Рабочая программа 9 класс химия
рабочая программа по химии (9 класс)

Куулар Айырана Шуур-ооловна

Пояснительная записка

 

     Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии  для 9 классов, рекомендованной письмом министерства образования и науки РФ от 07.07.2007 № 03-1263, а также с использованием авторской программы Новошинского И.И., Новошинской Н.С., 2008 год.

     Рабочая  программа ориентирована  на  использование  учебника: Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 9 класс: Учебнник для общеобразовательных учреждений.

     Рабочая программа рассчитана на 68 часов (в соответствии со школьным учебным планом), по 2 часа в неделю. Из этих часов приходится:

  • на практические работы -  6 часов;
  • на контрольные работы – 4 часа.

     Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования, поэтому в программу не внесено значительных изменений. Увеличено количество часов на изучение некоторых тем за счет резервного времени и сокращения количества часов на изучение темы «Органические вещества». В теме «Органические вещества» за счет объединения материала тем «Кислородосодержащие вещества» и «Азотосодержащие вещества» в два урока, удалось сэкономить время для изучения более сложного материала.

Исключена практическая работа «Минеральные удобрения» и заменена на демонстрационную работу.

 

Цель программы:

освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира.

 

   Задачи программы:

  • Формирование представлений о веществах и их свойствах, о химических законах, применении химических знаний в повседневной жизни.
  • Формирование умений решать химические задачи.
  • Формирование умения работать с химическими реактивами.
  • Применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ.

  Содержание курса химии 9 класса составляют сведения об окислительно-восстановительных реакциях; Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; скорости химических реакций; строении атомов некоторых химических элементов и свойствах, образованных ими соединений; строении и свойствах органических соединений.

        Рабочая программа предусматривает различные формы организации учебного процесса: комбинированные уроки, уроки-лекции, практические и контрольные работы, обобщающие уроки. Предусматривается проведение различных демонстрационных и лабораторных опытов. Для проверки знаний используются различные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Для контроля знаний используются разноуровневые тесты с целью подготовки учащихся к ГИА.

        В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по химии, учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях обязательного минимума подготовки выпускников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_khimii_9_klass.docx63.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии  для 9 классов, рекомендованной письмом министерства образования и науки РФ от 07.07.2007 № 03-1263, а также с использованием авторской программы Новошинского И.И., Новошинской Н.С., 2008 год.

     Рабочая  программа ориентирована  на  использование  учебника: Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 9 класс: Учебнник для общеобразовательных учреждений.

     Рабочая программа рассчитана на 68 часов (в соответствии со школьным учебным планом), по 2 часа в неделю. Из этих часов приходится:

  • на практические работы -  6 часов;
  • на контрольные работы – 4 часа.

     Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования, поэтому в программу не внесено значительных изменений. Увеличено количество часов на изучение некоторых тем за счет резервного времени и сокращения количества часов на изучение темы «Органические вещества». В теме «Органические вещества» за счет объединения материала тем «Кислородосодержащие вещества» и «Азотосодержащие вещества» в два урока, удалось сэкономить время для изучения более сложного материала.

Исключена практическая работа «Минеральные удобрения» и заменена на демонстрационную работу.

Цель программы:

освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира.

   Задачи программы:

  • Формирование представлений о веществах и их свойствах, о химических законах, применении химических знаний в повседневной жизни.
  • Формирование умений решать химические задачи.
  • Формирование умения работать с химическими реактивами.
  • Применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ.

  Содержание курса химии 9 класса составляют сведения об окислительно-восстановительных реакциях; Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; скорости химических реакций; строении атомов некоторых химических элементов и свойствах, образованных ими соединений; строении и свойствах органических соединений.

        Рабочая программа предусматривает различные формы организации учебного процесса: комбинированные уроки, уроки-лекции, практические и контрольные работы, обобщающие уроки. Предусматривается проведение различных демонстрационных и лабораторных опытов. Для проверки знаний используются различные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Для контроля знаний используются разноуровневые тесты с целью подготовки учащихся к ГИА.

        В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по химии, учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях обязательного минимума подготовки выпускников.

Количество учебных часов по рабочей программе  и авторской программе.

п/п

Разделы, темы

Количество часов

В том числе

Авторская программа

Рабочая  программа

Практические работы

Контрольные работы

1

Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса.            

2

4

1

-

2

Окислительно-восстановительные реакции.  

3

4

-

-

3

Периодический закон и Периодическая система химических Д.И.Менделеева – основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений.      

