Факультативный курс для 6 класса. Химический эксперимент
рабочая программа по химии (6 класс)

Кисакова Ольга Александровна

Факультативный курс

«Химический эксперимент»

Программа факультативного курса для 6 класса

Всего – 35 часов (1 час в неделю).

Пояснительная записка.

В настоящее время человечество живет в условиях созданной им техносферы. Потребности человека в необходимых веществах и материалах, обеспечивающих комфортность его жизни, удовлетворяет постоянно развивающаяся технология. Вместе с тем НТР, увеличивающиеся материальные потребности, развитие науки, технологий и производств имеют и обратную сторону, характеризующуюся ухудшением экологии окружающей среды, обеднением энергетических и природных ресурсов.

 В системе общего образования на данном этапе его развития по-прежнему лидирующей остается предметная система обучения, но с усилением в ней интегрированных учебных предметов, курсов, тем, обеспечивающих формирование научного мировоззрения, общей культуры и всестороннего развития обучаемых.

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место. Велика роль химии в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решении многих из них используют химические методы и средства. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации поведения в окружающей среде.

Курс «Химический эксперимент» призван углубить знания учащихся по химии. Увеличение экспериментальной части приводит к более заинтересованному подходу учащихся к предмету химии. Практическая форма помогает реализовать теорию научного познания: от простого созерцания, к абстрактному мышлению и практике.

Эксперимент является основой химического образования, поскольку химия - наука экспериментальная. Любой химический процесс, любое химическое явление легче воспринять только в результате проведения эксперимента. Именно эксперимент усиливает мотивацию изучения химической науки, позволяет дополнить и разнообразить теоретический курс, понять и усвоить химические превращения. Химический эксперимент является самостоятельным и необходимым элементом учебного процесса.

Основная цель: углубление знаний по предмету химия.

Основные задачи элективного курса:

  • Расширить  и углубить знания о веществах, их превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения;
  • Научить выявлять зависимость получения и применения веществ от внутренней структуры;
  • Раскрыть особенности протекания химических реакций;
  • Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и реактивами.
  • Элективный курс опирается на следующие предметы: биология, физика, для химии является базой.

Основные формы организации учебного процесса: эксперимент, беседа, групповая работа, дифференцированное обучение, практическая работа, творческая мастерская, информационно-коммуникативные технологии, демонстрация, лекция.

Основные формы текущего контроля: программированное тестирование,  анкетирование, практическая работа, творческий отчет.

Итоговый контроль: защиты итоговых проектов, перечень которых содержится в программе элективного курса,  защита творческих работ с использованием ИКТ: презентация, создание анимации химических превращений, кроссворд.

В рамках углубленного изучения химии обеспечивается более высокий уровень химической подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativnyy_kurs_dlya_6_klassa._himicheskiy_eksperiment.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№5

Согласовано                                                             «Утверждаю»

решением экспертного совета

протокол №1                                                           Директор МОУ СОШ № 5        

зам. директора по УВР                                           Гербыш Е.Б._________

Коротаева  Л.А.________                                       «      »                         201   г.

«     »                            201     г.                                      

ФАКУЛЬТАТИВ

«Химический эксперимент»

Программа факультативного курса для 6 класса.

Всего – 35 часов (1 час в неделю).

АВТОР:  Кисакова Ольга Александровна

Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №_  _

от «___»                            201  г.                                                                                    

Факультативный курс

«Химический эксперимент»

Программа факультативного курса для 6 класса 

Всего – 35 часов (1 час в неделю).

Пояснительная записка.

В настоящее время человечество живет в условиях созданной им техносферы. Потребности человека в необходимых веществах и материалах, обеспечивающих комфортность его жизни, удовлетворяет постоянно развивающаяся технология. Вместе с тем НТР, увеличивающиеся материальные потребности, развитие науки, технологий и производств имеют и обратную сторону, характеризующуюся ухудшением экологии окружающей среды, обеднением энергетических и природных ресурсов.

 В системе общего образования на данном этапе его развития по-прежнему лидирующей остается предметная система обучения, но с усилением в ней интегрированных учебных предметов, курсов, тем, обеспечивающих формирование научного мировоззрения, общей культуры и всестороннего развития обучаемых.

