Открытый урок по теме «Реакции окисления и качественные реакции альдегидов и кетонов».
методическая разработка по химии (10 класс)

Монгуш Айдана Алдын-ооловна
Альдегиды и кетоны при окислении образуется различные запахи. Не все альдегиды пахнут хорошо.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx977.25 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель химии первой категории Монгуш Айдана Алдын-ооловна

МБОУ СОШ №1 г Чадана

2024-2025 учебный год

Технологическая карта урока химии в 10 классе по теме «Реакции окисления и качественные реакции альдегидов и кетонов».

Технологическая карта урока

Предмет химия (базовый уровень)

 Класс 10 Автор УМК Рудзитис Ф. Г

Тема урока: «Реакции окисления и качественные реакции альдегидов и кетонов»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: Словесный метод обучения, исследовательский метод; ИКТ; метод логических рассуждений, анализ.

Цель

 Изучение химических свойств альдегидов и кетонов, уметь составлять окислительно-восстановительные реакции  в присутствии сильных окислителей (перманганата калия и дихромата калия)

Задачи

Панируемые образовательные результаты

Предметные

метапредметные

личностные

  1. Изучить особенности строения альдегидов и кетонов, основные  их качественные реакции.
  2. Уметь сформулировать цель урока индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять план действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные и коллективные достижения.

Регулятивные : преобразовывать практическую задачу в познавательную; определять и формировать цель деятельности, самостоятельно обнаруживать проблему, выдвигать версии, искать средства для достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

• Познавательные : развивать умение анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы; проводить наблюдения.

• Грамотно обращаться с веществами .

• Коммуникативные : развивать умения учащихся работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной речи.

проявлять чувство ответственности и заботу о собственном здоровье.

Основные понятия

Реакция Майяра, реактив Толленса, реакция «Серебряного зеркала», жесткое окисление кетонов

Межпредметные связи

Биология, кулинария

Оборудование

реактивы гидроксид натрия, сульфат меди, аммиачный раствор оксида серебра, формальдегид водный, спиртовка, пробирка держатель, пробирки, штатив для пробирок

Основные дополнительные ресурсы

Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс / Сост. Н.П.Трегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96с

Организация пространства

Работа фронтальная, работа с тестами, учебником, групповая

Предметы и средства обучения

Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация).

Структура урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

  1. Этап

Организационный

Цель: настроить обучающихся на учебную деятельность и на получение новых знаний -создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Приветствие

Настрой на работу, организация рабочего места

(Слайд 1)

-На доске рисунки и формулы веществ определить к какому классу оно относится (относится к классу альдегидов и кетонов)

- С раннего утра начинается реакции Майяра (реакции сахароаминной конденсации) химическая реакции между аминокислотами и сахарами, происходит при нагревании.

Как только вы почувствуете незабываемый аромат свежезаваренного кофе, испеченного хлеба, жаренного мяса. В процессе нагревания продуктов возникает запахи, цвет и особый вкус. При сахароаминной реакции образуются многочисленные летучие вещества различного строения. Именно они формируют запахи пищевого продукта.

Происходит окисление карбонильных соединений.

Назовите тему нашего урока «Реакции окисления и качественные реакции альдегидов и кетонов»

Формулируют цель: понятие о типах реакций (окисление) альдегидов и кетонов; уметь составлять окислительно-восстановительных реакций в присутствии сильных окислителей перманганата калия или дихромата калия; прикрепить знания о качественных реакциях на альдегидную группу.

Выбирает эффективные способы организации рабочего пространства. Умение организовывать свою учебную деятельность, создание мотивации во включение в учебный процесс. Формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь

Приветствует учителя, озвучивает состояние настроя на урок Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение слушать и выступить в диалог

Мобилизирует свои силы и энергию, настраивается и включается в рабочий процесс Умение управлять своим поведением и деятельностью.

Чередует речевую активность и механическое записывание. Саморегуляция и умение организовать свое эмоциональное состояние

  1. Этап Актуализация знаний и проверка знаний учащихся

Слайд 2

Ответить на вопросы

  •  функциональные группы спиртов и альдегидов (ответ: гидроксильная --ОН, карбонильная --СОН).
  • Какова общая формула спиртов и альдегидов? (ответ: СnH2nO).
  • Какие ближайшие гомологи данного соединения: СH3-(СH2)4- СОН (ответ: пентаналь, гептаналь).
  • Какие ближайшие гомологи данного соединения: СH3-(СH2)5- СH2ОН (ответ: гексанол – 1, октанол – 1).
  • . Состав предельных одноатомных спиртов выражается общей формулой:
  • 1) CnH2n+2COH 2) CnH2n+1O 3) CnH2n-2O 4) Cn2n-6O
  • 2. Функциональная группа -OH называется:
  • 1) гидроксильная 2) альдегидная 3) карбоксильная 4) кетонная

Отвечают на поставленные учителем вопросы, высказывает предположения. Актуализация изученных способов действий, актуализация мыслительных процессов; активизирует мыслительные операции

Отвечает на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущих уроках. Определение способа взаимодействия с учителем; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами коммуникации; умение вступать в диалог

Отвечает на вопросы учителя, делает выводы, прогнозирует тему урока и цель урока. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

  1. Этап

Практическая часть.

