Рабочая программа по химии 11 класс
рабочая программа по химии (11 класс)

Егошина ЛюдмилаАлександровна

Рабочая программа по химии для 11 класса составлена на основе Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 7-езд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 78, [2] c.. Рассчитана на изучение химии 4 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_a_klass.doc348.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя  общеобразовательная школа № 8
города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО 

Руководитель научно- методического

 совета школы

_____________/Курбанова Л.К. /

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 8 г. Бирска
______________ /Ахмадиева А.Н. /

Приказ № 161-К
от «31» августа  2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии для 11 А класса
на 2018-2019 учебный год
составила учитель химии

Егошина Людмила Александровна

РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
учителей  естественно-научного цикла
МБОУ СОШ № 8 г. Бирска

Протокол № 1
от «24» августа  2018  года

Руководитель кафедры

_____________/Тазиева А.И./

Пояснительная записка

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 7-езд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 78, [2] c.

Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

Планируемые результаты изучения учебного предмета (предметные)

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен                                                            знать/понимать

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
  • основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
  • природные источники углеводородов и способы их переработки;
  • вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
  • характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

                       Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета

Тема 1.  Строение атома (16 часов)

                Атом – сложная частица. Модели строения атома. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны; нуклоны. Нуклиды и изотопы. Макромир и микромир. Дуализм частей микромира.

                Состояние электронов в атоме. Электронное облако и атомная орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s,p,d,f). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов. Электронные конфигурации атомов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов переходных элементов. Электронная классификация элементов: s-,p-,d-,f-семейства.

                Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Основное и возбужденное состояние атомов. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».

                Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материала, работы предшественников (Й. Я. Берцелиуса, И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж.А. Ньюлендса, Л.Ю.Мейера); съезд химиков в Карлсруэ. Личностные качества Д. И. Менделеева.

                Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона. Первая формулировка периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодическая зависимости.

                Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука – Мозли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Тема 2. Строение вещества (24 часа)

                Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекул. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная. Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, ее значение для жизни на Земле.

                Межмолекулярные взаимодействия. 

                Единая природа химических связей. Электронная природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе и т.д. Пространственная структура молекул. 

                Свойства ковалентной химической связи: длина, энергия, полярность, насыщаемость, поляризуемость, пространственная направленность. Механизмы образования и разрыва ковалентной связи. Индукционный и мезомерный эффект.

                Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. Sp3-гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sp2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ.

        Полимеры органические и неорганические. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществах. Обусловленность свойств веществ их строением. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристаллический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.). 

             Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений: работы предшественников (Ж.Б.Дюма, Ф. Велер, Ш. Ф. Жерар, Ф. А. Кекуле), съезд естествоиспытателей в Шпейнере. Личностные качества А.М.Бутлерова.Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от электронного и пространственного строения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотропия. Развитие теории химического строения в ХХ веке.

                Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д.И.Менделеева и теории строения А.М.Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новые элементы- Ga, Se, Ge и новые вещества – изомеры) и развитии (три формулировки).

            Дисперсные системы. Чистые вещества и смеси. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Коллоидные системы. Истинные растворы. Молекулярные, ионные и молекулярно-ионные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации.Расчетные задачи.§ Расчеты по химическим формулам.§ Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси.§ Вычисление молярной концентрации растворов.Демонстрации.Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связей. Модели молекул различной геометрии. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Модели молекул изомеров структурной и пространственной изомерии. Свойства толуола. Коллекция пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др. Модели молекул белков и ДНК. Образцы различных систем с жидкой средой. Синерезис. Эффект Тиндаля.

             Практические работы: 1. Получение и исследование комплексного соединения.

                                                        2. Распознавание пластмасс и волокон

             Лабораторные опыты: 1. Свойства термопластичных пластмасс.

                                                        2. Обнаружение хлора в поливинилхлориде.

                                                        3. Образцы волокон.