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место. Велика роль химии в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решении многих из них используют химические методы и средства. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации поведения в окружающей среде.

Курс «Химический эксперимент» призван углубить знания учащихся по химии. Увеличение экспериментальной части приводит к более заинтересованному подходу учащихся к предмету химии. Практическая форма помогает реализовать теорию научного познания: от простого созерцания, к абстрактному мышлению и практике. 

Эксперимент является основой химического образования, поскольку химия - наука экспериментальная. Любой химический процесс, любое химическое явление легче воспринять только в результате проведения эксперимента. Именно эксперимент усиливает мотивацию изучения химической науки, позволяет дополнить и разнообразить теоретический курс, понять и усвоить химические превращения. Химический эксперимент является самостоятельным и необходимым элементом учебного процесса.

Основная цель: углубление знаний по предмету химия.

Основные задачи элективного курса:

  • Расширить  и углубить знания о веществах, их превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения;
  • Научить выявлять зависимость получения и применения веществ от внутренней структуры;
  • Раскрыть особенности протекания химических реакций;
  • Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и реактивами.
  • Элективный курс опирается на следующие предметы: биология, физика, для химии является базой.

Основные формы организации учебного процесса: эксперимент, беседа, групповая работа, дифференцированное обучение, практическая работа, творческая мастерская, информационно-коммуникативные технологии, демонстрация, лекция.

Основные формы текущего контроля: программированное тестирование,  анкетирование, практическая работа, творческий отчет.

Итоговый контроль: защиты итоговых проектов, перечень которых содержится в программе элективного курса,  защита творческих работ с использованием ИКТ: презентация, создание анимации химических превращений, кроссворд.

В рамках углубленного изучения химии обеспечивается более высокий уровень химической подготов

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • Способы разделения смесей;
  • Методы очистки веществ;
  • Различать основные классы неорганических веществ;
  • Осуществлять генетическую связь между основными классами неорганических веществ;
  • Физические и химические свойства веществ;
  • Определять характер химических свойств разных классов веществ;
  • Знать практическое применение изучаемых веществ.

Должны уметь:

  • учащиеся должны самостоятельно уметь выполнять практические опыты;
  • объяснять химические процессы, проходящие в результате опытов;
  • вести записи в лабораторном журнале, анализировать результаты, делать выводы;
  • оформлять отчеты о проделанной работе с соответствующей наглядностью: уравнениями, рисунками, выводами, проводить химический эксперимент, необходимый для решения поставленных задач (научный поиск);
  • работать с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, соблюдая правила техники безопасности;
  • характеризовать свойства вещества на основе теоретических представлений;
  • прогнозировать зависимость получения и применения веществ от внутренней структуры;
  • использовать полученные теоретически сведения при изучении химических реакций:
  • устанавливать взаимосвязь между явлениями физическими и химическими, необходимыми для целостного представления о мире;
  • видеть возможность применения наблюдаемых явлений в практической деятельности.

Контроль уровня обученности:

      Основные формы текущего контроля: программированное тестирование,  анкетирование, практическая работа, творческий отчет.

Итоговый контроль: защиты итоговых проектов, перечень которых содержится в программе элективного курса, защита творческих работ с использованием ИКТ: презентация, создание анимации химических превращений, кроссворд.

Факультативный курс «Химический эксперимент»

Всего – 35 часов (1 час в неделю), теория – 14 часов, практика – 20 часов.

Разделы:

  1. История химии.
  2. История открытия и названия химических элементов.
  3. Углубленное изучение курса химии.
  4. Экспериментальная работа.

Факультативный курс «Химический эксперимент»

Содержание

Тема 1  История химии (2 часа).

Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности. Возникновение химии.

Химия в Древнем Египте и станах Востока.

Средневековый период алхимии. Поиски философского камня и «эликсира» жизни. Мистификация и научные открытия. Символика алхимиков.

Важнейшие химические открытия. Место химии среди других наук.

Тема 2 Основные понятия химии (6 часов)

Простые и сложные вещества. Физические и химические свойства веществ.

