ионные уравнения реакций. Условия протекания их до конца

1

05.03

71

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот. Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации

1

06.03

72

Урок-упражнение,  свойства кислот в свете ТЭД. Закрепление навыков в составлении уравнений химических реакций

1

12.03

73

Основания, их классификация. Диссоциация оснований. Свойства  в свете теории электролитической диссоциации

1

13.03

74

Урок- упражнение. Свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации

1

15.03

75

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства в свете теории электролитической диссоциации

1

19.03

76

 Оксиды, классификация. Свойства основных и кислотных оксидов

1

20.03

77

Практическая работа №3

« Ионные реакции».Инструктаж по ОТ

1

02.04

78

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между  классами неорганических соединений

1

21.03

79

Практическая работа № 4. " Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца». Инструктаж по ОТ

1

03.04

80

Обобщение и повторение материала по теме " Свойства растворов электролитов"

1

05.04

81

Урок - упражнение. Свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации

1

09.04

82

Практическая работа № 5"Решение экспериментальных задач» Инструктаж по ОТ

1

10.04

83

Урок- упражнение. Решение задач по уравнениям химических  реакций с использованием понятия " массовая доля « растворенного вещества

1

11.04

84

Практическая работа №6 . " Свойства кислот, оснований, оксидов и солей". Инструктаж по ОТ

1

12.04

85

 Контрольная работа № 5 по теме " Свойства растворов электролитов"

1

16.04

86

Анализ контрольной работы. Текущий инструктаж по ОТ

1

17.04

87

Окислительно-восстановительные реакции.  Окислитель и восстановитель. Окисление, восстановление.

1

19.04

88

 Реакции  ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции

1

19.04

89

Составление уравнений окислительно-восстановительных    реакций методом электронного баланса

1

23.04

90

 Свойства простых веществ- металлов и неметаллов, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации

1

24.04

91

Свойства простых веществ- металлов неметаллов, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации

1

26.04

92

Решение задач  Вычисления  массовой доли элемента

1

29.04

93

Вывод химических формул по массовой доле химического элемента

1

30.04

94

Вычисление массовой доли элемента. Вывод химических формул по массовой доле

1

07.05

Обобщение материала за курс 8 класса (6 часов)

1

95

Обобщение курса по теме «Растворение.

1

08.05

96

Обобщение курса по теме «Растворы»

1

10.05

97

Обобщение курса по теме «Реакции ионного обмена

1

14.05

98

Обобщение курса по теме

«Окислительно- восстановительные реакции»

1

15.05

99

Обобщение. Решение задач

1

17.05

100

Обобщение

1

21.05

101

Промежуточная аттестация Контрольная работа

22.05

102

Обобщение

24.05

Календарно-тематическое планирование

№ п/п          

Тема урока

количество часов

Дата

Дата корректировки (по необходимости)

Введение  (8часов)

1

Инструктаж по ОТ. Предмет химии. Вещества. Вводный инструктаж по ОТ в кабинете химии

1

04.09

2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Хемофилия  и хемофобия

1

06.09

3

Знаки химических элементов. Расчет массовой доли элементов по формуле

1

09.09

4

Расчет массовой доли элементов по формуле.

1

11.09

5

Химические формулы.  Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы

1

13.09

6

Урок-упражнение. Вычисления по химическим формулам. Расчет  массовой доли элементов по формуле

1

16.09

7

Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева: периоды, группы, подгруппы (главная, побочная)

1

18.09

8

Урок-упражнение. Строение периодической системы Д.И. Менделеева

1

20.09

Тема 1.  " Атомы химических элементов.(13 часов)

9

 Текущий инструктаж по ОТ. Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны    

1

23.09

10

 Изменение числа нейтронов в ядре атома. Изотопы как разновидности атомов одного элемента

1

25.09

11

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических  элементов № 1-20. Физический смысл порядкового номера элемента, группы, периода