                                                        4. Получение нитей из капроновой смолы

                                                        5. Образцы каучука

Тема 3. Химические реакции (45 часов)

                Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация, изомеризация и полимеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные и неокислительно-восстановительные); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические). Особенности классификации реакций в органической химии. Механизмы реакций с участием органических веществ (SN,SE, SN1, SN2, AE).Закономерности протекания химических реакций. Тепловые эффекты химических реакций. Закон сохранения энергии в химии. Энергия связи и теплота образования соединений. Стандартное состояние. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Энтропия. Энтальпия. Энергия Гиббса. Теплота образования и сгорания веществ. Закон Гесса как частный случай закона сохранения энергии и следствия из него. Термохимические уравнения.

                Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенных реакций. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура (закон Вант-Гоффа); концентрация (основной закон химической кинетики), закон действующих масс; катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ, механизм действия катализаторов. Ферменты, сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакции от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.                                                                

              Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье.        

                Электролитическая диссоциацияЭлектролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, основания в свете электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов (реакции ионного обмена). Произведение растворимости. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность.                Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических объектов. Качественные реакции.                                                                        Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей – три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

               Практические работы: 3. Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

                                                         4. Гидролиз. Реакции ионного обмена.

               Лабораторные опыты: 6. Реакции идущие с образованием осадка, газа и воды.

                                                          7. Определение рН растворов.

                                                          8. Разные случаи гидролиза солей.

                                                         9. Окислительные свойства перманганата калия.

Тема 4. Вещества и их свойства (47 часов)

                Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные, комплексные.                                        Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

                Металлы. Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева и строение их атомов. Простые вещества-металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов). Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни организмов.

                Коррозия металловПонятие «коррозия металлов». Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

                Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Сплавы (черные и цветные). Химия и электрический ток. Электролиз расплавов и растворов, его практическое значение.

             Переходные металлы. Железо. Медь, серебро; цинк, ртуть; хром, марганец (нахожедение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения).

           Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева и строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Неметаллы – простые вещества, их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и ее причины. Закономерности изменения свойств неметаллов и их соединений в периодах и группах. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства (с металлами, водородом, менее отрицательными неметаллами, сложными веществами) и восстановительные свойства (со фтором, кислородом, азотной и серной кислотами).

                Водородные соединения неметаллов, получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений, физические свойства, отношение к воде, изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.

            Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.

                Кислоты неорганические и органические. Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация неорганических и органических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, амфотерными оксидами и гидроксидами, солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.

                Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории. Классификация неорганических и органических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

                Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Амфотерность аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона).

                Генетическая связь между классами органических и неорганических соединенийПонятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (для соединений, содержащих два атома углерода в молекуле). Единство мира веществ.

             Лабораторные опыты: 10. Взаимодействие металлов с водой, кислотами, солями.

                                                       11. Получение и свойства углекислого газа.

                                                       12. Свойства соляной, серной и уксусной, муравьиной кислот.

                                                       13. Свойства оснований.

                                                       14. Получение и свойства гидроксида алюминия.

                                                       15. Получение гидроксида алюминия и изучение его свойств.

                                                       16. Ознакомление с коллекцией руд.

              Практические работы: 5. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

                                                        6. Решение экспериментальных задач по органической химии.

                                                        7. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.

                                                        8. Получение хлороводорода и соляной кислоты, их свойства.

                                                        9. Получение аммиака, его свойства

Тема 5. Химия в жизни общества (4 часа)

                Химия и производство. Химическая промышленность, химическая технология, общие принципы химической технологии. Сырье для химической промышленности, природные источники химических веществ. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты и аммиака. Черные и цветные металлы, способы их получения. Сплавы. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства (аммиака и метанола). Сравнение производства этих веществ. Природные источники углеводородов: природный газ, нефть, каменный уголь. Переработка нефти. Представление о коксохимическом производстве. Промышленный органический синтез. Новые вещества и материалы в технике.

        Химия и сельское хозяйство. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК). Минеральные (азотные, фосфорные, калийные) и органические удобрения. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства.

                Химия и экология.  Химическое загрязнение окружающей среды, его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия. Роль химической науки в решении экологических проблем.

                Химия и повседневная жизнь человека. Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Домашняя аптечка. Бытовые поверхностно-активные соединения. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Органические растворители. Бытовые аэрозоли. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека. 

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных, лабораторных и практических работ

Программа рассчитана на 4 часа в неделю.

