Химические свойства кислот
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Машеева Цындема Дондоковна

            Образовательная цель: Повторить состав основных классов веществ, изучить свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами, основаниями. Дать понятия «реакция нейтрализации» и «ряд                          активности металлов».

            Развивающая цель; совершенствовать умение составлять уравнения реакции, развивать логическое мышление, умение пользоваться рядом активности металлов, развивать воображение, умение                                наблюдать, сравнивать, делать умозаключения.                                                                                            

            Воспитательная цель:  выработать правила обращения с веществами с целью здоровьесбережения, приобщение к красоте природы, показать единство мира – взаимосвязь в природе.

             Тип урока; комбинированный

             Методы: фронтальная работа, индивидуальная работ, проблемно- поисковый, экспериментальные.

            Оборудование; H2SO4 конц, раствор HCl, магний, железо, цинк, медь, оксид меди(ІІ), раствор NaOH, лакмус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе по теме «Химические свойства кислот»

Образовательная цель: Повторить состав основных классов веществ, изучить свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами, основаниями. Дать понятия «реакция нейтрализации» и «ряд активности металлов».

Развивающая цель; совершенствовать умение составлять уравнения реакции, развивать логическое мышление, умение пользоваться рядом активности металлов, развивать воображение, умение наблюдать, сравнивать, делать умозаключения.

Воспитательная цель:  выработать правила обращения с веществами с целью здоровьесбережения, приобщение к красоте природы, показать единство мира – взаимосвязь в природе.

Тип урока; комбинированный

Методы: фронтальная работа, индивидуальная работ, проблемно- поисковый, экспериментальные.

Оборудование; H2SO4 конц, раствор HCl, магний, железо, цинк, медь, оксид меди(ІІ), раствор NaOH, лакмус.

Ход урока

І. Повторение – фронтальная беседа

На слайд: HCl, CO2, SO3, NaOH, KCl, Ba(OH)2, CaSO4, Na2O, CaO, HNO3, Cu(OH)2.

Вопросы:

1. Найдите формулы оксидов, почему отнесли их к оксидам?

2. Найдите среди них кислотные и основные оксиды. Почему?

3.Найдите формулы оснований. Дайте им названия. Почему отнесли их к основаниям?

4. Среди них найдите щелочи.

5. Назовите формулы кислот и дайте им названия. Дайте определение кислот. (показ слайдов2 и 3 – классификация кислот)

6. Назовите формулы солей и дайте им названия. Дайте определение солям.

7. Что такое индикаторы? Какие индикаторы вы знаете?

8. Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с основаниями?

В это время на доске работают 2 ученика (индивидуальная работа)

Задание: напишите уравнения реакции следующих превращений:

   Ba → BaO → Ba(OH)2

   P → P2O5 → H3PO4

Проверка работы у доски.

Новая тема:

«Вы мне доверяете? Тогда закройте глаза и включите воображение...             Август. Утро, светит солнышко, вы выходите на крылечко и бежите в огород – всегда приятно проверить еще до завтрака, что там изменилось со вчерашнего вечера. Под кустом смородины видны листья щавеля. Вы срываете их, стряхиваете капельки росы. Оправляете в рот и с аппетитом жуете. Поднимаете глаза, а сквозь листья виднеются забытые кисточки красной смородины, ягоды зрелые с тонкой кожицей, вы собираете полную горсть, и рука сама тянется ко рту. Вкусно! А совсем рядом дерево яблони-китайки. Ветки склонились до земли под тяжестью многочисленных красных яблочек. Такие по одному в рот не попадают – лучше когда парочка. Яблочки сочные. Вот бабушка выходит на крыльцо и зовет к завтраку.

Вы вбегаете в дом. А там уже пузатый самовар дымится на столе, а рядом среди прочего тарелка с тонко нарезанными дольками лимона. Кладете ломтики на язык. Прижимаете к нёбу, сок так и брызжит…»

Откройте глаза.

? какое ощущение возникло? (Кисло)

? какой, по вашему, будет тема нашего урока? (Кислоты)

Показ слайда 4 – все перечисленные плоды и ягоды содержат кислоты. В щавеле – щавелевая кислота, в яблоках – яблочная и аскорбиновая кислоты. Все это органические кислоты. Т.о. первое свойство кислот – кислый вкус. Мы будем говорить о свойствах неорганических кислот, которые также имеют кислый вкус.  Показ слайда 5.

С кислотами нужно обращаться очень осторожно.

Демонстрация опыта «Обугливание лучинки в конц. серной кислоты» нужно правильно растворять кислоты в воде:(демонстрация растворения серной кислоты)

«Сначала вода,

Потом кислота,

Иначе случится большая беда!»

С какими же веществами будет вступать в реакции кислоты?

Слайд 6:     Ca → CaO → Ca(OH)2

                     P → P2O5 → H3PO4

Генетические ряды металлов и неметаллов – две противоположности, как + и - , поэтому кислоты будут вступать со всеми веществами генетического ряда металлов

1. Взаимодействие кислот с металлами:

Лабораторная работа: инструкция в учебнике на стр131 (учебник Н.Е. Кузнецовой)

Что происходит? Все ли металлы реагируют с кислотами? Схема 24. ряд активности металлов.

