Урок по теме: "Хлороводород: получение и свойства"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Жидкова Христина Валерьевна

рассмотреть способы получения, свойства хлороводорода; научить соотносить области применения хлороводорода с его свойствами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_hlorovodorod.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока. Хлороводород: получение и свойства.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: рассмотреть способы получения, свойства хлороводорода; научить соотносить области применения хлороводорода с его свойствами.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с химической формулой и строением молекулы хлороводорода, физическими и химическими свойствами, получением и применением хлороводорода.

Воспитательные: показать единство материального мира.

Развивающие: приобретение навыков самостоятельной работы.

Методы и приемы: фронтальная беседа, индивидуальная, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник «Химия 9 класс» Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; карточки с индивидуальными заданиями, раздаточный материал.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа.

- Расскажите о физических свойствах хлора

 (хлор – газ, желто-зеленого цвета, имеет резкий, удушливый запах. Яд для всех живых организмов. Тяжелее воздуха в 2,5 раза. Кипит при температуре от +15 ºС).

- Как меняется химическая активность галогенов от фтора к йоду?

 (фтор химически наиболее активен, а йод наименее активен).

- Как меняется вытеснительная активность галогенов в растворах их солей? (более активные галогены вытесняют менее активные галогены из их соединений).

- С какими простыми веществами реагирует хлор? (с металлами и водородом).

- Опишите взаимодействие хлора с водой, раскрыв сущность реакции (Cl2 + H2O = HCl + HClO. Реакция обмена, в результате образуются две кислоты: соляная и хлорноватистая; ОВР).

- Расскажите о возможных случаях реакции соединения хлора с водородом, механизме и сущности реакции (с водородом хлор реагирует на свету, а также при нагревании; взрывается при облучении, с образованием хлороводорода).

- Как растворяется хлороводород в воде и чем является его раствор? (в воде растворяется очень хорошо, образуется соляная кислота).

Проверка знаний по теме: «Хлор» (тест у доски) 

1.Из галогенов как отравляющее вещество в боевых действиях был применен впервые 

1) фтор 2) хлор 3) бром 4) иод.

2. На схеме изображена модель атома: https://www.newtondesk.com/wp-content/uploads/2018/10/Chlorine-electron-configuration.png

1) Хлора 2) брома 3)йода

3.  В ряду    F      CI       Br     I  радиус атома:   

1) увеличивается    2)  уменьшается 3) не изменяется

4. Хлор вступает в реакцию  с : 

  1) углекислым газом   2) железом   3) оксидом серы (VI)    4) азотом

5. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между алюминием и хлором равна 

1) 3 2) 4 3) 5 4) 7 

6. Коэффициент перед формулой окислителя в уравнении реакции 

Al + Cl 

1 2) 2 3) 3 4) 4 

7. Степень окисления хлора в хлорной кислоте HCLO4 равна 

1) 0 2) -1 3) +7 4) + 1


8. Установите соответствие: 

А. Газ светло-зелёного цвета      1. Хлор

Б. Жёлто-зелёный газ                  2.Фтор

В. Красно-бурая жидкость          3. Иод

Г. Кристал. вещество тёмно-фиолетового цвета    4. Бром

9. Укажите все правильные утверждения 

1.Химическая связь в молекуле хлора – ковалентная неполярная

2. Хлор ядовит

3. Наиболее сильным окислителем среди галогенов является хлор

4. Хлор применяется для обеззараживания питьевой воды

5. Хлор в соединениях с металлами проявляет степень окисления -1

  1. Актуализация знаний (работа с текстом)

Проанализируйте текст, определите вещества и запишите уравнения описанных реакций:

«Во время Первой мировой войны (1915 г.) около города Ипр на западе Фландрии впервые был использован отравляющий газ. Эта газовая атака унесла жизни 5 тыс. солдат и около 15 тыс. сделала инвалидами. Взаимодействие этого газа с водородом может происходить со взрывом, водный раствор продукта этой реакции раньше называли «муриевой кислотой». Одним из первооткрывателей ядовитого газа стал шведский химик и аптекарь Карл Шееле, получивший его нагреванием минерала пиролюзита (MnO2) с муриевой кислотой».

