Химические свойства кислот
план-конспект занятия по химии (8 класс)
Образовательная цель: Повторить состав основных классов веществ, изучить свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами, основаниями. Дать понятия «реакция нейтрализации» и «ряд активности металлов».
Развивающая цель; совершенствовать умение составлять уравнения реакции, развивать логическое мышление, умение пользоваться рядом активности металлов, развивать воображение, умение наблюдать, сравнивать, делать умозаключения.
Воспитательная цель: выработать правила обращения с веществами с целью здоровьесбережения, приобщение к красоте природы, показать единство мира – взаимосвязь в природе.
Тип урока; комбинированный
Методы: фронтальная работа, индивидуальная работ, проблемно- поисковый, экспериментальные.
Оборудование; H2SO4 конц, раствор HCl, магний, железо, цинк, медь, оксид меди(ІІ), раствор NaOH, лакмус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_8_klasse_po_teme_kisloty.doc | 45 КБ |
prezentatsiya_himicheskie_svoystva_kislot.ppt | 305 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 8 классе по теме «Химические свойства кислот»
Образовательная цель: Повторить состав основных классов веществ, изучить свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами, основаниями. Дать понятия «реакция нейтрализации» и «ряд активности металлов».
Развивающая цель; совершенствовать умение составлять уравнения реакции, развивать логическое мышление, умение пользоваться рядом активности металлов, развивать воображение, умение наблюдать, сравнивать, делать умозаключения.
Воспитательная цель: выработать правила обращения с веществами с целью здоровьесбережения, приобщение к красоте природы, показать единство мира – взаимосвязь в природе.
Тип урока; комбинированный
Методы: фронтальная работа, индивидуальная работ, проблемно- поисковый, экспериментальные.
Оборудование; H2SO4 конц, раствор HCl, магний, железо, цинк, медь, оксид меди(ІІ), раствор NaOH, лакмус.
Ход урока
І. Повторение – фронтальная беседа
На слайд: HCl, CO2, SO3, NaOH, KCl, Ba(OH)2, CaSO4, Na2O, CaO, HNO3, Cu(OH)2.
Вопросы:
1. Найдите формулы оксидов, почему отнесли их к оксидам?
2. Найдите среди них кислотные и основные оксиды. Почему?
3.Найдите формулы оснований. Дайте им названия. Почему отнесли их к основаниям?
4. Среди них найдите щелочи.
5. Назовите формулы кислот и дайте им названия. Дайте определение кислот. (показ слайдов2 и 3 – классификация кислот)
6. Назовите формулы солей и дайте им названия. Дайте определение солям.
7. Что такое индикаторы? Какие индикаторы вы знаете?
8. Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с основаниями?
В это время на доске работают 2 ученика (индивидуальная работа)
Задание: напишите уравнения реакции следующих превращений:
Ba → BaO → Ba(OH)2
P → P2O5 → H3PO4
Проверка работы у доски.
Новая тема:
«Вы мне доверяете? Тогда закройте глаза и включите воображение... Август. Утро, светит солнышко, вы выходите на крылечко и бежите в огород – всегда приятно проверить еще до завтрака, что там изменилось со вчерашнего вечера. Под кустом смородины видны листья щавеля. Вы срываете их, стряхиваете капельки росы. Оправляете в рот и с аппетитом жуете. Поднимаете глаза, а сквозь листья виднеются забытые кисточки красной смородины, ягоды зрелые с тонкой кожицей, вы собираете полную горсть, и рука сама тянется ко рту. Вкусно! А совсем рядом дерево яблони-китайки. Ветки склонились до земли под тяжестью многочисленных красных яблочек. Такие по одному в рот не попадают – лучше когда парочка. Яблочки сочные. Вот бабушка выходит на крыльцо и зовет к завтраку.
Вы вбегаете в дом. А там уже пузатый самовар дымится на столе, а рядом среди прочего тарелка с тонко нарезанными дольками лимона. Кладете ломтики на язык. Прижимаете к нёбу, сок так и брызжит…»
Откройте глаза.
? какое ощущение возникло? (Кисло)
? какой, по вашему, будет тема нашего урока? (Кислоты)
Показ слайда 4 – все перечисленные плоды и ягоды содержат кислоты. В щавеле – щавелевая кислота, в яблоках – яблочная и аскорбиновая кислоты. Все это органические кислоты. Т.о. первое свойство кислот – кислый вкус. Мы будем говорить о свойствах неорганических кислот, которые также имеют кислый вкус. Показ слайда 5.
С кислотами нужно обращаться очень осторожно.
Демонстрация опыта «Обугливание лучинки в конц. серной кислоты» нужно правильно растворять кислоты в воде:(демонстрация растворения серной кислоты)
«Сначала вода,
Потом кислота,
Иначе случится большая беда!»
С какими же веществами будет вступать в реакции кислоты?