4

4

-

-

4

Водород и его важнейшие соединения.

7

7

-

1

5

Галогены.

5

5

1

-

6

Скорость химических реакций.    

2

2

-

-

7

Подгруппа кислорода.

8

10

1

1

8

Подгруппа азота.

7

8

1

-

9

Подгруппа углерода.

5

6

1

1

10

Металлы и их соединения.

12

11

1

1

11

Органические соединения.

10

7

Резервное время

3

-

      ИТОГО

68

68

Количество практических работ

7

6

Количество контрольных работ

4

4

ОСНОВНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ

Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (4 ч)

     Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена».

Тема 1.  Окислительно-восстановительные реакции (4 ч)

     Определение окислительно-восстановительных реакций. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительная двойственность. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Демонстрации

1. Взаимодействие соляной кислоты с цинком и оксидом кальция.

2. Горение серы (угля) и взаимодействие оксида серы(1У) с водой.

 

Тема 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений (4 ч)

     Первые попытки классификации химических элементов. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Предсказательная роль этого открытия. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете современных представлений. Периодическое изменение свойств атомов, простых и сложных веществ (оксидов, гидроксидов). Современная формулировка периодического закона. Причины периодичности свойств элементов и образованных ими веществ. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Значение периодического закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира. Научный подвиг Д. И. Менделеева.

Демонстрации

1. Периодическая система химических элементов Д. И. Мен делеева.

2. Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева» (фрагмент).

Тема 3. Водород и его важнейшие соединения (7 ч)

     Водород — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Положение водорода в Периодической системе. Водород — простое вещество. Молекула водорода. Нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) водорода:

взаимодействие с неметаллами, активными металлами и оксидами металлов. Водород — экологически чистое топливо. Применение водорода. Меры предосторожности при работе с водородом.

     Молярный объем газа. Относительная плотность газов.

     Оксид водорода — вода. Состав, строение. Химические свойства воды: взаимодействие с активными металлами (щелочными и щелочно-земельными) и оксидами этих металлов, с кислотными оксидами. Кислотно-основные свойства воды. Круговорот воды в природе. Вода и здоровье. Охрана водных ресурсов. Очистка воды.

Демонстрации

1. Получение водорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами.

2. Модель молекулы воды.

3. Очистка воды перегонкой.

4. Взаимодействие воды с натрием, оксидом фосфора(У) и оксидом кальция, испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами.

Расчетные задачи

1. Расчеты с использованием физической величины «молярный объем газа».

2. Определение относительной плотности газов.

3. Вычисление по уравнениям химических реакций объемов газов по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию или образующихся в результате реакции веществ

Тема 4. Галогены (5 ч)

      Общая характеристика галогенов на основе положения химических элементов в Периодической системе. Сходства и различия в строении атомов элементов подгруппы. Молекулы простых веществ и галогеноводородов. Физические и химические свойства галогенов.

     Хлор — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степень окисления. Хлор — простое вещество. Нахождение в природе. Получение хлора и его физические свойства, растворимость в воде (хлорная вода), действие на организм. Химические (окислительные) свойства хлора: взаимодействие с металлами и водородом. Применение хлора.

     Хлороводород и соляная кислота: получение, свойства. Качественная реакция на хлорид-ион.

     Фтор, бром, иод. Сравнительная характеристика окислительных свойств галогенов. Качественные реакции на бромид-, йодид-ионы и йод.

     Применение галогенов и их соединений.

Демонстрации

1. Образцы галогенов — простых веществ.

2. Получение хлорной воды.

3. Обесцвечивание хлорной водой красящих веществ.

4. Сравнение растворимости йода в воде, водном растворе иодида калия и органических растворителях (спирте).

5. Получение хлороводорода и соляной кислоты.

Практическая работа. Галогены.

Расчетные задачи. Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 5. Скорость химических реакций (2 ч)

     Понятие о скорости химической реакции. Реакции гомо генные и гетерогенные. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа, концентрация веществ, площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ, температура и катализатор.

     Необратимые и обратимые реакции. Классификация химических реакций.

Демонстрации

     Опыты, показывающие зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ (взаимодействие алюминия и железа с соляной кислотой или взаимодействие цинка с уксусной и соляной кислотами), концентрации и температуры (взаимодействие цинка или оксида меди(II) с сер ной кислотой различной концентрации при различных температурах), катализатора (разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца(IV)).

Тема 6. Подгруппа кислорода (10 ч)

Кислород — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Кислород — простое вещество. Нахождение в природе. Получение кислорода, его физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами и неметаллами. Роль кислорода в природе и его применение.

