Белки — природные полимеры
план-конспект урока по химии (10 класс)

Титарова Татьяна Ивановна

Белки — природные полимеры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belki_prirodnye_polimery_20.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Рахмановская средняя общеобразовательная школа имени Е.Ф. Кошенкова

городского округа Павловский Посад Московской области

142520, Московская область, г.о. Павловский Посад, с. Рахманово, д.115-А,

тел.: 8 (49643) 77-133, 77-250, E-mail: rahmanovo-school@mail.ru

Урок на тему «Белки — природные полимеры»

(в рамках методической недели)

Тема: “Белки — природные полимеры»

Цели:

1.Обучающая:

 дать понятие о белках – природных полимерах,объяснить строение  макромолекул  белка.

углубить знания учащихся о связи строения молекул вещества и их функции на примере белков.

  научить осмысливать информацию и делать выводы.

расширить знания в области .

 2.Развивающая:

 актуализация знаний;

 умение систематизировать и обобщать полученные знания.

 развить умение выделять главное, делать выводы.

  3.Воспитательная:

сформировать интерес к знаниям;

сплотить коллектив группы.

 формировать и развивать научную картину мира.    

   проводить  реакции, подтверждающие свойства белков,

  качественные  реакции на белки.

составлять  уравнения  химических реакций синтеза полипептидной  цепи (составлять модели).

объяснять функции белков в организме.

 Оборудование таблицы “Строение белков”, “Состав белков”, “Функции белков”, “Расщепление белков в организме”, “Аминокислоты”. Образцы белков (яйцо, мясо), реактивы (H2O2, C2H5OH, CuSO4, NaOH, HNO3, NaCl). Спиртовки, образцы шерсти.

Ход урока:

1. Организационный момент:

2. Переход к изучению новой темы:

3. Изучение новой темы:

Урок начинается стихами С.Я.Надсона:

“Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
капризна, как дитя, и призрачна, как дым,
кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
великое смешав с ничтожным и смешным…”

А знаете ли Вы: 

1.Белок никогда не переходит в жир - совет врача диетолога. 
2. Образование морщин связано с уменьшением натурального белка коллагена и впрыскиванием его в верхний слой кожи коллаген возмещается. Почти все мелкие и крупные морщины можно корректировать этой терапией - совет врача косметолога . 
3. Современное название белков- ферментов (энзимы). 
4. Выработка иммунитета - это важная защитная функция белка. Диета снижает иммунитет. 
5. Изучение белков позволило ответить на вопросы, почему одни люди высокого роста, а другие низкого, одни полные, другие худые, одни медлительные, другие проворные, одни сильные, другие слабые. 
6.Все белки в организме человека постоянно разрушаются и синтезируются. Период полураспада белков в теле человека 80 дней, в мышцах, коже, мозгу ― 180 дней, в сыворотке крови и печени ― 10 дней, у ряда гормонов он исчисляется часами и даже минутами (инсулин). 
7. Каждый вид обладает собственными видами белков. Если бы в белке не было бы заложено этого качества, то не было бы такого разнообразия жизненных форм, к которым относимся и мы. 

8. Как появилась жизнь на Земле? Что лежит в основе жизни?

Что такое жизнь? Откуда она взялась на Земле? Эти вопросы волнуют людей всегда. Ни одно естественнонаучное явление не вызывало такой острой борьбы мировоззрений, какая всегда сопровождала проблема живого. А причина этой борьбы – в самом объекте познания, его уникальности, неповторимости и сложности. Постепенно было накоплено достаточно экспериментального материала, чтобы дать следующее определение жизни: “Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка”. (Ф.Энгельс)

Современная наука представляет жизнь как переплетение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами.

Что же такое белок?

Ученики  должны раскрыть тайну веществ, лежащих в основе понятия “жизнь”, т.е. должны ответить на вопрос “Что такое белок?”. (Для организации дальнейшей деятельности студентов учитель знакомит их с особенностью работы в группах). Ученики  работают в составе 3группы

Для самостоятельной работы группам выданы инструкции, пластилин, проволока, бусы. Устанавливается регламент работы (10 минут).

Прочитайте текст учебника химии на стр.18–20;

Ответьте на вопросы и обсудите в группе:

Каков атомарный состав белков? Какие функциональные группы входят в состав белков?

Каким образом происходит соединение аминокислот в белковую молекулу? (Покажите на примере 2-х аминокислот.

Каким образом образуется первичная, вторичная, третичная структура белка? (Покажите с помощью бус).

Почему белки называют природными полимерами? (Отличие от крахмала, целлюлозы).

Составьте схему превращения белков в организме.

Проводится обсуждение вопросов. Выступает один ученик от группы, остальные имеют право дополнять, исправлять, задавать вопросы.

