Программа внеурочной деятельности по химии для учащихся 8 классов "Химия для любознетельных"
рабочая программа по химии (8 класс)

Хозяинова Екатерина Евгеньевна

Программа расчита для учащихся 8 классов. Программа включает в себя проведение эксперимента, чтение научно-популярной литературы, экскурсии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_po_himii_8_klass.docx42.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Технологический лицей»

Рабочая программа  внеурочной деятельности по химии

 (общеинтеллектуального направления)

«Химия для любознательных»

Программа составлена для учащихся 8 классов.

Количество часов - 21

Составитель: учитель химии

Е.Е Хозяинова

2019 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана для обучающихся 8 классов, составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа), авторской программы А.Е.Гуревича « Химия  8–9 классы». Программа рассчитана на 21 час (1 час в неделю).

Основные методы: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию.

Основные формы: беседы, дискуссии, учебно-исследовательские работы, викторины, игры.

Актуальность: ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ среды его обитания.

Цели:

1) развивать личность ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии;

2) удовлетворять познавательные запросы детей, развивать исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение применять свои знания на практике;

3) расширить знания учащихся о применении веществ в повседневной жизни, реализовать общекультурный компонент;

4) продолжить формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности и развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

Задачи:

1)Познавательные:

 сформировать навыки исследовательской работы;

 расширить знания учащихся по химии, экологии;

 научить применять коммуникативные и презентационные навыки;

 научить оформлять результаты своей работы.

2)Развивающие:

 развить умение проектирования своей деятельности;

 способствовать развитию логического мышления, внимания;

 продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

 продолжить развивать творческие способности.

3)Воспитательные:

 продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;

 совершенствовать навыки коллективной работы;

 способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности.

  1. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

• положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

• осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;  

• осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

• стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

• работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер;

• планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

• работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства;

• самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

•уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

• давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

• строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

• преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

• использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

• самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.

• уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

• вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

• задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

• строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Предметные результаты

Ученик научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
  • различать химические и физические явления;
  • называть признаки и условия протекания химических реакций;
  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
  • составлять уравнения химических реакций;
  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
  • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
  • раскрывать смысл понятия «раствор»;
  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;
  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

Ученик получит возможность научиться:

 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

 осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

 понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

 использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

 развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ;

 осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

 описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

 применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

 развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

  1. Содержание

Введение (2ч).

Анкетирование: что привело тебя на курс “Химия для любознательных”. Выборы совета, девиза, эмблемы курса, знакомства с  обязанностями учащихся и оборудованием рабочего места, обсуждение плана работы, предложенного учителем. Повторение правил безопасной работы в кабинете химии, оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты, повторение техники выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории.

Практическая работа № 1. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

Тема 1. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас (1ч). 

Демонстрации: “Вулкан” на столе “, Живая вода”, “Вода-катализатор”, «Золото» из воды, «Цветные огни», «Моментальное цветное фото», «Вода зажигает бумагу», «Невидимые чернила».

Тема 2. Химия и человек (1ч).  

Питание и здоровье. Химические реакции внутри нас.

Тема 3. Химия в доме (4ч)

Скорая химическая помощь. Как удалить пятна различной природы. Чем мыли волосы в древней Руси. Зола. Поташ. Глицерин. Создадим шампунь мы сами. История мыла. Когда впервые было изготовлено мыло. Варка мыла. Мыловарение. Как варят мыла. Химия и стирка. Смягчение воды. Порошок. Сода. Отбеливатель. Пятновыводитель. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир. Красители. Пурпур. Индиго. Как были получены синтетические красители.

Практическая работа №2. Варка мыла.

Практическая работа №3. Выведение пятен различного происхождения.

Тема 4. Химия на кухне. Кристаллогидраты (3ч).

Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов. Выращивание кристаллов. Карамелизация сахара. Глюкоза из крахмала. Химическая реакция в стакане чая. Гидролиз.

Практическая работа № 4. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорида калия, медного купороса, алюмокалиевых квасцов)

Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.

Тема 5. Химия и медицина(2ч). 

Препараты домашней аптечки. Лекарственные растения. Экскурсия в аптеку.

Тема 6. Химия и промышленность (2ч).

Экологические катастрофы и способы их устранения. Загрязнение окружающей среды. Экскурсия на очистные сооружения.

Тема 7. Химия в природе(1ч).

Природные явленияя, сопровождающиеся химическими процессами.

