Метапредметный подход в изучении химии.
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Бородина Наталья Евгеньевна

Данная статья помогает учителю понять как использовать знания учащихся по различным дисциплинам на своем уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnyy_podhod_v_izuchenii_himii.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметный подход в изучении химии.


Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения.
Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин. Но и преподаватели, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики, очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов.

В природе химические, физические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются. Для решения этой проблемы в школе должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей.

Так одной из задач метапредметного подхода заключается в том, чтобы помочь понять кто я в этом мире и развитие системы природа-человек-общество.

Роль химии в жизни человека огромна. Химическая промышленность развивается в настоящее время гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени определяет научно - технический прогресс.

Ведь химия может стать опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной. Писатель-фантаст и ученый биохимик Айзек Азимов писал в одной из своих повестей: «Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки». Использование людьми достижений современной техники и химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Поэтому современному человеку важно знать и правильно использовать достижения современной химии.

Формирование метапредметных результатов через выполнение различных заданий возможно на различных уроках, в том числе и на уроках химии:

Задание 1. «Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

- Фосфор, - сказал я».

Возможны ли явления, описанные в повести А. Конан Дойла?

Можно использовать и другие тексты на этапе мотивации. 

Задание 2. Объясните, почему кальцинированную соду можно использовать для мытья и чистки посуды. 

Задание 3. Используя материал учебника, составь схему, иллюстрирующую круговорот углерода (азота, кислорода и т.д.) в природе. 

Задание 4. Иван Петрович имеет машину. При работе двигателя содержание угарного газа и диоксида углерода в выхлопных газах превысило установленную норму в три раза. Иван Петрович решил:

а) не буду ездить на машине, пока не отрегулирую карбюратор;

б) буду ездить на машине только иногда, если уж очень нужно;

в) всего-то в три раза больше нормы! Буду ездить на машине до следующего техосмотра или до первого штрафа.

Какое решение должен принять Иван Петрович? Почему? 

Задание 5. Угарный газ не задерживается обычными противогазами, поэтому для защиты от него используют дополнительный гопколитовый патрон, в котором СО окисляется диоксидом марганца. Определите срок годности гопколитового патрона, содержащего 261г MnO2, если установлено, что при работе с ним на некотором химическом предприятии в атмосфере, содержащей примеси СО, масса патрона через каждые сутки увеличивалась в среднем на 4,2г. Какую опасность для здоровья представляет оксид углерода (II)? 

Задание 6. Добыча полезных ископаемых. Крупнейшие месторождения

Объяснить явление образования сталактитов и сталагмитов.

Выполняя данные задания, учащиеся приобретают естественнонаучную грамотность (умений описывать, объяснять, прогнозировать явления окружающей действительности с естественнонаучных позиций, действовать в соответствии с ними), формируются ключевые компетенции.

Рассматривая внеурочную деятельность, метапредметный подход не теряет актуальности.

Курс позволяет дополнить основной курс химии, расширить кругозор знаний об окружающем мире, развивать учебную мотивацию на выбор профессии.

В результате посещения элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека» учащиеся повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки. Химические знания, сформированные на занятиях, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход к изучению информатики

Работа описывает  Метапредметный подход к изучению информатики...

Использование метапредметного подхода при изучении ряда тем курса «Информатика и ИКТ»

В представленном материале даны фрагменты трех метапредметных уроков кутса информатики : "Символы и знаки", "Схемы", "Задача"....

Метапредметный подход при изучении информатики в условиях внедрения ФГОС

Статья "Метапредметный подход при изучении информатики в условиях внедрения ФГОС"...

Метапредметный подход в обучении химии

Сегодня к образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике по...

Метапредметный подход в обучении химии

Задача учителя научить обучающихся мыслить творчески, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться....

Метапредметный подход в изучении географии.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и корр...

«Метапредметный подход при изучении физики»

Материал  для учителя - предметника во внеурочной деятельности...