      Аллотропные видоизменения кислорода. Озон. Получение, свойства и применение. Действие озона на организм. Озоновый щит Земли.

     Сера. Строение атома, степени окисления, аллотропия. Сера в природе. Физические и химические (окислительно-восстановительная двойственность) свойства серы: взаимо-

действие с металлами, водородом и кислородом. Применение серы.

     Сероводород. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Действие сероводорода на организм. Сероводородная кислота. Сульфиды. Качественная

реакция на сульфид-ион. Применение сероводорода и сульфидов.

     Оксид серы (IV). Получение, свойства и применение. Сернистая кислота. Качественная реакция на сульфит-ион.

     Оксид серы(VI). Получение и свойства.

     Серная кислота, ее физические и химические свойства. Свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Действие концентрированной серной кислоты на организм. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. Значение серной кислоты в народном хозяйстве.

Демонстрации

1. Получение кислорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами.

2. Взаимодействие серы с металлами и кислородом.

3. Распознавание сульфид- и сульфит-ионов в растворе.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Расчетные задачи. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

Тема 7. Подгруппа азота (8 ч)

     Азот — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Азот — простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) азота: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом. Применение азота.

     Аммиак. Строение молекулы, получение, физические и химические свойства: горение, взаимодействие с водой, кислотами и оксидами металлов. Соли аммония, их получение и свойства. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония.

     Оксиды азота. Получение, свойства, действие на организм и окружающую среду оксидов азота(II) и (IV).

     Азотная кислота, ее получение, физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами, стоящими в ряду активности после водорода. Применение. Нитраты. Качественная реакция на нитрат-ион.

     Фосфор. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Аллотропия (белый, красный, черный фосфор). Химические свойства фосфора: взаимодействие с

металлами и кислородом. Важнейшие соединения фосфора: оксид фосфора(V) и ортофосфорная кислота, фосфаты и гидрофосфаты. Качественная реакция на фосфат-ион.

Применение фосфора и его соединений.

Демонстрации

1. Растворение аммиака в воде.

2. Горение аммиака в кислороде.

3. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

4. Образцы азотных, калийных и фосфорных удобрений.

Практическая работа 4. Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония.

Тема 8. Подгруппа углерода (6 ч)

     Углерод — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Углерод — простое вещество. Аллотропные модификации (алмаз, графит) и их свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) углерода: горение, восстановление оксидов металлов, взаимодействие с металлами и водородом. Оксиды углерода(II) и (IV), получение, свойства и применение. Действие оксида углерода(II) на организм. Угольная ки слота, карбонаты и гидрокарбонаты. Качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты. Углерод — основа живой (органической) природы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений. Парниковый эффект. Круговорот углерода в природе.

     Кремний — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Кремний — простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) кремния: взаимодействие с неметаллами и металлами. Оксид кремния (IV) и кремниевая кислота, силикаты. Кремний — основа неживой (неорганической) природы. Применение кремния.

Понятие о силикатной промышленности (производство керамики, стекла, цемента, бетона, железобетона).

Демонстрации

1. Образцы природных соединений углерода и кремния.

2. Отношение карбонатов и гидрокарбонатов к кислотам.

3. Получение кремниевой кислоты.

Практическая работа 5. Получение оксида углерода(1У) и изучение его свойств. Свойства карбонатов.

Тема 9. Металлы и их соединения (11 ч)

Металлы и их важнейшие химические соединения (обзор) (2 ч)

     Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе, особенности строения их атомов, радиусы атомов, электроотрицательность, степени окисления.

     Простые вещества — металлы. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Характерные физические свойства металлов.

     Металлы в природе. Общие способы получения металлов (пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия). Химические (восстановительные) свойства металлов. Ряд активности металлов. Отношение металлов к неметаллам, растворам солей, кислот и воде.

Алюминий (1 ч)

     Строение атома алюминия. Его природные соединения, по лучение, физические и химические свойства. Взаимодействие с неметаллами, оксидами металлов, растворами кислот и щелочей, водой. Соединения алюминия, амфотерностъ его оксида и гидроксида. Качественная реакция на ион алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Магний и кальций (2 ч)

     Общая характеристика химических элементов главной под группы II группы.

     Строение атомов магния и кальция. Магний и кальций в природе, способы их получения, физические и химические свойства.