Демонстрации: Марсианский пейзаж, Химическая змея, Дым без огня, «Хамелеон»

Тема 8. Занятия по профориентации (2ч).

Экскурсия в офис врача общей практики, цех переработки СПК.

Тема 9. Подведение итогов (2ч).

Составление памяток.

  1. Тематическое планирование

Наименование разделов, блоков, тем

Основные виды внеурочной деятельности учащихся

Количество часов

Введение (2 часа)

1.

Анкетирование. Краткий обзор курса.

беседа

1

2.

Практическая работа № 1.

Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории.

составление таблиц и этикеток

1

Тема 1. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас (1ч)

3.

Химические реакции вокруг нас

наблюдение, беседа

1

Тема 2. Химия и человек (1ч).

4.

Питание и здоровье. Химические реакции внутри нас.

чтение докладов и рефератов

1

Тема 3. Химия в доме (4ч).

5.

Мыло, история его открытия, варка мыла.

беседа, наблюдение

1

6.

Практическая работа № 2. Варка мыла.

эксперимент, наблюдение

1

7.

Химия и стирка.

выпуск стенных газет

1

8.

Практическая работа № 3. Выведение пятен различного происхождения.

эксперимент, наблюдение

1

9.

Красители

чтение сообщений

1

Тема 4. Химия на кухне (2ч).

10.

Кристаллическое состояние веществ. Свойства кристаллов.

наблюдение

1

11.

Практическая работа № 4. Получение кристаллов солей из их водных растворов.

эксперимент, наблюдение

1

12.

Гидролиз.

Беседа, наблюдение, игры и конкурсы

1

Тема 5. Химия и медицина (2ч).

13.

Препараты домашней аптечки. Лекарственные растения.

чтение докладов и рефератов

1

14.

Экскурсия в аптеку

экскурсия

1

Тема 6. Химия и промышленность (2ч).

15.

Загрязнение окружающей среды.

изготовление стенда

1

16.

Экскурсия на очистные сооружения.

экскурсия

1

Тема 7. Химия в природе (1ч).

17.

Природные явления, сопровождающиеся химическими процессами.

наблюдение, беседа

1

Тема 8. Занятие по профориентации (2ч)

18.

Экскурсия в офис врача общей практики.

экскурсия

1

19.

Экскурсия в цех переработки СПК

экскурсия

1

Тема 9. Подведение итогов (2ч).

20-21.

Подведение итогов

составление памяток

2

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса по ВД:

Учебно-методический комплекс

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.:Просвещение, 2011.

2. Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.

3. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.

4. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.

5. Урок окончен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.

6. В.Н.Алексинский. Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.

7. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.

8. А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.

9. И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.

10. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

11. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.

12. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.

13. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.

14. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.

15.Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001.

Материально-технического обеспечения

1.Спиртовка

2. Лабораторный штатив

3.Химические стаканы

4.Фарфоровые чашечки

5. Прокаленный речной песок

6. Водяная баня

7. Реактивы (спирт, карбонат натрия, сахарная пудра, сульфат меди(II), хлорид железа(III), гексацианоферрат(II) калия, хлорид лития, хлорид натрия, хлорид калия, хлорид бария, хлорид кальция, серная кислота, борная кислота, дихромат аммония, магний, роданид калия, фторид натрия, гидроксид натрия, фенолфталеин, соляная кислота, раствор аммиака, дистиллированная вода, иодид калия, ацетат свинца, уксусная кислота, гидроксид калия, перманганат калия, сульфит натрия)

8. Таблицы

9. Медицинская аптечка

10. Компьютер, проектор, интерактивная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Программа внеурочной деятельности учащихся «Основы WEB-конструирования» по программе А.А.Дуванова

Программа внеурочной деятельности учащихся «Основы WEB-конструирования» по программе А.А.Дуванова Направление: проектная деятельность. Вид деятельности: познавательная деятельность. Возраст: 8...

Программа внеурочной деятельности по французскому языку «Мои друзья французы» как средство повышения мотивации учащихся и подготовки учащихся к участию в международном школьном обмене

Автор рассматривает возможность использования занятий внеурочной деятельностью для подготовки учащихся к участию в школьном международном обмене....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов...

Программа внеурочной деятельности по химии "Химия для любознетельных"

Программа расчита для учащихся 8 классов. Программа включает в себя проведение эксперимента, чтение научно-популярной литературы, экскурсии....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 7 класса (17 часов)

Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется вып...