Практическая работа по химии на тему: "Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ" (10 класс)
план-конспект урока по химии (10 класс)

Донгак Оюмаа Оюн-ооловна

Практическая работа по химии на тему: "Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ" (10 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ

Цель работы: Повторить основные качественные реакции органических веществ, научиться решать экспериментальные задачи на распознавание органических веществ

Таблица 1. КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ 

Вещество, функциональная группа

Реактив

Видео-опыт или УХР

Характерные признаки

Непредельные углеводороды (алкены, алкины, диены), кратные связи

Раствор KMnO4

(розовый)

1. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия

 

2. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия 

Обесцвечивание раствора

Раствор Br2

(жёлтый)

1. Взаимодействие этилена с бромной водой

2. Взаимодействие ацетилена с бромной водой

Обесцвечивание раствора

Ацетилен

Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса

[Ag(NH3)2]OH  (упрощённо +Ag2NH3 раствор)

Получение ацетиленида серебра

Образование осадка жёлтого цвета (взрывоопасен)

Бензол

Нитрующая смесь

HNO3 + H2SO4

Нитрование бензола

Образование тяжёлой жидкости светло-жёлтого цвета с запахом горького миндаля

Толуол

Раствор KMnO4

(розовый)

 

Обесцвечивание раствора

Фенол (карболовая кислота)

Раствор FeCl3

(светло-жёлтый)

Качественная реакция на фенол

 

Окрашивание раствора в фиолетовый цвет

Анилин

Раствор хлорной извести CaOCl2

(бесцветный)

Окисление анилина раствором хлорной извести

 

Окрашивание раствора в фиолетовый цвет

Этанол

Насыщенный раствор I2 + раствор NaOH

Качественная реакция на этанол

 

Образование мелкокристаллического осадка CH3I светло-жёлтого цвета со специфическим запахом

CuO (пркалённая медная проволока)

Окисление этилового спирта оксидом меди (II)

 

Выделение металлической меди красного цвета, специфический запах ацетальдегида

Гидрокогруппа (спирты, фенол, гидроксикислоты)

Металлический Na

1. Взаимодействие этилового спирта с металлическим натрием

 

2. Взаимодействие фенола с металлическим натрием

Выделение пузырьков газа (H2↑), образование бесцветной студенистой массы

Эфиры (простые и сложные)

H2O (гидролиз) в присутствии NaOH при нагревании

CH3COOC2H5+H2O↔

Специфический запах

Многоатомные спирты, глюкоза

Свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде

Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II)

Ярко-синее окрашивание раствора

Карбонильная группа –CH=O

(альдегиды, глюкоза)

Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса

[Ag(NH3)2]OH  (упрощённо +Ag2NH3 раствор)

Реакция "серебряного зеркала"

 

Образование блестящего налёта Ag↓  («серебряного зеркала») на стенках сосуда

Свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде

Качественная реакция глюкозы с гидроксидом меди (II)

 

Образование красного осадка Cu2O↓

Карбоновые кислоты

Лакмус

Диссоциация

Окрашивание раствора в розовый цвет

спирт + H2SO4 (конц.)

Получение уксусноэтилового эфира

Специфический запах образующегося сложного эфира

Муравьиная кислота

Лакмус

Диссоциация

Окрашивание раствора в розовый цвет

Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса

[Ag(NH3)2]OH  (упрощённо +Ag2NH3 раствор)

H-COOH + 2[Ag(NH3)2]OH →

 

Образование блестящего налёта Ag↓  («серебряного зеркала») на стенках сосуда

Олеиновая кислота

Раствор Br2

(жёлтый)

или

Раствор KMnO4

(розовый)

Взаимодействие бромной воды с олеиновой кислотой

 

 

Обесцвечивание растворов

Ацетаты (соли уксусной кислоты)

H2O (гидролиз) + фенолфталеин

Гидролиз ацетата натрия

Окрашивание раствора в розовый цвет

Раствор FeCl3

3CH3COONa+FeCl3→(CH3COO)3Fe+3NaCl

Окрашивание раствора в красно-бурый цвет

Стеарат натрия (мыло)

H2SO4 (конц.)

Выделение свободных жирных кислот из мыла

Образование белого осадка жирной кислоты

Насыщенный раствор соли кальция

Образование нерастворимых кальциевых солей жирных кислот

Образование серого осадка нерастворимой соли

H2O (гидролиз) + фенолфталеин

C17H35COONa+H2O↔

Окрашивание раствора в розовый цвет

 Задание №1. Оформите таблицу №1 письменно в тетради. В столбик «Видео-опыт или УХР»  запишите уравнения соответствующих химических реакций, назовите все вещества, укажите условия проведения реакций.

Задание №2.  Выполните интерактивное задание «Идентификация органических соединений». Оформите отчёт в виде таблицы:

Реактив Cu(OH)2

Температурный режим

Признаки реакции

УХР

Вывод – какое вещество находится в пробирке?

Номер пробирки

№1

Нагревание

 

 

 

Комнатная температура

№2

Нагревание

 

 

 

Комнатная температура

№3

Нагревание

 

 

 

Комнатная температура

Задание №3. Мысленный эксперимент

В трёх пронумерованных пробирках №1,2,3 находятся вещества – этанол, глицерин и уксусная кислота. Предложите план распознавания веществ. Оформите отчёт в виде таблицы подобной заданию №2.

Отчет отправить на электронную почту: oyumaadongak@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - практической работы по химии «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств» для 9 класса

Урок – практическая работа направлен на изучение нового материала  по теме «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств». В ходе урока учитель продолжить развитие и отработку навыков пр...

7 класс, алгебра, обучающая самостоятельная работа по алгебре по теме: "Решение уравнений и задач на составление уравнений"

В самостоятельной работе даётся образец  типичного уравнения с пошаговым его решением. Далее предлагается решить четыре уравнения, постепенно, усложняя их.Так же разобран пример решения типичной ...

Практическая работа по биологии по теме "Решение задач по молекулярной биологии" 10 класс

В данной работе представлены задачи по молекулярной биологии для учащихся 10 класса, позволяющие закрепить умения и навыки решения задач...