Напишите уравнения реакции. (3 учащихся пишут уравнения на доске )

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Fe + 2HCl = FeCl2 + H2

Cu + 2HCl ≠

Вывод: металлы, стоящие после водорода в ряду активности, не реагируют с кислотами (кроме HNO3)

2. Взаимодействие кислот с  оксидами  металлами (с основными оксидами):

Демонстрация опытов, 2 ученика пишут уравнения реакции.

  CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O

 Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 +3H2O

Вывод: Кислоты взаимодействуют с основными и амфотерными оксидами с образованием соли и воды.

3. Взаимодействие кислот с основаниями: лабораторная работа (стр.132)

HCl + NaOH = NaCl + H2O

Реакция нейтрализация – взаимодействие кислот с основаниями с образованием соли и воды и является частным случаем реакции обмена.

Демонстрация «Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями»:

Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O

Можно ли эту реакцию назвать реакцией нейтрализации?

Таким образом, какие же выводы можно делать по свойствам кислот?

Показ слайда 6

  1. Металл + кислота = соль + Н2 ↑, если металл стоит до Н в ряду активности металлов (кроме азотной кислоты)
  2. Основный оксид+ кислота = соль + вода
  3. Амфотерный оксид + кислота = соль + вода
  4. Основание + кислота = соль + вода – реакция нейтрализация

Закрепление:

Напишите уравнения возможных реакций: слайд 7

   Ca + HCl =

   Ag + H2SO4 =

   CaO + H3PO4=

   SO3 + HCl =

   KOH + H2SO4 =

Ответы: слайд 8

Ca + 2HCl = CaCl2 + H2

3CaO + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2 + 3H2O

2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O

 Домашнее задание:    § 35; Упражнение 2, 3 (письменно)

Оценки за урок:

           Слайд 9                             Комплимент всем:

  « Вы все похожи  на изотопы – с разным массовым числом знаний, но одинаково большим  и положительным зарядом возможностей.»

                                               Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

HCl, CO 2 , SO 3 , NaOH, KCl, Ba(OH) 2 , CaSO 4 , Na 2 O, CaO, HNO 3 , Cu(OH) 2 , H 3 PO 4. Вопросы: 1. Найдите формулы оксидов, почему отнесли их к оксидам? 2. Найдите среди них кислотные и основные оксиды. Почему? 3.Найдите формулы оснований. Дайте им названия. Почему отнесли их к основаниям? 4. Среди них найдите щелочи. 5. Назовите формулы кислот и дайте им названия. Дайте определение кислот. 6. Назовите формулы солей и дайте им названия. Дайте определение солям.

Слайд 2

КЛАССИФИКАЦИЯ КИСЛОТ. бескислородные HF HCl HBr HI H 2 S 1. По содержанию кислорода. кислородсодержащие HNO 3 H 2 SO 4 H 2 CO 3 H 3 PO 4 КИСЛОТЫ

Слайд 3

2. По количеству атомов водорода. КИСЛОТЫ одно-основные HCl HNO 3 двух-основные H 2 S H 2 SO 4 трех-основные H 3 PO 4

Слайд 4

ОРГАНИЧЕСКИЕ – ЛИМОННАЯ, ЯБЛОЧНАЯ, УКСУСНАЯ, ЩАВЕЛЕВАЯ, МУРАВЬИНАЯ. 3. По происхождению

Слайд 5

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ- СЕРНАЯ, СОЛЯНАЯ, ПЛАВИКОВАЯ, ФОСФОРНАЯ, АЗОТНАЯ.

Слайд 6

С a → CaO → Ca(OH) 2 - генетический ряд металлов P → P 2 O 5 → H 3 PO 4 - генетический ряд неметаллов

Слайд 7

Металл + кислота = соль + Н 2 ↑ , если металл стоит до Н в ряду активности металлов ( кроме азотной кислоты ) Основный оксид+ кислота = соль + вода Амфотерный оксид + кислота = соль + вода Основание + кислота = соль + вода – реакция нейтрализация

Слайд 8

Напишите уравнения возможных реакций Ca + HCl = Ag + H 2 SO 4 = CaO + H 3 PO 4 = SO 3 + HCl = KOH + H 2 SO 4 =

Слайд 9

ответы Ca + 2HCl = CaCl 2 + H 2 3CaO + 2H 3 PO 4 = Ca 3 (PO 4 ) 2 + 3H 2 O 2KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O

Слайд 10

Домашнее задание: § 35; Упражнение 2, 3 (письменно)

Слайд 11

Комплимент всем: Вы все похожи на изотопы – с разным массовым числом знаний, но одинаково большим и положительным зарядом возможностей. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Кислоты..

Этой презентацией я заканчиваю публикации по важнейшим классам неорганических соединений. Эта презентация 2го этапа изучения класса кислот, первая была размещена ранее. Дополненна гиперссылками на рес...

Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....

Конструкт урока Химические свойства кислот

Конструкт урока составлен по новым ФГОС...

Инструкционные карты к уроку Химические свойства кислот

Инструкционные карты , рабочие карты, оценочные карты для урока Химические свойства кислот 8 класс...

Конспект урока для 8 класса «Химические свойства кислот и оснований»

Данный урок разработан для учителей, преподающих химию по программе О.С. Габриеляна....

Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"

С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"В современном, ст...