Полугодие

Количество часов в полугодии

Количество контрольных работ

Количество

лабораторных

опытов

Количество

практических

работ

I полугодие

64

4

7

3

II полугодие

72

4

9

6

Итого в год

136

8

16

9

Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

          Отличие данной рабочей программы от примерной в том, что увеличено количество часов в теме 1, 2, 3 за счет сокращения часов на изучение темы 6, так как материал данных тем является сложным для восприятия учащимися и включен в задания ЕГЭ.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса

Требования к уровню подготовки учащихся

          В результате изучения химии на профильном уровне ученик 11 класса должен

знать/понимать

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
  • основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
  • природные источники углеводородов и способы их переработки;
  • вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
  • характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Календарно-тематический план

 уро-

ка

Дата проведения

Название раздела. Тема урока

Кол-во часов по разделу

Примечание

План

Факт

Строение атома

16

1

Повторный инструктаж по охране труда. Атом – сложная частица

2

Современные представления о строении атома

3

Состав атомного ядра. Изотопы

4

Состояние электронов в атоме

5

Электронная оболочка атомов

6

Электронные конфигурации атомов химических элементов

7

Валентные возможности атомов

8

Валентные возможности атомов и степень окисления

9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение атома»

10

Контрольная работа №1  по теме «Строение атома»

11

Предпосылки и открытие Д.И. Менделеевым периодического закона.

12

Периодический закон и строение атома

13

Периодическая таблица и строение атома

14

Значение периодического закона и периодической таблицы Д.И.Менделеева

15

Обобщение и систематизация знаний по теме «Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева»

16

Контрольная работа № 2 по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома»

Строение вещества

24

17

Понятие о химической связи. Ковалентная химическая связь

18

Типы кристаллических решеток и ковалентная связь

19

Свойства ковалентной связи

20

Ионная химическая связь

21

Металлическая химическая связь

22

Водородная химическая связь

23

Единая природа химической связи

24

Обобщение и систематизация знаний по теме «Химическая связь и типы кристаллических решеток»

25

Гибридизация орбиталей

26

Гибридизация орбиталей. Геометрия молекул

27

Комплексные соединения. Состав, строение, номенклатура

28

Комплексные соединения. Свойства, получение

29

Практическая работа № 1 «Получение и исследование комплексного соединения»

30

Полимеры

31

Пластмассы. Лабораторный опыт № 1,2 «Свойства термопластичных пластмасс. Обнаружение хлора в поливинилхлориде»

32

Волокна. Лабораторный опыт № 3,4 «Образцы волокон. Получение нитей из капроновой  смолы».

33

Каучук, резина. Лабораторный опыт № 5  «Образцы каучука»

34

Биополимеры

35

Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон»

36

Контрольная работа № 3 по темам «Строение вещества. Полимеры»

37

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова

38

Виды изомерии

39

Влияние атомов в молекулах веществ. Эффекты. Стереорегулярность

40

Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии

Химические реакции

45

41

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии (без изменения качественного состава вещества)

42

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии (с изменением состава вещества)

43

Почему протекают химические реакции.

44

Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения

45

Энтальпия. Закон Гесса

46

Энтропия. Энергия Гиббса

47

Решение задач по теме «Термохимические расчеты»

48

Скорость химических реакций

49

Факторы, влияющие на скорость реакции (природа, температура, концентрация)

50

Факторы, влияющие на скорость реакции (катализ, катализаторы, ферменты)

51

Решение задач по химической кинетике (расчет средней скорости реакции по концентрации реагирующих веществ)

52

Решение задач по химической кинетике (с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции»)

53

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

54

Практическая работа № 3 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».