     Важнейшие соединения магния и кальция (оксиды, гидроксиды и соли), их свойства и применение. Качественная реакция на ион кальция. Биологическая роль и применение соединений магния и кальция. Жесткость воды и способы ее устранения. Превращения карбонатов в природе.

Щелочные металлы (1 ч)

     Общая характеристика химических элементов главной подгруппы I группы.

     Строение атомов щелочных металлов. Распространение щелочных металлов в природе и способы их получения. Физические и химические свойства простых веществ и важнейших со единений (оксидов, гидроксидов, солей). Биологическая роль и применение соединений натрия и калия. Калийные удобрения.

Железо (3 ч)

     Особенности строения атома железа, степени окисления. Природные соединения железа, его получение, физические и химические свойства. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и (III). Качественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3+. Сплавы железа — чугун, сталь. Значение железа и его соединений в жизненных процессах и в народном хозяйстве. Коррозия металлов.

Демонстрации

1. Образцы минералов, металлов и сплавов.

2. Опыты, показывающие восстановительные свойства металлов.

3. Взаимодействие натрия и кальция с водой.

4. Окрашивание пламени ионами натрия, калия и кальция.

5. Получение и исследование свойств гидроксидов железа(II) и (III).

Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Те м а 10. Органические соединения (7 ч)

     Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических веществ.

     Предельные углеводороды — алканы. Общая характеристика предельных углеводородов. Нахождение в природе, физические и химические свойства: горение, реакция замещения (на примере метана). Применение алканов.

     Непредельные углеводороды — алкены. Состав и физические свойства алкенов. Химические свойства: горение, реакции присоединения водорода, галогенов и полимеризации (на примере этилена). Представление о полимерах. Применение этилена в быту и народном хозяйстве.

     Природные источники углеводородов. Природные и попутные нефтяные газы, их состав и использование. Нефть. Каменный уголь.

     Функциональные группы (гидроксильная, карбоксильная группы, аминогруппа).

     Спирты. Общая характеристика спиртов. Метиловый и этиловый спирты. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с кислотами. Действие спиртов на организм. Трехатомный спирт глицерин. Применение спиртов.

     Карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Реакция этерификации. Понятие о сложных эфирах.

     Жиры — сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Физические свойства, применение и биологическая роль жиров.

     Понятие об углеводах. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, их нахождение в природе и биологическая роль.

     Азотсодержащие соединения. Понятие об аминокислотах. Белки, их биологическая роль. Качественные реакции на белки.

Демонстрации

1. Отношение углеводородов к кислороду и бромной воде.

2. Образцы полимеров.

3. Горение спирта.

4. Образцы жиров и углеводов.

5. Качественная реакция на белки.

Требования к уровню подготовки выпускников (основное общее образование)

В результате изучения химии ученик должен:

знать/понимать

  • химическую символику: символы химических элементов, формулы веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы  (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • тепловой эффект реакции по данным об одном из участвующих в реакции веществ и количеству выделившейся (поглощенной) теплоты; массу (объем, количество вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке; массу или объем продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси;
  • устанавливать: простейшую формулу вещества по массовым долям химических элементов; состав смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами; объемные отношения газов при химических реакциях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

Поурочное планирование учебного материала в 9 классе

по учебнику И.И.Новошинского

№ урока

Наименование раздела и темы

Характеристика основных видов учебной деятельности

Плановые сроки прохождения

Скорректи-рованые сроки прохождения

Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (4 часа)

1

Важнейшие классы неорганических соединений.

Повторить, обобщить и закрепить знания учащихся об основных классах неорганических соединений, их химических свойствах, о генетической связи между классами неорганических веществ. Закрепить знания учащихся о правилах безопасности при работе с растворами кислот и щелочей. Научить составлять план распознавания веществ, выбирать рациональный ход решения задачи, подбирать необходимые реактивы и оборудование, самостоятельно проводить химический эксперимент.

01.09 – 06.09

2

Реакции ионного обмена.

3

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Вводный инструктаж по технике безопасности.

08.09 – 13.09

4

Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач.

Окислительно-восстановительные реакции (4 часа)

     

5

Основные положения теории окислительно-восстановительных реакций.

Повторить определение степени окисления атома в соединении. Сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях, процессах окисления и восстановления, окислителе и восстановителе. Показать роль окислительно-восстановительных реакций в природе, жихнедеятельности организма, производственных процессах

15.09 – 20.09

6

Окислители и восстановители.

7

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Обучить учащихся составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

22.09 – 27.09

8

Упражнения в составлении уравнений ОВР.

