Практическая работа "Приготовление раствора заданой концентрации"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Еряшкин Дмитрий Владимирович

Конспект и презентация  практической работы "Приготовление раствора заданой концентрации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок химии по теме

" Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе»

Класс: 8

Тип урока

с использованием практического модуля

Цель

научить готовить раствор сахара и рассчитывать  массовую долю растворенного вещества, усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. 

Средства обучения

Учебник: Габриеляг О.С  Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений

Оборудование и реактивы: весы, мерный цилиндр, колба на 100мл, стакан с водой, поваренная соль, стеклянная палочка, шпатель.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы: парная, индивидуальная, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

научатся давать определение понятию «раствор», знают формулы для расчета массовой доли вещества в растворе, умеют вычислять массовую долю вещества в растворе, массу раствора, массу растворенного вещества.

Получать возможность научиться приготовить раствор с определенной долей растворенного вещества

Познавательные: понимают термин «массовая доля соли в растворе», проводят измерения массы и объема; строят логические рассуждения и делают выводы.

Коммуникативные: добывают недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); продуктивно взаимодействуют со своими партнерами.

Регулятивные: умеют планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планируют пути достижения цели, владеют основами самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.

формирование познавательного интереса к предмету исследования; понимают потребность в химических знаниях как возможной области будущей практической деятельности.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели урока.

На прошлых уроках мы с вами говорили, что растворы являются неотъемлемой частью нашей жизни.

- Ребята, вспомним, что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)

- Вспомните, какое значение имеют растворы? (Ответы учащихся: почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д.; получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах).

Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. Формулируют тему(Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе)

- Какова цель нашего урока? (ребята самостоятельно формулируют цель практической работы). Приготовить раствор сахара, рассчитать массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.

 II. Актуализация знаний

 Для того чтобы приготовить необходимый раствор, мы должны вспомнить расчетные формулы.

- Вспомните, что такое массовая доля растворённого вещества? (Это отношение массы растворённого вещества к массе раствора)

- Что такое массовая доля раствора? ( Она показывает содержание растворённого вещества в 100 граммах данного раствора).

Какими формулами мы будем пользоваться при проведении расчетов?

(w= mв-ва : mр-ра * 100%;     mр-ра = mв-ва +  mводы,    mводы= v*ρ).

III. Основная часть урока

Химик-органик Н.Н. Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть».

Правила техники безопасности.

При проведении любой практической работы мы с вами должны соблюдать правила техники безопасности.

Выполнение практической работы.

На столах у учащихся находятся инструктивные карточки с заданием.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Инструкция выполнения работы.

Тема:

Цель работы:

Оборудование: мерный цилиндр, коническая колба,  лабораторные весы, стеклянная палочка,  вода, сахар.

Ход работы:

  1. Отмерьте мерным цилиндром необходимый объём воды и влейте ее в коническую колбу, объем воды запишите в таблицу.
  2. Взвесьте  на лабораторных весах 2 г сахара, массу запишите в таблицу

Уравновесьте лабораторные весы. Взвешиваем на весах сахар определенной массы. На левую чашку весов поставьте гирьки нужной массы, а на правую аккуратно насыпьте сахар до уравновешивания. 

  1. Поместите сахар в колбу с водой и перемешайте до полного растворения. После взвешивания чашка весов должна оставаться чистой. 
  2. Оформите отчет о работе (Отчет составляется по пунктам «Инструкции выполнения работы»).

Теперь приступайте к расчетной части.

Рассчитайте массовую долю сахара в растворе и результаты расчетов запишите в таблицу.

