"В стране химических реакций"
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Старостина Елена Витальевна

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное мероприятие39.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеклассного мероприятия: В стране Химических реакций

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

//Взаимоприветствие//

II. Вводное слово учителя.

Химия – это наука, умеющая творить чудеса. И как всякая наука требует к себе  самого серьезного, самого ответственного отношения.

Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся просто чудом.

   Секрет этой магии – знание химического ремесла.

   

  • Сегодня мы поборемся за право стать гражданами Страны Химических реакций.
  1. В нашей жизни сложной

Нельзя без химии прожить,

Науку эту, точно,

Нельзя не полюбить!

  1. Без химии науки

Печален был бы свет,

Сидели б дома в скуке,

Не зная всех утех.

  1. Не зная телевизора,

И света, и тепла,

Все химия чудесная

Сегодня нам дала!

  1. Нам сделала лекарства,

Игрушки создала,

  1. Не верила в препятствия

И дальше шла и шла!

III. Основная часть

Учитель: Действительно, наука, из которой выросла химия, – алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия, проводили различные опыты и совершили такое множество химических открытий, что появилась целая страна «Страна Химических реакций» (на ватмане фенолфталеином надпись, затем протираю щелочью…). У этой страны нет границ, она повсюду. Каждый может побывать в ней, но не каждый станет ее полноправным гражданином.

  • С точки зрения географии, что такое СТРАНА?
  • С точки зрения истории, что такое СТРАНА?
  • С точки зрения обществознания, что такое СТРАНА?
  • Что значит стать гражданином страны? Быть настоящим гражданином страны?
  • Что важнее: стать гражданином или быть гражданином?

Сегодня вы попытаетесь получить гражданство – стать гражданином, а будете ли вы настоящими гражданами – покажет время.

Первый этап – разминка «Получи гражданство»

Каждый желающий стать гражданином обязан знать язык страны. На каком языке разговаривают в Стране Химических реакций? – химических формул.

С водорода начинается – ……кислотою называется.

Если есть ОН в названии –

Это точно основание……

Если только буква О –

То ……оксид скорей всего.

Металл с остатком, между нами, называется …….солями.

Назови вещество, укажи класс, которому оно принадлежит.

(карточки с заданиями + работа у доски)

Правильный ответ за вещество 2 балла.  

*********************

  •  Отгадайте  загадку

Много было бы меня - пропал бы мир,

Мало было бы меня - пропал бы мир.

Книзу летит капельками,

А кверху - невидимкою.

В жаркий день

Самой желанной бывает.

  • О чем идет речь? (Ответы учащихся).

Правильно о воде. А как пишется формула воды? (Ученик пишет на доске формулу). А как можно распознать воду среди других веществ?

Второй этап – «Химический эксперимент»

На штативах три пробирки с растворами кислоты, щелочи и с водой. Определите с помощью индикаторов, к какой пробирке вода.

  • Предлагаю вспомнить правила ТБ
  1. Помни, каждый ученик,
    Знай, любая кроха:
    Безопасность – хорошо,
    А халатность – плохо
  2. Чай и вкусный бутерброд
    Очень просятся в твой рот.
    Не обманывай себя -
    Есть и пить у нас нельзя!
  3. Это, друг, химкабинет,
    Для еды условий нет.
    Пусть в пробирке пахнет розой,
    В колбе - будто мармелад,
    Вещества на вкус не пробуй!
    Сладко пахнет даже яд.
  4. Как же нюхать вещества?
    В колбу нос совать нельзя!
    Что может случиться?
    Ты можешь отравиться!

//Выполняют эксперимент//

Правильный ответ – 5 баллов

  • Молодцы
  • Как вы считаете, вы уже получили гражданство? ….. Думаю, пришло время обживаться. Как называется наша страна?....  Значит, что мы должны делать? … химичить!

Но сначала, отгадайте загадку:

Она идет, она прошла,

Никто ни скажет, что пришла. (Химическая реакция)

Третий этап – «Химические реакции»

  • Предлагаю слить нитрат бария и сульфат натрия – признак?
  • Прилить к порошку карбоната кальция соляную кислоту – признак?
  • Слить щелочь и кислоту – признак?
  • Предлагаю составить химические уравнения – на доске.

