Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока химии
статья по химии

Кириллова Елизавета Викторовна

Статья на тему: Инвариантые и варитивные компонетны анализа урока химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кириллова Е.В., учитель химии и биологии,

ГБОУ СОШ №69 Калининского района

Санкт-Петербурга

Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока химии.

При подготовке к уроку каждый учитель пишет его сценарий. В нем указываются тип урока, цели, формы организации деятельности, какие средства обучения должны быть использованы, структура урока, какие учебные задачи ставятся, описан ход урока. Эти разделы постоянно присутствуют, независимо от оформления этого сценария: в виде конспекта или в виде технологической карты. Вариативным является наполнение этих разделов, а также контроль и самоконтроль, применение изученного материала на практике, коррекция.

Педагогический анализ урока проводится дважды: при составлении технологической карты урока и после его проведения. Анализ технологической карты имеет жесткую структуру, в которую входят целеполагание, измеримость цели, связь содержания урока с практической деятельностью, формы организации деятельности на уроке, оценка используемых на уроке методов, приемов и технологий, рефлексивность и результативность урока. Анализ, проводимый после урока, более вариативный, так как успешность урока в большой степени зависит от вовлеченности в процесс каждого ученика.

Педагогическое наблюдение и анализ урока – важнейший фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса. В педагогической литературе анализ урока рассматривается как разбор и оценка занятия в целом и отдельных его сторон, как один из видов методической работы, как средство обучения. Педагогическое наблюдение и анализ урока направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

 Цель анализа и заключается в том, чтобы выявить методы и приемы организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Выделяют четыре типа анализа урока: полный, комплексный, краткий и аспектный. Каждый из них может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Полный анализ проводится с целью контроля качества учебно-воспитательного процесса и для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы. Он включает в себя анализ всех аспектов урока – содержательного, психологического, дидактического и т.д. Он дает наиболее полную картину урока.

Краткий анализ урока проводится с целью общей оценки его качества, его научно-теоретического уровня. Он отражает только основные дидактические категории - достигнуты ли основные цели урока, решены ли все познавательные задачи, выполнен ли план урока.

Комплексный анализ  предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока. Он по своему характеру близок к полному и применяется при анализе нескольких уроков по одной теме.

Аспектный анализ – это анализ какой-либо стороны урока, или только организационной, или воспитательной и др. Он проводится при жестком лимите времени и необходимости более глубокого рассмотрения какой-либо одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности определенного приема деятельности учителя, например при изучении его опыта работы.

Существуют несколько видов анализа урока.

 Дидактический анализ предполагает анализ урока по основным дидактическим категориям (постановка целей, соблюдение дидактических принципов, логика учебного материала и др.).

Психологический анализ предполагает изучение психологического климата на уроке, отношений между учителем и учащимися, между учащимися, вопросов педагогического такта учителя, степени его личного влияния.

Воспитательный анализ проводится с целью изучения степени воспитательного воздействия урока на учащихся.

 Методический анализ урока предусматривает изучение деятельности учителя и учащихся в основных структурных компонентах урока.

Анализ организационного аспекта урока предусматривает изучение приемов организации занятий, степени оснащенности урока средствами обучения, эффективности их использования, рациональности использования времени, ведение документации учителем и др.

Задача анализа по основным дидактическим категориям состоит в том, чтобы выяснить:

  • соответствует ли урок дидактическим принципам и требованиям к учебно-воспитательному процессу;
  • соответствуют ли его ход и результаты требованиям к уроку и программе, общей дидактической цели;
  • решены ли дидактические задачи и достигнута ли цель приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся;
  • какой была структура урока в целом, и какова последовательность элементов внешней и внутренней подструктур;
  • соответствовало ли применение методов и средств обучения дидактическим задачам урока, обеспечило ли это высокий уровень познавательной самостоятельности учащихся, единство обучения и воспитания;
  • как реализовывалась на уроке дифференциация и индивидуализация, связь с жизнью, межпредметные связи.

Анализ урока по структурным элементам определяет:

1.Качество актуализации, насколько успешно выполнялись самостоятельные работы, какие понятия углубили, какие навыки активизировали, какой объем прежних знаний повторили; имелись ли условия для развития речи, была ли активная работа памяти и мышления учащихся и др.;

2.Формирование новых понятий и способов действия: достаточно ли время на самостоятельную работу; все ли понятия получили полное освещение в объяснении учителя; была ли связь нового с ранее изученным; кто из учащихся и насколько продвинулся вперед, кто слабо усвоил материал и нуждается в помощи; какие понятия и способы действия учащиеся получили в готовом виде и какие раскрыли самостоятельно и др.;

3.Применение и формирование умений и навыков: качество самостоятельных работ учащихся; какие умения и навыки более всего применялись, какие у кого были успехи, неудачи, ошибки, готовы ли учащиеся к выполнению домашних заданий и т.д.; какие элементы урока имели наибольшее воспитывающее влияние на учащихся, что следует усилить на следующем уроке, какой дополнительный фактический материал следует привлечь и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ урока химии

Самоанализ урока Учителя химии первой категории  МБОУ Семибалковской СОШ Глушенко Марины Алексеевны. Урок проходил в 8 классе  при изучении курса неорганической  химии. Изу...

Педагогический анализ урока ОБЖ

Критерии уроков ОБЖ с точки зрения педагогического анализа...

Психолого-педагогический анализ урока географии 9 класс

Психолого-педагогический анализ урока географии 9 класс..  Анализ урока географии тема "Расселение населения России". Психологической целью урока было развитие познавательных процессов учащихся....

Психолого-педагогический анализ урока

Алгоритм аализа психолого-педагогического аспекта...

РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Изучение художественных произведений формирует особое мышление, сочетающее в себе логику и высокую духовность. Именно поэтому поиск нового для учителя словесности должен способствовать главному: разви...

«Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока технологии»

laquo;Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока технологии»...

Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока английского языка

  В данной статье рассматриваются постоянные (инвариантные) и вариативные этапы в структуре урока английского языка....