Этот газ – хлор. При взаимодействии хлора с водородом образуется хлороводород, водный раствор «муриевая кислота» - соляная кислота. При нагревании минерала пиролюзита с соляной кислотой образуется хлор по реакции:

4HCl + MnO2 = MnCl2 + Cl2 + 2H2O

  1. Изучение нового материала.

Химическая формула хлороводорода – HCl. Химическая связь – ковалентная полярная.

В промышленности хлороводород получают взаимодействие хлора с водородом.

Cl2 + H2 = 2HCl

В лаборатории получают нагреванием хлорида натрия с концентрированной серной кислотой. В таких условиях, при отсутствии воды, выделяется газообразный хлороводород, его затем растворяют в воде и получают соляную кислоту.

2NaCl + H2SO4 = Na2SO4 + 2HCl↑ (см. рис. 13 §14).

Хлороводород – бесцветный газ, немного тяжелее воздуха, с резким запахом, во влажном воздухе дымит. Наиболее характерным свойством хлороводорода является его большая растворимость в воде (при 0 ºС в одном объеме воды растворяется около 500 объемов газа).

Можно ли получить хлороводород, используя раствор поваренной соли? (нет, т.к. все находящиеся в растворе вещества являются сильными электролитами).

Химические свойства: хлороводород не реагирует ни с металлами, ни с основными оксидами (в отличие от соляной кислоты). Запомните, что соляная кислота и хлороводород – не одно и то же вещество, хотя и описываются условно одинаковой формулой. Эти вещества имеют разные физические и химические свойства.

  1. Закрепление изученного материала.

Звуковой диктант «Данетка»

  1. Формула хлороводорода – HCl?
  2. Химическая связь в молекуле хлороводорода – ковалентная неполярная?
  3. В промышленности хлороводород получают сжиганием водорода в хлоре?
  4. Синяя лакмусовая бумажка в водном растворе хлороводорода краснеет?
  5. Водный раствор хлороводорода имеет щелочную реакцию?
  6. Водный раствор хлороводорода – серная кислота?
  7. В лабораторных условиях хлороводород получают нагреванием хлорида натиря с конц. серной кислотой?
  8. При обычных условиях хлороводород не реагирует ни с металлами , ни с их оксидами?
  9. Водный раствор хлороводорода реагирует со щелочами?
  10. Хлороводород - это бесцветный газ с резким неприятным запахом?

  1. Рефлексия

Составление синквейна

Хлороводород

Бесцветный, тяжёлый

Дымит, растворяется, краснеет

Хлороводород используется для получения соляной кислоты

Газ

  1. Домашнее задание. Выучить материал § 14

Индивидуальное задание.

Проанализируйте текст, определите вещества и запишите уравнения описанных реакций:

«Во время Первой мировой войны (1915 г.) около города Ипр на западе Фландрии впервые был использован отравляющий газ. Эта газовая атака унесла жизни 5 тыс. солдат и около 15 тыс. сделала инвалидами. Взаимодействие этого газа с водородом может происходить со взрывом, водный раствор продукта этой реакции раньше называли «муриевой кислотой». Одним из первооткрывателей ядовитого газа стал шведский химик и аптекарь Карл Шееле, получивший его нагреванием минерала пиролюзита (MnO2) с муриевой кислотой».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 8 классе "Получение и химические свойства оснований."

работа содержит конспект, пояснительную записку, презентацию и видео опыты к уроку....

Урок "Алкины: состав, строение, изомерия, физические свойства, получение, применение"

Урок по теме непредельные УВ. содержит элементы ИКТ, игровой, здоровьесберегающей, поисково-проблемной технологий...

Конспект урока химии в 9 классе по теме "Водород.Получение и свойства""

Конспект урока химии в 9 классе по теме" Водород.Получение.Нахождение в природе. Свойства" с использованием ЦОР...

Презентация к уроку химии по теме "Водород.Получение и свойства"

Презентация используется с конспектом урока....

Разработка урока по теме "Алкены. Получение, химические свойства и применение алкенов".

Рассмотреть лабораторные и промышленные способы получения алкенов, химические свойства алкенов, реакции полимеризации....

Урок – практикум по теме: «Получение и свойства соединений металлов».

Урок - практикум для учащихся 9 класса проводится после изучения темы  "Металлы". Цель данного урока обобщить и расширить  сведения учащихся о химических свойствах и способах получения метал...

Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение

Методическая разработка урока по предмету «Химия» .  Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение...