Внеурочная деятельность
элективный курс по химии (9 класс)

Бакаева Ирина Анатольевна

Программа курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.

Курс ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами, встречающимися в быту.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 1

слобода Большая Мартыновка

Утверждаю:

Директор МБОУ-СОШ № 1

Сл. Большая Мартыновка

___________________ И.В. Реуцкова

                                                                                                                                       Приказ от____________ №_______

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2018-2019 учебный год

Курс внеурочной деятельности

"Химическая мозаика"

9 класс

Количество часов в неделю:  2 часа

Количество часов в год:  68 часов

Учитель:  Бакаева Ирина Анатольевна

1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовая база.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Химическая мозаика" рассчитана на учащихся 9 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» разработана на основе:

Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования в образовательной области "Химия" ГОС;

Программы элективного курса;

Учебного плана МБОУ СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка.


 

Рабочая программа конкретизирует содержание курса внеурочной деятельности, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов элективного курса.


 

1.2. Назначение программы.

Курс внеурочной деятельности «Химическая мозаика» предназначен для учащихся 9 классов, изучающих химию на базовом уровне. Данный курс позволяет расширить и углубить практическое применение полученных учащимися теоретических знаний по химии. Курс рассчитан на 68 учебных часов, 2 часа  в неделю.

Программа курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.

Курс ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами, встречающимися в быту.

Данный курс предназначен как для учащихся 9 классов, желающих связать свою будущую профессию с химией или медициной и ставящих своей целью сдачу экзамена по химии на Государственной итоговой аттестации (ГИА), так и для учащихся, желающих увеличить свой багаж химических знаний, более глубоко понимать современный мир бытовой химии.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

2.1. Цели и задачи реализации программы.

Цели изучения курса внеурочной деятельности "Химическая мозаика" в 9 классах общеобразовательных учреждений:

обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы;

расширение знаний учащихся о применении веществ в быту и мерах безопасного обращения с ними;

создание условий для самооценки подготовленности учащихся к продолжению естественнонаучного образования в средней школе.

формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности:

решения проблем, принятия решении, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, в повседневной жизни.

овладение умениями наблюдать химические явления в повседневной жизни;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Содержание курса внеурочной деятельности "Химическая мозаика" в 9 классах устанавливает следующие задачи:

учебные:

формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;

развивающие:

развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;

развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности, сообразительности;

развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;

развитие умений работы в микрогруппах;

воспитательные:

формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;

воспитание экологической культуры учащихся, потребности вести здоровый образ жизни;

выработка понимания общественной потребности в развитии химии;

формирование потребности в расширении кругозора учащихся;

формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.

2.2. Общая характеристика курса

Данная программа курса внеурочной деятельности относится к предметно-ориентированному виду программ. Курс предполагает выход за рамки традиционных учебных программ.

Курс предусматривает использование деятельностного подхода к обучению и разнообразные организационные формы обучения: лекции, беседы, семинары, практикумы, организационно-деятельностные игры, выполнение проектов, создание презентаций.

Содержание курса знакомит учащихся с миром бытовой химии, с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами бытовой химии. Кроме того данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем (глобальное потепление климата, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов).

Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где с каждым годом возрастает роль бережного отношения человека к своему здоровью, здоровью окружающих, природе. Данный курс развивает интерес к химии, аналитические способности учащихся, расширяет их кругозор, формирует научное мировоззрение. Курса внеурочной деятельности направлен так же на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области глобальных проблем современности, способствует повышению уровня культуры поведения учащихся в мире веществ и химических превращений.

Курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения:

обеспечение самостоятельности и активности учащихся;

достижение прочности знаний и умений;

осуществление связи обучения с жизнью.

В процессе изучения данного курса создаются условия для решения ряда общеобразовательных задач.

1. Углубление и расширение знаний учащихся по химии и смежным дисциплинам.

2. Приобретение учащимися умений обращения с бытовыми веществами.

3. Развитие коммуникативных способностей учащихся при работе в группе для формулировки выводов.

4. Развитие индивидуальных свойств личности: способностей, интересов, мотиваций.

5. Формирование и определение профессиональных интересов учащихся.

6. Расширение кругозора учащихся.

 

Формы контроля: зачёты, тест, защита презентации, анкетирование, проекты.

Структура курса внеурочной деятельности представлена в таблице:

№ п/п

Наименование разделов.

Количество часов

 

9 класс

68

1

Введение. Основы безопасного обращения с веществами

6

2

Пищевые продукты

15

3

Домашняя аптечка

10

4

Косметические средства и личная гигиена

13

5

Средства бытовой химии

10

6

Химия и экология

10

7

Защита проектов. Зачёт.

4

2.3. Формы и методы работы.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

рассказ, семинар, практические занятия, самостоятельные творческие работы учащихся, лекции и другие. А также различные методы:


Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.),

-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,

- наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.),

-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию),

-репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности),

-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения,

-эвристический (проблемы ставятся детьми, ими и предлагаются способы ее решения

-частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)

-исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,

-групповой – организация работы в группах,

-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.


 

2.4. Принципы построения курса.

Принципы, лежащие в основе программы курса внеурочной деятельности:

- доступности;

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

- демократичности и гуманизма;

- научности;

- связи теории с практикой.

2.5.Межпредметные связи.

Курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» представляет собой совокупность фрагментов в разных образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал разных образовательных курсов: химии, ОБЖ, биологии, географии и экологии. В основах безопасности жизнедеятельности это правила безопасного обращения с вредными веществами и первая медицинская помощь при отравлениях.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

3.1. Место курса в учебном плане.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образования, учебные планы образовательного учреждения являются одним из основных механизмов, которые обеспечивают достижение учащимися результатов освоения основной образовательной программы.

Курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» в 9 классах включается в учебный план из расчета 2 ч. в неделю (всего 68 ч).

3.2. Объём часов, отпущенных на занятия, продолжительность одного занятия.

Курс внеурочной деятельности «Химическая мозаика» реализуется в 9 классах в объёме 68 учебных часов, исходя из 2 занятий в неделю в течении одного года обучения. Продолжительность учебного часа 40 минут.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры курса «Химическая мозаика» в основной школе определяются спецификой химии как науки. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:

в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;

в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:

уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

понимания необходимости здорового образа жизни;

потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

правильного использования химической терминологии и символики;

потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

способности открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Химическая мозаика».

В результате изучения курса «Химическая мозаика» должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

обучающийся научится:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

обучающийся научится:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.
  • ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
  • планировать ресурсы для достижения цели.
  • называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений.
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и т.п.).
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • давать определения понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


 

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
  • координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;

при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Предметные результаты:

1. В познавательной сфере:

давать определения изученных понятий;

описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;

описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;

классифицировать изученные объекты и явления;

делать выводы и умозаключения из наблюдений;

структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни.

2.В ценностно - ориентационной сфере:

анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3. В трудовой сфере:

проводить химический эксперимент.

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

6. Структура и содержание курса.

6.1. Перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов.


 

№ п/п

Наименование разделов.

Количество часов

 

9 класс

68

1

Введение. Основы безопасного обращения с веществами

6

2

Пищевые продукты

15

3

Домашняя аптечка

10

4

Косметические средства и личная гигиена

13

5

Средства бытовой химии

10

6

Химия и экология

10

7

Защита проектов. Зачёт.

4

6.2 Содержательная часть курса.

ПРОГРАММА КУРСА

9 класс (68 часов)

Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами. (6 ч.)

Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди естественных наук.

Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с веществами.

Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека (через рот, через кожу, через органы дыхания).

Отравления бытовыми веществами (уксусная кислота, природный газ, угарный газ и другие).

Ожоги. Классификация ожогов. Степени ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.

Первая медицинская помощь при отравлениях.

Тема 2. Пищевые продукты. (15 ч.)

Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ.

Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты питания. Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения.

Пищевая аллергия. Основные принципы рационального питания. Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях.

Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители, ароматизаторы.

Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека.

Вещества, используемые при приготовлении пищи. Уксусная кислота, её консервирующее действие. Растительное масло. Животные жиры. Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет.

Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребление продуктов фаст-фуда.

Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм. Соки. Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках. Энергетики. Действие энергетиков на организм. Чем лучше всего утолять жажду.

Тема 3. Домашняя аптечка. (10 ч.)

Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие средства. Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины.

Инструкции по применению лекарств. Назначение лекарств. Противопоказания.

Правила употребления лекарств. Почему нельзя употреблять лекарства без назначения врача.

Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.

Практическая работа. Домашняя аптечка. Экскурсия в аптеку.

Тема 4. Косметические средства и личная гигиена. (13 ч.)

Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос.

Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни.

Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами. Производство мыла в домашних условиях.

Тема 5. Средства бытовой химии. (10 ч.)

Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.

Средства для чистки кухонной посуды. Средства для борьбы с насекомыми.

Удобрения и ядохимикаты.

Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии.

Практическая работа. Составление инструкций по безопасной работе со средствами бытовой химии.

Тема 6. Химия и экология. (10 ч.)

Использование природных ресурсов. Надолго ли нам хватит полезных ископаемых. Сырьевые войны.

Вода. Вода в масштабах планеты. Круговорот воды в природе. Питьевая вода и её запасы. Минеральные воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка питьевой воды.

Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Смог. Кислотные дожди. Защита атмосферы от загрязнения.

Почва, её состав. Основные виды загрязнений почвы и их источники. Промышленные и бытовые отходы. Основные виды твёрдых отходов. Возможные направления использования твёрдых отходов. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов.

Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.

Практические работы. Органолептические свойства воды. (Сравнение различных видов воды по запаху, цвету, прозрачности, наличию осадка, пригодности для использования.)

Изучение состава почвы. (Состав почвы. Механический анализ почвы. Практическое определение наличия в почве воды, воздуха, минеральных солей, перегноя.)

Защита проектов. Зачет. (4 ч.)

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ.

  • Искусственная пища: за и против.
  • Правильное питание – основа здорового образа жизни.
  • Химия в моём доме.
  • Из истории моющих средств.
  • Как и чем мыть посуду.
  • Личная ответственность человека за охрану окружающей среды.
  • Чистящие и моющие средства.
  • Домашняя аптечка.
  • Антисептические препараты.
  • Лекарства против простуды.

6.3. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» ученик должен

иметь представление: об обязательных для изучения разделах курса, возможность выбора своего пути при изучении данного курса;

знать:

- способы оказания первой медицинской помощи при отравлениях бытовыми веществами;

- правила безопасного обращения с препаратами бытовой химии, лекарственными средствами и пищевыми продуктами;

- режим питания;

- понятие калорийность продуктов питания;

- влияние бытовых веществ на окружающую среду;

уметь:

выбирать объект изучения;

- оформлять результаты своей работы (в виде презентации, доклада, их защиты);

- планировать свою деятельность по изучению курса;

- осуществлять самоконтроль за результатами своей деятельности;

- выбирать пищевые продукты с учётом их состава и калорийности;

- грамотно использовать средства бытовой химии;

- правильно использовать лекарственные средства;

владеть навыками безопасного обращения с бытовыми веществами.

7. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» 9 класс.

№ занятия

Тема занятия

Краткое содержание

 

Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами. (6 ч.)
 

1

Химия и её значение.

Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди естественных наук.

2

Вещества в быту.

Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с веществами.

3

Вещества в быту.

Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с веществами.

4

Отравления бытовыми веществами.

Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека (через рот, через кожу, через органы дыхания). Отравления бытовыми веществами (уксусная кислота, природный газ, угарный газ и другие).

5

Первая медицинская помощь при отравлениях.

Первая медицинская помощь при отравлениях.

6

Ожоги.

Ожоги. Классификация ожогов (химические, термические, солнечные). Степени ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.

 

Тема 2. Пищевые продукты (15 ч.)
 

7

Основные питательные вещества.

Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ.

8

Основные питательные вещества.

Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ.

9

Основные питательные вещества.

Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ.

10

Основные питательные вещества.

Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ.

11

Калорийность пищевых продуктов.

Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты питания. Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения.

12

Калорийность пищевых продуктов.

Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты питания. Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения.

13

Основные принципы рационального питания.

Пищевая аллергия. Основные принципы рационального питания.

14

Пищевые отравления.

Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях.

15

Состав пищевых продуктов.

Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители, ароматизаторы.

16

Состав пищевых продуктов.

Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители, ароматизаторы.

17

Вещества, используемые при приготовлении пищи.

Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека. Вещества, используемые при приготовлении пищи. Уксусная кислота, её консервирующее действие. Растительное масло. Животные жиры.

18

Продукты быстрого питания.

Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет. Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребление продуктов фаст-фуда.

19

Продукты быстрого питания.

Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет. Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребление продуктов фаст-фуда.

20

Напитки.

Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм.Соки. Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках. Энергетики. Действие энергетиков на организм. Чем лучше всего утолять жажду.
 

21

Напитки.

Энергетики. Действие энергетиков на организм. Чем лучше всего утолять жажду.

 

Тема 3. Домашняя аптечка. (10 ч.)

22

Лекарства.

Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие средства. Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины. Инструкции по применению лекарств.

23

Лекарства.

Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие средства. Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины. Инструкции по применению лекарств.

24

Лекарства.

Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие средства. Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины. Инструкции по применению лекарств.

25

Лекарства.

Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие средства. Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины. Инструкции по применению лекарств.

26

Правила употребления лекарств.

 

27

Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.

Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.

28

Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.

Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.

29

Практическая работа. Домашняя аптечка.

Изучение лекарственных препаратов домашней аптечки и инструкций по их применению.

30

Практическая работа. Домашняя аптечка.

Изучение лекарственных препаратов домашней аптечки и инструкций по их применению.

31

Экскурсия в аптеку № 116,Эдельвейс.

 

Тема 4. Косметические средства и личная гигиена. (13 ч.)

32

Искусственные и натуральные косметические средства.

Из истории использования косметических средств. Искусственные и натуральные косметические средства.

33

Искусственные и натуральные косметические средства.

Из истории использования косметических средств. Искусственные и натуральные косметические средства.

34

Косметические средства в нашем доме.

Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос

35

Косметические средства в нашем доме.

Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос

36

Косметические средства в нашем доме.

Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос

37

Косметические средства в нашем доме.

Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос

38

Моющие косметические средства.

Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни.

39

Моющие косметические средства.

Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни.

40

Моющие косметические средства.

Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни.

41

Личная гигиена.

Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами.

42

Личная гигиена.

Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами.

43

Производство мыла в домашних условиях.

44

Производство мыла в домашних условиях.

 

Тема 5. Средства бытовой химии. (10 ч.)
 

45

Синтетические моющие средства.

Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.

46

Синтетические моющие средства.

Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.

47

Синтетические моющие средства.

Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.

48

Вещества бытовой химии для дома.

Средства для чистки кухонной посуды.

49

Вещества бытовой химии для дома.

Средства для борьбы с насекомыми.

50

Вещества бытовой химии для дачи и огорода.

Удобрения и ядохимикаты.

51

Вещества бытовой химии для дачи и огорода.

Удобрения и ядохимикаты.

52

Безопасное обращение со средствами бытовой химии.

Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии.

53

Безопасное обращение со средствами бытовой химии.

Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии.

54

Практическая работа. Безопасная бытовая химия.

Составление инструкций по безопасной работе со средствами бытовой химии.

 

Тема 6. Химия и экология. (10 ч)

55

Природные ресурсы.

Использование природных ресурсов. Надолго ли нам хватит полезных ископаемых. Сырьевые войны.

56

Экология воды.

Вода. Вода в масштабах планеты. Круговорот воды в природе. Питьевая вода и её запасы. Минеральные воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка питьевой воды.

57

Экология воды.

Вода. Вода в масштабах планеты. Круговорот воды в природе. Питьевая вода и её запасы. Минеральные воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка питьевой воды.

58

Экология атмосферы.

Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Смог. Кислотные дожди. Защита атмосферы от загрязнения.

59

Экология атмосферы.

Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Смог. Кислотные дожди. Защита атмосферы от загрязнения.

60

Экология почвы.

Почва, её состав. Основные виды загрязнений почвы и их источники. Промышленные и бытовые отходы. Основные виды твёрдых отходов. Возможные направления использования твёрдых отходов. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов.

61

Экология почвы. Утилизация бытовых отходов в сл. Большая Мартыновка.

62

Экология и человек.

Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.

63

Практическая работа. Органолептические свойства воды.

Сравнение различных видов воды по запаху, цвету, прозрачности, наличию осадка, пригодности для использования.

64

Практическая работа. Изучение состава почвы.

Состав почвы. Механический анализ почвы. Практическое определение наличия в почве воды, воздуха, минеральных солей, перегноя.

 

Защита проектов, зачёт. (4 ч)

65

Защита проектов.

 

66

Защита проектов.

 

67

Защита проектов.

68

Зачёт.

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

8.1. Литература.

Для ученика:

Американское химическое общество. Химия и общество: Перевод с англ. – М: Мир, 1995

Андреев Н.А. и др. Наш дом: Сборник. - М: Молодая гвардия, 1988

Ахабадзе А.Ф., Хрунова А.П., Васильева М.С. Как сохранить красоту и здоровье. – М: Знание, 1986

Быканова Т.А., Быканов А.С. Задачи по химии с экологическим содержанием. – Воронеж, 1997

Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания. – М: НЦ ЭНАС, 2002

Граусман О.М. Химические материалы, красители и моющие средства. – М: Легпромбытиздат, 1985

Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки. – Волгоград: Учитель, 2004

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справочное пособие. – М: Высшая школа, 1992

Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М: Дрофа, 2004

Фадеева Г.А. Химия и экология: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. – Волгоград: Учитель, 2005

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М. Высшая школа, 1998 г.;

Большая детская энциклопедия Химия.М. РЭТ, 2000.

Степин Б.Д., Алиакберова Л.Ю. «Книга по химии для домашнего чтения» М. Химия. 1994.

Для учителя:

Балуева Г.А. Осокина Д.Н. Все мы дома химики. - М., Химия 1979г.;

Войтович В.А. Афанасьева А.Х. Химия в быту. – Воронежское изд-во, 1986г.;

Войтович В.А. Химия в быту. – М. Знание. 1980г.;

Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс 2 части. Дрофа, 2003г.;

Юдин А.М. Химия для вас – М. Химия в быту. – М. Химия 1976г.;

Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8–9 классы – М. : Дрофа, 2008.

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.

Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001.

Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.

Северюхина Т.В.,Сентемов В.В. Исследование пищевых продуктов.// Химия в школе. – 2000.-№5. – с. 72-79.

8.2. Оснащение учебного процесса.

Лабораторная посуда, приборы и оборудование.

1. Комплект мерной посуды.

2. Комплект изделий из керамики и фарфора

3. Набор посуды и принадлежностей для проведения демонстрационных опытов.

4. Спиртовка демонстрационная.

Модели, коллекции.

1. Коллекция «Волокна»

2. Коллекция «Нефть и продукты ее переработки»

3. Коллекция «Топливо»

4. Коллекция «Пластмассы

5. Образцы бытовых веществ с инструкциями по их применению.

Печатные и электронные пособия.

1. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева

2. Таблица растворимости веществ

3. Правила техники безопасности при проведении химического эксперимента

8.3. Технические средства обучения.

Мультимедийный компьютер с пакетом программ.

Мультимедиапроектор.

Экран на штативе или подвесной.

Средства телекоммунимкации (электронная почта, выход в Интернет).

8.4. Учебная мебель.

Учебные столы и стулья, согласно СанПиН.

Список учащихся 9 классов, посещающих занятия внеурочной деятельности по химии в 2017-2018 учебном году.

№ п/п.

Фамилия, имя учащегося.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Руководитель: Бакаева И.А.



Предварительный просмотр:

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 1

слобода Большая Мартыновка

Заместитель директора по ВР                                      

__________________ Е.В.Чванова                                  

______августа 2018 года                                      

Утверждаю:

Директор МБОУ-СОШ № 1

Сл. Большая Мартыновка

___________________ И.В. Реуцкова

                                                                                                                                       Приказ от____________ №_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Химия в задачах»

9 класс

Общеинтеллектуальное направление

Количество часов в неделю:  2 часа

Количество часов в год:  68 часов

Учитель:  Бакаева Ирина Анатольевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Химия в задачах» составлена на основе нормативных документов:

- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

-Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р Москва «Концепция развития дополнительного образования детей».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Учебного плана МБОУ СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка.

2018-2019 учебный год

Рабочая программа по химии.

I.Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Химия в задачах» составлена на основе нормативных документов:

- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

-Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р Москва «Концепция развития дополнительного образования детей».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

 Учебного плана МБОУ СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка.

Рабочая программа конкретизирует содержание курса внеурочной деятельности, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов элективного курса.


 

Цель  программы:

Цели и задачи ступени основного общего образования:

  • познакомить обучающихся с различными типами химических задач и алгоритмами их решения;
  • закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям устных и письменных экзаменов по химии. Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
  • совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
  • сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.

обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы;

создание условий для самооценки подготовленности учащихся к продолжению естественнонаучного образования в средней школе.

формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности:

решения проблем, принятия решении, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, в повседневной жизни.

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

Задачи обучения:

 развитие знаний по решению химических задач по химическим формулам и химическим уравнениям, полученных во время изучения базовых уроков;

 более глубокая подготовка учащихся по химии для сдачи выпускных экзаменов за курс основной школы;

 более разносторонняя подготовка учащихся по химии для сдачи выпускных экзаменов итоговой аттестации;

 расширение представлений учащихся о задачах повышенного уровня сложности;

 формирование дополнительных способов и алгоритмов решения химических задач;

 развитие представлений о многообразии способов выражения концентрации растворенных веществ и ее вычислении;

развития:

  • формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественнонаучного цикла;
  • развитие внутреннего плана действий и интеллектуальных умений анализировать, находить рациональный способ решения, сравнивать, абстрагировать;

  • развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности, сообразительности;
  • развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
  • развитие умений работы в микрогруппах;

воспитания:

  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
  • воспитание экологической культуры учащихся, потребности вести здоровый образ жизни;
  • выработка понимания общественной потребности в развитии химии;
  • формирование потребности в расширении кругозора учащихся;
  • формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.

Место предмета. Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Рассчитана на 1 год обучения (68 часов в год, 2 часа в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.

II. Содержание курса.

Решение задач по химическим формулам (10 часов).

Вычисления молекулярной массы, молярной массы, количества вещества, отношения масс химических элементов по молекулярной формуле, массовой доли химического элемента в веществе. Вычисления молярного объема газов по известному количеству вещества, объему или массе. Вычисление относительной атомной массы по природным изотопам.  Установление простейшей, молекулярной и структурной формул. Расчеты на основе газовых законов: Бойля – Мариотта, Гей – Люссака, Менделеева - Клапейрона.

Решение задач по химическим уравнениям (14 часов).

Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ. Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. Расчеты объемных отношений газов в реакциях. Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке. Определение выхода реакции в процентах от теоретически возможного выхода. Задачи комбинированного характера. Задачи по уравнениям процесса «электролиз».

Решение задач по процессам, происходящим в растворах (14 часов).

Растворимость. Коэффициент растворимости. Способы выражения содержания растворенного вещества в растворе: массовая доля, мольная доля, молярная концентрация, моляльная концентрация. Задачи на приготовление растворов заданной концентрации из растворов с указанной массовой долей. Константа и степень диссоциации. Определение массовой доли (в %) растворенного вещества в растворе и массы растворенного вещества по известной массовой доле его в растворе. Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей (в %) исходного вещества. Задачи с применением правила смешения. Объемная доля растворенного вещества. Расчеты по уравнениям реакций протекающих в растворах.

Лабораторные работы:

1. приготовление раствора с заданной концентрацией

2. приготовление раствора с заданной концентрацией из двух растворов с различной массовой долей растворенного вещества.

Задачи повышенной трудности. (30 часов).

Задачи на идентификацию веществ. Задачи на вычисление массы осевшего металла из раствора на металлическую пластинку опущенную в раствор. Определение количественного состава смеси веществ: Вычисления процентного содержания смеси веществ с параллельно или последовательно протекающими реакциями между ними. Задачи на разделение веществ. Вычисления массовой доли веществ в смеси через уравнение с одним неизвестным. Вычисления массовой доли веществ в смеси с применением системы уравнений. Комбинированные задачи, в основе которых лежат окислительно-восстановительные реакции.

III.Планируемые результаты реализации программы

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

В результате изучения курса « Химия в задачах» учащиеся на ступени основного общего образования

  1. получат возможность:

  • расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • осознать своё место в мире;
  • познакомятся с некоторыми способами решения задач, начнут осваивать умения логически мыслить, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире связанные с химическим производством;
  • приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся решать задачи и составлять новые типы задач.
  • научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные).

  1. получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к химии, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  •  устойчивого учебно-познавательного интереса к научным исследованиям химии;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности в неучебной деятельности;

  1. получат возможность для формирования УУД:

Личностных универсальных учебных действий:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности , развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Регулятивных универсальных учебных действий:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия во внеурочной деятельности.
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательных универсальных учебных действий:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;  
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о способах решения задач, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • логически строить варианты решения задач;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Коммуникативных универсальных учебных действий:  

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  •  использовать речь для регуляции своего действия;
  •  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащиеся должны знать:

  • Типы химических задач,
  • Алгоритмы решения типовых задач,
  • Алгоритмы решения комбинированных задач,
  • Алгоритмы решения задач по уравнениям реакций протекающих в растворах,
  • Способы выражения содержания растворенного вещества в растворе: массовая доля, мольная доля, молярная концентрация, моляльная концентрация.
  • Алгоритмы решения задач на идентификацию веществ,
  • Алгоритмы решения задач на определение количественного состава смеси веществ с параллельно или последовательно протекающими реакциями между ними,
  • Алгоритм решения задач на вычисления массовой доли веществ в смеси через уравнение с одним неизвестным и с применением системы уравнений.

