Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс)

Бородина Наталья Евгеньевна

Рабочая программа  по химии для 8 класса по ФГОС составлена в помощь учителям- предметникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_rabochaya_programma_po_himii_fgos.doc100.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 429

Петродворцового района Санкт-Петербурга

имени Героя Российской Федерации М.Ю. Малофеева

«Разработано и принято»

 на заседании

Педагогического совета

Протокол №___

от «_____»___________ 2020г.

       

«Утверждаю»

____________________________________

Директор

ГОУ школы № 429   им. М.Ю. Малофеева

Приказ № _____

от «_____» ___________ 2020г.

 

Рабочая программа

по

химии

 (наименование предмета)

Уровень обучения (класс): 8 класс

Количество часов:  68 часов за год;  2 часа в неделю

Учитель  Бородина Наталья Евгеньевна

                                                                                                       

г. Санкт-Петербург

2020 год


Пояснительная записка

 Рабочая программа по химии для основной школы,  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральным государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней учитываются основные идеи положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять.

Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, на базе программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна, А.В. Купцовой. Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы. М: Дрофа, 2018 г.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2018г.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы- 5 часов, практические работы 7 часов

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1. Увеличено число часов на изучение тем:

-  «Введение. Первоначальные химические понятия.» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практической работы №1.

-    Тема №3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №5.

-  Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 11 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №4.

- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 21 час вместо 18 часов за счет включения практических работ №7, 8, 9. Практическая работа №6 исключена, т.к. опыты из этой работы повторяются в практической работе №7.

Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2013г. издания)

2. Уменьшено число часов на изучение темы №1 «Атомы химических элементов» с 10 часов до 8 часов, т.к. понятие об изотопах рассматривается на уроке «Основные сведения о строении атомов».

3. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 3 часа в неделю.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

При составлении рабочей программы учителя могут вносить свои дополнения и изменения в предлагаемые материалы.

     Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.

 Цели изучения химии в 8 классе:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

  1. Сформировать знание основных понятий и законов химии
  2. Воспитывать общечеловеческую культуру
  3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы – химического элемента - и дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование), тестирование.

         В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.

   В соответствии с учебным планом на изучение химии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

  Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

            Результаты изучения курса «Химия. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 8 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:

      осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности; версии решения проблемы,

осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки сам выдвигать самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 Школьные:

обнаруживает и формулирует учебную проблему,

 под руководством учителя, ставит цель деятельности, на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения,

самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале,

 планирует ресурсы для достижения цели, называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе. при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

 осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Школьные: 

осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

 считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование.

Создает модели и схемы для решения задач.

Переводит сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот.

Устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Участвует в проектно- исследовательской деятельности. проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

дает определение понятиям. устанавливает причинно-следственные связи.

обобщает понятия

 осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

осуществляет сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций строит классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания), строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

 знает основы усваивающего чтения

 умеет структурировать тексты (выделяет главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий)

знает основы ознакомительного чтения; последовательность описываемых событий)

 ставит проблему, аргументирует её актуальность.

самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Школьные: 

соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии.

формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их. координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего.

устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

 осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия;

планировать общие способы работы;.

умеет работать в группе — устанавливает рабочие отношения,

эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации;

 интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Выпускник получит возможность научиться:

 - продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

 осознание роли веществ:

 - определять роль различных веществ в природе и технике;

 - объяснять роль веществ в их круговороте.

 рассмотрение химических процессов:

 - приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

использование химических знаний в быту:

 - объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

 объяснять мир с точки зрения химии:

 – перечислять отличительные свойства химических веществ;

 – различать основные химические процессы;

- определять основные классы неорганических веществ; - понимать смысл химических терминов.

 овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

 - характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

 - проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

 - различать опасные и безопасные вещества.

Формы контроля:

  1. Текущий контроль ( контрольные работы по темам «Атомы химических элементов», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами»)
  1. Итоговая контрольная работа
  1. Текущие самостоятельные работы по темам :«Введение. Первоначальные химические понятия»,  «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
  1. Самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока, тестового контроля

Контроль знаний, умений, навыков

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

Контрольных работ - 5: контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов »; контрольная работа №2 - «Соединения химических элементов », контрольная работа №3 - «Изменения, происходящие с веществами », контрольная работа №4 « Свойства растворов электролитов», контрольная работа № 5»Итоговая за курс химии 8 класс»

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока

Критерии оценки

Устный ответ

Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности.

Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ  неполный.

Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.

Расчетные задачи

Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.

Экспериментальные задачи

Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.

Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.

Практическая работа

Оценка «5» - работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы.

Оценка «4»- работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.

Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя.

Контрольная работа

Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.

Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Тестовая работа

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

для теста из 5 вопросов :

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка — оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25-З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19-24 правильных ответов — оценка «4»;

 • 13-18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

Учебно-методические средства обучения

Учителю:

  1. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа.
  2. Химия. 8 кл.; Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2018.
  3. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс., 2018.

   

  1. Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 - 9 кл. - М.: Дрофа,2018.
  2. Химия. Подготовка к ОГЭ – 2018.Тематические тесты. Базовый и повышенный уровень: учебно-методическое пособие / под ред.В.Н. Доронькина. – Ростов-на-Дону: Легион, 2018.
  3. Химия. ГИА – 2018.М., Просвещение, 2018.
  4. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2018 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Ученику:

  1.    Габриелян О.С, Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8». - М.: Дрофа, 2018
  2. Габриелян О.С,  Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». — М.: Дрофа, 2018
  3. О.С.Габриелян «Химия 8 класс» учебник .: рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2018г.

Интернет-ресурсы:

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет

Содержание тем учебного курса химии 8 класса

Введение. Первоначальные химические понятия. ( 5 часов)

Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах

Превращение веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия XYI века. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М.В.Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И.Менделеева

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярные массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле веществ.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы, подгруппы (главная и побочная ). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи.

  1. Нахождение относительной молекулярной массы веществ по его химической формуле

2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле

Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила работы в химической лаборатории».

ТЕМА 1

Атомы химических элементов (8 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидность атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д.И. Менделеева. Понятие о завершенном м незавершенном электронном слое (энергетическом уровне)

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов- неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов - неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов - металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическаяы система химических элементов Д.И. Менделеева

ТЕМА 2

Простые вещества ( 7 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ . относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества - милимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объем газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества». «молярная масса», «молярный объем», «постоянная Авогадро»

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы вещества по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

ТЕМА 3

Соединение химических элементов ( 15 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названия. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и т.д. Составление их формул. Представители оксидов : вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и название. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и название. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств вещества от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода ( IY). Взрыв смеси водорода с воздхом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2.Разделение смесей.

Практическая работа №2

«Очистка загрязненной поваренной соли».

Практическая работа №3

«Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».

ТЕМА 4

Изменения, происходящие с веществами (11 часов)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава веществ - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо - и эндотермических реакциях.

Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций ( по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакции разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена ( на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы, или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступивших в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы ( количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы ( количества вещества, объема) продукта реакции , если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина, б) возгонка иода или бензойной кислоты, в) растворение перманганата калия, г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом, в) получение гидроксида меди (II), г) растворение полученного гидроксида в кислотах д) взаимодействие оксида меди (II), с серной кислотой при нагревании, е) разложение перманганата калия, ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами, з) разложение пероксида водорода, и) электролиз воды.

Лабораторные опыты 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II), железом.

Практическая работа №4 «Признаки химических реакций»

ТЕМА 5

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (21 часов)

Растворение как физико - химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакций обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойств.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химического состава солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот, солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II), . Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот( соляной или серной). 9. Реакции, харктерные для растворов щелочей ( гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II), .11 Реакции, характерные для растворов солей ( хлорида меди (II), 12. Реакции, характерные для основных оксидов ( для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов ( углекислого газа)

Практическая работа №5

«Условия протекания химических реакций между растворами электролитов»

Практическая работа №6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Практическая работа №7 « Решение экспериментальных задач»

Итоговое занятие ( 1 час) Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.


Тематическое планирование по химии, 8 класс,

 (2 часа в неделю, всего 68 часов)

УМК О.С. Габриеляна.

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

 Из них

Дата

Практические работы

Контрольные работы

1.

Введение

5

№1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

2.

Тема 1.

Атомы химических элементов

8

К.р. №1

3.

Тема 2.

Простые вещества

7

4.

Тема 3.

Соединение химических элементов

15

№2. Способы разделения смесей.

№3 Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного  вещества.

К.р. №2

5.

Тема 4.

Изменения, происходящие с веществами.

11

№4. Признаки химических реакций.

К.р. №3

6.

Тема 5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

21

№5. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.