1

27.09

12

Урок-упражнение. Закрепление умений в составлении схем строения атомов химических элементов

1

02.10

13

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов Понятие  ионной связи

1

04.10

14

Урок – упражнение. Составление схем образования ионов,  молекул с ионной связью

1

07.10

15

Строение молекул. Химическая связь, тип химической связи. Ковалентная неполярная связь. Электронные и структурные формулы

1

09.10

16

Понятие о ковалентной полярной связи. Электроотрицательность

1

11.10

17

Урок – упражнение. Ковалентная полярная и неполярная связь

1

14.10

18

Понятие о металлической связи. Образование металлических кристаллов

1

16.10

19

Обобщение и систематизация знаний об элементах, строение атомов и химических связях

1

18.10

20

  Контрольная  работа №1. 1по теме " Химическая формула. Строение атома»

1

21.10

21

Анализ контрольной работы. Текущий инструктаж по ОТ

1

23.10

Тема 2.  " Простые вещества" (9 часов)

22

 Текущий инструктаж по ОТ Простые  вещества- металлы Общие физические свойства металлов

1

25.10

23

Урок-упражнение. Решение задач на количественное определение элементов в веществе

1

06.11

24

Важнейшие простые вещества- неметаллы, Аллотропные модификации

1

08.11

25

Текущий инструктаж по ОТ. Постоянная  Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса

1

11.11

26

Урок- упражнение. Решение задач с использованием понятий "количество вещества", " Моль", Молярная масса", постоянная  Авогадро

1

13.11

27

Текущий инструктаж по ОТ. Молярный объем газообразных веществ. Расчеты с использованием понятия " Молярный объем"

1

15.11

28

Урок-упражнение. Решение задач с использованием понятия " Молярный  объем".

1

18.11

29

 Расчеты с использованием понятий « количество вещества, постоянная Авогадро", "молярный объем". Обобщение и систематизация  знаний по теме" Простые вещества

1

20.11

30

Контрольная  работа №2.по теме «Простые вещества»

1

22.11

Тема3. " Соединения химических     элементов"(16 часов)

31

Анализ контрольной работы. Текущий инструктаж поОТ.Понятие о валентности и степени окисления

1

25.11

32

Урок- упражнение. Закрепление навыков в составлении формул  по степени окисления или валентности. Определение степени окисления по формуле

1

27.11

33

Основные классы неорганических веществ. Оксиды  Летучие водородные соединения

1

29.11

34

Основания, состав, названия. Растворимость оснований в воде

1

02.12

35

Растворимость оснований в воде. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы

1

04.12

36

Кислоты, их классификация. Серная, соляная, азотная кислоты

1

06.12

37

Изменения окраски индикатора в кислой среде

09.12

38

Соли, их состав и название

1

11.12

39

Растворимость солей в воде

1

13.12

39

 Урок -упражнение. Состав, название  основных классов неорганических  соединений. Действие индикаторов в кислой и щелочной среде

1

16.12

40

Обобщение темы " Классификация неорганических соединений

1

18.12

41

Вещества в твердом, жидком, газообразном состояниях. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон   постоянства состава для веществ молекулярного строения

1

20.12

42

Чистые вещества  и смеси, их состав и свойства. Разделение смесей. Очистка веществ, фильтрование

1

23.12

43

 Объемная доля компонентов смеси Массовая  доля компонентов смеси

1

25.12

44

Массовая доля примесей. Массовая доля растворенного вещества. Решение задач на определение массовой доли компонентов  смеси, примесей растворенного вещества

1

27.12

45

Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов"

1

46

Значение химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф

1

Тема 4. " Изменения, происходящие с веществами" (18 часов)

47

 Анализ контрольной работы . Текущий инструктаж по ОТ. Физические явления в химии

1

48

Повторный инструктаж по ОТ. Химические реакции. Признаки и условия протекания химических  реакций

