Открытый урок по теме «Реакции окисления и качественные реакции альдегидов и кетонов».
методическая разработка по химии (10 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 977.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель химии первой категории Монгуш Айдана Алдын-ооловна
МБОУ СОШ №1 г Чадана
2024-2025 учебный год
Технологическая карта урока химии в 10 классе по теме «Реакции окисления и качественные реакции альдегидов и кетонов».
Технологическая карта урока
Предмет химия (базовый уровень)
Класс 10 Автор УМК Рудзитис Ф. Г
Тема урока: «Реакции окисления и качественные реакции альдегидов и кетонов»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы обучения: Словесный метод обучения, исследовательский метод; ИКТ; метод логических рассуждений, анализ.
Цель | Изучение химических свойств альдегидов и кетонов, уметь составлять окислительно-восстановительные реакции в присутствии сильных окислителей (перманганата калия и дихромата калия) | |||
Задачи | ||||
Панируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | метапредметные | личностные | ||
| Регулятивные : преобразовывать практическую задачу в познавательную; определять и формировать цель деятельности, самостоятельно обнаруживать проблему, выдвигать версии, искать средства для достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. • Познавательные : развивать умение анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы; проводить наблюдения. • Грамотно обращаться с веществами . • Коммуникативные : развивать умения учащихся работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной речи. | проявлять чувство ответственности и заботу о собственном здоровье. | ||
Основные понятия | Реакция Майяра, реактив Толленса, реакция «Серебряного зеркала», жесткое окисление кетонов | |||
Межпредметные связи | Биология, кулинария | |||
Оборудование | реактивы гидроксид натрия, сульфат меди, аммиачный раствор оксида серебра, формальдегид водный, спиртовка, пробирка держатель, пробирки, штатив для пробирок | |||
Основные дополнительные ресурсы | Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс / Сост. Н.П.Трегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96с | |||
Организация пространства | Работа фронтальная, работа с тестами, учебником, групповая | |||
Предметы и средства обучения | Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация). | |||
Структура урока
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||
Организационный Цель: настроить обучающихся на учебную деятельность и на получение новых знаний -создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Приветствие Настрой на работу, организация рабочего места (Слайд 1) -На доске рисунки и формулы веществ определить к какому классу оно относится (относится к классу альдегидов и кетонов) - С раннего утра начинается реакции Майяра (реакции сахароаминной конденсации) химическая реакции между аминокислотами и сахарами, происходит при нагревании. Как только вы почувствуете незабываемый аромат свежезаваренного кофе, испеченного хлеба, жаренного мяса. В процессе нагревания продуктов возникает запахи, цвет и особый вкус. При сахароаминной реакции образуются многочисленные летучие вещества различного строения. Именно они формируют запахи пищевого продукта. Происходит окисление карбонильных соединений. Назовите тему нашего урока «Реакции окисления и качественные реакции альдегидов и кетонов» Формулируют цель: понятие о типах реакций (окисление) альдегидов и кетонов; уметь составлять окислительно-восстановительных реакций в присутствии сильных окислителей перманганата калия или дихромата калия; прикрепить знания о качественных реакциях на альдегидную группу. | Выбирает эффективные способы организации рабочего пространства. Умение организовывать свою учебную деятельность, создание мотивации во включение в учебный процесс. Формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь | Приветствует учителя, озвучивает состояние настроя на урок Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Умение слушать и выступить в диалог | Мобилизирует свои силы и энергию, настраивается и включается в рабочий процесс Умение управлять своим поведением и деятельностью. Чередует речевую активность и механическое записывание. Саморегуляция и умение организовать свое эмоциональное состояние |
| Слайд 2 Ответить на вопросы
| Отвечают на поставленные учителем вопросы, высказывает предположения. Актуализация изученных способов действий, актуализация мыслительных процессов; активизирует мыслительные операции | Отвечает на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущих уроках. Определение способа взаимодействия с учителем; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами коммуникации; умение вступать в диалог | Отвечает на вопросы учителя, делает выводы, прогнозирует тему урока и цель урока. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно |
Практическая часть. Выполнение качественных реакций альдегидов. Получение серебряного и медного зеркала. Цель: опытным путем определить альдегидную группу; их применение в жизни человека | Слайд 1. Реакция «серебряного зеркала» (реактив Толленса). При аккуратном нагревании альдегида в водно-аммиачном растворе оксида серебра стенки пробирки покрываются зеркальным слоем выделившегося серебра: RCH = O + Ag2O → RCOOH + 2Ag↓ Более правильно писать: 2. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) Голубая суспензия гидроксида меди (II) при нагревании с альдегидом приобретает окраску томатного сока – образуется красный осадок оксида меди (I) (рис. 1): Более правильно писать: При нагревании формальдегида с гидроксидом меди выделяются пузырьки газа: Почему? В формальдегиде рядом с карбонильной группой два атома водорода. Это приводит к тому, что формальдегид окисляется еще легче, чем другие альдегиды. 3. взаимодействие с сильными окислителями перманганатом (дихроматом калия) кислая среда СО2 (метаналь окисляется до углекислого газа) Альдегид + нейтральная среда Соль + кислота + оксид марганца (IV)