По окончанию обсуждения вопросов ученики  формируют общий вывод по I этапу работы:

Белки очень разнообразны, т.к. каждый из них характеризуется последовательностью аминокислотных звеньев: белки – это высшая, самоорганизующаяся форма развития вещества, в которой первичная структура определяет его биологическую активность; белки полифункциональны, это биополимеры, полипептиды. Белки различаются по составу аминокислот, числу аминокислотных остатков по порядку их последовательности в белковой цепи.

Белки всех организмов построены из одних и тех же аминокислот – это доказательство единства живого мира на Земле.

Закрепление пройденного материала(Лабораторная работа)

Химические свойства белков (учитель химии).

1. Цветные реакции на белок

Опыт 1: Биуретовая реакция (распознавание пептидных связей).

К 2 мл раствора белка добавьте 2 мл 10% раствора NaOH, а затем 2–3 капли CuSO4. Наблюдайте изменение цвета.

Опыт 2: Ксантопротеиновая реакция (обнаружение бензольных ядер в аминокислотных остатках). К 2 мл раствора белка добавьте 0,5 мл конц. HNO3 и нагрейте. Наблюдайте за реакцией.

2. Гидролиз белков – разрушение первичной структуры. В лаборатории этот процесс проводится в присутствии кислот и щелочей при нагревании. В организме он проходит под действием ферментов.

3. Денатурация белков. Необратимая - полное разрушение пространственной структуры белка. Денатурация происходит под действием солей тяжелых металлов, высокой температуры, излучения.

Обратимая денатурация - частичное разрушение пространственной структуры белка. Обратный процесс называется денатурация.

Опыт 1. К раствору белка добавьте раствор хлорида натрия. Пронаблюдайте и проанализируйте изменения.

Опыт 2. К раствору белка добавьте концентрированный раствор сульфата меди. Пронаблюдайте и объясните изменения.

Опыт 3. К раствору белка добавьте 96% раствор этанола. Объясните произошедшие изменения.

4. Горение белков. Учащиеся поджигают шерстяную нитку и делают вывод.

Учитель химии: Денатурация приводит к нарушению антигенной чувствительности белка, а иногда и к полному блокированию ряда иммунологических реакций, к инактивации ферментов и нарушению обмена веществ. Ученые предполагают, что процессы старения связаны с медленно протекающей денатурацией. Реакция гидролиза белков приводит к образованию аминокислот, из которых в клетках организма образуются белки, характерные для данного организма.

Вывод: Итак, понятие “жизнь” и “белок” неразрывно связаны. Чтобы ответить на вопрос “что такое жизнь?”, надо знать, что такое белок. Чем больше о белках мы узнаем, тем глубже проникаем в понятие “жизнь”. Насколько многообразны белки, настолько сложна, загадочна и многолика жизнь. Подтверждением служат слова Гете: “Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир бы не мог существовать, если бы был так просто устроен”.

Домашнее задание: §38, 39 (биология)

Осуществить переход: пропанa → пропенa → пропанолa→  пропановая кислота →аминопропановая кислота → дипептид.

Литература:

  1. В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин Общая биология: Учеб. Для 10 – 11 кл. общеобразоват. учеб. Заведений. – 4-е изд., - М.: Дрофа, 2011.
  2. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор Биология: В 3-х т. Т. 3.: Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2000
  3. Под редакцией С.Г.Мамонтова. Биология. Пособие для поступающих в вузы.-М.:Высшая школа 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии в 11 классе "Белки - природные полимеры"

Данный материал будет полезен как учителям химии, так и преподавателям биологии. Можно смело применить в качестве интергированного материала, предварительно его переработав....

План- конспект урока в 10 классе "Белки - природные полимеры"

План - конспект и презентация к уроку в 10 классе "Белки - природные полимеры". Базовый учебник О.С. Габриелян Химия 10 класс М.:Дрофа 2007г....

План- конспект урока в 10 классе "Белки - природные полимеры"

План - конспект и презентация к уроку в 10 классе "Белки - природные полимеры". Базовый учебник О.С. Габриелян Химия 10 класс М.:Дрофа 2007г....

Урок. Белки - природные полимеры.

Дать понятие о белках – природных полимерах,объяснить строение  макромолекул  белка. Углубить знания учащихся о связи строения молекул вещества и их функции на примере белков....

Белки – природные полимеры. Состав и строение белков.

Белки – природные полимеры. Состав и строение белков....

Белки – природные полимеры. Состав и строение белков.

Ни один из известных нам живых организмов не обходится без белков. Белки служат питательными веществами, они регулируют обмен веществ, исполняя роль ферментов – катализаторов обмена веществ, спо...