"В стране химических реакций"
план-конспект занятия по химии (8 класс)
Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема внеклассного мероприятия: В стране Химических реакций
Ход мероприятия
- Организационный момент.
//Взаимоприветствие//
II. Вводное слово учителя.
Химия – это наука, умеющая творить чудеса. И как всякая наука требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.
Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся просто чудом.
Секрет этой магии – знание химического ремесла.
- Сегодня мы поборемся за право стать гражданами Страны Химических реакций.
- В нашей жизни сложной
Нельзя без химии прожить,
Науку эту, точно,
Нельзя не полюбить!
- Без химии науки
Печален был бы свет,
Сидели б дома в скуке,
Не зная всех утех.
- Не зная телевизора,
И света, и тепла,
Все химия чудесная
Сегодня нам дала!
- Нам сделала лекарства,
Игрушки создала,
- Не верила в препятствия
И дальше шла и шла!
III. Основная часть
Учитель: Действительно, наука, из которой выросла химия, – алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия, проводили различные опыты и совершили такое множество химических открытий, что появилась целая страна «Страна Химических реакций» (на ватмане фенолфталеином надпись, затем протираю щелочью…). У этой страны нет границ, она повсюду. Каждый может побывать в ней, но не каждый станет ее полноправным гражданином.
- С точки зрения географии, что такое СТРАНА?
- С точки зрения истории, что такое СТРАНА?
- С точки зрения обществознания, что такое СТРАНА?
- Что значит стать гражданином страны? Быть настоящим гражданином страны?
- Что важнее: стать гражданином или быть гражданином?
Сегодня вы попытаетесь получить гражданство – стать гражданином, а будете ли вы настоящими гражданами – покажет время.
Первый этап – разминка «Получи гражданство»
Каждый желающий стать гражданином обязан знать язык страны. На каком языке разговаривают в Стране Химических реакций? – химических формул.
С водорода начинается – ……кислотою называется.
Если есть ОН в названии –
Это точно основание……
Если только буква О –
То ……оксид скорей всего.
Металл с остатком, между нами, называется …….солями.
Назови вещество, укажи класс, которому оно принадлежит.
(карточки с заданиями + работа у доски)
Правильный ответ за вещество 2 балла.
*********************
- Отгадайте загадку
Много было бы меня - пропал бы мир,
Мало было бы меня - пропал бы мир.
Книзу летит капельками,
А кверху - невидимкою.
В жаркий день
Самой желанной бывает.
- О чем идет речь? (Ответы учащихся).
Правильно о воде. А как пишется формула воды? (Ученик пишет на доске формулу). А как можно распознать воду среди других веществ?
Второй этап – «Химический эксперимент»
На штативах три пробирки с растворами кислоты, щелочи и с водой. Определите с помощью индикаторов, к какой пробирке вода.
- Предлагаю вспомнить правила ТБ
- Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо - Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя -
Есть и пить у нас нельзя! - Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнет розой,
В колбе - будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд. - Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться!
//Выполняют эксперимент//
Правильный ответ – 5 баллов
- Молодцы
- Как вы считаете, вы уже получили гражданство? ….. Думаю, пришло время обживаться. Как называется наша страна?.... Значит, что мы должны делать? … химичить!
Но сначала, отгадайте загадку:
Она идет, она прошла,
Никто ни скажет, что пришла. (Химическая реакция)
Третий этап – «Химические реакции»
- Предлагаю слить нитрат бария и сульфат натрия – признак?
- Прилить к порошку карбоната кальция соляную кислоту – признак?
- Слить щелочь и кислоту – признак?
- Предлагаю составить химические уравнения – на доске.
Молодцы!
Жить в стране – значит работать. Кем вы можете работать в нашей стране? (отвечают)
Как вы относитесь к профессии врача? Чем занимаются доктора? Доктора проводят профилактические медосмотры, к ним мы обращаемся за помощью во время болезни. Это очень значимая профессия.
Но, ни один врач не поможет нам справиться с болезнью без лекарственных препаратов, которые готовятся фармацевтами. Что это за профессия?