Учащиеся должны уметь:

  • Решать химические задачи по химическим формулам и химическим уравнениям, полученных во время изучения базовых курсов,
  • Находить рациональный способ решения,
  • Устанавливать простейшую, молекулярную и структурную формулы.
  • Выполнять расчеты на основе газовых законов: Бойля – Мариотта, Гей – Люссака, Менделеева – Клапейрона,
  • Готовить растворы с заданной концентрацией из растворов с указанной массовой долей,
  • Определять массовой доли (в %) растворенного вещества в растворе и массы растворенного вещества,
  • Выполнять расчеты по уравнениям реакций протекающих в растворах,
  • Выполнять расчеты по определению содержания смеси веществ с параллельно или последовательно протекающими реакциями между ними,

решать задачи по уравнениям электролиза и окислительно-восстановительных реакций.

Таким образом, данный элективный курс позволяет научиться решать задачи начиная с самых элементарных и легких до задач части «С» единого государственного экзамена или олимпиадного уровня сложности.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Содержание занятия

Решение задач по химическим формулам (10 часов).

1.

Вычисления молекулярной массы, молярной массы, количества вещества.

Вычисления молекулярной массы, молярной массы, количества вещества.

2.

Вычисления молекулярной массы, молярной массы, количества вещества.

Вычисления молекулярной массы, молярной массы, количества вещества.

3.

Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.

Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.

4.

Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.

Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.

5.

Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.

Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.

6.

Вычисления молярного объема газов по известному количеству вещества, объему или массе.

Вычисления молярного объема газов по известному количеству вещества, объему или массе.

7.

Вычисление относительной атомной массы по природным изотопам.

Вычисление относительной атомной массы по природным изотопам.

8.

Установление простейшей, молекулярной и структурной формул.

Установление простейшей, молекулярной и структурной формул.

9.

Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.

Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.

10.

Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.

Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.

Решение задач по химическим уравнениям (14 часов).

11.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

12.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

13.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

14.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

15.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

16.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

17.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

18.

Задачи комбинированного характера.

Задачи комбинированного характера.

19.

Задачи комбинированного характера.

Задачи комбинированного характера.

20.

Задачи комбинированного характера.

Задачи комбинированного характера.

21.

Задачи комбинированного характера.

Задачи комбинированного характера.

22.

Задачи комбинированного характера.

Задачи комбинированного характера.

23.

Задачи комбинированного характера.

Задачи комбинированного характера.

24.

Задачи комбинированного характера.

Задачи комбинированного характера.

Решение задач по процессам, происходящим в растворах (14 часов).

25.

Растворимость. Коэффициент растворимости.

концентрация, моляльная концентрация.

Растворимость. Коэффициент растворимости.

концентрация, моляльная концентрация.

26.

Способы выражения содержания растворенного вещества в растворе: массовая доля, мольная доля, молярная.

Способы выражения содержания растворенного вещества в растворе: массовая доля, мольная доля, молярная.

27.

Задачи на приготовление растворов заданной концентрации из растворов с указанной массовой долей. Константа и степень диссоциации.

Задачи на приготовление растворов заданной концентрации из растворов с указанной массовой долей. Константа и степень диссоциации.

28.

Определение массовой доли (в %) растворенного вещества в растворе и массы растворенного вещества по известной массовой доле его в растворе.

Определение массовой доли (в %) растворенного вещества в растворе и массы растворенного вещества по известной массовой доле его в растворе.

29.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей (в %) исходного вещества.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей (в %) исходного вещества.

30.

Задачи с применением правила смешения. Объемная доля растворенного вещества.

Задачи с применением правила смешения. Объемная доля растворенного вещества.

31.

Расчеты по уравнениям реакций протекающих в растворах.

Расчеты по уравнениям реакций протекающих в растворах.

32.

Приготовление раствора с заданной концентрацией.

Приготовление раствора с заданной концентрацией.

33.

Приготовление раствора с заданной концентрацией из двух растворов с различной массовой долей растворенного вещества.

Приготовление раствора с заданной концентрацией из двух растворов с различной массовой долей растворенного вещества.

34.

Расчеты объемных отношений газов в реакциях.

Расчеты объемных отношений газов в реакциях.

35.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке.

36.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке.

Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке.

37.

Определение выхода реакции в процентах от теоретически возможного выхода.

Определение выхода реакции в процентах от теоретически возможного выхода.

38.

Определение выхода реакции в процентах от теоретически возможного выхода.

Определение выхода реакции в процентах от теоретически возможного выхода.

Задачи повышенной трудности. (30 часов).

39.

Задачи с использованием ОВР.

Задачи с использованием ОВР.

40.

Задачи с использованием ОВР.

Задачи с использованием ОВР.

41.

Задачи с использованием ОВР.

Задачи с использованием ОВР.

42.

Методы электронного и электронно-ионного баланса.

Методы электронного и электронно-ионного баланса.

43.

Методы электронного и электронно-ионного баланса.

Методы электронного и электронно-ионного баланса.

44.

Методы электронного и электронно-ионного баланса.

Методы электронного и электронно-ионного баланса.

45.

Методы электронного и электронно-ионного баланса.

Методы электронного и электронно-ионного баланса.

46.

Методы электронного и электронно-ионного баланса.

Методы электронного и электронно-ионного баланса.

47.

Задачи по уравнениям процесса «электролиз».

Задачи по уравнениям процесса «электролиз».

48.

Задачи по уравнениям процесса «электролиз».

Задачи по уравнениям процесса «электролиз».

49.

Задачи по уравнениям процесса «электролиз».

Задачи по уравнениям процесса «электролиз».

50.

Задачи на идентификацию веществ.

Задачи на идентификацию веществ.

51.

Задачи на идентификацию веществ.

Задачи на идентификацию веществ.

52.

Задачи на идентификацию веществ.

Задачи на идентификацию веществ.

53.

Задачи на идентификацию веществ.

Задачи на идентификацию веществ.

54.

Задачи на идентификацию веществ.

Задачи на идентификацию веществ.

55.

Задачи на идентификацию веществ.

Задачи на идентификацию веществ.

56.

Задачи на вычисление массы осевшего металла из раствора на металлическую пластинку, опущенную в раствор.

Задачи на вычисление массы осевшего металла из раствора на металлическую пластинку, опущенную в раствор.

57.

Задачи на вычисление массы осевшего металла из раствора на металлическую пластинку, опущенную в раствор.

Задачи на вычисление массы осевшего металла из раствора на металлическую пластинку, опущенную в раствор.

58.

Вычисления массовой доли веществ в смеси через уравнение с одним неизвестным.

Вычисления массовой доли веществ в смеси через уравнение с одним неизвестным.

59.

Вычисления массовой доли веществ в смеси через уравнение с одним неизвестным.

Вычисления массовой доли веществ в смеси через уравнение с одним неизвестным.

60.

Вычисления массовой доли веществ в смеси через уравнение с одним неизвестным.

Вычисления массовой доли веществ в смеси через уравнение с одним неизвестным.

61.

Вычисления массовой доли веществ в смеси с применением системы уравнений.

Вычисления массовой доли веществ в смеси с применением системы уравнений.

62.

Вычисления массовой доли веществ в смеси с применением системы уравнений.

Вычисления массовой доли веществ в смеси с применением системы уравнений.

63.

Вычисления массовой доли веществ в смеси с применением системы уравнений.

Вычисления массовой доли веществ в смеси с применением системы уравнений.

64.

Комбинированные задачи, в основе которых лежат окислительно-восстановительные реакции.

Комбинированные задачи, в основе которых лежат окислительно-восстановительные реакции.

65.

Комбинированные задачи, в основе которых лежат окислительно-восстановительные реакции.

Комбинированные задачи, в основе которых лежат окислительно-восстановительные реакции.

66.

Комбинированные задачи, в основе которых лежат окислительно-восстановительные реакции.

Комбинированные задачи, в основе которых лежат окислительно-восстановительные реакции.

67.

Комбинированные задачи, в основе которых лежат окислительно-восстановительные реакции.

Комбинированные задачи, в основе которых лежат окислительно-восстановительные реакции.

68.

Комбинированные задачи, в основе которых лежат окислительно-восстановительные реакции.

Комбинированные задачи, в основе которых лежат окислительно-восстановительные реакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...