Дистанционный урок по химии 9 класс
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Якупова Диляра Ильнаровна

Дистанционный урок по химии для 9 класса по теме "Решение задач по теме "Металлы и сплавы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya_rabota_9_klass_himiya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Практическая работа «Решение задач на смеси и сплавы металлов»

Задачи на смеси — очень частый вид задач в химии. Они требуют чёткого представления о том, какие из веществ вступают в предлагаемую в задаче реакцию, а какие нет. О смеси мы говорим тогда, когда у нас есть не одно, а несколько веществ (компонентов), «ссыпанных» в одну емкость. Вещества эти не должны взаимодействовать друг с другом.

  1. Необходимые теоретические сведения.
  1. Способы выражения состава смесей.
  • Массовая доля компонента в смеси — отношение массы компонента к массе всей смеси. Обычно массовую долю выражают в %, но не обязательно.

ω [«омега»] = mкомпонента / mсмеси 

  • Мольное соотношение компонентов. Иногда в задачах для смеси указывается мольное соотношение её составляющих. Например:

nкомпонента А : nкомпонента В = 2 : 3

  • Объёмная доля компонента в смеси (только для газов) — отношение объёма вещества А к общему объёму всей газовой смеси.

φ [«фи»] = Vкомпонента / Vсмеси 

  1. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb  H  Sb Bi Cu Hg Ag Pd Pt Au

  1. Реакции металлов с кислотами.
  1. С минеральными кислотами, к которым относятся все растворимые кислоты (кроме азотной и концентрированной серной, взаимодействие которых с металлами происходит по-особому), реагируют только металлы, в электрохимическом ряду напряжений находящиеся до (левее) водорода.
  2. При этом металлы, имеющие несколько степеней окисления (железо, хром, марганец, кобальт), проявляют минимальную из возможных степень окисления — обычно это +2.
  3. Взаимодействие металлов с азотной кислотой приводит к образованию, вместо водорода, продуктов восстановления азота, а с серной концентрированной кислотой — к выделению продуктов восстановления серы. Так как реально образуется смесь продуктов восстановления, часто в задаче есть прямое указание на конкретное вещество.
  1. Продукты восстановления азотной кислоты.

Чем активнее металл и чем меньше концентрация кислоты, тем дальше восстанавливается азот

NO2

NO

N2O

N2

NH4NO3

Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота
Неметаллы + конц. кислота

Неактивные металлы (правее железа) + разб. кислота

Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + конц. кислота

Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + кислота среднего разбавления

Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + очень разб. кислота

Пассивация: с холодной концентрированной азотной кислотой не реагируют:
Al, Cr, Fe, Be, Co.

Не реагируют с азотной кислотой ни при какой концентрации:
Au, Pt, Pd.

  1. Продукты восстановления серной кислоты.

SO2

S

H2S

H2

Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота
Неметаллы + конц. кислота

Щелочноземельные металлы + конц. кислота

Щелочные металлы и цинк + концентрированная кислота.

Разбавленная серная кислота ведет себя как обычная минеральная кислота (например, соляная)

Пассивация: с холодной концентрированной серной кислотой не реагируют:
Al, Cr, Fe, Be, Co.

Не реагируют с серной кислотой ни при какой концентрации:
Au, Pt, Pd.

  1. Реакции металлов с водой и со щелочами.
  1. В воде при комнатной температуре растворяются только металлы, которым соответствуют растворимые основания (щелочи). Это щелочные металлы (Li, Na, K, Rb, Cs), а также металлы IIA группы: Са, Sr, Ba. При этом образуется щелочь и водород. При кипячении в воде также можно растворить магний.
  2. В щелочи могут раствориться только амфотерные металлы: алюминий, цинк и олово. При этом образуются гидроксокомплексы и выделяется водород.
  1. Примеры решения задач.

Рассмотрим три примера задач, в которых смеси металлов реагируют с соляной кислотой:

Пример 1. При действии на смесь меди и железа массой 20 г избытком соляной кислоты выделилось 5,6 л газа (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси. 

В первом примере медь не реагирует с соляной кислотой, то есть водород выделяется при реакции кислоты с железом. Таким образом, зная объём водорода, мы сразу сможем найти количество и массу железа. И, соответственно, массовые доли веществ в смеси.

  1. Решение примера 1.
  1. Находим количество водорода:
    n = V / V
    m = 5,6 / 22,4 = 0,25 моль.
  2. По уравнению реакции:

0,25

 

0,25

Fe + 

2HCl = FeCl2 + 

H2 

1 моль

 

1 моль

Количество железа тоже 0,25 моль. Можно найти его массу:
m
Fe = 0,25 • 56 = 14 г.

  1. Теперь можно рассчитать массовые доли металлов в смеси:
    ω
    Fe = mFe/mвсей смеси = 14 / 20 = 0,7 = 70%

Ответ: 70% железа, 30% меди. 