Фармацевт (от греч. pharmakeutes – приготовляющий лекарства), специалист с высшим или средним фармацевтическим образованием, работающий в аптеках, на химико-фармацевтических заводах и изготовляющий лекарственные препараты.
Сейчас вам предоставляется возможность стать учеником фармацевта. Рассчитать массу веществ, необходимых для приготовления гипертонического физраствора, использующегося для лечения гнойных заболеваний.
Четвертый этап – «Математика в химии»
Всыпать в чашечку изволь
Либо сахар, либо соль.
Влей туда воды немножко,
Помешай все той же ложкой.
Так к чему здесь разговор –
В чашке истинный раствор.
Задача: Ученику фармацевта нужно приготовить 100 г физраствора поваренной соли с её массовой долей 7%. Он взвешивает 7 г соли, отмеряет 100 г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит колючие глаза наставника с поджатыми губами. Ученик сразу все понял.
Что понял ученик? Рассчитайте массу воды и соли, необходимой для приготовления 7% физраствора.
(масса соли – 7г, масса воды – 93г)
Правильный ответ – 5 баллов.
Жюри подводит итоги состязаний и называет победителей.
Всем участникам объявляется благодарность
Учитель читает вслух обязанности граждан химической страны, а учащиеся ее повторяют:
Я, гражданин Страны Химических реакций, обязуюсь:
- Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.
- Помнить химические свойства любого вещества на Земле.
- Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.
- Порошкообразные вещества не просыпать.
- Жидкие не проливать.
- Газообразные не выпускать наружу.
- Не тратить зря спирт в спиртовке.
Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев. А если я нарушу свои обязательства, то пусть меня покарает суровая рука Химии!
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Первый этап – разминка «Получи гражданство»
Назови вещество, укажи класс, которому оно принадлежит.
Вещество | Название | Класс |
K2O | ||
HCl | ||
CuCO3 | ||
N2O5 | ||
HNO3 | ||
KOH | ||
CaCl2 | ||
Cu(OH)2 | ||
Fe2O3 | ||
H2 SO4 | ||
Mg(NO3)2 | ||
SO3 | ||
H3PO4 | ||
Al(OH)3 | ||
Li 2SO4 | ||
NaOH. |
Первый этап – разминка «Получи гражданство»
Назови вещество, укажи класс, которому оно принадлежит.
Вещество | Название | Класс |
K2O | ||
HCl | ||
CuCO3 | ||
N2O5 | ||
HNO3 | ||
KOH | ||
CaCl2 | ||
Cu(OH)2 | ||
Fe2O3 | ||
H2 SO4 | ||
Mg(NO3)2 | ||
SO3 | ||
H3PO4 | ||
Al(OH)3 | ||
Li 2SO4 | ||
NaOH. |
Первый этап – разминка «Получи гражданство»
Назови вещество, укажи класс, которому оно принадлежит.(по 2 балла)
Вещество | Название | Класс |
K2O | Оксид калия | Оксиды |
HCl | Соляная кислота | Кислоты |
CuCO3 | Карбонат меди | Соли |
N2O5 | Оксид азота (V) | Оксиды |
HNO3 | Азотная кислота | Кислоты |
KOH | Гидроксид калия | Основания |
CaCl2 | Хлорид кальция | Соли |
Cu(OH)2 | Гидроксид меди | Основания |
Fe2O3 | Оксид железа (III) | Оксиды |
H2SO4 | Серная кислота | Кислоты |
Mg(NO3)2 | Нитрат магния | Соли |
SO3 | Оксид серы (VI) | Оксиды |
H3PO4 | Фосфорная кислота | Кислоты |
Al(OH)3 | Гидроксид алюминия | Основания |
Li 2SO4 | Сульфат лития | Соли |
NaOH. | Гидроксид натрия | Основания |
Четвертый этап – «Математика в химии»
Задача: Ученику фармацевта нужно приготовить 100 г физраствора поваренной соли с её массовой долей 7%. Он взвешивает 7 г соли, отмеряет 100 г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит колючие глаза наставника с поджатыми губами. Ученик сразу все понял.
Что понял ученик? Рассчитайте массу воды и соли, необходимой для приготовления 7% физраствора.