55

Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции»

56

Контрольная работа № 4 по теме «Химические реакции»

57

Дисперсные системы

58

Значение дисперсных систем

59

Истинные растворы. Растворимость

60

Концентрации растворов

61

Решение задач по теме «Растворы» (с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества»)

62

Решение задач по теме «Растворы» (с использованием понятия «молярная концентрация»)

63

Теория электролитической диссоциаций

64

Свойства растворов электролитов. Лабораторный опыт № 6 «Реакции идущие с образованием осадка, газа и воды»

65

Водородный показатель. Лабораторный опыт № 7 «Определение рН растворов»

66

Гидролиз неорганических веществ

67

Гидролиз неорганических веществ. Лабораторный опыт № 8 «Разные случаи гидролиза солей»

68

Повторный инструктаж по охране труда. Гидролиз органических веществ

69

Практическая работа № 4  «Гидролиз. Реакции ионного обмена»

70

Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворы»

71

Контрольная работа № 5 по теме «Растворы»

72

Окислительно–восстановительные реакции

73

Классификация окислительно-восстановительных реакции.

74

Метод электронного баланса

75

Особые случаи составления электронного баланса

76

Влияние среды на протекание химических реакций. Лабораторный опыт № 9 «Окислительные свойства перманганата калия»

77

Свойства органических веществ в свете окислительно-восстановительных процессов.

78

Составление уравнений окислительно–восстановительных реакций с участием органических веществ.

79

Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами

80

Электролиз расплавов и водных растворов с растворимыми электродами. Применение электролиза

81

Решение задач по теме «Электролиз»

82

Гальванический элемент. Электродные потенциалы

83

Гальванические элементы применяемые в жизни

84

Повторение темы «Окислительно–восстановительные реакции. Электрохимические процессы»

85

Контрольная работа № 6 по теме «Окислительно – восстановительные реакции. Электрохимические процессы».

Вещества и их свойства

47

86

Классификация органических и неорганических веществ.

87

Общая характеристика металлов.

88

Общие химические свойства металлов.

89

Общие химические свойства металлов. Лабораторный опыт № 10 «Взаимодействие металлов с водой, кислотами, солями»

90

Коррозия и ее виды

91

Коррозия и способы защиты металлов

92

Металлы в природе

93

Способы получения металлов

94

Решение задач по теме «Металлы»

95

Общая характеристика «Неметаллов»

96

Химические свойства неметаллов. Получение неметаллов

97

Решение задач по теме «Неметаллы»

98

Контрольная работа № 7 по теме «Металлы. Неметаллы»

99

Водородные соединения неметаллов

100

Углеводороды

101

Оксиды. Лабораторный опыт № 11 «Получение и свойства углекислого газа».

102

Ангидриды карбоновых кислот

103

Органические и неорганические кислоты

104

Особенности свойств серной, азотной, уксусной, муравьиной кислот. Лабораторный опыт №12 «Свойства соляной, серной и уксусной, муравьиной кислот»

105

Органические и неорганические основания. Классификация

106

Органические и неорганические основания. Свойства. Лабораторный опыт №13 «Свойства оснований»

107

Амфотерные органические и неорганические соединения. Классификация

108

Амфотерные органические и неорганические соединения. Свойства. Лабораторный опыт №14 «Получение и свойства гидроксида алюминия»

109

Генетическая связь неорганических веществ.

110

Генетическая связь органических веществ

111

Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»

112

Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по органической химии»

113

Практическая работа № 7 «Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ»

114

Практическая работа № 8 «Получение хлороводорода и соляной кислоты, их свойства»

115

Практическая работа № 9 «Получение аммиака, его свойства»

116

Контрольная работа № 8 по теме «Основные классы органических и неорганических соединений»

117

Водород – химический элемент и простое вещество

118

Щелочные металлы и их соединения

119

Щелочноземельные металлы и их соединения

120

Бериллий, магний и их соединения

121

Алюминий и его соединения. Лабораторный опыт № 15 «Получение гидроксида алюминия и изучение его свойств»

122

Галогены

123

Соединения галогенов

124

Халькогены. Лабораторный опыт № 16 «Ознакомление с коллекцией руд»

125

Медь и её свойства

126

Медь и её соединения

127

Хром и его свойства

128

Хром и его соединения

129

Марганец и его свойства

130

Марганец и его соединения

131

Обобщение темы «Химия элементов»

132

Решение расчётных задач по теме «Вещества и их свойства»

Химия в жизни общества

4

133

Химия и производство

134

Химия и сельское хозяйство

135

Химия и экология

136

Химия и повседневная жизнь человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...