Выполнение качественных реакций альдегидов. Получение серебряного и медного зеркала.

Цель: опытным путем определить альдегидную группу; их применение в жизни человека

Слайд

1. Реакция «серебряного зеркала» (реактив Толленса). При аккуратном нагревании альдегида в водно-аммиачном растворе оксида серебра стенки пробирки покрываются зеркальным слоем выделившегося серебра:

RCH = O + Ag2O → RCOOH + 2Ag↓

Более правильно писать:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/static_image/326331/e820e2319cd05d89f9d6102dde7a24cd.png

2. Взаимодействие с гидроксидом меди (II)

Голубая суспензия гидроксида меди (II) при нагревании с альдегидом приобретает окраску томатного сока – образуется красный осадок оксида меди (I) (рис. 1):

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/static_image/326332/cf94a72fd8f9ef0ac4de9ce09b005df4.png

Более правильно писать:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/static_image/326333/3716c425d3e241c8cc2cb704d028cca9.png

При нагревании формальдегида с гидроксидом меди выделяются пузырьки газа:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/static_image/326334/a12f346f8cabcd687e064bd3f06fb62e.png

Почему? В формальдегиде рядом с карбонильной группой два атома водорода. Это приводит к тому, что формальдегид окисляется еще легче, чем другие альдегиды.

3. взаимодействие с сильными окислителями перманганатом (дихроматом калия)

                                                 кислая среда

                                                                  СО2 (метаналь         окисляется до углекислого газа)

Альдегид +                     

                                      нейтральная среда

                                                                       Соль + кислота   + оксид марганца (IV)

                         

                                      щелочная среда                             Соль     + манганат калия

4. Окисление альдегидов

Кетоны окисляются значительно труднее, окисление возможно в жёстких условиях и сопровождается разрывом С–С-связей по обе стороны карбонильной группы и приводит к образованию смеси карбоновых кислот.

Выполняют задания учителя. При выполнении практической работу соблюдать правилу ТБ

Работа с пробирками, спиртовками, и рективами

Работать с реактивом и спиртовкой очень осторожно  

  1. Этап

Физкультминутка (1 мин)

Цель: снять эмоциональное напряжение учащегося на уроке; повысить работоспособность на последующих этапах урока

После напряжённой умственной работы наш мозг испытывает недостаток питания и кислородного обеспечения. Учитель показывает упражнения для разминки руки и шеи.

Руки подняли и покачали

Это цветы и фруктовые деревья

Руки согнули, кисти встряхнули

Распространяет вкусный аромат.

Круговые движения головы

Какой же он вкусный

 головокружительный аромат

Внимательно слушает объяснения учителя

Умение слушать

Выполняет упражнения, предложенные учителем

  1. Этап

Первичное закрепление (5 мин)

Выполнение тесовых заданий

1. При нагревании ацетальдегида со свежеосаждённым гидроксидом меди(II)

         наблюдается

        1) появление жёлтого, а затем красного осадка

        2) превращение голубого осадка гидроксида меди(II) в чёрный

        3) растворение осадка и образование голубого раствора

        4) растворение осадка и образование васильково-синего раствора

2. Образование «серебряного зеркала» в реакции с аммиачным раствором оксида

        серебра доказывает, что в молекуле вещества содержится

         1) карбоксильная группа          2) двойная связь между атомами С и О

         3) альдегидная группа              4) атом углерода в sp2-гибридном состоянии

3. При окислении пропаналя образуется

         1) пропан   2) пропанол-1        3) пропановая кислота        4) пропанол-2

4. С помощью аммиачного раствора оксида серебра можно различить растворы

         1) метанола и этанола   2) этанола и этаналя   3) ацетальдегида и пропаналя

         4) глицерина и этиленгликоля

5. С гидроксидом меди(II) реагируют оба вещества

         1) глицерин и пропаналь        2) ацетальдегид и этанол

         3) этанол и фенол                     4) фенол и формальдегид

Самостоятельно выполняет задание

Взаимопроверка тетрадей и выставление оценок

Выстраивание дальнейшей работы

  1. Этап

Подведение итогов урока. Рефлекся

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги урока.

Вопросы

1.какую тему мы сегодня изучили?

2. какую цель мы ставили в начале урока?

3. достигли ли мы поставленной цели?