масса сахара, г

объем воды, мл

плотность воды, г/мл

масса воды, г

m р-ра

W, %

Ncахара

Для расчета массы воды, массы раствора и массовой доли сахара в растворе используйте формулы:

m воды = V воды  * p воды

m р-ра = m р-в  + m воды

W(сахара) = m р-в  / m р-ра * 100%

Рассчитайте число молекул сахара (Ncахара), которые содержится в полученном растворе, для этого сначала рассчитайте молярную массу сахара (формула сахара С12 H22 О11) затем количество вещества (ncахара) используя формулы:

ncахара  = m сахара / Мсахара

Ncахара = NА * ncахара  

Вывод:  

Примечание: число Авогадро NА = 6*1023 максимальное количество баллов 19 всего 24

Перевод баллов в оценки: 9б-14б=3; 15б-19б=4 ; 20б-24б=5

 

Закрепление 

Решите задачу

1 вариант

2 вариант

1.Приготовьте 60мл  раствора  поваренной соли с массовой долей 5%.  

2.Как изменится массовая доля растворенной соли, если к данному раствору добавить еще 1 г соли? Ответ подтвердите расчетами.

1.Приготовьте 50мл  раствора  поваренной соли с массовой долей 10% .(5б)

2.Как изменится массовая доля растворенной соли, если к данному раствору добавить еще 1 г соли? Ответ подтвердите расчетами. 

Перевод баллов в оценки: 9б-14б=3; 15б-19б=4 ; 20б-24б=5

V. Рефлексия анализ своей деятельности , фиксация положительных и неудачных моментов , выработка алгоритма преодоления неудач. В дальнейшем это будет основа поведения в повседневной жизни.

Рефлексия

П.р№1

П.р№2

П.р№3

П.р№4

П.р№5

Постановка темы

Цель

Работа с определениями

Знание формул

Проведение расчетов

Применение знаний при решении творческих заданий

Формулировка  вывода.

Получилось «+» , не получилось «-» , испытывал затруднения «V»

VI. Итог урока

- Чему вы сегодня учились на уроке? (Приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества).

- Что нужно знать, чтобы приготовить раствор с заданной долей растворенного вещества? (Необходимо взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества.)

- Где мы можем воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества? (При приготовлении сахарных сиропов, маринадов.)

VII. Домашнее задание

Домашнее задание

1.Вычислите, какую массу сульфата цинка необходимо взять для получения 10 г раствора глазных капель, применяемых для лечения конъюнктивита, если известно, что массовая доля соли в растворе составляет 0,25%?

2. составить самим задачу на расчет массовой доли растворенного вещества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ребята, вспомним, что такое раствор?

Слайд 3

Раствор - однородная система, состоящая из частиц растворителя , частиц растворённого вещества и продуктов их взаимодействия.

Слайд 4

Вспомните, какое значение имеют растворы?

Слайд 5

почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д.; получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах).

Слайд 6

Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе

Слайд 7

Какова цель нашего урока?

Слайд 8

Цель: Приготовить раствор сахара, рассчитать массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.

Слайд 9

Вспомните, что такое массовая доля растворённого вещества ? Что такое массовая доля раствора ? Какими формулами мы будем пользоваться при проведении расчетов ?

Слайд 10

Вещества на вкус: А) можно пробовать, Б) нельзя пробовать, В) надо спросить у учителя. 2. Твердые вещества берут: А) рукой, Б) ложечкой, В) как придется, Г) не знаю. 3. Посуду при работе надо использовать: А) чистую, Б) грязную, В) с трещинами 4. К работе в лаборатории можно приступать: А) когда захочешь, Б) с разрешения учителя, В) когда будешь готов. 5. Объем воды измеряют: А) на весах, Б) в мерном цилиндре, В) в мерном стакане. 6. Полученный раствор необходимо: А) отдать учителю. Б) вылить в канализацию

Слайд 11

Вещества на вкус: А) можно пробовать, Б) нельзя пробовать, В) надо спросить у учителя. 2. Твердые вещества берут: А) рукой, Б) ложечкой, В) как придется, Г) не знаю. 3. Посуду при работе надо использовать: А) чистую, Б) грязную, В) с трещинами 4. К работе в лаборатории можно приступать: А) когда захочешь, Б) с разрешения учителя, В) когда будешь готов. 5. Объем воды измеряют: А) на весах, Б) в мерном цилиндре, В) в мерном стакане. 6. Полученный раствор необходимо: А) отдать учителю. Б) вылить в канализацию Ответы: 1 – Б, 2 – Б, 3 – А, 4 – Б, 5 - Б, 6 – А

Слайд 12

Нельзя пробовать вещества на вкус. Нельзя брать вещества руками. 3) Если взяли реактива больше, чем требуется, нельзя высыпать (выливать) обратно в банку (склянку). 4) Нюхать вещества с осторожностью. 5) Работать аккуратно и внимательно, соблюдая порядок и дисциплину. 6) По окончанию работы привести в порядок рабочее место и вымыть руки с мылом. Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием !

Слайд 13

Взвешивание на весах всегда проводят с использованием тары (кусочка бумаги). Химические вещества никогда нельзя помещать на чашку весов Разновес – помещают на правую чашку весов а сахар присыпаем на левую Когда масса сахара начнет приближаться к массе гирь, наблюдают за качанием стрелки, до её совпадения с нулевым уровнем Когда равновесие достигнуто, записывают массу и убирают разновесы в футляр

Слайд 14

Посуда: мерный цилиндр, коническая колба, стеклянная палочка, ложка. Приборы: весы, разновес. Вещества: сахарный песок (кусковой сахар), вода.

Слайд 15

Отмерьте мерным цилиндром 50 мл воды Влейте воду в коническую колбу

Слайд 16

Чайную ложку сахарного песка взвесьте на весах Переместите сахар в колбу с водой Перемешайте до полного растворения

Слайд 17

Рассчитайте массовую долю сахара в растворе. Например: Дано: Решение: V (Н 2 О)=50мл 1) m (Н 2 О) = V (Н 2 О) · ρ (Н 2 О) = ρ (Н 2 О)=1г/мл 50мл · 1г/мл = 50г m (сах.)=3,5г 2) m (р-р) = m (Н 2 О) + m (сах.)= ω (сах.)=? 50г + 3,5г = 53,5г 3) ω (сах.) = m (сах.): m (р-р) = 3,5г:53,5г = 0,065 (6,5%)

Слайд 19

Приготовили растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.

Слайд 20

П.р№1 % П.р№2 П.р№3 П.р№4 П.р№5 + - v + - v + - v + - v + - V Постановка темы 95 5 0 95 5 0 Цель 95 5 0 95 5 0 Работа с определениями 95 5 0 95 5 0 Знание формул 80 15 5 80 15 5 Проведение расчетов 80 15 5 80 10 10 Применение знаний при решении творческих заданий 80 10 10 90 5 5 Формулировка вывода. 95 5 - 95 5 - Получилось «+» , не получилось «-» , испытывал затруднения «V»

Слайд 21

Для приготовления раствора с заданной долей растворенного вещества необходимо… Мы можем воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества… На уроке у меня получилось… Эта практическая работа отличалась от других …

Слайд 22

1.Вычислите, какую массу сульфата цинка необходимо взять для получения 10 г раствора глазных капель, применяемых для лечения конъюнктивита, если известно, что массовая доля соли в растворе составляет 0,25%? 2. составить самим задачу на расчет массовой доли растворенного вещества. §24-25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»

Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов  солей заданной концентрации»...

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

Приготовление растворов различной концентрации.

Тип урока: _ изучения и первичного закрепления новых знаний и уменийЦели урока: Личностные: формировать умение общаться, высказывать свою точку зрения, кратко излагать ее, слушать товарищей.Метапредме...

ПМ 02 БИЛЕТЫ Приготовление проб и растворов различной концентрации

Билеты ПМ 02 для экзамена в группе 3-его курса "Лаборанты экологи"...

Рабочая программа и тематическое планирование: МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + тематические планирование УП 02.01

Рабочая программа и  тематическое планирование МДК 02.01 - Основы приготовления проб и растворов различной концентрации  + Учебная практика (УП 02.01.). Предствалены новые материалы на 2-й и...

Презентация "Приготовление раствора заданной концентрации"

Презентация содержит основные этапы выполнения практической работы по приготовлению раствора заданной концентрации...

Решение практических задач по теме Концентрация

материал для подготовки к егэ, ГИА...