Практическая работа 1. «Изучение физических свойств некоторых  веществ»(2часа)

 (поваренная соль и алюминий; вода и железо; медь и сера; уксус и

 растительное масло).

Практическая работа 2 (1час).

 а/. Возгонка йода и бензойной кислоты.

 б/. Размягчение стекла при комнатной температуре /сгибание стеклянных трубок/

Тема 3  Физические и химические явления (3 часа)

Практическая работа 3. «Знакомство с физическими и химическими явлениями» (1 час).

Определить в каком случае физическое, а каком химическое явление: плавление парафина, прокаливание медного предмета, растворение поваренной соли в воде, взаимодействие соляной кислоты с мелом.

Практическая работа 4. «Изучение признаков химических реакций» (2 часа). 

Проделать следующие реакции и определить признак реакции:

а/. Взаимодействие соды с соляной кислотой.

б/. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой.

в/. Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария.

г/. Горение магния.

д/. Взаимодействие хлорида железа /III/ с NH4CNS.

е/. Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия.

Тема 4 Чистые вещества и смеси. Методы очистки веществ. Разделение смесей(2 ч.)

 Практическая работа 5. «Разделение смесей».

Разделить следующие смеси:

а/. Мел и вода.

б/. Масло и вода.

в/. Сульфат меди и сера.

г/. Порошки алюминия и железа.

д/. Песок и древесные опилки.

е/. Сахар, железные опилки и песок.

ж/. Соль, алюминий, железо, мел.

Практическая работа 6. Изучить на практике «Основные типы химических реакций»:

а/. Соединения – горение фосфора.

б/. Замещение хлорида меди с железом /гвоздь/.

в/. Разложение малахита.

г/. Обмена между нитратом серебра и гидроксида натрия.

Тема 5 История открытия и происхождения химических элементов (3 часа).

Происхождение слова «Элемент». Как «элемент» стал «химическим элементом». Элементы древности. Элементы, открытые в средние века. Элементы воздуха и воды.

Элементы, обнаруженные химико-аналитическим методом. Элементы, открытые электрохимическим способом. Элементы, открытее спектроскопическим методом. Редкоземельные элементы. Инертные газы. Предсказанные элементы. Радиоактивные и синтезированные элементы.

Огонь – явление химическое. История овладения огнем.

 Практическая работа 7.  «Огонь – явление химическое».

а/. Самовоспламенение лучинки.

б/. Зажигание костра без спичек.

в/. Горение угля и серы в распламененной селитре.

г/. Звездный дождь.

д/. Вулкан.

е/. Сахар «горит огнем».

ж/. Огонь – художник.

з/. Огонь с неба.

Тема 6  Состав воздуха (3 часа).

Состав воздуха. Жидкий воздух. «Огненный воздух» – кислород, его открытие и свойства.

 Практическая работа 8. «Получение кислорода и горение в нем веществ» (использовать марганцовку, перекись водорода).

«Горючий воздух» - водород, его получение и свойства.

Практическая работа 9. «Получение водорода различными способами и с помощью кислот».

«Безжизненный воздух» - азот. Углекислый газ. Инертные газы.

Практическая работа 10. «Получение углекислого газа и его свойства».

Тема 7  Основные классы неорганических веществ, их взаимосвязь

(12 часов).

Оксиды, основания, кислоты, соли. Их состав и свойства.

Практическая работа 11. «Химические свойства оксидов».

Практическая работа 12.  «Изучение свойств растворимых и нерастворимых оснований»: гидроксидов натрия, меди и железа /III/. Получение нерастворимых оснований.

Практическая работа 13. Знакомство с различными кислотами: соляная, серная, азотная, фосфорная, угольная, кремниевая. Химические свойства кислот. Получение кремниевой кислоты.

Практическая работа 14. Знакомство с различными солями. Их физические и химические свойства. Окраска пламени различными солями.

Практическая работа 15. Получение нерастворимых солей реакцией обмена:

 а/. Получить сульфат бария и выделить из раствора.

 б/. Получить карбонат кальция и выделить из смеси.