Обобщает результаты своей деятельности по достижению цели

Участвует в обсуждении урока. Контроль и оценка действий. Умение участвовать в обсуждении проблемы. Умение выражать свои мысли

Анализ при выполнении работы

  1.  Этап

Домашнее задание

Параграф 26 читать, Упр 10 с 106.

Приложение

Практическая работа

«Альдегиды»

  ЦЕЛЬ РАБОТЫ: ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О СВОЙСТВАХ АЛЬДЕГИДОВ И  С ПОМОЩЬЮ КАЧЕСТВЕННЫХ РЕАКЦИЙ РАСПОЗНАВАТЬ АЛЬДЕГИДЫ СРЕДИ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.

Оборудование и реактивы приведены после условия каждого этапа  работы.

                           Правила техники безопасности

              Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!

http://oo1f.mail.yandex.net/static/38e3ef4c1e214318a697de1b6359d5ab/tmpFwGNxl_html_m3a0b4c34.pnghttp://oo1f.mail.yandex.net/static/38e3ef4c1e214318a697de1b6359d5ab/tmpFwGNxl_html_m7264afc1.pnghttp://oo1f.mail.yandex.net/static/38e3ef4c1e214318a697de1b6359d5ab/tmpFwGNxl_html_m4719bc4a.pnghttp://oo1f.mail.yandex.net/static/38e3ef4c1e214318a697de1b6359d5ab/tmpFwGNxl_html_m698b97bb.pnghttp://oo1f.mail.yandex.net/static/38e3ef4c1e214318a697de1b6359d5ab/tmpFwGNxl_html_m6fded2d0.png

http://oo1f.mail.yandex.net/static/38e3ef4c1e214318a697de1b6359d5ab/tmpFwGNxl_html_m709cb3d3.pnghttp://oo1f.mail.yandex.net/static/38e3ef4c1e214318a697de1b6359d5ab/tmpFwGNxl_html_6591188e.pnghttp://oo1f.mail.yandex.net/static/38e3ef4c1e214318a697de1b6359d5ab/tmpFwGNxl_html_m64198fde.pnghttp://oo1f.mail.yandex.net/static/38e3ef4c1e214318a697de1b6359d5ab/tmpFwGNxl_html_m7dd8f030.pnghttp://oo1f.mail.yandex.net/static/38e3ef4c1e214318a697de1b6359d5ab/tmpFwGNxl_html_m13c26589.pnghttp://oo1f.mail.yandex.net/static/38e3ef4c1e214318a697de1b6359d5ab/tmpFwGNxl_html_m6c3cd6c6.png

                 Опыт №1. Реакция «серебряного зеркала».

Оборудование: штатив с пробирками,  спиртовка, спички.

Реактивы:  10%-ный раствор NaOH , CuSO4, NH4OH  AgNO3,формалин.

  1. В пробирку налейте 2 мл раствора формалина и добавьте несколько капель аммиачного раствора нитрата серебра. Пробирку нагрейте до появления серебра на

стенках пробирки. Запишите уравнение реакции.

     Опыт №2.Взаимодействие этаналя с гидроксидом меди (II).

   Оборудование: штатив с пробирками,  спиртовка, спички.

   Реактивы:  10%-ный раствор NaOH , CuSO4, этаналь.

        1.Налейте в пробирку 1 мл раствора этаналя и столько же раствора гидроксида натрия.

         2. Затем добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II). Пробирку с полученным раствором нагрейте. Что наблюдаете?

        3.Напишите уравнение реакции между сульфатом меди (II) и гидроксидом натрия. Напишите уравнение реакции взаимодействия этаналя с полученным раствором  гидроксидом меди (II).

Вывод: Как обнаружить альдегиды?

Аромат Z1 по мотивам Zadig & Voltaire This is Her


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие–памятка по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» (8-9 класс).

Пособие – памятка («шпаргалка») по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» может быть предложено учащимся  8 - 9 классов при изучении соответствующей темы и практическом...

Конспект открытого урока по теме: "Альдегиды и кетоны" вводный урок

Место урока в учебном плане – урок введения нового материала....

Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции:"

Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная   реакция. Термоядерные реакции" содержит конспект урока, технологическую карту урока и опорный конспект....

Открытый урок на тему:"Окислительно- восстановительные реакции., Электролиз."

Тема: Оксидлашу –кайтарылу реакцияләре. Эремәләр , эретмәләр электролизы. Элетролизны практикада куллану....

Открытый урок по теме: " Типы химических реакций".

Урок-презентация. Рассматриваются типы химических реакций: реакция соединения, реакция замещения, реакция обмена, реакция разложения....

открытый урок на тему: "Реакции разложения"

"Реакции разложения "  8 класс химия.  сприложением слайдов....

Тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по теме "Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции"

В данном документе собрано большое количество тестовых заданий для проверки знаний обучающихся по теме "Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции" и подготовке к ЕГ...