№6.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

№7. Решение экспериментальных задач.

К.р. №4

7

Итоговое занятие

1

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

К.р. №5

Поурочное планирование по химии, 8 класс

(2часа в неделю, всего 68 часов), УМК  О. С. Габриеляна

п/п

Тема урока

Тип/форма урока

Элементы содержания

 Виды и формы контроля

Планируемые результаты обучения

Дата

план

Дата

факт

Характеристика основных видов деятельности

(Предметный результат)

УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуника-тивные

Введение. Первоначальные химические понятия. ( 5 часов)

Личностные результаты освоения темы: Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, экологическое сознание, готовность и способность к равноправному сотрудничеству, к соблюдению норм и требований школьной жизни.

1.

Техника безопасности на уроках химии и правила поведения в кабинете.

 Вводный.

Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива.

 Приемы работы со спиртовкой.

Фронта-льный

Д. Приемы работы со спиртовкой

Уметь

-обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения знаний

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Структурируют знания.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменном виде.

02.09

2.

Практическая работа №1. Приемы

обращения с лабораторным оборудова-нием.

Практическая работа. Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива.

 Приемы работы со спиртовкой. Химическая посуда.

 Практи-ческая  работа

Уметь

-обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Целеполагание и планирование

Формирование познавательной цели

Формирование познавательной цели

05.09

3.

Предмет химии. Вещества  Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

Комбиниро-ванный.

Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ.

Химический элемент. Формы существования химического элемента. Химические явления их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История возникновения и развития химии. Закон сохранения массы веществ.

Текущий.

Д. Коллекции изделий   из алюминия и стекла.  

Д. 1. Взаимодействие  соляной кислоты с мрамором.

2. Помутнение «известковой воды».

Знать/понимать.

-химические понятия:

атом, химический элемент, вещество.

Уметь

-определять: - простые и сложные вещества.

Знать/понимать

-химические понятия: химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ).

Ставят учебные задачи на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё не известно

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы

09.09

4.

Периодиче-ская система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов

 Комбиниро-ванный

Обозначение химических элементов. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева: периоды и группы.

Фронта-льный

Уметь

-называть: химические элементы по их символу, периоды большие и малые, группы и подгруппы (главные и побочные).

Ставить учебные цели

Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формулирует собственное мнение и позицию

12.09

5

Химические формулы. Относитель-ная атомная и молекулярная масса

Комбиниро-ванный

Химическая формула, индекс, коэффициент, записи и чтение формул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Атомная единица массы.

Работа с демонстра-ционным матери-алом

Знать/понимать

-химические понятия:  относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула

Уметь

-определять:

качественный и количественный состав вещества по химической формуле

-вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к новым знаниями способам решения задач

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для партнера понятия

Формирование ответственного отношения к учению используя специально подобранные средства. Умение оценить степень успеха или неуспеха своей деятельности

16.09

Тема 1.    Атомы химических элементов (8 часов)

Личностные результаты освоения темы: Готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика; оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, в социальном признании; ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

1

(6)

Основные сведения о строении атомов. Состав атомов.

Урок изучения нового материала.

Планетарная модель строения атома.

Состав атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Химический элемент.

Текущий.

Д. Модели атомов хими-ческих элементов.  

Знать/понимать

-химическое понятие:

химический элемент

Уметь

-объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента

-характеризовать: состав атомов

Самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему.

Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы.

19.09

2-3

(7-8)

Периодиче-ская система химических элементов Д.И. Менделеева Строение электронных оболочек атомов.

Урок изучения нового материала.

Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный). Строение электронных оболочек атомов    первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Изменение свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.

Устный и фронта-льный опрос

Д. Периодическая система химии-ческих элементов Д. И. Менде-леева

Уметь

-составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе

-объяснять: физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева,

закономерности изменения свойств элементов в пределах

малых периодов и главных подгрупп.

Ставить учебные цели

Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формулирует собственное мнение и позицию

23.09

26.09

4

(9)

Ионы. Ионная химическая связь.

Комбиниро-ванный.

Ионы положительные и отрицательные. Образование ионов. Ионная химическая связь.

Текущий

Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия.

Знать/понимать

- химическое понятие: ион,

ионная химическая связь

Уметь

-определять ионную связь в химических соединениях.

Самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему.

Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы.

30.09

5

(10)

Ковалентная связь.

Комбиниро-ванный.

Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой.

Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь.  Электроотрица-тельность

Текущий

Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

Знать/понимать

-химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь

Уметь

-определять ковалентную связь в соединениях.

Ставить учебные цели

Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формулирует собственное мнение и позицию

03.10

6

(11)

Металли-ческая химическая связь.

Комбиниро-ванный.

Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны.

Текущий

Знать/понимать

-химическое понятие: металлическая связь

Уметь

-определять: тип химической связи в металлах.

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера

основных понятий

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

07.10

7

(12)

Обобщение и системати-зация знаний по темам 1 и 2.

Урок применения знаний и умений.

Решения упражнений

Подготовка к контрольной работе

Темати-ческий.

Применяют теоретический материал, изученный на предыдущих уроках на практике

Ставить учебные цели

Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формулирует собственное мнение и позицию

10.10

8

(13)

Контрольная работа №1 по темам 1 и 2.

Контроль знаний.

Тематический.

Уметь применять ЗУН, полученные при изучении темы «Атомы химических элементов».

Ставить учебные цели

Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формулирует собственное мнение и позицию

14.10

Тема 2. Простые вещества (7 часов)

Личностные результаты освоения темы: осознание своих трудностей и стремление к их преодолению; проявление способностей к самооценке своих действий, поступков, основ социально-критического мышления; готовность к равноправному сотрудничеству; уважение личности и ее достоинства; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома; формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

1

(14)

Простые вещества

-металлы.

Урок изучения нового материала.

Комбиниро-ванный.

Положение элементов металлов в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева

Строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов.

Текущий.

Д. Коллекция металлов.

Уметь:

-характеризовать:

связь между строением и свойствами металлов

-использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту

Самостоятельно адекватно оценивать правильность

выполнения действия и вносить необходимые коррективы в

исполнение как по ходу его реализации, так и в конце

действия.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Формулировать собственное мнение и позицию;

2.Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать

собственную позицию;

17.10

2

(15)

Простые вещества

-неметаллы.

Урок изучения нового материала.

Комбиниро-ванный.

Положение элементов неметаллов в периодической системе.

Строение атомов неметаллов Ковалентная неполярная связь.

Физические свойства неметаллов. Аллотропия.

Текущий.

Д. Коллекция неметаллов.

Уметь

-характеризовать:

положение неметаллов в периодической системе;

строение атомов неметаллов.

Формирование понятия о неметаллах, аллотропии их свойствах

Умение работать с учебником, дополнительной литературой и периодической системой

Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации, слушать его.

Аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве

21.10

3-4

(16-17)

Количество вещества

Комбиниро-ванный.

Урок изучения нового материала.

Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Молярная масса.

Работа с демонстрационным материа-лом. Текущий

Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.

Знать/понимать

-химические понятия: моль,

молярная масса

Уметь

- вычислять: молярную массу, количество вещества.

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера

основных понятий

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

24.10

28.10

5-6

(18-19)

Молярный объем газов.

Урок изучения нового материала.

Комбиниро-ванный.

Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем»,  «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем».

Текущий

Знать/понимать

- химическое  понятие: молярный объем

Уметь

- вычислять: по количеству  (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу).

Целеполагание и планирование

Формирование познавательной цели

Разрешение конфликта

Управление поведением партнера

31.10

11.11

7

(20)

Обобщение и системати-зация знаний по теме «Простые вещества».

Урок применения знаний и умений.

Решение задач и упражнений

Проверочная работа.

Темати-ческий

Уметь применять знания, умения, навыки при выполнении тренировочных упражнений и заданий.

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

14.11

Тема 3. Соединения химических элементов (15 часов)

Личностные результаты освоения темы: принятие и освоение социальной роли обучающегося; выработка в противоречивы ситуациях правил поведения, способствующих ненасильственному и равноправному преодолению конфликта; устойчивый и познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.

1

(21)

Степень окисления

Урок изучения нового материала

Бинарные соединения.

Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления, общий способ их названия.

Текущий

Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов.

Уметь

- называть: бинарные соединения по их химическим формулам

-определять: степень окисления элементов в соединениях.

Формиро-вание понятия о степени окисления

Умение работать с учебником, дополнительной литературой и периодической системой

Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации, слушать его.

Аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве

18.11

2

(22)

Важнейшие классы бинарных соединений.

 Комбиниро-ванный

Оксиды и летучие водородные соединения:

Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов.

Текущий

Д. Образцы оксидов.

Растворы хлороводорода и аммиака.