Практическая работа 16. Получить растворимые соли: сульфат меди, сульфат магния, нитрат кальция.

Практическая работа 17. Приготовление растворов солей определенной концентрации:

а/. Приготовить 25г 4%-го раствора хлорида калия

б/. Приготовить 20мл 0,5М раствора хлорида натрия

Практическая работа 18. Выращивание кристаллов солей.

   Тема 8 Решение экспериментальных задач.

Практическая работа 19.

        а/. Исходя из меди, получить хлорид меди.

        б/. Как на практике осуществить очистку железа /гвоздь/ от ржавчины?

Практическая работа 20.

        а/. Определить, в каких пробирках находятся растворы: NaCl, HCl, NaOH.

        б/. Исходя из хлорида железа /III/, получить оксид железа /III/.

 Решение экспериментальных задач (3ч).

Зачет /тестирование/ (1ч).

Итоговое занятие (2 ч).

Календарно-тематическое планирование на 2014/2015 учебный год (6 класс).

Наименование тем курса

Кол-во часов

Виды деятельности

Тема 1. История химии (2 часа).

1-

Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности. Возникнове-ние химии.Химия в Древнем Египте и станах Востока.

2

Лекция. Выбор тем исследовательских проектов. Анкетирование.

2

Средневековый период алхимии. Поиски философского камня и «эликсира» жизни. Мистификация и научные открытия. Символика алхимиков.

Тема 2 Основные понятия химии (6 часов)

3-4

Простые и сложные вещества. Физические и химические свойства веществ.

6

Беседа. Презентация обучающая. Эксперимент. Практическая работа, отчет

5-6

Практическая работа 1. «Изучение физических свойств некоторых веществ» (поваренная соль и алюминий; вода и железо; медь и сера; уксус и растительное масло).

7-8

Практическая работа 2. «Знакомство с физическими и химическими явлениями». 

Определить в каком случае физическое, а каком химическое явление: плавление парафина, прокаливание медного предмета, растворение поваренной соли в воде, взаимодействие соляной кислоты с мелом.

Тема 3  Физические и химические явления (3 часа)

9-10

Практическая работа 3.

«Изучение признаков химических реакций».

Проделать следующие реакции и определить признак реакции:

а/ Взаимодействие соды с соляной кислотой.

б/ Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой.

в/ Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария.

г/ Горение магния.

д/ Взаимодействие хлорида железа /III/ с NH4CNS.

е/ Взаимодействие хлорида

аммония с гидроксидом натрия.

3

11

Практическая работа 4

а/ Возгонка йода и бензойной кислоты.

б/ Размягчение стекла при комнатной температуре /сгибание стеклянных трубок

Тема 4 Чистые вещества и смеси. Методы очистки веществ. Разделение смесей(2 ч.)

12

Практическая работа 5. «Разделение смесей».

Разделить следующие смеси:

а/Мел и вода.

б/ Масло и вода.

в/ Сульфат меди и сера.

г/ Порошки алюминия и железа.

д/ Песок и древесные опилки.

е/ Сахар, железные опилки и песок.

ж/ Соль, алюминий, железо, мел.

2

Беседа. Информационная презентация. Демонстрация. Практику. Программированное тестирование. Практикум.

13

Практическая работа 6.

 Изучить на практике «Основные типы химических реакций»:

а/ Соединения – горение фосфора.

б/ Замещение хлорида меди с железом /гвоздь/.

в/ Разложение малахита.

г/ Обмена между нитратом серебра и гидроксида натрия.

Тема 5 История открытия и происхождения химических элементов (3 часа).

14

Происхождение слова «Элемент». Как «элемент» стал «химическим элементом». Элементы древности. Элементы, открытые в средние века. Элементы воздуха и воды.

3

Творческие работы: рефераты, презентации.

практикум, отчет.

15

Элементы, обнаруженные химико-аналитическим методом. Огонь – явление химическое. История овладения огнем.

16

Практическая работа 7.  «Огонь – явление химическое».

а/ Самовоспламенение лучинки.

б/ Зажигание костра без спичек.

в/ Горение угля и серы в распламененной селитре.