щелочная среда Соль + манганат калия 4. Окисление альдегидов Кетоны окисляются значительно труднее, окисление возможно в жёстких условиях и сопровождается разрывом С–С-связей по обе стороны карбонильной группы и приводит к образованию смеси карбоновых кислот. | Выполняют задания учителя. При выполнении практической работу соблюдать правилу ТБ Работа с пробирками, спиртовками, и рективами | Работать с реактивом и спиртовкой очень осторожно | |
Физкультминутка (1 мин) Цель: снять эмоциональное напряжение учащегося на уроке; повысить работоспособность на последующих этапах урока | После напряжённой умственной работы наш мозг испытывает недостаток питания и кислородного обеспечения. Учитель показывает упражнения для разминки руки и шеи. Руки подняли и покачали Это цветы и фруктовые деревья Руки согнули, кисти встряхнули Распространяет вкусный аромат. Круговые движения головы Какой же он вкусный головокружительный аромат | Внимательно слушает объяснения учителя | Умение слушать | Выполняет упражнения, предложенные учителем |
Первичное закрепление (5 мин) | Выполнение тесовых заданий 1. При нагревании ацетальдегида со свежеосаждённым гидроксидом меди(II) наблюдается 1) появление жёлтого, а затем красного осадка 2) превращение голубого осадка гидроксида меди(II) в чёрный 3) растворение осадка и образование голубого раствора 4) растворение осадка и образование васильково-синего раствора 2. Образование «серебряного зеркала» в реакции с аммиачным раствором оксида серебра доказывает, что в молекуле вещества содержится 1) карбоксильная группа 2) двойная связь между атомами С и О 3) альдегидная группа 4) атом углерода в sp2-гибридном состоянии 3. При окислении пропаналя образуется 1) пропан 2) пропанол-1 3) пропановая кислота 4) пропанол-2 4. С помощью аммиачного раствора оксида серебра можно различить растворы 1) метанола и этанола 2) этанола и этаналя 3) ацетальдегида и пропаналя 4) глицерина и этиленгликоля 5. С гидроксидом меди(II) реагируют оба вещества 1) глицерин и пропаналь 2) ацетальдегид и этанол 3) этанол и фенол 4) фенол и формальдегид | Самостоятельно выполняет задание | Взаимопроверка тетрадей и выставление оценок | Выстраивание дальнейшей работы |
Подведение итогов урока. Рефлекся | Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги урока. Вопросы 1.какую тему мы сегодня изучили? 2. какую цель мы ставили в начале урока? 3. достигли ли мы поставленной цели? | Обобщает результаты своей деятельности по достижению цели | Участвует в обсуждении урока. Контроль и оценка действий. Умение участвовать в обсуждении проблемы. Умение выражать свои мысли | Анализ при выполнении работы |
Домашнее задание | Параграф 26 читать, Упр 10 с 106. | |||
Приложение
Практическая работа
«Альдегиды»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О СВОЙСТВАХ АЛЬДЕГИДОВ И С ПОМОЩЬЮ КАЧЕСТВЕННЫХ РЕАКЦИЙ РАСПОЗНАВАТЬ АЛЬДЕГИДЫ СРЕДИ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.
Оборудование и реактивы приведены после условия каждого этапа работы.
Правила техники безопасности
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Опыт №1. Реакция «серебряного зеркала».
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички.
Реактивы: 10%-ный раствор NaOH , CuSO4, NH4OH AgNO3,формалин.
- В пробирку налейте 2 мл раствора формалина и добавьте несколько капель аммиачного раствора нитрата серебра. Пробирку нагрейте до появления серебра на
стенках пробирки. Запишите уравнение реакции.
Опыт №2.Взаимодействие этаналя с гидроксидом меди (II).
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички.
Реактивы: 10%-ный раствор NaOH , CuSO4, этаналь.
1.Налейте в пробирку 1 мл раствора этаналя и столько же раствора гидроксида натрия.
2. Затем добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II). Пробирку с полученным раствором нагрейте. Что наблюдаете?
3.Напишите уравнение реакции между сульфатом меди (II) и гидроксидом натрия. Напишите уравнение реакции взаимодействия этаналя с полученным раствором гидроксидом меди (II).
Вывод: Как обнаружить альдегиды?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пособие–памятка по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» (8-9 класс).
Пособие – памятка («шпаргалка») по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» может быть предложено учащимся 8 - 9 классов при изучении соответствующей темы и практическом...
Конспект открытого урока по теме: "Альдегиды и кетоны" вводный урок
Место урока в учебном плане – урок введения нового материала....

Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции:"
Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции" содержит конспект урока, технологическую карту урока и опорный конспект....
Открытый урок на тему:"Окислительно- восстановительные реакции., Электролиз."
Тема: Оксидлашу –кайтарылу реакцияләре. Эремәләр , эретмәләр электролизы. Элетролизны практикада куллану....

Открытый урок по теме: " Типы химических реакций".
Урок-презентация. Рассматриваются типы химических реакций: реакция соединения, реакция замещения, реакция обмена, реакция разложения....
открытый урок на тему: "Реакции разложения"
"Реакции разложения " 8 класс химия. сприложением слайдов....
Тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по теме "Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции"
В данном документе собрано большое количество тестовых заданий для проверки знаний обучающихся по теме "Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции" и подготовке к ЕГ...




