Отработать умения учащихся анализировать окислительно-восстановительный процесс, определять окислитель и восстановитель, расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений   (4 часа)

9

Первые попытки классификации химических элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева и его значение.

Рассмотреть первые попытки классификации химических элементов. Выделить среди химических элементов группы со сходными свойствами. Сформировать знания о периодическом законе и периодической системе химических элементов в свете теории строения атома.

29.09 – 04.10

10

Характеристика химического элемента  и его соединений на основе положения в Периодической системе.

Закрепить и развить умения учащихся характеризовать элемент и его соединения на основе положения в ПСЗЭ и строения атома.

11

Значение периодического закона.

Знание значения периодического закона для развития науки и техники, создания научной картины мира, научного подвига Д.И. Менделеева.

06.10 – 11.10

12

Контрольно-обобщающий урок по темам «ОВР», «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

Проверка знаний и умений учащихся по теме «Окислительно-восстановительные реакции.   Периодический закон, ПСХЭ Д.И.Менделеева».

Водород и его важнейшие соединения  (7 часов)

13

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение.

Сформировать знания о положении водорода в ПСХЭ, об изотопах водорода и его окислительно-восстановительной двойственности, нахождение водорода в природе и способами получения.

13.10 – 18.10

14

Свойства и применение водорода.

Сформировать знания о физических и химических свойствах водорода; о мерах предосторожности при работе с водородом. Дать понятие о гремучей смеси. Отработать навыки составления уравнений ОВР, отражающих химические свойства водорода. Отметить практическую значимость водорода.  

15

Молярный объем газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газов.

Сформировать знания учащихся о нормальных условиях, молярном объеме газов, относительной плотности газов. Выработать умения рассчитывать объем газа при нормальных условиях, молярную массу газа по его плотности при н.у. и по относительной плотности по другому газу.

20.10 -25.10

16

Вычисления по химическим уравнениям с использованием физической величины «молярный объем газа».

Повторить алгоритм решения расчетных задач по уравнениям химических реакций. Выработать умения учащихся производить расчеты по уравнениям химических реакций с участием газов.

17

Оксид водорода – вода.

Сформировать знания о нахождении воды в природе, способах получения чистой воды  и  проблемах сохранения водных ресурсов. Повторить, систематизировать и углубить знания учащихся о составе, физических и химических воды.

27.10 – 01.11

18

Систематизация и обобщение изученного материала.

Отработать и закрепить умения учащихся по теме.

19

Контрольная работа №1 по теме «Водород и его соединения».

Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу по теме «Водород и его соединения».

10.11 – 15.11

Галогены (5 часов)

20

Галогены. Общая характеристика.

Сформировать умения учащихся давать общую характеристику элементов подгруппы на основе их положения в ПСХЭ.

21

Хлор. Хлороводород и соляная кислота.

Рассмотреть положение хлора в ПСХЭ, ознакомить учащихся с нахождением хлора в природе и способами его получения. Сформировать знания о его физических и химических свойствах. Охарактеризовать области применения хлора и отметить его токсичность. Сформировать знания о способах получения и физических свойствах хлороводорода и его водного раствора – соляной кислоты. Систематизировать и углубить знания о химических свойствах соляной кислоты, охарактеризовать области ее применения. Совершенствовать умения пресказывать окислительно-восстановительные свойства вещества, опираясь на его состав. Сформировать умения распознавать хлорид-ион.

17.11 – 22.11

22

Фтор. Бром. Йод.

Сформировать знания учащихся о действии на организм фтора, брома, йода и их соединений. Сформировать умения распознавать йод, бромид-, йодид-ионы в растворах. Охарактеризовать области применения этих галогенов.

23

Практическая работа 2. Галогены.

На примере соляной кислоты исследовать общие свойства кислот. Опытным путем распознать соляную кислоту и ее соли, бромид-, йодид-ионы. Совершенствовать умения учащихся обращаться с веществами, соблюдать правила безопасности, описывать результаты наблюдений, делать выводы и оформлять отчет.

24.11 – 29.11

24

Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Повторить алгоритм решения расчетных задач по уравнениям химических реакций. Выработать умения учащихся производить расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Скорость химических реакций (2 часа)

25

Понятие о скорости химических реакций.

Систематизировать, обобщить и углубить знания о классификации химических реакций. Выработать умения характеризовать химические реакции, используя различные признаки.

01.12 – 06.12

26

Классификация химических реакций.

Подгруппа кислорода (10 часов)

 

27

Кислород.