г/  Звездный дождь.

д/ Вулкан.

е/ Сахар «горит огнем».

ж/ Огонь – художник.

з/ Огонь с неба.

Тема 6  Состав воздуха (3 часа).

17

Состав воздуха. Жидкий воздух. «Огненный воздух» – кислород, его открытие и свойства.

Практическая работа 8.  «Получение кислорода и горение в нем веществ». / использовать марганцовку, перекись водорода/.

«Горючий воздух» - водород, его получение и свойства.

3

Беседа, практическая работа, анкетирование, обучающая презентация «Состав воздуха»

18

Практическая работа 9. «Получение водорода различными способами и с помощью кислот».

«Безжизненный воздух» - азот. Углекислый газ. Инертные газы.

19

Практическая работа 10. «Получение углекислого газа и его свойства».

Тема 7  Основные классы неорганических веществ, их взаимосвязь (12 часов).

20

Оксиды, основания, кислоты, соли. Их состав и свойства.

12

Решение задач, практическая работа, отчет. Презентация «Основные классы неорганических соединений». Обучающий компьютерный тест.

21

Практическая работа 11. «Химические свойства оксидов».

22

Практическаяработа12.

«Изучение свойств растворимых и нерастворимых оснований»: гидроксидов натрия, меди и железа /III/. Получение нерастворимых оснований.

23

Практическая работа 13.

Знакомство с различными кислотами: соляная, серная, азотная, фосфорная, угольная, кремниевая. Химические свойства кислот. Получение кремниевой кислоты.

24

Практическая работа 14. Знакомство с различными солями. Их физические и химические свойства. Окраска пламени различными солями.

25-26

Практическая работа 15. 

Получение нерастворимых солей реакцией обмена:

а/. Получить сульфат бария и выделить из раствора.

б/. Получить карбонат кальция и выделить из смеси.

27

Практическая работа 16.

 Получить растворимые соли: сульфат меди, сульфат магния, нитрат кальция.

Практическая работа 17. Приготовление растворов солей определенной концентрации:

а/. Приготовить 25г 4%-го раствора хлорида калия

б/. Приготовить 20мл 0,5М раствора хлорида натрия

28-

29

Практическая работа 18. Выращивание кристаллов солей.

Решение экспериментальных задач.

30

Практическая работа 19.

а/ Исходя из меди, получить хлорид меди.

б/ Как на практике осуществить очистку железа /гвоздь/ от ржавчины?

31

Практическая работа 20.

а/ Определить, в каких пробирках находятся растворы: NaCl, HCl, NaOH.

б/ Исходя из хлорида железа /III/, получить оксид железа /III/.

Тема 8 Решение экспериментальных задач.(4 часа)

32

33

34

Решение экспериментальных задач

3

35

Итоговое занятие

1

Творческий отчет: защита проектов, рефератов, презентаций,  создание анимации химических превращений, кроссворд.

Тематика рефератов и творческих работ

  • Состав воздуха;
  • Хромотография;
  • Аллотропные модификации кислорода;
  • Кристаллогидраты.
  • Соли.
  • Элементы, обнаруженные химико-аналитическим методом.
  • Элементы, открытые электрохимическим способом.
  • Элементы, открытее спектроскопическим методом.
  • Редкоземельные элементы.
  • Инертные газы.
  • Предсказанные элементы.
  • Радиоактивные и синтезированные элементы.

Тематика исследовательских работ.

  • Биоиндикация газодымовых загрязнений по состоянию хвои сосны.
  • Влияние агротехнических факторов на урожайность моркови.
  • Оценка загрязнения почв методом фитоиндикации.
  • Сравнительный анализ содержания витамина С в плодах. 
  • Определение чистоты атмосферного воздуха методом лихеноиндикации
  • «Мониторинг водных бассейнов п. Горноправдинск с помощью химического анализа»
  • «Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха методами биотестирования тканей листа»;
  • «Зонирование почв на содержание тяжелых металлов по степени удаленности от промышленной зоны»
  • Изучение корродийной устойчивости металлов в разных реакционных средах

Создание медиаресурсы по изучаемым темам.

