Непредельные углеводороды. Ацетилен и его гомологи
методическая разработка по химии (10 класс)

 Вера Александровна Иванова

Расширение знаний о непредельных углеводородах ряда ацетилена. Формирование понятия тройной связи, влияния строения на химические свойства органических веществ.

Развитие логического мышления умения сравнивать, анализировать, обобщать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atsetilen_i_ego_gomologi1.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет Химия

Класс 10

ТЕМА: Непредельные углеводороды. Ацетилен и его гомологи

ЦЕЛИ

Обучающие:

-  познакомить учащихся с новым классом органических соединений ненасыщенных углеводородов- алкинов, установить зависимость физических и химических свойств от их строения, усвоить знания о их получении, свойствах

Развивающие:

- развить мотивацию к получению знаний, используя   мультимедийные материалы

- развивать познавательную деятельность, умения анализировать, обобщать, логически излагать мысли

Воспитательные:

- формирование навыка аргументации, развитие монологической речи

Задачи урока

Обучающие: изучение ненасыщенных углеводородов, содержащих тройную связь, знать общую формулу алкинов, получения, физические  химические свойства ацетилена, качественные реакции на кратную связь

Развивающие: формирование умения анализировать, умения наблюдать, формулировать основную мысль, аргументировать

Воспитательные: формирование самостоятельности, развитие навыков самооценки своей деятельности

Технология обучения:

 информационно - коммуникативная с использованием ЭОР

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, в парах

Средства обучения:

- презентация к уроку,

- учебник Габриелян, О.С.  Химия. 10 класс. Базовый уровень

- мультимедиа для презентации слайдов

- гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Планируемые результаты урока.

Предметные

-  Изучить строение, иметь преставление о тройной связи.

 - Знать номенклатуру, общую формулу алкинов, физические, химические свойства ацетилена

- Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующие свойства алкинов

             

Метапредметные:

-  Давать определения понятиям, осуществлять сравнение, классификацию, аргументировать ответ,

 - Анализировать, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

Личностные: 

- понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний для решения практических задач

- овладение навыками в планировании своей деятельности, постановки цели, развитие навыков самооценки

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный

момент

Приветствие учащихся

Контроль готовности учащихся к уроку

Готовность к уроку

Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую преподавателем.

Коммуникативные: умение слушать учителя.

2.Целеполагание.

Мотивация

Учитель задает вопросы

  1. Какие органические соединения относят к углеводородам?
  2. Классификация углеводородов?


Учитель. Урок посвящен продолжению изучения непредельных органических соединений ряда ацетилена.

Учащиеся слушают, обсуждают, выдвигают мнение

Отвечают на вопросы,

формулируют тему урока

Познавательные Понимать смысл информации, анализировать, сравнивать факты

Регулятивные

Умение определять цель работы, составлять план

3.Актуализация знаний

 Учитель задает вопросы

Какой класс непредельных углеводородов мы уже изучили?

Историческая справка  

Ацетилен впервые получил в 1836 году Э. Деви, а дал название ацетилену французский химик П.Э. Бертло

Слушают, отвечают на вопросы.

Обобщают знания, полученные на предыдущих уроков

Регулятивные

Умение планировать, выполнять поставленные задачи

Коммуникативные

Понимать, воспринимать информацию, уметь слушать

4. Изучение нового учебного материала

Учитель 

Составьте структурную формулу для углеводорода   с молекулярной формулой С2Н2 

                                                   

Учитель:

Номенклатура: названия алкинов образуются от названия соответствующих предельных углеводородов с заменой окончания «ан» на «ин»

Выполните задание

Составьте гомологический ряд алкинов

(4 представителя) и назовите их

  

Получение ацетилена (слайд  8)

Карбидным способом  

http://sc.uriit.ru/dlrstore/caa549fd-1ce7-bbc9-672c-6802f3a2da5a/index.htm

Учитель

Изучение химические свойств ацетилена

Формирует знания учащихся о химических свойствах алкинов на примере ацетилена

Вопросы

  1. Какие  вы думаете реакции характерны для алкинов?

Предлагает просмотреть видео фрагмент горение ацетилена

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abc94f8b-38a4-404b-5fc0-b4163b5bedfe/index.htm

(слайд9)

Просмотреть видео фрагмент взаимодействие ацетилена с бромной водой

  http://sc.uriit.ru/dlrstore/74d656c4-ce58-a147-14bf-54b4108282d9/index.htm

Предлагает просмотреть видео фрагмент взаимодействия ацетилена с раствором перманганата калия

http://sc.uriit.ru/dlrstore/74d656c4-ce58-a147-14bf-54b4108282d9/index.htm 

Учитель обращает внимание, что реакции с раствором бромной воды и раствором перманганата калия являются качественными реакциями на кратную связь

Реакция гидратации ацетилен. (слайд 10)

Реакция присоединения воды (реакция Кучерова), учитель объясняет механизм реакции

Реакция гидрирования  

Учитель

Реакция тримеризации ацетилена (слайд11) открыта Н.Д. Зелинским в 1927 году.

В результате реакции образуется ароматический углеводород бензол – важный продукт в химической промышленности.

Обратите внимание на условия, при которых идет реакция

Учитель координирует деятельность учащихся

дддд

Работа в парах

Учащиеся составляют структурную формулу, и определяют, что между атомами углерода содержится тройная связь.