Слайд 6: Ca → CaO → Ca(OH)2
P → P2O5 → H3PO4
Генетические ряды металлов и неметаллов – две противоположности, как + и - , поэтому кислоты будут вступать со всеми веществами генетического ряда металлов
1. Взаимодействие кислот с металлами:
Лабораторная работа: инструкция в учебнике на стр131 (учебник Н.Е. Кузнецовой)
Что происходит? Все ли металлы реагируют с кислотами? Схема 24. ряд активности металлов.
Напишите уравнения реакции. (3 учащихся пишут уравнения на доске )
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
Cu + 2HCl ≠
Вывод: металлы, стоящие после водорода в ряду активности, не реагируют с кислотами (кроме HNO3)
2. Взаимодействие кислот с оксидами металлами (с основными оксидами):
Демонстрация опытов, 2 ученика пишут уравнения реакции.
CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 +3H2O
Вывод: Кислоты взаимодействуют с основными и амфотерными оксидами с образованием соли и воды.
3. Взаимодействие кислот с основаниями: лабораторная работа (стр.132)
HCl + NaOH = NaCl + H2O
Реакция нейтрализация – взаимодействие кислот с основаниями с образованием соли и воды и является частным случаем реакции обмена.
Демонстрация «Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями»:
Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O
Можно ли эту реакцию назвать реакцией нейтрализации?
Таким образом, какие же выводы можно делать по свойствам кислот?
Показ слайда 6
- Металл + кислота = соль + Н2 ↑, если металл стоит до Н в ряду активности металлов (кроме азотной кислоты)
- Основный оксид+ кислота = соль + вода
- Амфотерный оксид + кислота = соль + вода
- Основание + кислота = соль + вода – реакция нейтрализация
Закрепление:
Напишите уравнения возможных реакций: слайд 7
Ca + HCl =
Ag + H2SO4 =
CaO + H3PO4=
SO3 + HCl =
KOH + H2SO4 =
Ответы: слайд 8
Ca + 2HCl = CaCl2 + H2
3CaO + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2 + 3H2O
2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O
Домашнее задание: § 35; Упражнение 2, 3 (письменно)
Оценки за урок:
Слайд 9 Комплимент всем:
« Вы все похожи на изотопы – с разным массовым числом знаний, но одинаково большим и положительным зарядом возможностей.»
Спасибо!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КЛАССИФИКАЦИЯ КИСЛОТ. бескислородные HF HCl HBr HI H 2 S 1. По содержанию кислорода. кислородсодержащие HNO 3 H 2 SO 4 H 2 CO 3 H 3 PO 4 КИСЛОТЫ
2. По количеству атомов водорода. КИСЛОТЫ одно-основные HCl HNO 3 двух-основные H 2 S H 2 SO 4 трех-основные H 3 PO 4
ОРГАНИЧЕСКИЕ – ЛИМОННАЯ, ЯБЛОЧНАЯ, УКСУСНАЯ, ЩАВЕЛЕВАЯ, МУРАВЬИНАЯ. 3. По происхождению
НЕОРГАНИЧЕСКИЕ- СЕРНАЯ, СОЛЯНАЯ, ПЛАВИКОВАЯ, ФОСФОРНАЯ, АЗОТНАЯ.
С a → CaO → Ca(OH) 2 - генетический ряд металлов P → P 2 O 5 → H 3 PO 4 - генетический ряд неметаллов
Металл + кислота = соль + Н 2 ↑ , если металл стоит до Н в ряду активности металлов ( кроме азотной кислоты ) Основный оксид+ кислота = соль + вода Амфотерный оксид + кислота = соль + вода Основание + кислота = соль + вода – реакция нейтрализация
Напишите уравнения возможных реакций Ca + HCl = Ag + H 2 SO 4 = CaO + H 3 PO 4 = SO 3 + HCl = KOH + H 2 SO 4 =
ответы Ca + 2HCl = CaCl 2 + H 2 3CaO + 2H 3 PO 4 = Ca 3 (PO 4 ) 2 + 3H 2 O 2KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O
Домашнее задание: § 35; Упражнение 2, 3 (письменно)
Комплимент всем: Вы все похожи на изотопы – с разным массовым числом знаний, но одинаково большим и положительным зарядом возможностей. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Кислоты..
Этой презентацией я заканчиваю публикации по важнейшим классам неорганических соединений. Эта презентация 2го этапа изучения класса кислот, первая была размещена ранее. Дополненна гиперссылками на рес...
Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"
В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....
Конструкт урока Химические свойства кислот
Конструкт урока составлен по новым ФГОС...
Инструкционные карты к уроку Химические свойства кислот
Инструкционные карты , рабочие карты, оценочные карты для урока Химические свойства кислот 8 класс...
Конспект урока для 8 класса «Химические свойства кислот и оснований»
Данный урок разработан для учителей, преподающих химию по программе О.С. Габриеляна....
Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"
С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....
Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"
Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"В современном, ст...