  • Список литературы
  • Учебно-методическая литература

1

Химия. Методическое пособие 9 класс.

Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей, Г.Г. Лысова. М.

М. Дрофа» 2000

2

Методика обучения химии

О.С. Зайцев.

М. Владос 1999.

3

Настольная книга учителя 9 класс

О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов

М.2001 «Блик и К»

4

Экзамен в новой форме 9 класс

Институт педагогических измерений

М. АСТ Астрель

5

Химия поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна 8 класс

В.Г. Денисова

Волгоград

6

Проектная деятельность химия 8 класс

Н.В. Ширшина

Волгоград

7

Сборник норативных документов химия

Министерство образования

М.

Дрофа 2007

8

Проектная деятельность учащихся. Химия 8-9 классы

Волгоград

Издательство «Учитель»

Составитель Н.В. Ширшина

2008

9

ИКТ на уроках химии.

Волгоград

Издательство «Учитель»

Составитель О.С. Еремин

2008

10

Проекты как способ организации детской жизни

Л Антипова, Н. Корнева ГУИПП «Полиграфист»

Ханты-Мансийск

2002

11

Уроки для будущего

О.Б.Приходько«Вектор Бук» Тюмень

2001

Учебная литература

1

Химия.

В.А. Молочко, С.В. Крынкина.

Москва 1989.

2

Химия 9 класс.

Л.С. Гузей, Р.П. Суравегина.

М.Дрофа. 2002

3

Химия 8 класс.

Л.С. Гузей, Р.П. Суравегина.

М.Дрофа. 2002

Справочная литература

1

Химия. Готовимся к

ЕГЭ по химии.

Н.Е Кузьменко, Е.А. Еремина

Москва 2003.

2

БОЛЬШАЯ

СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ГЛАВНЫЫЙ РЕДАКТОР Б.А. ВВЕДЕНСКИЙ

М.«ГОССУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

Дополнительная литература

1

Химия.  Удивительный

мир кислот и солей. 9 класс

Составитель

Л. И. Назарова.

«Корифей»издательско-торговый дом

Волгоград ,2007.

2

Занимательная химия. Тематические кроссворды.

Составитель О.В. Галичкина.

Издательство «Учитель»

Волгоград, 2007.

3

Готовимся к экзамену

по  химии.

М.И Бровко, П.М. Волович.

М.Айрис, 2002

4

Занимательная химия

Л.Ю. Аликберова

М. «АСТ-ПРЕСС» ,1999

5

Пособие по общей химии

Р.Г. Киселев, В.В. Векшин

«Удмурский универси-тет» Ижевск,2000

6

Пособие по химии

Г.П. Хомченко

М. «Новая волна Оникс»

Средства обучения

ТСО: мультимедиа проектор, мультимедийный экран, компьютер.

Оборудование для проведения практикума: ступка, пестик, штатив, кольцо, зажим, делительная воронка, пробирки, держатель, спиртовка, газоотводные трубки, фильтровальная бумага, магниты,  асбестовая решетка, плитка, набор химических реактивов, мини лаборатория «Пчелка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История на уроках физики «Наша древняя столица – г. Москва» Факультативный курс 7 класс

Программа рассчитана на учащихся, получивших определенные знания по предмету «Природоведение» и осваивающих учебный материал по курсу физика 7 класс.Факультативные занятия  предназначены дл...

История на уроках физики «Наша древняя столица – г. Москва» Факультативный курс 7 класс

     Программа составлена с учетом  Федерального компонента государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 класс...

Факультативный курс 8 класс

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по данным анализа результатов проведения ЕГЭ и ГИА: решаемость задания, содержащего текстовую задач...

программа группового занятия по химии для учащихся 8 класса "Химический эксперимент"

Групповое занятие  предусматривает углубленное изучение отдельных направлений  и разделов химической науки. Цель группового занятия: изучение  основных методов химического анализа ...

Факультативный курс по химии "Химические понятия" для учащихся 11 классов.

Курс предназначен для подготовки учащихся к сдачи ЕГЭ. Тематический план включает задачи основного курса химии и кодификатор 2013г....