Учащиеся записывают теоретический материал в тетради: определение, строение

Самостоятельно выполняют задание в тетради. Составляют ряд алкинов и  указывают названия гомологов ацетилена.

Приложение 1

Просмотр видео фрагмента получение ацетилена

 

Записывают уравнения химических реакций получения ацетилена

Для непредельных соединений характерны реакции присоединения.

Учащиеся называют типы реакций: гидрирование, гидратация, галогенирование, полимеризации

Просматривают видео фрагмент горение ацетилена, наблюдают за характером горения на воздухе, записывают уравнение реакции

Наблюдают условия реакции, изменение цвета, записывают уравнения реакции, называют полученный продукт

Просматривают видео фрагмент, наблюдают изменения в результате реакции, делают выводы

Учащиеся записывают химическое уравнение

Записывают уравнения, отмечают, что присоединение водорода по тройной связи происходит ступенчато. Называют продукты реакции.

Записывают в тетрадь условия: реакция, уравнения.

Делают вывод о химических свойствах ацетилена

Регулятивные

Умение определять цели, ставить задачи на данном этапе

Познавательные

Совершенствование навыков с информационными материалами

Коммуникативные:

Умение полно и ясно выражать свои мысли

Регулятивные

Умение определять цели ставить задачи, составлять план

Личностные

Понять необходимость воспроизведения в памяти системы опорных знаний для осознанного восприятия приобретаемых на уроке знаний и умений

Познавательные

Совершенствование навыков работы с различными источниками информации

Коммуникативные

Умение ясно и полно выражать свои мысли в устной и письменной речи

Регулятивные

Прогнозирование и планирование своей деятельности

5.Закрепление учебного материала

Учитель

Вопрос.

В чем отличие непредельных углеводородов ряда этилена и ряда ацетилена?

Организует деятельность учащихся по выполнению задания Приложение 2

Объясняют, строят логические рассуждения, обобщают, делают выводы

Выполняют самостоятельно задание: решают задачу

Познавательные

Закрепить умения выполнять работу данного вида, решать расчетные задачи

Личностные

Понимать значимость приобретаемых знаний и умений

6.Домашнее задание

Учитель подводит итог урока, выставляет отметки по результатам работы.

Организует объяснение выполнения домашнего задания

Слушают, записывают домашнее задание:

1.Составить уравнения химических реакций для пропина: реакции присоединение, окисление

2. Составить схему применения ацетилена

Регулятивные

Адекватно воспринимать оценку деятельности учителем

7.Рефлексия

Предлагает ответить на вопросы.

Что заинтересовало на уроке?    

Какие были трудности?  

Отвечают на вопросы.                     Участвуют в обсуждении. Самооценка результатов своей деятельности

Познавательные

Осознанно обобщают, анализируют, подводят итоги

Коммуникативные

Умение полно, точно выражать мысли в устной форме

 

            Приложение 1 Перечень, используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Строение ацетилена и его гомологов

Информационный

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4842a792-b504-427a-53c5-c94cd3e47e34/45283/?interface=pupil&class=53&subject=31

2

Получение ацетилена: карбидный способ

Информационный

 http://sc.uriit.ru/dlrstore/caa549fd-1ce7-bbc9-672c-6802f3a2da5a/index.htm

3

 Горение ацетилена

Информационный

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abc94f8b-38a4-404b-5fc0-b4163b5bedfe/index.htm

4

Химические свойства ацетилена:

взаимодействие с бромной водой

Информационный

  http://sc.uriit.ru/dlrstore/74d656c4-ce58-a147-14bf-54b4108282d9/index.htm 

5

Химические свойства ацетилена:

взаимодействие с перманганатом калия

Информационный

  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ab30a8b-f667-6f71-b732-cfae0c4ab042/index.htm

        Приложение 2      

         Решите задачу    Вычислите какой объем воздуха потребуется для сжигания 150 л этина (н.у.)?

                                         Объемная доля кислорода в воздухе составляет 21%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "УГЛЕВОДОРОДЫ. Классификация органических веществ. Гомологи. Изомеры и номенклатура. Строение.

Тест для учащихся как 10, так и для 11 класса . Подготовка к ЕГЭ.  РЕЖИМ ОБУЧАЮЩИЙ....

Конспект обобщающего урока по теме: « Предельные и непредельные углеводороды» 9 класс. ( Программа О.С. Габриелян. Базовый уровень)

Конспект обобщающего урока по теме:« Предельные и непредельные углеводороды»9 класс.( Программа О.С. Габриеляна. Базовый уровень)...

Тест "Предельные и непредельные углеводороды"

Разноуровневый тест по теме "Предельные и непредельные углеводороды"...

Презентация Ацетилен и его гомологи.

Презентация  по  химии  составлена для учащихся 10 класса  с использованием технологии критического мышления. Ею может пользоваться  учитель химии,работающий по любому УМ...

Непредельные углеводороды.Этилен и его гомологи.

Разработка урока для 10 класса по химии...

Урок «НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ГОМОЛОГИЯ И ИЗОМЕРИЯ» Химия. 10 класс.

Урок «НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ГОМОЛОГИЯ И ИЗОМЕРИЯ» Химия. 10 класс....