Рассмотреть положение кислорода в ПСХЭ. Сформировать знания учащихся о нахождении кислорода в природе, способах получения,  физических и химических свойствах. Дать понятие о реакциях горения. Охарактеризовать области применения кислорода и его роль в природе.

08.12 – 13.12

28

Озон. Аллотропия.

Сформировать понятие об аллотропии и аллотропных видоизменениях. Рассмотреть образование озона в природе и получение его в лаборатории, физические и химические (окислительные) свойства озона, отметить действие озона на организм. Охарактеризовать значение озона для жизни на Земле и его применение.

29

Сера.

Рассмотреть положение серы в ПСХЭ. Сформировать знания о нахождении серы  в природе, способах получения,  физических и химических свойствах (отметить окислительно-восстановительную двойственность), аллотропными модификациями. Охарактеризовать области применения серы.

15.12 – 20.12

30

Сероводород. Оксид серы (IV). Сернистая кислота.

Сформировать знания о получении, физических и химических свойствах сероводорода, оксидов серы (IV), сернистой кислоты, отметить восстановительные свойства сероводорода, окислительно-восстановительную двойственность оксидов серы (IV) и сернистой кислоты. Обратить внимание на токсичность данных соединений.

31

Оксид серы (VI). Серная кислота.

22.12 – 27.12

32

Химические реакции, лежащие в основе промышленного получения серной кислоты.

Сформировать знания о физических свойствах оксида серы (VI) и серной кислоты. Систематизировать и углубить знания о химических (кислотных и окислительных) свойствах этих соединений, отметить различие свойств разбавленной и концентрированной серной кислоты, охарактеризовать области ее применения. Сформировать знания о правилах разбавления концентрированной серной кислоты водой и умение распознавать сульфат-ион.

33

Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач.

Совершенствовать экспериментальные навыки, умения решать качественные задачи опытным путем, объяснять химические реакции в свете представлений об электрической диссоциации, записывать сокращенные ионно-молекулярные уравнения.

12.01 – 17.01

34

Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

Отработать алгоритм решения расчетных задач, связанных с участием веществ, содержащих примеси.

35

Итоговый урок. Систематизация и обобщение знаний по темах: «Галогены», «Скорость реакций», «Подгруппа кислорода»

Обобщить и систематизировать знания учащихся об элементах данных подгрупп и их соединениях.

19.01 – 24.01

36

Контрольная работа №2 по темам ««Галогены», «Скорость реакций», «Подгруппа кислорода».

Проверка полученных знаний по темам «Галогены», «Скорость химических реакций и их классификация», «Подгруппа кислорода».

Подгруппа азота (8 часов)

37

Общая характеристика элементов подгруппы азота. Азот.

Рассмотреть положение азота в ПСХЭ. Сформировать знания учащихся о нахождении азота  в природе, способах получения,  физических и химических свойствах. Объяснить причину химической инертности азота. Охарактеризовать области применения азота.

26.01 – 31.01

38

Аммиак. Соли аммония.

Сформировать знания о составе и строении молекулы аммиака, ознакомить с получением, применением, физическими и химическими свойствами аммиака и солей аммония. Обратить внимание на токсичность аммиака. Сформировать умения распознавать соли аммония.

39

Практическая работа 4. Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония.

Научить учащихся собирать прибор для получения газа легче воздуха (аммиака). Совершенствовать навыки выполнения химических опытов, характеризующих свойства аммиака и солей аммония, распознавания иона аммония в растворах его солей.

02.02 – 07.02

40

Оксиды азота.

Ознакомить учащихся с оксидами азота, указать характер свойств оксидов. Сформировать умения объяснять причину выпадения кислотных дождей. Отметить токсичность оксидов азота (II) и (IV).

41

Азотная кислота и ее соли.

Ознакомить учащихся с физическими свойствами азотной кислоты и правилами безопасности при работе с ней. Систематизировать и углубить знания учащихся о химических свойствах азотной кислоты, рассмотреть особенности ее взаимодействия с металлами. Сопоставить азотную и серную кислоты (прочность молекул, действие на металлы). Охарактеризовать области применения азотной кислоты и ее солей.

09.02 – 14.02

42

Азотная кислота и ее соли.

43

Фосфор и его соединения. Круговорот азота и фосфора в природе.

Рассмотреть положение фосфора в ПСХЭ. Ознакомить с нахождением фосфора в природе, физическими свойствами и аллотропными модификациями, химическими свойствами фосфора. Систематизировать и обобщить знания о химических свойствах оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты. Сформировать умения распознавать фосфат-ион. Охарактеризовать области применения фосфора и его соединений. Сформировать понимание значения азота и фосфора для растения, ознакомить с азотными и фосфорными удобрениями.