Молодцы!

Жить в стране – значит работать. Кем вы можете работать в нашей стране? (отвечают)

Как вы относитесь к профессии врача? Чем занимаются доктора? Доктора проводят профилактические медосмотры, к ним мы обращаемся за помощью во время болезни. Это очень значимая профессия.

Но, ни один врач не поможет нам справиться с болезнью без лекарственных препаратов, которые готовятся фармацевтами. Что это за профессия?

Фармацевт (от греч. pharmakeutes – приготовляющий лекарства), специалист с высшим или средним фармацевтическим образованием, работающий в аптеках, на химико-фармацевтических заводах и изготовляющий лекарственные препараты.

Сейчас вам предоставляется возможность стать учеником фармацевта. Рассчитать массу веществ, необходимых  для приготовления гипертонического физраствора, использующегося для лечения гнойных заболеваний.

Четвертый этап – «Математика в химии»

Всыпать в чашечку изволь

Либо сахар, либо соль.

Влей туда воды немножко,

Помешай все той же ложкой.

Так к чему здесь разговор –

В чашке истинный раствор.

Задача:  Ученику фармацевта нужно приготовить 100 г физраствора поваренной соли с её массовой долей 7%. Он взвешивает 7 г соли, отмеряет 100 г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит колючие глаза наставника с поджатыми губами. Ученик сразу все понял.

Что понял ученик? Рассчитайте массу воды и соли, необходимой для приготовления 7% физраствора.

(масса соли – 7г, масса воды – 93г)

Правильный ответ – 5 баллов.

Жюри подводит итоги состязаний и называет победителей.

Всем участникам объявляется благодарность

Учитель читает вслух обязанности граждан химической страны, а учащиеся ее повторяют:

Я, гражданин Страны Химических реакций, обязуюсь:

  • Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.
  • Помнить химические свойства любого вещества на Земле.
  • Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.
  • Порошкообразные вещества не просыпать.
  • Жидкие не проливать.
  • Газообразные не выпускать наружу.
  • Не тратить зря спирт в спиртовке.
    Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев. А если я нарушу свои обязательства, то пусть меня покарает суровая рука Химии!
    Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Первый этап – разминка «Получи гражданство»

Назови вещество, укажи класс, которому оно принадлежит.

Вещество

Название

Класс

K2O

HCl

CuCO3

N2O5 

HNO3 

KOH

CaCl2 

Cu(OH)2 

Fe2O3 

H2 SO4

Mg(NO3)2 

SO3 

H3PO4

Al(OH)3 

Li 2SO4 

NaOH.

Первый этап – разминка «Получи гражданство»

Назови вещество, укажи класс, которому оно принадлежит.

Вещество

Название

Класс

K2O

HCl

CuCO3

N2O5 

HNO3 

KOH

CaCl2 

Cu(OH)2 

Fe2O3 

H2 SO4

Mg(NO3)2 

SO3 

H3PO4

Al(OH)3 

Li 2SO4 

NaOH.

Первый этап – разминка «Получи гражданство»

Назови вещество, укажи класс, которому оно принадлежит.(по 2 балла)

Вещество

Название

Класс

K2O

Оксид калия

Оксиды

HCl

Соляная кислота

Кислоты

CuCO3

Карбонат меди

Соли

N2O5 

Оксид азота (V)

Оксиды

HNO3 

Азотная кислота

Кислоты

KOH

Гидроксид калия

Основания

CaCl2 

Хлорид кальция

Соли

Cu(OH)2 

Гидроксид меди

Основания

Fe2O3 

Оксид железа (III)

Оксиды

H2SO4

Серная кислота

Кислоты

Mg(NO3)2 

Нитрат магния

Соли

SO3 

Оксид серы (VI)

Оксиды

H3PO4

Фосфорная кислота

Кислоты

Al(OH)3 

Гидроксид алюминия

Основания

Li 2SO4 

Сульфат лития

Соли

NaOH.