 Знать/понимать

 химическое понятие: оксиды

Уметь

- называть: оксиды по их формулам

- определять: степень окисления элементов в оксидах

- составлять: формулы оксидов.

Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы работать по плану,

Проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к новым знаниями способам решения задач

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для партнера понятия

21.11

3

(23)

Основания.

 Комбиниро-ванный.

Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы.

Текущий

Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований.

Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

 Знать/понимать

 –химические понятия: основания,  щелочи.

Уметь

-называть: основания по их формулам

-составлять: химические формулы оснований

- определять: основания по их формулам.

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера

основных понятий

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

25.11

4

(24)

Кислоты.

Комбиниро-ванный.

Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы.

Текущий

Д. Образцы кислот.

Изменение окраски индикаторов в кислой среде.

 

Знать/понимать

-химические понятие: кислота, щелочь.

Уметь

- называть:

кислоты по их формулам

-составлять: химические формулы кислот

- определять: кислоты по их формулам.

1.Формировать умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в

новом  учебном материале в сотрудничестве с учителем;

2. Планировать свои действия  в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации.

1.Формировать умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

2.Формировать у учащихся представление о номенклатуре неорганических соединений;

1.Совершенство-вать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

2.Развивать умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета

интересов и позиций всех его участников;

28.12

5-6

(25-26)

Соли.

Комбиниро-ванный.

Состав и номенклатура солей. Составление формул солей.

Текущий

Д.  Образцы солей.

Знать/понимать

-химическое понятие: соль

Уметь

- называть: соли по их формулам

-составлять: химические формулы солей

- определять: соли по их формулам.

Формиро-вание понятия о солях и  их свойствах

Умение работать с учебником, дополнитель-ной литературой и периодической системой

Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации, слушать его.

Аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве

02.12

05.12

7

(27)

Обобщение и системати-зация знаний по теме :«Соединения химических элементов»

Урок применения знаний и умений.

Классификация веществ. Упражнения в составлении формул веществ по их названиям. Расчеты по химическим формулам.

Темати-ческий.

Знать/понимать

- химическое понятие: классификация веществ

Уметь

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения,

количество вещества,

объем или массу вещества по его количеству.

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

09.12

8

(28)

Аморфные и кристалли-ческие вещества. Кристалли-ческие решетки.

Комбиниро-ванный.

Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные, атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Текущий

Д. Модели кристаллических решеток.

Знать/понимать

-закон постоянства состава веществ

Уметь

-характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ.

1.Формировать умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в

новом  учебном материале в сотрудничестве с учителем;

2. Планировать свои действия  в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации.

1.Формировать умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

2.Формировать у учащихся представление о номенклатуре неорганических соединений;

1.Совершенствовать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

2.Развивать умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета

интересов и позиций всех его участников;

12.12

9

(29)

Чистые вещества и смеси.

Комбиниро-ванный.

Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ.

Текущий

Д. Образцы смесей.

Л.2. Разделение смеси речного песка и поваренной соли.

Уметь.

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы работать по плану,

Проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к новым знаниями способам решения задач

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для партнера понятия

16.12

10

(30)

Практическая работа №2.Способы разделения смесей.

Практическая работа Оформление работы.

Практичес-кая работа

Уметь

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

- использовать приобретенные знания для критической оценки информации о воде.

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера

основных понятий

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

19.12

11-12

(31-32)

Массовая доля компонентов в смеси.

Урок примения понятий

Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси.

Текущий

Уметь

- вычислять: массовую долю вещества в растворе.

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера

основных понятий

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

23.12

26.12

13

(33)

Практическая работа №3. Приготов-ление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.

Практическая работа Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора.

Практичес-кая работа

Уметь

-Использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации.

Целеполагание и планирование

Формирование познавательной цели

1. Планирование практической работе по предмету

2.Разрешение конфликта

3.Управление поведением партнера

13.01

14

(34)

Обобщение и системати-зация знаний по теме  2 и 3.

Урок применения знаний и умений.

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

Темати-ческий

Уметь применять ЗУН, полученные при изучении темы «Соединения химических элементов».

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

16.01

15

(35)

Контрольная работа №2 по темам 2 и 3.

Урок применения знаний и умений.

Темати-ческий

Уметь применять знания, умения и навыки в ходе изучения темы «Соединения химических элементов».