16.02 – 21.02

44

Контрольно-обобщающий урок.

Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о важнейших свойствах азота, фосфора и их соединений. Отработать навыки составления уравнений химических реакций, характеризующих способы получения и химические свойства этих веществ. Закрепить умения решать качественные и расчетные задачи по материалу темы.

Подгруппа углерода (6 часов)

 

45

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод.

Рассмотреть положение углерода в ПСХЭ.  Ознакомить учащихся с нахождением углерода в природе, его аллотропными модификациями. Дать понятие об адсорбции. Сформировать знания о химических свойствах углерода. Охарактеризовать области применения алмаза, графита и угля. Сформировать понимание связи между строением вещества, его свойствами и применением.

23.02 – 28.02

46

Кислородные соединения углерода

Систематизировать и расширить знания учащихся о свойствах оксидов углерода, угольной кислоты и ее солей. Рассмотреть получение и свойства оксидов углерода (II) и (IV). Обратить внимание на токсичность и восстановительные свойства оксида углерода (II), окислительные свойства оксида углерода (IV), взаимные превращения гидрокарбонатов и карбонатов. Сформировать умения распознавать оксид углерода (IV) и карбонаты. Охарактеризовать области применения оксидов углерода и солей угольной кислоты.

47

Практическая работа 5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Совершенствовать умения учащихся собирать прибор для получения газов и пользоваться им. Научить собирать оксид углерода (IV) вытеснением воздуха и подтверждать, что собран именно этот газ. Закрепить навыки выполнения химических опытов, характеризующих свойства оксида углерода (IV) и карбонатов.

02.03 – 07.03

48

Кремний и его соединения

Рассмотреть положение кремния в ПСХЭ. Сформировать знания учащихся о нахождении кремния в природе, способах получения,  физических и химических свойствах, отметить окислительно-восстановительную двойственность кремния. Повторить, систематизировать и расширить знания о свойствах оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. Охарактеризовать области применения кремния и его соединений.

49

Итоговый урок. Систематизация, повторение и обобщение знаний по темам «Подгруппа водорода», «Подгруппа углерода».

Обобщить и систематизировать знания учащихся об элементах данных подгрупп и их соединениях.

09.03 – 14.03

50

Контрольная работа №3 по темам «Подгруппа азота», «Подгруппа углерода».

Проверка полученных знаний по темам «Подгруппа азота» и «Подгруппа углерода».

Металлы и их соединения (11 часов)

 

51

Общая характеристика металлов. Получение и физические свойства металлов.

Рассмотреть положение элементов, образующих простые вещества – металлы в ПСХЭ и отметить особенности строения их атомов. Ознакомить с нахождением металлов в природе, способами получения и физическими свойствами. Сформировать понятие о металлической связи и металлической кристаллической решетке. Выработать умение объяснять причину общих свойств металлов.

16.03 – 21.03

52

Химические свойства металлов.

Обобщить и систематизировать знания учащихся о химических свойствах металлов. Выработать умения сопоставлять различные металлы по химической активности.

53

Алюминий и его соединения.

Рассмотреть положение алюминия в ПСХЭ. Ознакомить учащихся с нахождением алюминия в природе, получением, физическими и химическими свойствами, сформировать понятие «пассивация поверхности». Отметить практическую значимость алюминия и его соединений.

30.03 – 04.04

54

Магний и кальций.

Совершенствовать умения учащихся давать общую характеристику элементов подгруппы на основе их положения в ПСХЭ. Ознакомить с нахождением магния и кальция в природе, получением, физическими и химическими свойствами. Ознакомить с тривиальным названиями веществ: «жженая магнезия», «гашеная и негашеная известь», «известковый раствор», «известковое молоко», «известковая вода». Сформировать умение распознавать ион кальция в растворе. Отметить биологическую роль соединений магния и кальция.

55

Жесткость воды и способы ее устранения.

Сформировать знания учащихся о карбонатной и некарбонатной жесткости воды и способах ее устранения. Отметить физиологическое действие жесткой воды и ущерб, наносимый ею экономике.

06.04 – 11.04

56

Щелочные металлы.

Закрепить умения учащихся давать общую характеристику элементов подгруппы на основе их положения в ПСХЭ. Ознакомить с нахождением щелочных металлов в природе, получением и  свойствами. Указать биологическую роль и применение соединений натрия и калия.

57

Железо.