За правильное оформление и правильные расчеты – 5 баллов.
Четвертый этап – «Математика в химии»
Задача: Ученику фармацевта нужно приготовить 100 г физраствора поваренной соли с её массовой долей 7%. Он взвешивает 7 г соли, отмеряет 100 г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит колючие глаза наставника с поджатыми губами. Ученик сразу все понял.
Что понял ученик? Рассчитайте массу воды и соли, необходимой для приготовления 7% физраствора.
За правильное оформление и правильные расчеты – 5 баллов.
Четвертый этап – «Математика в химии»
Расчеты:
- Записано «Дано»: m (р-ра) = 100г ; w (соли) = 7%
- Записано «Найти»: m (соли) - ?; m (воды) - ?
За 1 и 2 пункт – 1 балл
- Проведены расчеты
- m (соли) = 100* 0.07 = 7г (2 балла)
- m (воды) = 100 – 7 = 93 г (1 балл)
- Записано «Ответ»: m (соли) = 7г, m (воды) = 93 г (1 балл)
Итого – 5 баллов
С водорода всегда начинаюсь,
С основанием в соль превращаюсь,
Крашу лакмус в красный цвет,
А металла во мне нет. (Кислота)
6. Из меня не сваришь супа,
Содержу гидроксогруппу,
И активного металла
В моей формуле немало.
Крашу лакмус в синий цвет,
Я опасна, спору нет. (щелочь)
С водорода начинается – кислотою называется.
Если есть ОН в названии –
Это точно основание.
Если только буква О –
То оксид скорей всего.
Металл с остатком, между нами называется солями.
11. Получен газ, осадок иль вода –
Процесс необратимый навсегда!
Она идет, она прошла,
Никто ни скажет, что пришла. (Химическая реакция)
Пусть математик удивится:
Один прибавив к одному,
У химика равно один. (Реакция соединения)
Скажите, что это такое:
Один нырнул, а всплыло – двое. (Реакция разложения)
Растворы
Всыпать в чашечку изволь
Либо сахар, либо соль.
Влей туда воды немножко,
Помешай все той же ложкой.
Так к чему здесь разговор –
В чашке истинный раствор.
Основные классы неорганических соединений
Если сильный кислород
На другого нападет –
Элемент другой навзрыд
Образует с ним оксид.
В нем металл и кислород,
Да еще плюс водород.
И такое сочетание
Называют – основание.
Впереди всегда здесь «аш»
А за ним, что остается.
Она щиплется и жжется
И на первый взгляд проста,
А зовется – кислота.
Лишь остаток не сбежал,
И усильем воли
С ним металл образовал,
Что ребята? – Соли.
Реакции ионного обмена
Два раствора мы сольем –
Может сразу не поймем,
Что к чему и в чем здесь дело,
Почему все побелело,
А в другой пробирке чудо:
Пузырьки пошли оттуда,
Покраснело, почернело,
Или вовсе посинело.
Дело рук не феномена,
А ионного обмена.
Результат увидит глаз –
Не секрет теперь для вас,
Образуется когда
Газ, осадок иль вода.
А вот еще одно стихотворение по технике безопасности:
Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо
Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя -
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнет розой,
В колбе - будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.
Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться!
Хочешь весел быть и рад –
Надевай всегда халат!
Голова вдруг закружилась,
Руки будто не твои.
Если вдруг что-то случилось,
Ты учителю скажи.
Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно
И очень осторожно.
Чтобы пламя погасить
Спиртовку следует закрыть.
И для этого, дружок,
У неё есть колпачок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели: дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...
Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.
Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335611-1383733660.jpg)
Химические реакции. Признаки химических реакций.
Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-177079-1357935310.jpg)
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/23/picture-1271551-1600858455.jpg)
Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»
Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...
Конспект урока " Игра-путешествие в Страну химических реакций" , 8 класс
Конспект урока обобщения "Типы химических реакций" для 8 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/22/picture-1507392-1705894660.jpg)
Химический тренажёр к теме:«Уравнения химических реакций. Типы химических реакций» 8 класс
Методическая разработка для учителей химии...