Ставить учебные цели

Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формулирует собственное мнение и позицию

20.01

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами ( 11 часов)

Личностные результаты освоения темы: осознание границы собственного знания и незнания; положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретения новых знаний, умений, совершенствование имеющихся; умение конструктивно разрешать конфликты; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения.

1-2

(36-37)

Явления физические и химические. Химические реакции.

Комбиниро-ванный

Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотерми-ческие и эндотерми-ческие реакции.

Текущий

Д.Горения магния

    Возгонка йода    Плавление парафина

Л. 4. Окисление меди в пламени спиртовки

 5. Помутне-ние известковой воды

 6. Получение углекислого газа.  

 7. Замещение меди в растворе  хлорида меди (II) железом.

Знать/понимать

-химические понятия:

химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции).

Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы работать по плану,

Проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к новым знаниями способам решения задач

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для партнера понятия

23.01

27.01

 3

(38)

Химические уравнения.

Комбиниро-ванный

Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление  уравнений химических реакций.

Текущий

Знать/понимать

-закон сохранения массы веществ

Уметь

- составлять: уравнения химических реакций.

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

30.01

 4-5

(39-40)

Расчеты по химическим уравнениям.

 Обучающий урок

Решение расчетных задач.

Текущий

 Уметь

- вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

03.02

06.02

6-7

(41-42)

Типы химических реакций.

Урок изучения нового материала

Сущность реакций разложения, соединения, замещение и обмена. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Составление уравнений реакций указанных типов.

Работа с демонстра-ционным матери-алом. Текущий

Д. Химические реакции различных типов.

Знать/понимать

- химическое понятие:

классификация реакций

Уметь

-определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.      

Формирование понятия реакции разложения

Умение работать с учебником, дополнительной литературой и периодической системой

Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации, слушать его.

Аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве

10.02

13.02

8

(43)

Региональная диагности-ческая работа  в 8 классах

Урок применения знаний и умений.

Региона-льный

17.02

9

(44)

Практическая работа №4. Признаки химических реакций.

Практическая работа

Практиче-ская работа

Уметь

- составлять: уравнения химических реакций

-использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами.

Предвосхищают временные характеристики достижения результата, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей, анализируют условия и требования задачи

Учатся принимать решение и реализовывать его, разрешать конфликты

20.02

10

(45)

Обобщение и системати-зация знаний по теме 4.

Урок применения знаний и умений.

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

Темати-ческий

Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении

тренировочных заданий и упражнений.

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера

основных понятий

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

24.02

11

(46)

Контрольная работа №3 по теме 4.

Урок применения знаний и умений.

Темати-ческий

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения темы «Изменения, происходящие с веществами», при выполнении контрольной работы.

Ставить учебные цели

Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формулирует собственное мнение и позицию

27.02

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Окислительно – восстановительные     реакции (21час)

Личностные результаты освоения темы: Приобретение мотивации к процессу образования; признание ценности здоровья своего и других людей; готовность и способность к равноправному сотрудничеству, участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций.

  1

(47)

Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов.

Комбиниро-ванный

Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщен-ные растворы. Значение растворов.

Работа с демонстра-ционным материалом. Текущий

Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде.

Л. Получение кристаллов солей (домашняя практическая работа).

Знать определение понятия «растворы», признаки химического взаимодействия при растворении, условия растворения веществ в воде, классификацию растворов.

Ставить учебные цели

Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

02.03

2-3

(48-49)

Электролити-ческая диссоциация

Урок изучения нового материала.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей.

Текущий

Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

Знать/понимать

- химические понятия: электролит и неэлектролит,

электролитическая диссоциация.

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Умение работать с учебником, дополнитель-ной литературой и периодической системой

Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации, слушать его.

Аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве

05.03

09.03

4

(50)

Ионные уравнения реакций

Урок изучения нового материала

Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.

Текущий

Д. Примеры реакции, идущие до конца.

Уметь

- объяснять: сущность реакций ионного обмена

- определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца.

-составлять:  полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера

основных понятий

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

12.03

5

(51)

Практическая работа №5.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Практическая работа

Практиче-ская работа

Уметь

- составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей.

Целеполагание и планирование

Формирование познавательной цели

1. Планирование практической работы по предмету

2.Разрешение конфликта

3.Управление поведением партнера

16.03

6-7

(52-53)

Кислоты, их классифи-кация и свойства.

Комбиниро-ванный Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов.

Текущий

Л. 8. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной); принадлежность веществ к классу кислот.