Пример 2. При действии на смесь алюминия и железа массой 11 г избытком соляной кислоты выделилось 8,96 л газа (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси. 

Во втором примере в реакцию вступают оба металла. Здесь уже водород из кислоты выделяется в обеих реакциях. Поэтому прямым расчётом здесь нельзя воспользоваться. В таких случаях удобно решать с помощью очень простой системы уравнений, приняв за х — число моль одного из металлов, а за у — количество вещества второго.

  1. Решение примера 2.
  1. Находим количество водорода:
    n = V / V
    m = 8,96 / 22,4 = 0,4 моль.
  2. Пусть количество алюминия — х моль, а железа у моль. Тогда можно выразить через х и у количество выделившегося водорода:

x

 

1,5x (мольное соотношение Al:Н2 = 2:3)

2Al

 + 6HCl = 2AlCl3 + 

3H2

y

 

y

Fe

 + 2HCl = FeCl2 + 

H2

  1. Нам известно общее количество водорода: 0,4 моль. Значит,
    1,5х + у = 0,4 (это первое уравнение в системе).
  2. Для смеси металлов нужно выразить массы через количества веществ.
    m = M • n
    Значит, масса алюминия
    m
    Al = 27x,
    масса железа
    m
    Fe = 56у,
    а масса всей смеси
    27х + 56у = 11 (это второе уравнение в системе).
  3. Итак, мы имеем систему из двух уравнений:

{

1,5x + y = 0,4

27x + 56y = 11

Решать такие системы гораздо удобнее методом вычитания, домножив первое уравнение на 18:
27х + 18у = 7,2
и вычитая первое уравнение из второго:

(56 − 18)у = 11 − 7,2
у = 3,8 / 38 = 0,1 моль (Fe)
х = 0,2 моль (Al)

  1. Дальше находим массы металлов и их массовые доли в смеси:

mFe = n • M = 0,1 • 56 = 5,6 г
m
Al = 0,2 • 27 = 5,4 г
ω
Fe = mFe / mсмеси = 5,6 / 11 = 0,50909 (50,91%),

соответственно,
ω
Al = 100% − 50,91% = 49,09%

Ответ: 50,91% железа, 49,09% алюминия. 

Пример 3. 16 г смеси цинка, алюминия и меди обработали избытком раствора соляной кислоты. При этом выделилось 5,6 л газа (н.у.) и не растворилось 5 г вещества. Определить массовые доли металлов в смеси. 

В третьем примере два металла реагируют, а третий металл (медь) не вступает в реакцию. Поэтому остаток 5 г — это масса меди. Количества остальных двух металлов — цинка и алюминия (учтите, что их общая масса 16 − 5 = 11 г) можно найти с помощью системы уравнений, как в примере №2.

Ответ к Примеру 3: 56,25% цинка, 12,5% алюминия, 31,25% меди. 

Задачи для самостоятельного решения.

1. Смесь меди и алюминия массой 20 г обработали 96 %-ным раствором азотной кислоты, при этом выделилось 8,96 л газа (н. у.). Определить массовую долю алюминия в смеси.

2. Смесь меди и цинка массой 10 г обработали концентрированным раствором щелочи. При этом выделилось 2,24 л газа (н.y.). Вычислите массовую долю цинка в исходной смеси.

3. Смесь магния и оксида магния массой 6,4 г обработали достаточным количеством разбавленной серной кислоты. При этом выделилось 2,24 л газа (н.у.). Найти массовую долю магния в смеси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дистанционного урока по химии по теме "Фенол" 10 класс

Данная разработка урока с применением ЭОР  в 10 классе по теме "Фенол" по учебнику Э. Е. Нифантьева  "Органическая химия. 10 класс"   выполнена в виде технологической карты. О...

Дистанционный урок по химии 9 класс "Оксиды углерода (II) и (IV)"

Цель: изучить с физическими и химическими свойствами оксидов углерода. Задачи:Образовательные: содействовать в ходе урока усвоению основных физических свойств оксидов углерода, химических свойств...

Дистанционный урок по химии для 10 класса

3.04. Дистанционный урок 10 класс химия....

Дистанционный урок по химии 8 класс 07.04.2020

Дистанционнный урок для учащихся 8 класса по химии по теме "Реакции ионного обмена. Повторение"....

Дистанционный урок по химии для 8 класса 10.04.2020

Дистанционный урок по теме "Основания" для 8 класса 10.04.2020...

Дистанционный урок по химии 8 класс 16.04.2020

Дистанционный урок по химии для 8 класса по химии на тему "Генетическая связь между классами неорганических соединений....

Дистанционный урок по химии 9 класс 20.04.20

Дистанционный урок по химии для 9 класса по теме "Полимеры" 20.04.20...