Рассмотреть положение железа в ПСХЭ, отметить особенности строения атома железа, степени окисления. Ознакомить учащихся с нахождением железа в природе, получением, физическими и химическими свойствами.

13.04 – 18.04

58

Соединения и сплавы железа.

Сформировать знания о получении и свойствах соединений железа (II) и (III) – оксидов, гидроксидов и солей. Сформировать умения распознавать ионы железа. Ознакомить со сплавами железа, отметить признак различия чугуна и стали, дать понятие о легировании стали. Охарактеризовать биологическую роль и применение железа, его сплавов и соединений.

59

Коррозия металлов.

Сформировать понятие о коррозии металлов и ознакомить со способами защиты металлов от коррозии. Обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах.

20.04 – 25.04

60

Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач

Развить умения учащихся распознавать вещества и исследовать их свойства, описывать результаты наблюдений и делать выводы.

61

Контрольная работа №4 по теме «Металлы и их соединения».

Проверка полученных знаний по теме «Металлы и их соединения».

27.04 – 02.05

Органические соединения (7 часов)

 

62

Первоначальные представления об органических веществах

Сформировать представления учащихся о составе органических веществ, отметить их роль в природе и жизни человека, указать причины многообразия органических соединений.  Ознакомить с развернутой и сокращенной структурными формулами.

63

Предельные углеводороды (алканы).

Ознакомить учащихся с составом и номенклатурой углеводородов ряда метана, показать зависимость физических свойств алканов от их молекулярной массы. Рассмотреть химические свойства предельных углеводородов (на примере метана). Обратить внимание учащихся на необходимость соблюдения правил пользования бытовым газом вследствие его взрывоопасности.

04.05 – 09.05

64

Непредельные углеводороды (алкены и алкины).

Ознакомить учащихся с составом и номенклатурой непредельных углеводородов ряда этилена, их физическими свойствами. Рассмотреть особенности химических свойств непредельных углеводородов  (на примере этилена). Сформировать понятия о реакции полимеризации и высокомолекулярных веществах (полимерах). Показать практическую значимость этилена.

65

Природные источники углеводородов

Ознакомить учащихся с природными источниками углеводородов, составом, свойствами и методами переработки нефти (перегонка-ректификация) и каменного угля (коксование-сухая перегонка). Обратить внимание на проблему охраны окружающей среды от загрязнений нефтью и нефтепродуктами.

11.05 – 16.05

66

Кислородсодержащие органические вещества.

Сформировать понятие о функциональной группе. Ознакомить с составом, номенклатурой, физическими и химическими свойствами спиртов. Обратить внимание на физиологическое действие спиртов. На примере глицерина дать представление о многоатомных спиртах. Показать практическую значимость спиртов. Дать представления о карбоновых кислотах и реакции этерификации. Ознакомить учащихся с физическими и химическими свойствами уксусной кислоты, ее применением.

67

Биологически важные  вещества.

Сформировать представления о жирах как сложных эфирах, ознакомить учащихся с составом молекул жиров, физическими свойствами и применением. Показать биологическую функцию жиров. Сформировать представление об углеводах, их составе, физических свойствах, нахождении в природе, применении и биологической роли. Сформировать представление об аминокислотах и белках, их биологической роли, применении, умение распознавать белки.

18.05 – 23.05

68

Итоговый урок по теме: «Органические соединения»

Систематизировать, закрепить и проверить знания учащихся об органических соединениях: их составе, нахождении в природе, физических свойствах. Подведение итогов года.

Примечание: 23.02, 09.03 (перенос с 08.03), 01.05, 04.05  и 09.05 – праздничные дни

Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения учебного плана

  1. Учебная программа: Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской «Химия» для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.
  2. Учебник: Химия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 5 –е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.
  3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Самостоятельные работы по химии. 9 класс. – М.: Русское слово, 2008.
  4. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 классы. – М.: Оникс ХХІ, 2008.
  5. Книги для учителя.
  6. Дидактические сборники.
  7. Тетради для работ.
  8. Электронные издания.

Согласовано:                                                        Согласовано:

на заседании ШМО                                                Зам.директора по УВР

учителей  естествознания                                                          

____________ Л.А.Мотчаная                                           _________ В.В.Иванушкина

Протокол №___  от «___»________2014 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ХИМИИ (среднее общее образование, базовый уровень) для 10 - 11 класса (УМК по химии для 10-11 классов О.С. Габриелян)

Программа курса химии 10 – 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.Основными вопросами химии являются изучение состава и стр...