Гидроксид натрия

Основания

Четвертый этап – «Математика в химии»

Задача:  Ученику фармацевта нужно приготовить 100 г физраствора поваренной соли с её массовой долей 7%. Он взвешивает 7 г соли, отмеряет 100 г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит колючие глаза наставника с поджатыми губами. Ученик сразу все понял.

Что понял ученик? Рассчитайте массу воды и соли, необходимой для приготовления 7% физраствора.

За правильное оформление и правильные расчеты  – 5 баллов.

Четвертый этап – «Математика в химии»

Задача:  Ученику фармацевта нужно приготовить 100 г физраствора поваренной соли с её массовой долей 7%. Он взвешивает 7 г соли, отмеряет 100 г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит колючие глаза наставника с поджатыми губами. Ученик сразу все понял.

Что понял ученик? Рассчитайте массу воды и соли, необходимой для приготовления 7% физраствора.

За правильное оформление и правильные расчеты  – 5 баллов.

Четвертый этап – «Математика в химии»

Расчеты:

  1. Записано «Дано»:  m (р-ра) = 100г ;  w (соли) = 7%
  2. Записано «Найти»: m (соли) - ?;  m (воды) - ?

За 1 и 2 пункт – 1 балл

  1. Проведены расчеты
  • m (соли) = 100* 0.07 = 7г   (2 балла)
  • m (воды) = 100 – 7 = 93 г   (1 балл)
  1. Записано «Ответ»: m (соли) = 7г,    m (воды) = 93 г   (1 балл)

Итого – 5 баллов

С водорода всегда начинаюсь,

С основанием в соль превращаюсь,

Крашу лакмус в красный цвет,

А металла во мне нет. (Кислота)

6. Из меня не сваришь супа,

Содержу гидроксогруппу,

И активного металла

В моей формуле немало.

Крашу лакмус в синий цвет,

Я опасна, спору нет. (щелочь)

С водорода начинается – кислотою называется.

Если есть ОН в названии –

Это точно основание.

Если только буква О –

То оксид скорей всего.

Металл с остатком, между нами называется солями.

11. Получен газ, осадок иль вода –

Процесс необратимый навсегда!

Она идет, она прошла,

Никто ни скажет, что пришла. (Химическая реакция)

Пусть математик удивится:

Один прибавив к одному,

У химика равно один. (Реакция соединения)

Скажите, что это такое:

Один нырнул, а всплыло – двое. (Реакция разложения)

Растворы

Всыпать в чашечку изволь

Либо сахар, либо соль.

Влей туда воды немножко,

Помешай все той же ложкой.

Так к чему здесь разговор –

В чашке истинный раствор.

Основные классы неорганических соединений

Если сильный кислород

На другого нападет –

Элемент другой навзрыд

Образует с ним оксид.

В нем металл и кислород,

Да еще плюс водород.

И такое сочетание

Называют – основание.

Впереди всегда здесь «аш»

А за ним, что остается.

Она щиплется и жжется

И на первый взгляд проста,

А зовется – кислота.

Лишь остаток не сбежал,

И усильем воли

С ним металл образовал,

Что ребята? – Соли.

Реакции ионного обмена

Два раствора мы сольем –

Может сразу не поймем,

Что к чему и в чем здесь дело,

Почему все побелело,

А в другой пробирке чудо:

Пузырьки пошли оттуда,

Покраснело, почернело,

Или вовсе посинело.

Дело рук не феномена,

А ионного обмена.

Результат увидит глаз –

Не секрет теперь для вас,

Образуется когда

Газ, осадок иль вода.

А вот еще одно стихотворение по технике безопасности:
Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо
Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя -
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнет розой,
В колбе - будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.
Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться!
Хочешь весел быть и рад –
Надевай всегда халат!
Голова вдруг закружилась,
Руки будто не твои.
Если вдруг что-то случилось,
Ты учителю скажи.
Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно
И очень осторожно.
Чтобы пламя погасить
Спиртовку следует закрыть.
И для этого, дружок,
У неё есть колпачок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Химические реакции. Признаки химических реакций.

Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...

Конспект урока " Игра-путешествие в Страну химических реакций" , 8 класс

Конспект урока обобщения "Типы химических реакций" для 8 класса...