Уметь

- называть кислоты

- характеризовать: химические свойства кислот.

- определять:  возможность протекания типичных реакций кислот.

1.Формировать умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в

новом  учебном материале в сотрудничестве с учителем;

2. Планировать свои действия  в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации.

1.Формировать умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

2.Формировать у учащихся представление о номенклатуре неорганических соединений;

1.Совершен-ствовать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

2.Развивать умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета

интересов и позиций всех его участников;

19.03

30.03

8-9

(54-55)

Основания, их классифи-кация и свойства.

Комбиниро-ванный

Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований; взаимодействие  с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с  растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований.

Текущий

Л.9. реакции  характерные для растворов щелочей

Л.10. получение и свойства нерастворимого основания.

Уметь

- называть основания:

- характеризовать: химические свойства оснований.

 - определять: возможность протекания типичных реакций оснований.

1.Формировать умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в

новом  учебном материале в сотрудничестве с учителем;

2. Планировать свои действия  в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации.

1.Формировать умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

2.Формировать у учащихся представление о номенклатуре неорганических соединений;

1.Совершенство-вать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

2.Развивать умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета

интересов и позиций всех его участников;

02.04

06.04

10-11

(56-57)

Оксиды, их классифи-кация и свойства

Комбиниро-ванный

Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов.

Текущий

Л. 12. Реакции характерные для основных оксидов

Л. 13. Реакции характерные для кислотных оксидов  

Уметь

- называть оксиды

- определять: принадлежность веществ к  классу оксидов

-характеризовать: химические свойства   оксидов.

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера

основных понятий

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

09.04

13.04

12-13

(58-59)

Соли, их свойства.

Комбиниро-ванный

Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости)

Текущий

Уметь

- называть соли.

- определять:

принадлежность веществ к классу солей

- характеризовать:

химические свойства солей.

Ставить учебные цели

Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формулирует собственное мнение и позицию

16.04

20.04

14

(60)

Генетическая связь между классами неоргани-ческих соединений

Урок применения знаний и умений.

Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.

Текущий

Уметь

- характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ.

1.Формировать умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в

новом  учебном материале в сотрудничестве с учителем;

2. Планировать свои действия  в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации.

1.Формировать умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

2.Формировать у учащихся представление о номенклатуре неорганических соединений;

1.Совершенство-вать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

2.Развивать умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета

интересов и позиций всех его участников;

23.04

15

(61)

Практическая работа №6. Свойства кислот оснований, оксидов и солей.

Урок применения знаний и умений.

Текущий

Уметь.

- обращаться с химической посудой и реактивами

- распознавать опытным.  путем растворы кислот  и щелочей.

- определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца.

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера

основных понятий

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

27.04

16

(62)

Обобщение и системати-зация знаний по теме 5.

Урок применения знаний и умений.

Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций.

Темати-ческий

Уметь

характеризовать:

химические свойства основных классов неорганических веществ. Составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ.

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспекивной оценки

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

30.04

17

(63)

Контрольная работа №4 по теме 5.

Урок применения знаний и умений.

Темати-ческий

Уметь применять теоретические и практические ЗУН, полученные при изучении данной темы, на контрольной работе.

Ставить учебные цели

Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формулирует собственное мнение и позицию

04.05

18

(64)

Анализ контрольной работы.

Урок применения знаний и умений.

Темати-ческий

Уметь применять теоретические и практические ЗУН, полученные при изучении данной темы, на контрольной работе.

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера

основных понятий

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

07.05

19-20

(65-66)

Окислительно-восстанови-тельные реакции.

Урок изучения нового материала

Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов.

Текущий

Знать/понимать

- химические понятия:

окислитель и восстановитель,

окисление и восстановление.

- определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени  окисления химических элементов.

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспекивной оценки

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

11.05

14.05

21

(67)

Практическая работа №7. Решение эксперимен-тальных задач.

Урок применения знаний и умений.

Темати-ческий

Уметь

- обращаться с химической посудой и реактивами.

- характеризовать: химические свойства основных классов неорганических соединений.

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера

основных понятий

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

18.05

68

Итоговое занятие. Контрольная работа №5 «Итоговая работа по химии за 8 класс»

Урок обобщения знаний по химии

Годовой контроль

Уметь применять теоретические и практические ЗУН, полученные при изучении курса химии.

Ставить учебные цели

Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формулирует собственное мнение и позицию

21.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...