1

49

Химические реакции. Уравнения химических реакций

1

50

Закон сохранения массы веществ. Составление уравнений химических реакций

1

51

Расчеты по химическим уравнениям.  Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции

1

52

Урок-упражнение. Закрепление навыков решения задач на нахождение  количества, массы или объема продукта реакции

1

53

  Реакции разложения. Ферменты как катализаторы. Реакции разложения- электролиз воды

1

54

 Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции

1

55

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов

1

56

Реакции обмена. Условия протекания обмена в растворах до конца  

1

57

Реакции обмена. Условия протекания обмена в растворах до конца  

1

58

Реакции нейтрализации. Типы химических реакций. Вода и ее свойства

1

59

Обобщение знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1

60

Контрольная работа №4. По теме" Изменения, происходящие с веществами"

1

61

 Круговорот воды в природе

1

62

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Текущий инструктаж по ОТ

1

63

Практическая работа №1. " Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе" Инструктаж по ОТ

1

64

Практическая работа №2. " Признаки химических  реакций ".Инструктаж по ОТ

1

Тема 5. " Растворение. Растворы.

Свойства растворов

электролитов" (32 часа)

65

Текущий инструктаж по ОТ. Растворение как физико-химический процесс

1

66

Растворимость. Типы растворов. Значение растворов

1

67

Электролитическая диссоциация. Электролиты и не электролиты

1

68

Степень электролитической  диссоциации

69

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионы, катионы, анионы

1

70

Ионные уравнения реакций. Условия протекания их до конца

1

71

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот. Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации

1

72

Урок-упражнение,  свойства кислот в свете ТЭД. Закрепление навыков в составлении уравнений химических реакций

1

73

Основания, их классификация. Диссоциация оснований. Свойства  в свете теории электролитической диссоциации

1

74

Урок- упражнение. Свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации

1

75

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства в свете теории электролитической диссоциации

1

76

 Оксиды, классификация. Свойства основных и кислотных оксидов

1

77

Практическая работа №3

« Ионные реакции». Инструктаж по ОТ

1

78

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между  классами неорганических соединений

1

79

Практическая работа № 4. " Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца». Инструктаж по ОТ

1

80

Обобщение и повторение материала по теме " Свойства растворов электролитов"

1

81

Урок - упражнение. Свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации

1

82

Практическая работа № 5"Решение экспериментальных задач» Инструктаж по ОТ

1

83

Урок- упражнение. Решение задач по уравнениям химических  реакций с использованием понятия " массовая доля « растворенного вещества

1

84

Практическая работа №6 . " Свойства кислот, оснований, оксидов и солей". Инструктаж по ОТ

1

85

 Контрольная работа № 5 по теме " Свойства растворов электролитов"

1

86

Анализ контрольной работы. Текущий инструктаж по ОТ

1

87

Окислительно-восстановительные реакции.  Окислитель и восстановитель. Окисление, восстановление.

1

88

 Реакции  ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции

1

89

Составление уравнений окислительно-восстановительных    реакций методом электронного баланса

1

90

Составление уравнений окислительно-восстановительных    реакций методом электронного баланса

1

91

 Свойства простых веществ- металлов и неметаллов, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации

1

92

Свойства простых веществ- металлов неметаллов, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации.

1

93

Решение задач  Вычисления  массовой доли элемента

1

94

Вывод химических формул по массовой доле химического элемента

1

95

Вычисление массовой доли элемента. Вывод химических формул по массовой доле

1

96

Промежуточная аттестация Контрольная работа

1

Обобщение материала за курс 8 класса (6 часов)

1

97

Обобщение курса по теме «Растворение.

1

98

Обобщение курса по теме «Растворы»

1

99

Обобщение курса по теме «Реакции ионного обмена

1

100

Обобщение курса по теме

«Окислительно- восстановительные реакции»

1

101

Обобщение. Решение задач

1

102

Обобщение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....